Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Методика
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и их проектов
(утв. постановлением и.о. главы Администрации МО "Городской округ
"Город Нарьян-Мар" от 1 июня 2009 г. N 843)
I. Общие положения
1. Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии правовых актов Администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", а также в действующих правовых актах коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
2. Коррупционными факторами признаются положения правовых актов и их проектов (далее - правовые акты), которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
3. Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы правовых актов Администрации города Нарьян-Мара в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращению включения в них указанных положений, либо исключению их из действующих правовых актов (далее - антикоррупционная экспертиза).
II. Основные правила проведения антикоррупционной экспертизы
1. Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
3. По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. К экспертному заключению прилагается таблица коррупционных факторов, выявленных в правовом акте, по форме, согласно приложению к настоящей методике.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте выявленных коррупционных факторов.
4. Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся, в соответствии с настоящей методикой, к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
5. В экспертном заключении, в обязательном порядке, предусматриваются рекомендации по доработке проекта правового акта (внесению изменений в нормативный правовой акт), в котором выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
III. Коррупционные факторы
1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией Администрацией города Нарьян-Мара полномочий;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
2. Факторы, связанные с реализацией Администрации города Нарьян-Мара полномочий, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий должностных лиц;
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. О предъявлении завышенных требований свидетельствует наличие открытых (не исчерпывающих) перечней документов, подаваемых заявителем или оснований для отказа ему, использование субъективно-оценочных формулировок оснований для отказа в реализации права;
г) злоупотреблении правом заявителя Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) в выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц);
е) наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящих к принятию дополнительных правовых актов;
ж) принятии правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) при принятии правовых актов;
з) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера;
3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в правовом акте и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус муниципальных служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности муниципальных служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за Администрацией города Нарьян-Мара (должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц, муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе нормативного правового акта.
К ним относятся:
а) ложные цели и приоритеты.
Правовой акт должен иметь ясные цели и приоритеты, отвечающие реальным потребностям правового регулирования.
На данный фактор могут указывать объективная нецелесообразность принятия правового акта, избыточность регулирования вопроса, несоответствие положений правового акта продекларированным им целям;
б) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для Администрации города Нарьян-Мара (должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от органов местного самоуправления (их должностных лиц).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.