Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-192/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" о признании нормативных правовых актов недействующими в части
с апелляционной жалобой Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 3 апреля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" Шейко И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
30 ноября 2022 года Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса, орган регулирования, тарифный орган) принято постановление N 958 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022, 2023 годы" (далее - Постановление N 958).
В таблице 1 приложения к Постановлению N 958 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В столбце 3 пункта 19 таблицы 3 приложения к Постановлению N 958 для общества с ограниченной ответственностью "Электросетьсервис" (далее - ООО "Электросетьсервис", Общество) установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год, в размере 31 750, 67 тыс. руб.
30 ноября 2022 года РЭК Кузбасса принято постановление N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" (далее - Постановление N 960).
Пунктами 66, 67, 68, 69, 70, 72 приложения к Постановлению N 960 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год, а именно между ООО "Электросетьсервис" и ООО "ЕвразЭнергоТранс", ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго - РЭС"), ООО "ОЭСК", ООО ХК "СДС-Энерго", ООО "КузбассЭнергоСеть".
ООО "Электросетьсервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с момента принятия Постановления N N 958 и 960 в вышеуказанных частях. В обоснование заявленных требований, ссылаясь на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, имеющие большую юридическую силу, указало, что РЭК Кузбасса произведены неверный расчет и корректировка необходимой валовой выручки (далее - НВВ) Общества на 2023 год ввиду необоснованного установления расходов по статьям "Расходы на оплату труда", "Отчисления на социальные нужды (ЕСН)", "Работы и услуги производственного характера", "Сырье и материалы" в части расходов на спецодежду; выпадающие расходы определены некорректно; баланс электрической энергии и мощности установлен в завышенном относительно заявленного Обществом размере; плановая тарифная выручка не дифференцирована на одноставочных и двухставочных потребителей, при этом полезный отпуск мощности из сетей Общества значительно завышен. Неверное определение НВВ привело к неверному установлению единых (котловых) и индивидуальных тарифов, что нарушает экономические интересы и права административного истца и влечет для него значительные убытки.
Определением Кемеровского областного суда от 3 апреля 2023 года административное исковое заявление ООО "Электросетьсервис" в части пункта 69 приложения к Постановлению РЭК Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" оставлено без рассмотрения в связи с признанием данного пункта недействующим со дня принятия решением Кемеровского областного суда от 13 марта 2023 года по административному делу N 3а-161/2023.
Решением Кемеровского областного суда от 3 апреля 2023 года (с учетом определения этого же суда об исправлении описки от 17 апреля 2023 года) административные исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе РЭК Кузбасса просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, ссылаясь на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, несоответствие его выводов обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что экспертная оценка балансовых показателей электрической энергии, принятых для расчета тарифов на 2023 год, производилась на основе анализа данных, представленных в материалах тарифного дела ООО "Электросетьсервис", а также информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых компаний. Так, расходы на спецодежду были предусмотрены тарифным органом в статье "Услуги производственного характера", поскольку оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание Общества осуществлялось сторонней организацией на договорное основе, и дополнительному включению по иной статье затрат не подлежали. Тарифная заявка не содержала конкретной суммы выпадающих расходов, в связи с чем экспертом в данной части не рассматривалась, при этом фактические данные бухгалтерских документов за 2021 год в части расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии учтены в экспертном заключении на 2023 год и произведена их корректировка. Расходы на оплату труда 14 электромонтеров не были включены в НВВ Общества на 2023 год в связи с поздней подачей обосновывающих документов и формированием к этому времени котла и НВВ других предприятий. Приказ Минэнерго России от 13 января 2003 года N 6, на который ссылается административный истец в обоснование расчета затрат на оперативную бригаду при аварийных ситуациях, применению не подлежит в связи с его отменой. Расчет численности на обслуживание электросетевого оборудования произведен РЭК Кузбасса на основании приказа Госстроя РФ от 3 апреля 2000 года N 68, согласующегося с приказом Минэнерго России от 12 августа 2022 года N 811.
Величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций не завершена, формировалась экспертами на основании анализа полученных тарифным органом сведений и с учетом ранее утвержденных размеров плат за технологическое присоединение по индивидуальным проектам.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов ООО "Электросетьсервис" и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Электросетьсервис" Шейко И.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как верно установлено судом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением процедуры принятия, опубликования и введения в действие и по этим основаниям не оспариваются.
Из материалов дела следует, что ООО "Электросетьсервис" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Для административного истца 2023 год является первым годом долгосрочного периода регулирования с 2023 года по 2027 годы (предыдущий период регулирования 2018 - 2022 годы).
29 апреля 2022 года Общество обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год с предоставлением обосновывающих материалов.
По итогам рассмотрения заявления административного истца и иных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса, приняты оспариваемые постановления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом фактических обстоятельств дела пришел к выводу, что НВВ ООО "Электросетьсервис" определена РЭК Кузбасса с нарушением действующего законодательства в сфере тарифного регулирования.
В силу пункта 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, определяемый в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый в соответствии с пунктом 8 настоящего документа и применяемый при регулировании тарифов с даты вступления в силу методических указаний по расчету уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Согласно пункту 12 Методических указаний N 98-э при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: 1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования; 2) ремонт основных средств, определяемый на основе пунктом 25 Основ ценообразования; 3) оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования; 4) другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации.
В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса (пункт 19 Правил регулирования тарифов).
Как следует из материалов дела, по результатам экспертизы предложений Общества регулирующим органом подготовлено заключение РЭК Кузбасса по материалам, предоставленным ООО "Электросетьсервис" для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год, в соответствии с которым расчет НВВ Обществу произведен по формулам 1, 2 Методических указаний N 98-э и на 2023 год составил 157 030, 90 тыс. руб, 31 750, 67 тыс. руб. из вышеуказанной суммы (без учета затрат на оплату услуг ТСО и затрат на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям) учтены регулирующим органом для расчета единых котловых тарифов в оспариваемом в части Постановлении N 958.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судом установлено, что расходы на оплату труда предложены регулируемой организацией на 2023 год в размере 30 543, 95 тыс. руб. исходя из среднесписочной численности персонала 43 штатных единиц и уровня средней заработной платы 59 193, 70 руб.
РЭК Кузбасса плановые расходы на оплату труда снижены и приняты в размере 13 574, 39 тыс. руб. исходя из среднесписочной численности персонала в 26 штатных единиц и уровня средней заработной платы в 43 507, 66 руб.
Определяя экономическую обоснованность расходов Общества по данной статье, орган регулирования произвел расчет численности персонала в соответствии с приказом Госстроя РФ от 3 апреля 2000 года N 68 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий", с учетом уменьшения оборудования электрических сетей.
Утвержденная регулирующим органом среднесписочная численность персонала в 26 штатных единиц, из которых 10 человек - административно- управленческий персонал (АУП), 2 человека - общий отдел, 14 - электромонтеры, административным истцом не оспаривалась.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 20 апреля 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" и Общественной организацией "Всероссийский Электропрофсоюз" утверждено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2022 - 2024 годы, которым установлены работодатели, на которых оно распространяет свое действие, и порядок присоединения к нему.
12 мая 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения принято Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы.
С учетом приведенных положений тарифного законодательства размер фонда оплаты труда регулирующим органом должен определяться с учетом Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2022-2024 годы либо Отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы.
Вместе с тем, экспертное заключение регулирующего органа выводов о возможности (невозможности) применения к сетевой организации положений отраслевых тарифных соглашений в соответствующей сфере деятельности (в зависимости от вида экономической деятельности, оказываемых услуг), которыми урегулированы вопросы оплаты труда, не содержит, в нарушение пункта 19 Правил регулирования тарифов соответствующие сведения органом регулирования у Общества не истребованы.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд, рассчитанные РЭК Кузбасса расходы на оплату труда, подлежащие включению в состав НВВ Общества на 2023 год, участвующей в установлении тарифов, как и избранный регулирующим органом способ расчета фонда оплаты труда, нельзя признать экономически обоснованными, как и производные от данной статьи расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ.
При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).
В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).
Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 апреля 2011 года N 340-н, предусмотрена выдача спецодежды, спецобуви и других средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства за счет работодателя в соответствии с установленными нормами.
Пунктом 9 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" предусмотрено, что работникам, занятым на работах в действующих электроустановках, выполняющим переключения, электромонтажные работы в помещениях с электрооборудованием, находящимся под напряжением, где имеется риск возникновения электрической дуги, выдаются средства индивидуальной защиты от термических рисков электрической дуги в соответствии с настоящими Типовыми нормами или типовыми отраслевыми нормами.
Как следует из экспертного заключения, органом регулирования на спецодежду учтены расходы на 0, 5 строительного рабочего и уборщицу, при этом указано, что поскольку предприятие в штате имеет только АУП и работы по обслуживанию проводятся подрядным способом, специализированная одежда не требуется. В то же время, для расчета фонда оплаты труда в штате предприятия РЭК Кузбасса помимо АУП было учтено 14 электромонтеров.
В ходе судебного разбирательства установлено, что расходы на спецодежду для электромонтеров экспертом не рассматривались ввиду нарушения срока подачи необходимой информации.
Однако из материалов дела следует, что штатное расписание и расчет на спецодежду были предоставлены Обществом в установленный срок, а договор с ООО "СибирьЭнерго" заблаговременно, поэтому тарифный орган не был лишен возможности уточнить представленные сведения в соответствии с пунктом 19 Правил регулирования тарифов.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что рассчитанные органом регулирования расходы на спецодежду по статье "Сырье и материалы" являются экономически необоснованными.
Судом также достоверно установлено, что расчет нормативной численности на обслуживание электросетевого оборудования на 2023 год и плановой численности электромонтеров для оперативного обслуживания объектов тарифным органом произведен неверно, в связи с чем обоснованно сделан вывод об экономической необоснованности расходов на оперативно-диспетчерское управление и оперативно-техническое обслуживание по статье "Работы и услуги производственного характера".
Выводы суда в указанной части подробно мотивированы и подтверждены имеющимися доказательствами, соответствуют нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, оснований не согласиться с данными выводами у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.
В силу пункта 17 Правил регулирования тарифов обосновывающие материалы к заявлению об установлении тарифов в сфере электроэнергетики, в том числе расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности, - представляет регулируемая организация.
Поскольку, как установлено судом, выпадающие расходы в размере 3 804, 40 тыс.руб. ООО "Электросетьсервис" при подаче заявление на тарифное регулирование в 2023 году не заявляло и документов, подтверждающих ее возникновение, не предоставляло, в связи с чем у тарифного органа отсутствовали основания для ее учета в составе НВВ.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы выводов о необходимости учета органом регулирования указанной суммы решение суда не содержит.
В то же время, согласно экспертному заключению расходы на фонд оплаты труда в размере 7032, 21 тыс. руб. перенесены на 2024 год и не включены в НВВ на 2023 год. Указанные действия экспертом были обоснованы предоставлением предприятием обоснования по фонду оплаты труда, когда уже была сформирована НВВ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что при учете рабочих в штате предприятия на регулируемый год оснований для переноса их фонда оплата труда на иной год регулирования у органа регулирования, со стороны которого были допущены нераспорядительные действия, не имелось и действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о допущенных РЭК Кузбасса нарушениях тарифного законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания Постановления N 958 в оспариваемой части недействующим со дня принятия.
Проанализировав требования пункта 14, 63, 80, 81 Основ ценообразования, пунктов 49, 52, 57 Методических указаний N 20-э/2, пунктов 2, 46 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (далее - Правила N 861), пунктов 3, 7, 13 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 года N 53-э/1, суд первой инстанции также пришел к правомерному выводу о том, что Постановление N 960 в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, утвержденные им в оспариваемых пунктах приложения индивидуальные тарифы для взаиморасчетов не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца.
Согласно пункту 2 Правил N 861 заявленная мощность - величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Расчет индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двух вариантах (двухставочный и одноставочный).
Расчет двухставочного тарифа предусматривает, в том числе, ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям.
При этом в названном пункте указано, что базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, то есть без учета величины заявленной мощности потребителей.
Анализ приведенного законодательства также позволяет сделать вывод, что величина максимальной мощности энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации не завершена, учитывает в соответствии с пунктом 47 Правил N 861 в целях формирования сводного прогнозного баланса, но не учитывается при расчете индивидуальных тарифов.
Как установлено судом первой инстанции, согласно скорректированной и направленной в адрес РЭК Кузбасса форме П1.6 на 2023 год для прочих потребителей Обществом был заявлен объем полезного отпуска населения в 0, 144807 МВт, прочих потребителей в 6, 042076 МВт, из которых одноставочные потребители 4, 845584 МВт, двухставочные 1, 196491 МВт, отпуск в сетевые организации 0, 193024 МВт, всего поступление электроэнергии в сеть (расчетная мощность) Обществом согласно скорректированной форме П1.30 заявлено на уровне 6, 528444 МВт, потери в 0, 148924 МВт, согласно форме П1.5 в 6, 528 и 0, 149 МВт соответственно.
1 сентября 2022 года РЭК Кузбасса направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2023 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей ООО "Электросетьсервис" составляет 6, 3425 МВт - на уровне предложения организации.
ФАС России приказом от 27 октября 2022 года N 767/22-ДСП утвердила суммарную величину заявленной мощности потребителей услуг ТСО Кемеровской области - Кузбасса в размере 2 222, 577 МВт.
Согласно экспертному заключению оценка балансовых показателей электрической энергии ООО "Электросетьсервис", принимаемых для расчета тарифов на 2023 год, производилась на основе анализа данных, представленных в материалы тарифного дела, а также информации, полученной от сбытовых и смежных сетевых компаний, при этом экспертом была произведена корректировка объема потерь электрической энергии в соответствии с приказом ФАС России от 27 октября 2022 N 767/88-ДСП, сформированном на основании представленного предприятиям баланса электрической энергии до 15 августа 2022 года. В случае отсутствия урегулированных объемов между СКК, объемы формировались экспертами с учетом фактических данных, представленных организацией в формах государственной статистической отчетности N 46-ЭЭ.
Регулирующим органом утверждено общее поступление мощности в сеть в размере 10, 882 МВт (пункт 1), куда вошли потери в 0, 149 МВт (пункт 4), полезный отпуск прочих потребителей в 10, 417 МВт, из которых одноставочные 4, 867 МВт, двухставочные 5, 550 МВт (пункт 7), население 0, 144 МВт (пункт 9), отпуск в смежные сетевые компании 0, 172 (пункт 14). Весь полезный отпуск регулирующим органом объединен в показателе "Сбыт 1" со значением в 10, 561 МВт (пункт 16.2).
Указанный баланс мощности согласно пояснениям в суде первой инстанции свидетеля О. формировался с учетом заявки, динамики предыдущих трех лет, нереализованного технического присоединения и был установлен с учетом фактических данных 2021 года на уровне 10, 882 МВт. Весь объем дополнительной мощности учтен в двухставочных потребителях, по которым рассчитывалась выручка.
Вместе с тем, суд с таким подходом органа регулирования обоснованно не согласился, поскольку установил, что при формировании сводного прогнозного баланса тарифным органом данные предприятия по полезному отпуску потребителей за три последних года не учитывались, а были направлены в адрес ФАС России на уровне предложения предприятия по общему поступлению мощности в сеть в размере 6, 3425 МВт.
Доводы апеллянта в указанной части повторяют его позицию в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом решении
Таким образом, в нарушение пункта 52 Методических указаний N 20-э/2, пункта 2 Правил N 861 при расчете ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей орган регулирования использовал не размер присоединенной (заявленной мощности) сетевой организации, а величину заявленной мощности потребителей, рассчитанную с учетом добавленной мощности по сводному прогнозному балансу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что РЭК Кузбасса вопреки представленным административным истцом для формирования его баланса мощности согласованным сведениям о величине присоединенной (заявленной) мощности в одностороннем порядке использована итоговая величина больше предложенной, в отсутствие обоснования такого регулирования как фактическими обстоятельствами (изменение планового объема мощности потребителей, состава имущества, посредством которого планировалось осуществление регулируемой деятельности и т.д.), так и положениями нормативных правовых актов в области электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу.
Неверное определение органом регулирования величины заявленной мощности сетевой организации, поскольку базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, влечет неправильное определение индивидуального тарифа и свидетельствует о нарушении принципов государственного регулирования цен (тарифов).
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства и по существу сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
Все значимые для дела обстоятельства и представленные в дело доказательства судом проверены и надлежаще оценены. Суд апелляционной инстанции с данной оценкой согласен.
При таком положении судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из административного иска, административный истец оспаривал установленные для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год индивидуальные тарифы, в частности, между ООО "Электросетьсервис" и ООО "КузбассЭнергоСеть", которые приведены в пункте 72 приложения к Постановлению N 960, а не в пункте 71, как ошибочно указано заявителем и судом.
Указанная описка в решении суда (страницы 2 и 25 судебного акта) носит явный характер и подлежит исправлению судом первой инстанции по возвращению дела после апелляционного рассмотрения.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 3 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Кемеровский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 1 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.