Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5291/2023 по административному исковому заявлению Ш--- С--- Н---- об оспаривании пункта 1.2 постановления Правительства Москвы от 26.07.2022 N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра"
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы 26 июля 2022 года принято постановление N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра" (вместе с "Правилами взимания платы за проезд по Московскому скоростному диаметру", "Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по Московскому скоростному диаметру", "Методикой расчета платы за проезд транспортных средств по Московскому скоростному диаметру").
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: официальный портал Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 26.07.2022 года, "Вестник Москвы", N 43, том 5, 02.08.2022 года.
В настоящее время нормативный правовой акт действует с изменениями, внесенными постановлением Правительства Москвы от 26.12.2022 N 3004-ПП, которые вступили в силу с 26.12.2022 года.
Названным постановлением установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" со 2 января 2023 г. использование участка улично-дорожной сети, образованного Северо-Восточной и Юго-Восточной хордами, характеристики которого указаны в приложении 1 к постановлению (далее - Московский скоростной диаметр), осуществляется на платной основе бессрочно для создания условий по предотвращению транзитного движения через территорию города Москвы (пункт 1.1).
Пунктом 1.2. постановления установлено, что проезд по Московскому скоростному диаметру транспортных средств, на государственных регистрационных знаках которых содержатся цифровые коды города Москвы или Московской области, осуществляется без взимания платы.
Административный истец Ш--- С.Н. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом принятых уточнений, просил признать недействующим пункт 1.2 постановления N 1576-ПП, ссылаясь на противоречие принятого нормативного правового акта положениям ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты". По мнению административного истца, исходя из пункта 4 статьи 41 названного федерального закона, собственник платной автомобильной дороги может освободить от взимания платы по признаку категории пользователей либо по признаку категории транспортного средства, однако пункта 1.2 постановления N 1576-ПП освобождает от взимания платы по иным признакам, а именно: исходя из наличия на автомобилях цифровых кодов Москвы и Московской области, что по мнению, административного истца, противоречит закону и дискриминирует иных лиц, на автомобилях которых отсутствуют цифровые коды Москвы и Московской области. Также административный истец указал, что пункт 1.2 постановления Правительства Москвы N 1576-ПП противоречит ст.25 ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст.13 ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
В судебном заседании административный истец Ш--- С.Н, его представитель адвокат Ш--- И.А. административные исковые требования, с учетом их уточнений, поддержали в полном объеме. Представители административного ответчика Правительства Москвы, заинтересованного лица Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы П--- И.В, А--- Э.Л. против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменного отзыва.
Изучив административного исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности состоит из Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ), других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, что подтверждает его отнесение к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
При этом законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать Федеральному закону от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (действовавшим до 01 января 2023 года) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
Действие Федерального закона N 257-ФЗ распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В целях реализации указанного выше полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, правительством Москвы принято постановление N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра" (вместе с "Правилами взимания платы за проезд по Московскому скоростному диаметру", "Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по Московскому скоростному диаметру", "Методикой расчета платы за проезд транспортных средств по Московскому скоростному диаметру"), пункт 1.2 которого оспаривается административным истцом.
В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет, в том числе, полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Согласно части 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" (далее - Закон города Москвы N 25) официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В силу части 5 статьи 20 Закона города Москвы N 25 постановления Правительства Москвы вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в самом постановлении Правительства Москвы. Постановления Правительства Москвы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, а в случае, указанном в части 1 статьи 20 Закона города Москвы N 25, - не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. Согласно статье 1 Закона города Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы" (далее - Закон о Правительстве) Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
В силу статьи 9 Закона о Правительстве Правительство Москвы осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством города Москвы к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением вопросов, отнесенных федеральным законодательством и законами города Москвы к полномочиям Московской городской Думы.
На основании пункта 1 статьи 19 Закона о Правительстве правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о Правительстве Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает развитие транспортной системы города Москвы. В силу статьи 20 Закона о Правительстве подписывает акты Правительства Москвы Мэр Москвы.
Постановление Правительства Москвы от 26.07.2022 N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра" подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 26.07.2022г, а также в издании "Вестник Москвы", N 43, том 5, 02.08.2022г, принято по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов на основании полномочий, предоставленных субъектам РФ федеральным законом, в связи с чем, суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.
Проверяя положение пункта 1.2 постановления Правительства Москвы N 1576-ПП на соответствие нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд не усматривает противоречия.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 257-ФЗ).
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности установлены статьей 12 закона N 257-ФЗ.
В силу пункта 3 статьи 12 Федерального закона N 257-ФЗ
к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Федеральный закон N 257-ФЗ решения об использовании автомобильных дорог на платной основе могут быть приняты в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения либо участка такой автомобильной дороги (пункт 2 части 2 статьи 36 Федерального закона
N 257-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона N 257-ФЗ решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования либо при условии обеспечения возможности альтернативного бесплатного проезда до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги или используемого на платной основе участка автомобильной дороги.
Вопреки доводам административного истца, пункт 1.2 не содержит дискриминации отдельных категорий лиц, поскольку предусматривает возможность альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Маршруты, основные технические характеристики, протяженность участков улично-дорожной сети, по которым осуществляется альтернативный бесплатный проезд транспортных средств, приведены в пункте 5 приложения 1
к постановлению N 1576-ПП.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 41 Федерального закона N 257-ФЗ
от платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам и платным участкам автомобильных дорог освобождаются иные категории пользователей платными автомобильными дорогами, платными участками автомобильных дорог, категории транспортных средств, определенные собственниками платных автомобильных дорог, платных участков автомобильных дорог.
Исходя из смысла вышеуказанной статьи, собственник автомобильной дороги вправе определить круг лиц, подлежащих освобождению от уплаты
за проезд. В силу пункта 1.5. оспариваемого постановления вносимая плата за проезд транспортных средств по Московскому скоростному диаметру зачисляется в бюджет города Москвы. Правообладателем Московского скоростного диаметра является город Москва. Строительство Северо-Восточной и Юго-Восточной хорды, образующих Московский скоростной диаметр осуществляется за счет бюджетных средств города Москвы, что следует из постановлений Правительства Москвы от 03 ноября 2020 года N 1871-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2020-2023 годы", от 12 октября 2021 N 1591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2021-2024 годы", от 11 октября 2022 N 2195-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2022-2025 годы".
Таким образом, собственник автомобильной дороги, в данном случае орган государственной власти РФ, реализуя свои дискреционные полномочия вправе определить категории лиц и транспортных средств, которые освобождаются от платы за проезд при условии наличия для иных категорий бесплатного альтернативного дорожного маршрута, что и реализовано Правительством Москвы в оспариваемом постановлении N 1576-ПП.
Кроме того, оспариваемым постановлением N 1576-ПП предусмотрена возможность бесплатного проезда по Московскому скоростному диаметру в случае, если не осуществляется транзитный проезд через территорию города Москвы. Проезд по Московскому скоростному диаметру необходимо оплатить, если он транзитный. Таким он считается в случае, если автомобиль дважды пересек границы ЦКАД (в любом месте) в течение 24 часов и проехал по МСД; между въездом автомобиля на МСД и съездом с МСД прошло не более 2 часов. Если проезд транзитным не является, то плата не взимается независимо от того, какие цифровые коды содержаться на государственных регистрационных знаках транспортных средств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц, содержит положения, не противоречащие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, дискриминационные положения оспариваемый нормативный правовой акт не содержит, поскольку предусматривается бесплатный альтернативный проезд для любых категорий транспортных средств, а также бесплатный проезд для любых категорий транспортных средств в случае осуществления нетранзитного проезда. При изложенных обстоятельствах, административный иск подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Шаклеина Сергея Николаевича об оспаривании пункта 1.2 постановления Правительства Москвы от 26.07.2022 N 1576-ПП "Об использовании на платной основе Московского скоростного диаметра".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.