Решение суда Ненецкого автономного округа
от 23 августа 2004 г. N 3-21/2004
Именем Российской Федерации
Суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Неустроева А.В.,
при секретаре Сусловой Е.А.,
с участием помощника прокурора Ненецкого автономного округа Шкирятовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Нарьян-Маре 23 августа 2004 года дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа о признании отдельных положений закона Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" от 14 января 1999 года N 155-ОЗ, противоречащими федеральному законодательству,
установил:
Исполняющий обязанности прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений закона Ненецкого автономного округа от 14 января 1999 года N 155-ОЗ "О референдуме Ненецкого автономного округа" (далее по тексту - окружной закон) противоречащими федеральному законодательству, а именно:
1) пункта 1 статьи 7 окружного закона в части, предусматривающей, что инициатива проведения референдума Ненецкого автономного округа принадлежит, в том числе, органам государственной власти Ненецкого автономного округа, депутатам Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, съезду ненецкого народа, а также, что органам государственной власти, а также съезду ненецкого народа для инициативы проведения референдума Ненецкого автономного округа сбор подписей граждан не требуется - пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон), в соответствии с которым, инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;
2) пункта 2 статьи 7 окружного закона в части, предусматривающей, что депутат Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению референдума для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума - пункту 3 статьи 14 Федерального закона, в соответствии с которым выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума;
3) пункта 1 статьи 9 окружного закона в части, предусматривающей, что депутат Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции Российской Федерации или Ненецкого автономного округа не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа с инициативой проведения референдума и устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу для проведения референдума в количестве не менее 20 человек - пункту 3 статьи 14 Федерального закона, по тем же основаниям, которые относятся к пункту 2 статьи 7 окружного закона;
4) абзаца 2 пункта 1 статьи 9 окружного закона, позволяющего администрации Ненецкого автономного округа либо съезду ненецкого народа, если они выступают инициаторами проведения референдума, непосредственно обращаться в Собрание депутатов округа с ходатайством о проведении референдума - пункту 1 статьи 14 Федерального закона, в соответствии с которым инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме;
5) пункта 1 статьи 8 окружного закона в части, позволяющей главе администрации Ненецкого автономного округа принимать решение о проведении референдума в случае, если Собрание депутатов Ненецкого автономного округа отсутствует - пункту 4 статьи 15 Федерального закона, в соответствии с которым референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, а также подпункту "г" пункта 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которого к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено назначение референдума субъекта Российской Федерации;
6) пункта 5 статьи 9 окружного закона, предусматривающего возможность избирательной комиссии Ненецкого автономного округа согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса, предлагаемого для вынесения на голосование в случае, если формулировка вопроса не отвечает установленным в законе требованиям - пункту 5 статьи 36 Федерального закона, согласно которого избирательная комиссия обязана рассмотреть ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы и принять решение, в случае соответствия ходатайства и документов требованиям закона, о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы;
7) пункта 6 статьи 9 окружного закона, предусматривающего право избирательной комиссии Ненецкого автономного округа, в случае установления соответствия ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, окружного закона, принимать решение о регистрации инициативной группы, выдавать ей регистрационное свидетельство с утвержденной формулировкой вопроса и извещать об этом Собрание депутатов округа, а также сообщать в средства массовой информации - пунктам 5 и 8 статьи 36 Федерального закона, поскольку избирательная комиссия рассматривает ходатайство и приложенные документы только на предмет соответствия законодательству и принимает решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а только после того как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям закона, избирательная комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации;
8) пункта 7 статьи 11 окружного закона, предусматривающего, что в случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится проверка еще 20 процентов отобранных методом случайной выборки подписей, т.е. предусмотрено, что первоначальной проверке может быть подвергнуто неопределенное количество подписей - пункту 3 статьи 38 Федерального закона, в соответствии с которым проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия);
9) пункта 1 статьи 13 окружного закона в части, предусматривающей образование участков референдума не позднее чем за 30 дней до дня голосования - пункту 2 статьи 19 Федерального закона, устанавливающему, что участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования;
10) пункта 5 статьи 13 окружного закона в части, предусматривающей опубликование списков участков референдума не позднее чем за 25 дней до голосования - пункту 7 статьи 19 Федерального закона, в соответствии с которым списки участков референдума должны быть опубликованы не позднее чем за 40 дней до дня голосования;
11) пункта 2 статьи 18 окружного закона, предусматривающего, что формирование территориальных и участковых комиссий референдума Ненецкого автономного округа осуществляется представительным органом местного самоуправления, если территориальная комиссия референдума Ненецкого автономного округа не сформирована органами местного самоуправления в сроки, установленные настоящим законом, ее состав назначается избирательной комиссией Ненецкого автономного округа - пункту 6 статьи 26 Федерального закона, устанавливающему, что формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и пункту 4 статьи 27 Федерального закона, согласно которому формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией;
12) пункта 1 статьи 28 окружного закона в части, предусматривающей, что агитация при проведении референдума Ненецкого автономного округа начинается со дня опубликования решения о назначении референдума - пункту 1 статьи 49 Федерального закона, из которого следует, что агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания фонда референдума;
13) пункта 10 статьи 37 окружного закона, устанавливающего, что инициативная группа референдума, общественное объединение обязаны в десятидневный срок со дня официального опубликования результатов референдума Ненецкого автономного округа представить избирательной комиссии Ненецкого автономного округа отчет об использовании средств фонда для участия в референдуме - пункту 9 статьи 59 Федерального закона, согласно которому инициативная группа по проведению референдума обязана представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на референдуме, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов референдума);
14) пункта 2 статьи 39 окружного закона в части, предусматривающей, что степень защиты бюллетеней для голосования на референдуме Ненецкого автономного округа определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, т.к. данное положение принято Собранием депутатов Ненецкого автономного округа с превышением компетенции, т.е. в противоречие с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона и пунктом "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации на федеральный орган законом округа возложены отдельные обязанности;
15) статьи 40 окружного закона, регламентирующей порядок досрочного голосования - пункту 1 статьи 65 Федерального закона, согласно которого досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации не проводится.
В судебном заседании помощник прокурора Ненецкого автономного округа Шкирятова А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Собрание депутатов Ненецкого автономного округа было своевременно извещено судом о времени и месте судебного заседания, однако представитель Собрания в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения помощника прокурора округа Шкирятовой А.В. и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункта "в" статьи 71, пунктов "б" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации относятся к предмету ведения Российской Федерации, а защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) исключается возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в областях, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации и, устанавливается принцип недопустимости противоречия принятых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
29 декабря 1998 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа был принят закон Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" N 155-ОЗ.
14 января 1999 года закон был подписан Главой администрации Ненецкого автономного округа и официально опубликован в общественно-политической газете Ненецкого автономного округа "Няръяна Вындер" N 25 от 18 февраля 1999 года, N 28 от 24 февраля 1999 года, N 33 от 4 марта 1999 года, N 35 от 10 марта 1999 года, N 40 от 18 марта 1999 года, N 48 от 30 марта 1999 года, N 59 от 14 апреля 1999 года, N 77 от 20 мая 1999 года и N 101 от 16 июня 2004 года.
22 мая 2002 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 12 июня 2002 года данный закон был подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу через десять дней со дня его официального опубликования в "Парламентской газете", N 110-111 от 15 июня 2002 года и "Российской газете", N 106 от 15 июня 2002 года.
В соответствии с пунктами 2 и 6 статьи 1 Федерального закона, он имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
Согласно пунктов 1 и 2 статьи 14 Федерального закона инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме; федеральным законом инициатива проведения референдума может быть предоставлена иным субъектам.
Таким образом, расширенный перечень субъектов инициативы проведения референдума Ненецкого автономного округа, содержащийся в пункте 1 статьи 7 окружного закона, куда входят также: органы государственной власти Ненецкого автономного округа, депутаты Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, съезд ненецкого народа, противоречит Федеральному закону.
По тому же самому основанию противоречит Федеральному закону и абзац 2 пункта 1 статьи 9 окружного закона, позволяющий администрации Ненецкого автономного округа либо съезду ненецкого народа, если они выступают инициаторами проведения референдума, непосредственно обращаться в Собрание депутатов округа с ходатайством о проведении референдума, т.к. они не являются субъектами инициативы проведения референдума в соответствии с Федеральным законом.
Пункт 2 статьи 7 окружного закона предоставляет право депутату Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а равно общественному объединению, зарегистрированному органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, образовать инициативную группу по проведению референдума для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума.
Пункт 1 статьи 9 окружного закона содержит указание, что инициативная группа, образованная субъектами инициативы, указанными в пункте 2 статьи 7 окружного закона, должна быть не менее 20 человек.
Предоставление депутату Собрания депутатов Ненецкого автономного округа права образовать инициативную группу по проведению референдума, как уже говорилось выше, противоречит Федеральному закону, т.к. он не входит в число субъектов инициативы проведения референдума.
Депутат Собрания депутатов округа вправе реализовать указанную инициативу как гражданин Российской Федерации, имеющий право на участие в референдуме Ненецкого автономного округа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона выдвинуть инициативу проведения референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
Ранее действовавшая редакция Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусматривала государственную регистрацию общественных объединений органами юстиции Российской Федерации.
В силу ст. 21 Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в редакции от 29 июня 2004 года решение о государственной регистрации общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" образована Федеральная регистрационная служба, в функции которой входит также регистрация общественных объединений и политических партий. Положения Указа в отношении Федеральной регистрационной службы вступают в силу после вступления в силу соответствующих федеральных законов.
Таким образом, хотя в настоящее время регистрацию общественных объединений до принятия закона о Федеральной регистрационной службе, продолжают осуществлять органы юстиции Российской Федерации, содержащаяся в пункте 2 статьи 7 и пункте 1 статьи 9 окружного закона формулировка порядка регистрации общественных объединений не соответствует пункту 3 статьи 14 Федерального закона.
Не соответствует Федеральному закону и установленный окружным законом срок государственной регистрации общественного объединения - не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, т.к. Федеральный закон требует наличие регистрации не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона референдум субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации.
К основным полномочиям именно законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относит назначение референдума субъекта Российской Федерации и Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральное законодательство не предоставляет каким-либо иным органам либо должностным лицам, кроме законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, права назначать референдум субъекта Российской Федерации, в связи с чем, положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 8 окружного закона, предоставляющие такое право главе Администрации Ненецкого автономного округа, противоречат Федеральному закону.
Не соответствует Федеральному закону и пункт 5 статьи 9 окружного закона, который предусматривает возможность избирательной комиссии Ненецкого автономного округа согласовать с инициативной группой по проведению референдума Ненецкого автономного округа новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса, в случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает установленным в законе требованиям.
Пункт 5 статьи 36 Федерального закона предусматривает два варианта принятия решения комиссией при поступлении ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Федеральный закон не предусматривает возможности согласования формулировки вопроса, т.к. согласно пункта 11 статьи 36 указанного закона, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, избирательная комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 9 окружного закона избирательная комиссия Ненецкого автономного округа, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, окружного закона, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство с утвержденной формулировкой вопроса (вопросов), проекта закона или иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум, и извещает об этом Собрание депутатов Ненецкого автономного округа, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
В данном пункте содержатся положения, превышающие полномочия избирательной комиссии, регламентированные в Федеральном законе, т.к. избирательная комиссия не принимает самостоятельного решения о регистрации инициативной группы, а принимает одно из решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 36 Федерального закона, о чем уже говорилось выше.
В силу пункта 8 статьи 36 Федерального закона избирательная комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации, только если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 3 статьи 38 Федерального закона проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Пункт 8 данной статьи устанавливает, что при обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для назначения референдума количества достоверных подписей комиссия отказывает в проведении референдума.
Окружной закон в пункте 7 статьи 11 устанавливает следующий порядок проверки достоверности подписей граждан - в случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей проводится проверка еще 20 процентов отобранных методом случайной выборки подписей; в случае обнаружения более 10 процентов недостоверных подписей, дальнейшая проверка подписей не проводится.
Таким образом, установленный окружным законом порядок проверки достоверности подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума ни по количественным показателям, ни по процедуре не соответствует Федеральному закону.
Кроме того, фактически, окружной закон не устанавливает минимально необходимое количество подписей граждан подлежащих проверке.
Содержащееся в пункте 2 статьи 11 окружного закона положение, что проверке подлежит не менее 20 процентов от общего числа подписных листов, нельзя признать соответствующим Федеральному закону, т.к. подписные листы могут содержать совершенно различное количество подписей, что не позволяет четко определить необходимый минимум, подлежащий проверке.
Обоснованными являются также доводы заявления о противоречии Федеральному закону сроков образования участков референдума, установленных в пункте 1 статьи 13 окружного закона - не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Пункт 2 статьи 19 Федерального закона определяет, что участки референдума образуются не позднее чем за 45 дней до дня голосования.
Аналогичная ситуация и со сроками опубликования списков участков референдума, т.к. согласно пункту 5 статьи 13 окружного закона списки участков референдума публикуются не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а пункт 7 статьи 19 Федерального закона требует опубликования списков участков референдума не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
В соответствии с пунктом 6 статьи 26 и пунктом 4 статьи 27 Федерального закона формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а формирование участковой комиссии - вышестоящей комиссией.
Федеральный закон не предусмотрел другого порядка формирования указанных комиссий, поэтому нельзя признать соответствующим федеральному законодательству пункт 2 статьи 18 окружного закона, который предусматривает, что формирование территориальных и участковых комиссий референдума Ненецкого автономного округа осуществляется представительным органом местного самоуправления, а также определяет порядок формирования комиссий в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 28 окружного закона установлено, что агитация при проведении референдума Ненецкого автономного округа начинается со дня опубликования решения о назначении референдума, что ограничивает право граждан на проведение агитации и противоречит пункту 1 статьи 49 Федерального закона, который предусматривает, что агитационный период начинается со дня регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания фонда референдума.
Не соответствует требованиям пункта 9 статьи 59 Федерального закона и пункт 10 статьи 37 окружного закона, в соответствии с которым инициативная группа референдума, общественное объединение обязаны в десятидневный срок со дня официального опубликования результатов референдума представить избирательной комиссии Ненецкого автономного округа отчет об использовании средств фонда для участия в референдуме. Указан срок передачи копии указанных отчетов средствам массовой информации - не позднее трех дней после их поступления.
Федеральный закон обязывает инициативную группу по проведению референдума представить в соответствующую комиссию не менее двух финансовых отчетов (в том числе один из них - не позднее чем за 10 дней до дня голосования на референдуме, а итоговый - не позднее чем через 30 дней после опубликования результатов референдума) о размерах фонда референдума, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств фонда. Копии указанных отчетов передаются комиссиями средствам массовой информации не позднее чем через пять дней со дня их поступления.
Согласно пункта 1 статьи 21 Федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Установление порядка организации и деятельности федеральных государственных органов находится в ведении Российской Федерации.
На основании изложенного не соответствующей федеральному законодательству следует признать и содержащуюся в пункте 2 статьи 39 окружного закона норму, что степень защиты бюллетеней для голосования на референдуме Ненецкого автономного округа определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, т.к. окружным законом на федеральный государственный орган возложено исполнение определенных обязанностей.
Степень защиты бюллетеней определяется статьей 63 Федерального закона.
Кроме того, в заявлении указано, что федеральному законодательству противоречит статья 40 окружного закона, определяющая порядок досрочного голосования на референдуме Ненецкого автономного округа, т.к. в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации не проводится.
С данным утверждением нельзя согласиться в полном объеме, т.к. согласно пункта 1 статьи 65 Федерального закона досрочное голосование на референдуме субъекта Российской Федерации не проводится в порядке, установленном в пунктах 2-9 настоящей статьи.
В пунктах 2-9 статьи 65 Федерального закона определен порядок досрочного голосования путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей комиссии и вложения его в конверт, который запечатывается, хранится и вскрывается в установленном законом порядке.
Однако в статье 65 Федерального закона имеется пункт 10, в соответствии с которым в случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе по согласованию с вышестоящей комиссией принять решение о проведении досрочного голосования (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях, на одном и более избирательных участках, участках референдума.
Следовательно, Федеральный закон не запрещает проведение досрочного голосования на референдуме субъекта Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 10 статьи 65.
В статье 40 окружного закона имеется пункт 6, который предусматривает порядок досрочного голосования на референдуме Ненецкого автономного округа идентичный порядку, установленному пунктом 10 статьи 65 Федерального закона.
В соответствии с законом Ненецкого автономного округа от 18 октября 1999 года N 197-ОЗ "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей Ненецкого автономного округа" к труднодоступным и отдаленным местностям отнесена вся территория Ненецкого автономного округа, за исключением г. Нарьян-Мара и п. Искателей.
При таких обстоятельствах признание статьи 40 окружного закона в полном объеме противоречащей федеральному законодательству, лишило бы большое число граждан Российской Федерации, проживающих в Ненецком автономном округе, конституционного права на участие в референдуме, что не может быть признано законным и обоснованным.
Таким образом, анализ оспариваемых норм окружного закона с позиции соответствия их действующему федеральному законодательству позволяет суду сделать вывод о том, что закон Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" в оспариваемой части, за исключением пункта 6 статьи 40, противоречит ему, в связи с чем признается в этой части недействующим.
Решая вопрос о моменте, с которого необходимо признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения закона Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" от 14 января 1999 года N 155-ОЗ, суд исходит из следующего.
После принятия в 1999 году Собранием депутатов Ненецкого автономного округа окружного закона, он в целом соответствовал и не противоречил действовавшему на тот момент Федеральному закону от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Указанные в решении противоречия возникли после принятия и вступления в законную силу Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые не были устранены Собранием депутатов Ненецкого автономного округа в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 54 окружного закона днем вступления его в силу является день его официального опубликования.
В связи с тем, что в полном объеме закон Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" от 14 января 1999 года N 155-ОЗ, в том числе и статья 54, был опубликован только 16 июня 2004 года, именно этим днем суд и считает день его вступления в силу.
Таким образом, в связи с тем, что на момент принятия и вступления в силу Федерального закона окружной закон еще не действовал, суд считает необходимым признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения закона Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" от 14 января 1999 года N 155-ОЗ со дня вступления его в силу.
Руководствуясь ст. ст. 194, 199 и 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Ненецкого автономного округа о признании отдельных положений закона Ненецкого автономного округа "О референдуме Ненецкого автономного округа" от 14 января 1999 года N 155-ОЗ, противоречащими федеральному законодательству удовлетворить частично.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими:
- пункт 1 статьи 7 в части слов:
"- органам государственной власти Ненецкого автономного округа;
- депутатам Собрания депутатов Ненецкого автономного округа;
- съезду ненецкого народа.";
"Органам государственной власти, а также съезду ненецкого народа для инициативы проведения референдума Ненецкого автономного округа сбор подписей граждан не требуется.";
- пункт 2 статьи 7 в части слов "депутат Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума Ненецкого автономного округа, устав которого предусматривает участие в выборах";
- абзац 1 пункта 1 статьи 9 в части слов "депутат Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции Российской Федерации или Ненецкого автономного округа не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа с инициативой проведения референдума Ненецкого автономного округа и устав которого предусматривает участие в выборах";
- пункт 1 статьи 8 в части слов "В случае, если Собрание депутатов Ненецкого автономного округа отсутствует, указанное решение принимается главой администрации Ненецкого автономного округа.";
- пункт 1 статьи 13 в части слов "30 дней";
- пункт 5 статьи 13 в части слов "25 дней";
- пункт 1 статьи 28 в части слов "со дня опубликования решения о назначении референдума";
- пункт 2 статьи 39 в части слов "степень защиты которых определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.";
- пункты 1-5 ст. 40
закона Ненецкого автономного округа от 14 января 1999 года N 155-ОЗ "О референдуме Ненецкого автономного округа" со дня вступления его в силу.
Обязать Собрание депутатов Ненецкого автономного округа после вступления решения в законную силу опубликовать в течение месяца в окружной газете "Няръяна Вындер" и Бюллетене нормативных актов Собрания депутатов и администрации Ненецкого автономного округа сообщение о настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через суд Ненецкого автономного округа.
Председательствующий |
А.В. Неустроев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение суда Ненецкого автономного округа от 23 августа 2004 г. N 3-21/2004
Текст решения официально опубликован не был