Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при помощнике Кретове С.А. с участием прокурора Цветковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 3364 /202 3 по административному исковому заявлению Боковой Татьяны Алексеевны об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 12 августа 2022 года N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 года N 1623-ПП,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов", Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" Правительством Москвы принято постановление от 29.09.2020 N 1623-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное".
Нормативный правовой акт опубликован на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 01.10.2020, в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 42, том 1, 13.10.2020.
Названным постановлением утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное (приложение 1).
В соответствии с частью 22 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 564 "Об утверждении Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов", Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" Правительством Москвы принято постановление от 12.08.2022 N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 г. N 1623-ПП". Нормативный правовой акт опубликован в издании "Вестник Москвы", спецвыпуск N 34, 23.08.2022г.
Административный истец Бокова Т.А. обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом принятых уточнений административных исковых требований просила признать недействующим постановление Правительства Москвы от 12 августа 2022 года N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 года N 1623-ПП" в части исключения из зоны изъятия для государственных нужд невозможную для использования по назначению в результате переустройства газопровода в зону сервитута --- площадь 15 998, 71 кв.м. земельного участка с кадастровым номером ---, образованного 27 сентября 2022 года путем деления земельного участка с кадастровым номером ---, расположенного по адресу: -----
В обоснование административных исковых требований указано, что административный истец Бокова Т.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ---. Постановлением Правительства Москвы N 1623-ПП "Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное" предусмотрено изъятие для целей реализации строительства спорного земельного участка. Из земельного участка с кадастровым номером --- образованы земельные участки с кадастровыми номерами -----, в отношении которых между административным истцом и ГКУ УДМС заключено соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы. В отношении земельного участка с кадастровым номером ---, также образованного из земельного участка с кадастровым номером ---, однако не изымаемого для строительства, постановлением Правительства Москвы от 12 августа 2022 года N 1759-ПП предусмотрена возможность установления сервитута. По мнению административного истца, часть изымаемого земельного участка с кадастровым номером ---- необходима для строительства Юго-Восточной хорды.
15 марта 2023 года в адрес административного истца поступил проект соглашения об осуществлении публичного сервитута между ГКУ УДМС, административным истцом и АО "Газпром газораспределение". Площадь предполагаемого сервитута составит 1 5 99 8 кв.м. из 222 000 кв.м. участка административного истца, что, по утверждению истца, повлечет невозможность использования земельного участка, поскольку назначением земельного участка является общественно-деловая застройка, а при нахождении на части земельного участка газопровода, использование данной части не представляется возможным, что противоречит ст.11.9, ст.39.44, ст.49 Земельного кодекса РФ, ст.274 Гражданского кодекса РФ. По утверждению административного истца, при необходимости для строительства Юго-Восточной хорды выноса газопровода в зону сервитута, часть принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером ---- в размере 15 998, 71 кв.м. должна являться площадью под изъятие, в отсутствие данного обстоятельства постановление Правительства Москвы от 12 августа 2022 года N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 года N 1623-ПП" нарушает права административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержала в полном объеме с учетом заявленных уточнений. Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, ГКУ г. Москвы "УДМС" в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражали. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, оценив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим отклонению, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, пп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законодательство о градостроительной деятельности является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Федерации.
Статья 4 Закона РФ от 15.04.1993 N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" устанавливает, что в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, а также в целях реновации жилищного фонда в городе Москве, защиты прав граждан - участников долевого строительства, установления особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе Москве органы государственной власти города Москвы устанавливают особенности состава, содержания, порядка разработки, утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, документации по планировке территории, а также особенности порядка внесения изменений в указанные документы и при необходимости определяют перечень требуемых для этого сведений, документов, материалов.
В силу статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городов федерального значения Москвы, Санкт Петербурга и Севастополя документации по планировке территории осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти городов федерального значения Москвы, Санкт Петербурга и Севастополя. По проектам, указанным в части 1 статьи 5.1 настоящего Кодекса (в том числе по проектам планировки территории и проектам, предусматривающим внесение изменений в ранее утвержденный документ), общественные обсуждения или публичные слушания проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Из части 3.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта регионального значения, финансирование строительства, реконструкции которого осуществляется полностью за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и размещение которого планируется на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, имеющих общую границу, осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, по согласованию с иными субъектами Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция объекта регионального значения. Предоставление согласования или отказа в согласовании документации по планировке территории органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств бюджета которого планируется финансировать строительство, реконструкцию такого объекта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых планируются строительство, реконструкция такого объекта.
Согласно статье 7 Закона г. Москвы от 25.06.2008 N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" к полномочиям Правительства Москвы в области градостроительной деятельности относится утверждение документации по планировке территорий, а также определение полномочий в области градостроительной деятельности подведомственных Правительству Москвы органов исполнительной власти города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020 N 1623-ПП утвержден проект планировки территории линейного объекта участка улично-дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное. В соответствии с частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании пунктов 4.1 и 4.2.6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 07.11.2012 N 633-ПП "Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы" Москомархитектура принимает решения о подготовке проектов планировки территории, а также разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов по проектам планировки территории.
В целях совершенствования порядка подготовки, согласования и утверждения проектов планировки территории в городе Москве Правительством Москвы принято постановление от 30.04.2019 N 449-ПП "Об утверждении Положения о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территории в городе Москве", в соответствии с которым Москомархитектурой обеспечена подготовка проекта внесения изменений в проект планировки территории линейного объекта участка улично дорожной сети - участок Юго-Восточной хорды от МКАД до автомобильной дороги Солнцево - Бутово - Видное, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29.09.2020 N 1623-ПП. Проект планировки территории согласован с субъектом Российской Федерации - Московской областью.
Согласно статье 19 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65 "О Правительстве Москвы", правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Постановления Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Правовые акты Правительства Москвы
и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы". Согласно пунктам 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08.07.2009 N 25 "О правовых актах города Москвы" нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Рассматриваемый проект утвержден постановлением Правительства Москвы от 12.08.2022 N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 г. N 1623-ПП", которое в дальнейшем было опубликовано в журнале "Вестник Москвы", спецвыпуск N 34, 23.08.2022.
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела по существу нашли свое подтверждение доводы административного ответчика о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной ему компетенции, в установленном порядке доведен до сведения неопределенного круга лиц, порядок принятия нормативного правового акта и его форма соблюдены.
Проверяя нормативный правовой акт на соответствие актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, а также к иным областям в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.
Одновременно в соответствии с частью 3 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования города федерального значения Москвы, является генеральный план города Москвы.
Генеральный план города Москвы утвержден Законом г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области утверждена постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 "Об утверждении Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области" (далее - Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области).
Оспариваемое постановление Правительства Москвы соответствует утвержденным документам территориального планирования.Так, Схема территориального планирования транспортного обслуживания Московской области содержит карту "Карта развития объектов транспортной инфраструктуры", содержащую рассматриваемый линейный объект улично-дорожной сети. В соответствии с абзацем 2 Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, данная Схема является градостроительной основой планируемых стратегических преобразований пространства Московской области и, таким образом, задает рамочные условия развития муниципальных образований Московской области; развития региональных транспортных инфраструктур, согласованного с развитием инфраструктур федерального и муниципального значения; сохранения природного и исторического наследия и своеобразия городов, поселков, сел и деревень Московской области.
Одновременно установлено, что целью территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, равно как и целью развития транспортных инфраструктур Московской области, является создание современной, отвечающей требованиям роста качества жизни населения и роста экономики транспортной системы Московской области, обеспечивающей перспективные объемы внутренних и внешних (транзитных) пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта.
Также на основании пункта 2.3.3 части 2 Закона г. Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы" одной из задач генерального плана является обеспечения нормативных условий транспортного обслуживания, расширения объема и разнообразия доступного выбора мест приложения труда, благ и услуг, в том числе: приоритетное развитие системы транспорта, которая должна обеспечить реализацию намеченной градостроительной политики, преодолеть хроническое отставание от потребностей городского развития, обеспечить качественно новый уровень транспортного обслуживания населения; развитие общественного транспорта и транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интеграцию в единую систему всех видов транспорта, повышение плотности улично-дорожной сети за счет строительства новых магистральных и жилых улиц.
Данным положениям также корреспондирует и пункт 2.4.2.1, где указано, что в целях сбалансированности функционального состава и пространственной организации территории, осуществляется, в том числе увеличение площади транспортной инфраструктуры и объектов инженерной инфраструктуры.
Таким образом, изменения в проект планировки территории, утвержденные постановлением Правительства от 12.08.2022 N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 г. N 1623-ПП", не только соответствует Генеральному плану города Москвы и Схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, но и направлены на реализацию их целей и задач.
Установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ---, из которого образованы земельные участки с кадастровыми номерами ----, в отношении которых между административным истцом и ГКУ УДМС заключено соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы, а также з емельн ый участ о к с кадастровым номером ---, в отношении которого заявлены требования. Судом не установлено невозможность размещения на данном участке объектов недвижимости и другие препятствующие рациональному использованию и охране земель недостатки.
Суд не может согласиться с доводами административного истца о невозможности использования по назначению земельного участка с кадастровым номером ----. Так, предлагаемый постановлением к установлению сервитут затронет менее 1/10 земельного участка административного истца, а именно менее 16 000 кв.м, тогда как размер данного земельного участка превышает 222 000 кв.м. Следовательно, административный истец не лишается права использовать земельный участок по своему назначению.
Дополнительно суд отмечает, что изъятие земельного участка для государственных нужд находится в пределах дискреционных полномочий органа государственной власти, данное право уполномоченного органа не может быть ограничено иными субъектами и реализуется при предоставлении лицу, у которого происходит изъятие, равноценного и предварительного возмещения.
В соответствии с частью 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие земельного участка для государственных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно части 6 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с частью 2 статьи 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Таким образом, действующим законодательством предусматривается право уполномоченного органа государственной власти на изъятие земельного участка в случае наличия такой необходимости для государственных нужд.
Подлежат отклонению доводы административного истца о том, что оспариваемым постановлением в нарушение законодательства устанавливается сервиут на земельный участок. В действительности, оспариваемый нормативный правовой акт не устанавливает сервитут, сервитут устанавливается распоряжением Департамента городского имущества города Москвы, которое может являться самостоятельным предметом обжалования. Оспариваемый нормативный правовой акт лишь предполагает возможность установления сервитута.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).
Согласно части 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Согласно части 3 данной статьи сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
В свою очередь, части 2, 7 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут), а срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.
Как следует из части 1 статьи 39.39 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.3 настоящего Кодекса, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. Кроме того, часть 7 вышеуказанной статьи устанавливает, что решением об установлении публичного сервитута утверждаются границы публичного сервитута.
При этом частью 9 статьи 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в суд до истечения тридцати дней со дня получения в соответствии с пунктом 8 статьи 39.47 настоящего Кодекса правообладателем земельного участка соглашения об осуществлении публичного сервитута. Таким образом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка, а публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти, которым утверждаются границы действия публичного сервитута.
В свою очередь, подготовка проектов планировки территории в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Из изложенных положений законодательства следует, что оспариваемое постановление Правительства Москвы от 12.08.2022 N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 г. N 1623- ПП" решением об установлении сервитута не является и не определяет границы действия сервитута, в связи с чем не может нарушать права административного истца. При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Боковой Татьяны Алексеевны об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 12 августа 2022 года N 1759-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 сентября 2020 года N 1623-ПП".
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.