Решение суда Ненецкого автономного округа
от 20 октября 2010 г. N 3-9/2010
Суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Слоновой Н.Б.,
при секретаре Ляпуновой Д.В.,
с участием старшего помощника прокурора Ненецкого автономного округа Ткачевой О.Т.,
заявителя Дульнева Б.Н. и его представителя Хорунжий В.Ю.,
представителя Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Газимзяновой И.Е.,
представителя Администрации Ненецкого автономного округа Сидоренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Нарьян-Маре 20 октября 2010 года дело по заявлению Дульнева Бориса Николаевича о признании отдельных положений Закона Ненецкого автономного округа от 02 октября 2006 года N 760-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" (в редакции Закона НАО N 46-ОЗ от 28.06.2010 года) противоречащими федеральному законодательству,
установил:
Дульнев Б.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании части 1 статьи 9 Закон Ненецкого автономного округа от 02 октября 2006 года N 760-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" (в редакции Закона НАО от 28.06.2010 N 46-ОЗ) в части назначения на должность Уполномоченного сроком на 3 года и просил признать ее противоречащей статье 12 Трудового кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленного требования он указал, что является действующим Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе с 18 октября 2007 года. При назначении его на эту должность действующим законодательством округа срок полномочий Уполномоченного был определен в 4 года. Оспариваемой нормой срок полномочий Уполномоченного сокращен до 3 лет.
По мнению заявителя, данной правовой нормой нарушено его право на занятие должности Уполномоченного по правам человека в НАО в течение 4 лет. Он считает, что оспариваемый в части окружной закон содержит нормы трудового права и вступил в противоречие со статьей 12 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку закону придана обратная сила и срок его полномочий сокращен до 3 лет.
В судебном заседании заявитель Дульнев Б.Н. и его представитель Хорунжий В.Ю. поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Собрания депутатов Ненецкого автономного округа Газимзянова И.Е. и Администрации Ненецкого автономного округа Сидоренко О.В. с требованиями заявителя Дульнева Б.Н. не согласились, указав, что оспариваемая норма окружного закона не затрагивает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному законодательству.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение старшего помощника прокурора Ненецкого автономного округа Ткачевой О.Т., полагавшей, что заявление не подлежит, удовлетворению, и судебные прения, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть 1 статьи 251 ГПК РФ).
Действительно, вопросы защита прав и свобод человека и гражданина отнесены, согласно п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев (ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
На федеральном уровне вопросы назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности регулируются Федеральным Конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
Этим же законом (ст. 5) предусмотрена возможность учреждения конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что учреждение должности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации является исключительным правом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 19 Устава Ненецкого автономного округа, принятого Собранием депутатов Ненецкого автономного округа постановлением от 11 сентября 1995 года N 24 (с последующими изменениями и дополнениями), высшим органом законодательной (представительной) власти округа является Собрание депутатов - окружное Собрание. Окружное Собрание является постоянно действующим и единственным органом законодательной (представительной) власти Ненецкого автономного округа.
В соответствии с п. "б" ч. 1 статьи 25 Устава Ненецкого автономного округа, Собрание депутатов Ненецкого автономного округа осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения округа и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий округа.
2 октября 2006 года Собранием депутатов Ненецкого автономного округа принят Закон Ненецкого автономного округа N 760-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" (далее по тексту - Закон НАО).
Текст указанного закона был опубликован в окружной общественно-политической газете "Наръяна Вындер" N 169 от 10 октября 2006 г. и вступил в силу с 1 января 2007 года.
В настоящее время окружной закон действует в редакции Законов Ненецкого автономного округа от 27.04.2007 N 60-ОЗ, от 23.04.2008 N 23-ОЗ, от 23.12.2008 г. N 97-ОЗ, от 27.02.2009 N 15-ОЗ, от 01.07.2009 N 43-ОЗ, от 28.06.2010 N 46-ОЗ.
Законом Ненецкого автономного округа от 28.06.2010 N 46 (п. 3 ст. 1) в часть 1 статьи 9 Закона НАО "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" внесено изменение, согласно которому Уполномоченный назначается на должность сроком на 3 года. В предыдущей редакции Закона Уполномоченный назначался сроком на 4 года.
Текст Закона округа от 28.06.2010 N 46 "О внесении изменений в некоторые законы Ненецкого автономного округа" опубликован в Сборнике нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа N 11 (92) от 30 июня 2010 года и вступил в силу 11 июля 2010 года. Положения пункта 1 статьи 4 данного Закона о порядке его вступления в силу полностью соответствуют требованиям пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 28.06.2010 N 46" следует читать: "от 28.06.2010 N 46-оз"
Поскольку установление правовых основ деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации отнесено, как указывалось выше, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, последние вправе принимать по названному предмету ведения свои законы в соответствии с федеральным законом.
Кроме этого, действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов, устанавливающих конкретные требования к содержанию принимаемых субъектами РФ законов, регулирующих деятельность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления N 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Нормативный правовой акт, признающий ранее изданный акт утратившим силу, может быть признан недействующим лишь в случае, если отмененный акт был принят в силу прямого указания на это в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, и содержит принятые в развитие положений этого акта нормы, затрагивающие права и свободы заявителя, а более поздний акт отменяет эти нормы, не установив новых, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц, предоставленные им нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Внося изменения в закон "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" в части сокращения срока полномочий Уполномоченного законодатель округа действовал в рамках своей компетенции. Правила опубликования и введения нормативного правового акта в действие соблюдены.
Ссылка заявителя на то, что оспариваемая им правовая норма противоречит статье 12 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку правоприменитель придает ей обратную силу и сокращает срок его полномочий с 4 до 3 лет, является бездоказательной. В силу п. 4 ст. 29 Закона НАО от 03.02.2006 N 673-ОЗ "О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа" действие нормативного правового акта не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, если иное прямо не установлено федеральным законодательством либо в самом акте.
Указанное положение соответствует ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации, согласной которой закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и принимается к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Указаний на придание обратной силы нормам, которые ухудшали бы положение заявителя, данный Закон не содержит.
Поэтому принятие законодателем Ненецкого автономного округа Закона "О внесении изменений в некоторые законы Ненецкого автономного округа" с внесением изменений в ранее действовавший закон округа "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" федеральному законодательству не противоречит и прав заявителя не нарушает.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Дульнева Бориса Николаевича о признании части 1 статьи 9 Закона НАО от 02 октября 2006 года N 760-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Ненецком автономном округе" (в редакции Закона НАО от 28 июня 2010 года N 46-ОЗ) противоречащей федеральному законодательству - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховном Суде Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы, а прокурором принесения представления через суд Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий |
Слонова Н.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение суда Ненецкого автономного округа от 20 октября 2010 г. N 3-9/2010
Текст решения размещен на официальном сайте суда Ненецкого автономного округа