Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению Совета городского
округа "Город Нарьян-Мар"
от 24 мая 2006 г. N 72-п
Положение
"О территориальном общественном самоуправлении в муниципальном
образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Настоящее Положение в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" регулирует вопросы организации, функционирования и правового положения территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (далее в тексте - город Нарьян-Мар).
1. Общие положения
1.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту жительства на части территории города Нарьян-Мара, границы которой устанавливаются Советом городского округа "Город Нарьян-Мар" (далее - городским Советом) по предложению населения, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, реализуемых населением непосредственно или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления;
- органы территориального общественного самоуправления - органы, избранные на собраниях или конференциях граждан, объединившихся по месту жительства, для выполнения функций территориального общественного самоуправления по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов местного значения.
Структура органов территориального общественного самоуправления устанавливается в его Уставе.
В структуру органов территориального общественного самоуправления могут входить как коллегиальные (совет, комитет), так и единоличные органы (староста, председатель совета, комитета).
1.2. Правовую основу осуществления территориального общественного самоуправления на территории города Нарьян-Мара составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, законы Ненецкого автономного округа, Устав муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", настоящее Положение, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления города Нарьян-Мара.
1.3. Организация территориального общественного самоуправления на территории города Нарьян-Мара осуществляется в целях решения жителями города по месту жительства следующих вопросов обеспечения жизнедеятельности городского территориального сообщества:
- защиты прав и законных интересов жителей соответствующей территории города в органах государственной власти и местного самоуправления;
- подготовки и внесения предложений в планы и программы социально-экономического развития города Нарьян-Мара;
- организации акций милосердия и благотворительности, содействия органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;
- осуществления общественного контроля за использованием городской муниципальной собственности, расположенной на соответствующей территории;
- содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
- осуществления общественного контроля за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, установленных действующим законодательством;
- содействия в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
- осуществления общественного контроля за содержанием жилого фонда, инженерных коммуникаций, своевременным и качественным выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по их капитальному и текущему ремонту в соответствии с утвержденными планами работ;
- содействия жилищно-эксплуатационным организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;
- внесения в порядке, установленном законодательством, предложений и проектов правовых актов в органы государственной власти, органы местного самоуправления по вопросам выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно полезных целей, создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;
- осуществления общественного контроля за качеством уборки территории, очистки дорог, вывозом снега и мусора, решением иных вопросов благоустройства;
- содействия органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
- информирования населения соответствующей территории города о решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии органов территориального общественного самоуправления.
1.4. Граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории города Нарьян-Мара, достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления по месту жительства, избирать и быть избранными в состав органов территориального общественного самоуправления (ТОС).
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на его территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе соответствующих собраний (конференций).
1.5. Жители города Нарьян-Мара имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, вправе получать полную и достоверную информацию о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
1.6. Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
- законности;
- свободного волеизъявления граждан на собраниях (конференциях);
- выборности и подконтрольности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (конференциям) членов территориального сообщества;
- добровольного участия граждан в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения;
- сочетания интересов населения, как участвующего, так и не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
- самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
- гласности и учета общественного мнения.
1.7. Акты территориального общественного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, Уставу муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", нормативным правовым актам органов местного самоуправления города Нарьян-Мара.
2. Формы осуществления территориального общественного самоуправления
2.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем проведения собраний (конференций) граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
2.2. Порядок подготовки и проведения собрания (конференции) граждан определяется Законом Ненецкого автономного округа "О местном самоуправлении в Ненецком автономном округе", Уставом МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", настоящим Положением и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Нарьян-Мара.
2.3. Территориальное общественное самоуправление в городе Нарьян-Маре осуществляется в следующих границах:
- микрорайон - составная часть жилой застройки города Нарьян-Мара, представляющая собой, как правило, исторически сложившийся комплекс объектов жилого, социально-бытового, рекреационного, коммунального назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Границы микрорайонов города определяются городским Советом по предложению населения, проживающего на данной территории.
Органы территориального общественного самоуправления микрорайонов города являются высшим звеном системы городских органов территориального общественного самоуправления, которые могут формироваться по следующему принципу:
- улица (переулок и т.д.) - несколько одно- или двухэтажных многоквартирных жилых домов и (или) домов частного сектора, расположенных на одной улице, переулке и т.д.;
- многоквартирный (многоэтажный) жилой дом - жилой дом с количеством этажей более двух, имеющий, как правило, 20 и более жилых помещений (квартир);
- подъезд многоквартирного (многоэтажного) жилого дома.
Органы территориального общественного самоуправления многоквартирного (многоэтажного) жилого дома, улицы взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления микрорайона. Органы территориального общественного самоуправления подъезда многоквартирного (многоэтажного) жилого дома взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления многоквартирного (многоэтажного) жилого дома, улицы.
2.4. Собрание граждан считается правомочным при участии в нем не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
2.5. Для осуществления территориального общественного самоуправления могут проводиться конференции граждан - собрания представителей граждан (делегатов) соответствующей территории города Нарьян-Мара для обсуждения вопросов местного значения и принятия по ним решения.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Делегаты конференции могут избираться на собраниях граждан, проживающих на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, согласно установленной нормы представительства - 1 делегат от жителей одно- или двухэтажного многоквартирного жилого дома, или 1 делегат от жителей подъезда многоквартирного (многоэтажного) жилого дома, или 1 делегат от семей нанимателей (собственников) 3-5 индивидуальных жилых домов.
Уставом территориального общественного самоуправления могут быть предусмотрены иные нормы представительства.
3. Порядок образования и деятельности органов
территориального общественного самоуправления
3.1. Территориальное общественное самоуправление создается по инициативе населения, на основе добровольного волеизъявления граждан.
Запрещается создание территориального общественного самоуправления на территории города, на которой в соответствии с действующим законодательством уже осуществляется территориальное общественное самоуправление и созданы соответствующие органы.
3.2. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях (конференциях) граждан по месту их жительства, которые проводятся по инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории города, и подтвердивших свое волеизъявление личными подписями.
Созданная гражданами инициативная группа оповещает жителей соответствующей территории, а также органы местного самоуправления о времени, месте проведения собрания (конференции) граждан и решаемых вопросах не позднее, чем за 14 дней.
Инициативная группа готовит: проект повестки собрания (конференции); проект Устава создаваемого ТОС, а также проекты иных документов для принятия на собрании (конференции); проводит учет жителей (собственников недвижимого имущества) или их представителей, проживающих на территории ТОС; уполномочивает своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания председателя собрания (конференции).
3.3. Собрание (конференция) принимает решение: о создании и осуществлении на соответствующей территории территориального общественного самоуправления; дает наименование созданному ТОС, определяет цели его деятельности и перечень вопросов местного значения, в решении которых намерены принимать участие органы создаваемого ТОС; обсуждает и утверждает Устав ТОС, структуру его выборных органов; избирает выборные органы создаваемого ТОС.
Решения собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Процедура проведения собрания (конференции) отражается в протоколе, который ведется в свободной форме секретарем собрания (конференции), и подписывается председателем и секретарем собрания (конференции).
3.4. Устав ТОС является учредительным документом органа территориального общественного самоуправления. В уставе территориального общественного самоуправления указываются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Описание границ территории, в пределах которой осуществляет деятельность орган территориального общественного самоуправления (в том числе в виде перечня многоквартирных и индивидуальных жилых домов, жители которых участвуют в осуществлении ТОС), вносится в устав территориального общественного самоуправления после его установления Советом городского округа "Город Нарьян-Мар".
3.5. Исходя из конкретных местных условий в устав территориального общественного самоуправления могут быть включены и другие нормы, регламентирующие деятельность его органов.
3.6. Территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом. Для приобретения статуса юридического лица территориальное общественное самоуправление подлежат регистрации в соответствии с действующим законодательством.
3.7. Органы территориального общественного самоуправления подотчетны и подконтрольны населению и не реже одного раза в год отчитываются об итогах своей деятельности перед собранием (конференцией) граждан соответствующей территории. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливается в Уставе ТОС и не может превышать 4 лет.
3.8. Порядок выделения из городского бюджета средств, необходимых для осуществления территориального общественного самоуправления в городе Нарьян-Маре, определяется главой города.
4. Компетенция территориального общественного самоуправления и его органов
4.1. Территориальное общественное самоуправление вправе определять, по согласованию с органами местного самоуправления города Нарьян-Мара, приоритеты развития соответствующей территории, при этом интересы жителей указанной территории не должны противоречить интересам жителей города Нарьян-Мара в целом.
4.2. На основании мотивированного обращения органов территориального общественного самоуправления, решением Совета городского округа или постановлением Главы города им могут делегироваться отдельные полномочия органов местного самоуправления для реализации их на территории осуществления территориального общественного самоуправления. По делегированным полномочиям органы территориального общественного самоуправления подотчетны городскому Совету и Главе города.
4.3. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие Устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
4.4. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) в соответствии с законодательством могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
4.5. Решения органов территориального общественного самоуправления в течение 7 дней со дня их принятия доводятся до сведения органов местного самоуправления и заинтересованных лиц, а также всех жителей соответствующей территории через средства массовой информации либо иным способом, указанным в принятом решении.
5. Взаимодействие органов территориального общественного
самоуправления с органами местного самоуправления
5.1. Органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий и координируют их деятельность.
5.2. Органы местного самоуправления города Нарьян-Мара:
- создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления;
- оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
- предоставляют помощь инициативным группам граждан в проведении собраний (конференций) граждан, вправе принимать в них участие;
- содействуют разработке Уставов ТОС, решений органов территориального общественного самоуправления;
- приостанавливают действие решений органов территориального общественного самоуправления в случаях превышения ими своих полномочий;
- определяют иные формы взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления.
5.3. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе присутствовать при рассмотрении органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих интересы их территории в порядке, предусмотренном регламентами органов местного самоуправления.
6. Порядок регистрации территориального общественного самоуправления
и его органов на территории Города Нарьян-Мара
6.1. Регистрация Уставов ТОС и учет органов территориального общественного самоуправления осуществляется Администрацией города в порядке, установленном Главой города.
6.2. Администрация города ведет реестр органов территориального общественного самоуправления, действующих на территории города Нарьян-Мара, в который включаются следующие сведения:
- наименование органа территориального общественного самоуправления;
- территориальные границы деятельности органа территориального общественного самоуправления;
- местонахождение органа территориального общественного самоуправления;
- срок полномочий органа территориального общественного самоуправления;
- фамилия, имя, отчество руководителя органа территориального общественного самоуправления, уполномоченного действовать от его имени.
В случае приобретения органом территориального общественного самоуправления статуса юридического лица в реестр включаются сведения о внесении органа территориального общественного самоуправления в единый государственный реестр юридических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика.
6.3. Для регистрации Устава ТОС орган территориального общественного самоуправления, избранный на собрании (конференции) жителей, в течение 7 дней со дня ее проведения направляет на имя Главы города следующие документы:
- заявление о регистрации Устава ТОС, подписанное руководителем избранного на собрании (конференции) руководящего органа ТОС либо председателем и секретарем собрания (конференции) ТОС;
- заверенную копию протокола собрания (конференции) жителей, на которой был принят Устав ТОС;
- заверенную в установленном порядке копию принятого Устава ТОС.
Регистрация Устава ТОС осуществляется Администрацией города в течение месяца со дня его представления. Отказ в регистрации Устава ТОС может быть обжалован в судебном порядке.
7. Порядок реорганизации и прекращения деятельности органов
территориального общественного самоуправления
7.1. Органы территориального общественного самоуправления прекращают свои полномочия в порядке, предусмотренном Уставом ТОС, по решению собрания (конференции) жителей соответствующей территории или по решению суда.
7.2. Реорганизация, ликвидация органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Решение о реорганизации, ликвидации органа территориального общественного самоуправления направляется Главе города для внесения в реестр соответствующей записи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.