Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захарова Е.И, судей Красиковой О.Е, Войтко С.Н, при секретаре судебного заседания Ивановой В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-146/2023) по административному исковому заявлению ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" о признании недействующим в части приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2020 года N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы"; пунктов 25, 26, 151, 152, 163, 164, 165, 166, 177, 178 приложения 9 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями", по апелляционной жалобе ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на решение Красноярского краевого суда от 10 апреля 2023 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителей административного истца ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" Скобникова К.С, Леонтьева И.А, представителя административного ответчика Министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцевой О.А, представителя ПАО "Россети Сибирь" Бабелюк В.Д, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
29 декабря 2020 года Министерством тарифной политики Красноярского края издан приказ N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы" (далее - приказ N 69-э).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года N 94-э внесены изменения в приказ N 69-э, произведена корректировка необходимой валовой выручки ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2022 год, которая утверждена в размере 455 122, 25 тыс. рублей (далее - приказ N 94-э).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 29 сентября 2022 года N 48-э внесены изменения в приказ N 69-э, для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2021 год установлен базовый уровень подконтрольных расходов в размере 147, 81629 млн. рублей (строка 23 приложения N 1 к Приказу от 29 декабря 2020 года N 69-э), установлена необходимая валовая выручка на 2021 год в размере 378 274, 20 тыс. рублей, на 2022 года - в размере 416 035, 78 тыс. рублей (строка 23 приложения N 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года N 69-э) (далее - приказ N 48-э).
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 15 декабря 2022 года N 115-э внесены изменения в приказ N 94-э, для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2022 год установлена необходимая валовая выручка в размере 455 947, 86 тыс. рублей (строка 21 приложения N 2 к Приказу от 29 декабря 2021 года N 94-э - строка 23 приложения N 2 к Приказу от 29 декабря 2020 года N 69-э) (далее - приказ N 115-э).
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края N 445-п от 19 декабря 2013 года установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями (далее - приказ N 445-п).
Строками 25, 26, 151, 152, 163, 164, 165, 166, 177, 178 приложения N 9 к Приказу N 445-п в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 15 декабря 2022 года N 114-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ N 114-э) на 2021-2025 годы установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края: с одной стороны ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", с другой стороны - ООО "Энергия Сибири" (пункты 25-26), ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (пункты 151-152), филиалом "Красноярскэнерго" ПАО "Россети Сибирь" (пункты 163-164), АО "Красноярская региональная энергетическая компания" (пункты 165-166), ООО "Электрические сети Сибири" (пункты 177-178).
Общество с ограниченной ответственностью "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" (далее - ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими строки 23 приложения N 1 к Приказу N 69-э в части установления на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов в размере 147, 81629 млн. рублей, строку 23 приложения N 2 к Приказу N 69-э в части установления необходимой валовой выручки на 2021 год в размере 378 274, 20 тыс. рублей, в части установления необходимой валовой выручки на 2022 год в размере 455 947, 86 тыс. рублей, строк 25, 26, 151, 152, 163, 164, 165, 166, 177, 178 приложения N 9 к Приказу N 445-п в редакции Приказа от 15 декабря 2022 года N 114-э, возложении обязанности принять замещающие нормативные правовые акты.
В обоснование заявленных требований указано, что не согласны с базовым уровнем подконтрольных расходов на 2021 год, который был скорректирован и установлен приказом N 48-э в размере 147, 81629 млн. рублей, поскольку при корректировке орган регулирования учел только расходы по статьям затрат: "Приобретение инструментов", "Услуги связи, Интернета", "Анализ трансформаторного масла", "Услуги паромной переправы". Кроме того, органом регулирования не учтены подконтрольные расходы в размере 46 609, 79 тыс. рублей, неподконтрольные расходы в размере 16 648, 32 тыс. рублей, расходы по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток" за 2019 год в размере 216, 28 тыс. рублей, неподконтрольные расходы по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток" за 2019 год в размере 8 472, 68 тыс. рублей.
Решением Красноярского краевого суда от 10 апреля 2023 года в удовлетворении административного иска ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" отказано.
Не согласившись с решением суда директором ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" Скобниковым К.С. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда, удовлетворив административные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменение закона, подлежащего применению. Указывает, что судом не было принято во внимание то обстоятельство, что в денежном выражении необходимая валовая выручка Общества в 2021 и 2022 годах в соответствии с решением Федеральной антимонопольной службы России от 17 августа 2021 года NСП/70197/2021 фактически не была увеличена. При принятии оспариваемого приказа административным ответчиком практически в полном объеме проигнорирован пересмотр расходов, которые ранее не были учтены на 2021 год или скорректированы за предыдущие периоды регулирования Министерством и которые судебным экспертом по делу N 3а-33/2022 признаны обоснованными, что по своей сути является со стороны Министерства неисполнением решения Красноярского краевого суда по делу N 3а-33/2022. Считает, что в связи с несогласием Общества с размером необходимой валовой выручки на 2021 год подлежат пересмотру также скорректированные Министерством в соответствии с решением Красноярского краевого суда от 10 марта 2022 года индивидуальные тарифные пары. Полагает, что принятыми замещающими нормативными правовыми актами не восстановлены права Общества в области государственного регулирования тарифов за 2021 год, не исполнено решение Красноярского краевого суда от 10 марта 2022 года по делу N 3а-33/2022.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокурором, участвовавшим в деле и Министерством тарифной политики Красноярского края, представлены возражения, в которых считают, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
В суде апелляционной инстанции законный представитель ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" Скобников К.С, представитель Леонтьев И.А, участвующие в деле с использованием системы видеоконференции-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства тарифной политики Красноярского края Ленивцева О.А, представитель ПАО "Россети Сибирь" Бабелюк В.Д, участвующие в деле с использованием системы видеоконференции-связи, считают, что оснований для отмены решения не имеется, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ООО "Энергия Сибири", ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", АО "Красноярская региональная энергетическая компания", ООО "Электрические сети Сибири", в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о Министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03 июля 2018 года N 380-п, в компетенцию Министерства тарифной политики Красноярского края входит установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением формы и вида, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края http://www.zakon.krskstate.ru и по этим основаниям не обжалуются.
Согласно части 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике и пункта 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).
Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:
расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;
учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящего документа).
Судом установлено и из материалов дела следует, что ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" ранее являлось сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которой тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности.
В настоящее время Общество утратило статус территориальной сетевой организации.
Решением Красноярского краевого суда от 10 марта 2022 года по административному делу N 3а-33/2022 (с учетом апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2022 года) признаны недействующими со дня принятия строка 23 приложения N1 и строка 23 приложения N 2 в Приказу от 29 декабря 2020 года N 69-э в редакции приказа от 30 сентября 2021 года N 35-э в части установления для ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2021 год базового уровня подконтрольных расходов в размере 146 590, 57 млн. рублей и необходимой валовой выручки 362 664, 51 тыс. рублей; строки 25, 26, 141, 142, 161, 163, 164, 175, 176 приложения N 8 к приказу от 19 декабря 2013 года N 445-п в редакции приказа от 28 января 2021 года N 4-э.
На тарифный орган возложена обязанность принять заменяющие нормативные правовые акты.
Из материалов административного дела следует, что одновременно с подачей административного иска по административному делу N 3а-33/2022 ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" в марте 2021 года обратилось с заявлением в Федеральную антимонопольную службу о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования тарифов.
17 августа 2021 года ФАС России принято решение N СП/70197/2021, которым на Министерство возложена обязанность произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении, на основании каких документов и материалов принималось решение по статьям: "Сырье и материалы", "Страхование", "Проверка средств изменений, "Вырубка леса", "Медосмотры", "Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли", "Корректировка неподконтрольных расходов за 2019 год", "Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2019 год", "Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в 2019 году", "Корректировка НВВ на 2021 год, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2019 год".
Министерством тарифной политики Красноярского края, во исполнение указанного выше решения ФАС России принят приказ от 30 сентября 2021 года N 35-э "О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 69-э "Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы".
Изучив решение Красноярского краевого суда от 10 марта 2023 года, апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 30 августа 2022 года, судебная коллегия соглашается с выводами краевого суда о том, что из указанных судебных актов следует, что при принятии заменяющих нормативных правовых актов, тарифному органу надлежало пересмотреть только расходы на приобретение приборов, инструментов, расходов на связи и Интернет, расходов на анализ трансформаторного масла, расходов на услуги паромной переправы.
Во исполнение решения суда Министерством у Общества были истребованы сведения о фактически понесенных регулируемой организацией в 2021 году затратах на приобретение приборов, инструментов, на связь и Интернет, на анализ трансформаторного масла, услуги паромной переправы.
По результатам полученных сведений было подготовлено экспертное заключение по делу об установлении тарифов (цен) на услуги п передаче электрической энергии по сетям ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" на 2021-2025 годы, проведен пересмотр необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии п сетям Общества на 2021 год.
Как правильно установлено судом первой инстанции, размер, определенных тарифным органом, при проведении дополнительного экспертного заключения, расходов на приобретение материалов, на услуги связи и Интернета, на анализ трансформаторного масла, на приобретение приборов, на услуги паромной переправы, является обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов опровергающих указанный вывод краевого суда.
Доводы ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" сводятся к тому, что Министерство тарифной политики Красноярского края, при вынесении заменяющего акта, несмотря на выводы судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы, проведенной при рассмотрении административного дела N 3а-33/2022, не пересмотрело подконтрольные расходы, неподконтрольные расходы, подконтрольные расходы по статье "Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток", неподконтрольные расходы по статье "Расход, связанные с компенсацией незапланированных расходов/полученный избыток".
Из решения Красноярского краевого суда от 10 марта 2022 года следует, что оно вынесено с учетом приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 30 сентября 2021 года N 35-э, принятого во исполнение решения ФАС России от 17 августа 2021 года.
Из данного решения, как указано выше, также следует, что суд, частично удовлетворяя административное исковое заявление ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО", указал на то, что тарифным органом не проведена корректировка расходов на приобретение материалов, на услуги связи и Интернета, на анализ трансформаторного масла, на приобретение приборов, на услуги паромной переправы.
Иные расходы Общества, установленные Министерством при издании приказов, оспариваемых при рассмотрении административного дела N 3а-33/2022, судом первой инстанции необоснованными не признавались.
ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" решение Красноярского краевого суда от 10 марта 2022 года не оспаривало, согласившись с выводами, изложенными в нем.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что при принятии заменяющих нормативных правовых актов административному ответчику надлежало пересчитать необходимую валовую выручку только в той части, которая являлась предметом рассмотрения судов по ранее принятому судебному акту и по которой в мотивировочной части этого судебного акта имелись соответствующие указания на перерасчет, что и было сделано Министерством при издании оспариваемых приказов.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 10 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ПЕСЧАНКА ЭНЕРГО" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Красноярский краевой суд.
Председательствующий:
Судьи:
мотивированное апелляционное определение составлено 01 августа 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.