Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Авериной Е.Г, Губаревой С.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к врио начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу В. Смоловскому, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" о признании действий незаконными, обязании способствовать в назначении пенсии, назначить пенсию по инвалидности, обязании принести извинения в письменном виде по кассационной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04.08.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.12.2022.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к врио начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу В. Смоловскому, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Ростовской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области"), в котором просил признать действия ответчика незаконными, нарушающими требования Договора между Донецкой Народной Республикой и Российской Федерацией; обязать ответчика в срочном порядке переоформить пенсию, способствовать переоформлению пенсии истцу; обязать ответчика в письменной форме принести истцу извинения за унижение чести и достоинства.
Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 04.08.2022 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований. Суд обязал ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" назначить ФИО1 пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" просит отменить решение суда и апелляционное определение в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда доказательствам, имеющимся в материалах дела. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие право истца на получение пенсии по линии Министерства обороны. Указывает, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки полномочий при вынесении судебного акта о частичном удовлетворении исковых требований.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, до прибытия в Российскую Федерацию ФИО1, являющийся гражданином Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, проживал в Донецкой Народной Республике, являлся получателем пенсии по инвалидности по линии Пенсионного фонда ДНР.
После начала военной операции на Украине связи с ситуацией в Донбассе с учетом опасности проживания на территории Донецкой Народной Республики и после гибели жены истца, ФИО1 вместе с сыном прибыл в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением о назначении пенсии по инвалидности в Военный комиссариат Советского и Железнодорожного районов г. Ростов-на-Дону.
При подаче заявления ФИО1 предъявил паспорт гражданина Российской Федерации, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" и следующие документы: подтверждающие инвалидность - справка МСЭ, выданная ДД.ММ.ГГГГ бессрочно Республиканской медико-социально экспертной комиссией N Министерства здравоохранения ДНР о 2 группа инвалидности с причиной - заболевание получено в период прохождения военной службы; получение пенсии по инвалидности от Пенсионного фонд ДНР - справка взамен пенсионного удостоверения и архивную справку, из которой усматривалось, что ФИО1 проходил военную службу в качестве офицера в Вооруженных Силах СССР в воинском звании старший лейтенант, при этом права на пенсию за выслугу лет по линии военного ведомства не приобрел.
Военный комиссариат 29.04.2022 направил заявление и указанные документы в центр социального обеспечения военного комиссариата Ростовской области для рассмотрения вопроса назначения заявителю пенсии по инвалидности.
Письмом ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Южному военному округу" от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 разъяснено, что документ Республиканской медико-социальной экспертной комиссии Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики по установлению ему инвалидности и ее причин рассмотрению для назначения пенсии по законодательству Российской Федерации не подлежат, соответственно до момента установления правомочным учреждением медико-социальной экспертизы Российской Федерации инвалидности вследствие причин, указанных в статье 19 Закона, право на указанный вид пенсии от Министерства обороны Российской Федерации не может быть реализовано.
В указанном письме ФИО1 разъяснено, что для установления ему соответствующей группы инвалидности и ее причины по в законодательству Российской Федерации ему следует обратиться в учреждение медико-социальной экспертизы по месту жительства (пребывания) или обратиться в территориальное подразделение Пенсионного и Фонда России по месту жительства для рассмотрения вопроса назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно представленным возражениям представителя ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" и пояснениям данных суду апелляционной инстанции, вынесение судебных решений, предусматривающий иной порядок выплаты пенсии, чем установлен нормативно-правовыми актами Российской Федерации, может привлечь к ситуации, когда граждане при прочих равных условиях будут получать разные размеры пенсий в зависимости от наличия того или иного судебного толкования существующих правовых норм в вынесенных судебных постановлениях, к росту социальной напряженности в среде военных пенсионеров, неверию граждан в правомерность действий государственных органов власти. В результате судебной ошибки, может быть принято решение, которое приведет к неоправданным расходам предусмотренных федеральным бюджетом на эти цели средств, неравенству в части выплаты пенсии и предоставлению мер социальной поддержки по отношению к другим пенсионерам Минобороны России, которым назначалась в соответствии с нормами законодательства.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что ФИО1 согласно Свидетельства о болезни N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Военно-врачебной комиссией при войсковой части 35072, где ему установлен диагноз и заболевание полученное в период прохождения военной службы, таким образом заболевание и инвалидность истцу установлены еще на территории Республик СССР до его распада.
Как следует из справки Пенсионного Фонда Украины N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФИО1 и представленной им в материалы дела, он состоял на учете в Главном Управлении Пенсионного Фонда Украины, как получатель пенсии по инвалидности, инвалид Советской Армии 3 группы.
Согласно справке к акту освидетельствования медико-социальной экспертной комиссией N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения ДНР, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена вторая группа инвалидности бессрочно вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии по инвалидности на территории Украины, в последующем в ДНР, соответственно, для принятия законного и обоснованного решения по делу, выяснению подлежит факт постоянного проживания на территории Российской Федерации и момент прекращения выплаты пенсии на территории Украины, в ДНР.
Согласно представленной копии паспорта гражданина Российской федерации ФИО1, он с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: "адрес".
Судом апелляционной инстанции также установлено, что до настоящего времени в военный комиссариат Ростовской области пенсионное дело ФИО1 из пенсионных органов Пенсионного фонда ДНР не поступило ввиду отсутствия почтового сообщения за пределы территории Донецкой Республики.
Согласно письму и.о. заместителя директора по почтовому бизнесу УФПС Ростовской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N.1.1.1-01/436 на сегодняшний день отправка почтовой корреспонденции на территории новых субъектов Российской Федерации, в том числе Донецкой Народной Республики не осуществляется, в связи с отсутствием у АО "Почта России" договорных отношений с соответствующими почтовыми операторами.
Ввиду отсутствия почтового сообщения с Донецкой Народной Республикой суд апелляционной инстанции обратился с судебным запросом от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство обороны Российской Федерации, в котором просил оказать содействие в истребовании сведений о том, выплачивается ли ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р, место рождения: "адрес", Украина, пенсия по инвалидности (пособие по инвалидности) на основании справки к акту медико-социальной экспертной комиссии об установлении инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы. Если выплата прекращена, то указать, с какого периода. Если выплата не прекращена, сообщить, производится ли выплата пенсии по инвалидности ФИО1 в Донецкой Народной Республике в настоящее время. Также, просили оказать содействие в истребовании заверенной надлежащим образом копии выплатного (пенсионного) дела в отношении ФИО1.
В запросе суда был указан срок его исполнения - до ДД.ММ.ГГГГ и порядок направления ответа по электронному адресу Ростовского областного суда или по факсимильной связи, с последующей досылкой документов по почте.
Вышеуказанный запрос Ростовского областного суда был получен Министерством обороны Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, на дату рассмотрения настоящего гражданского дела в суде апелляционной инстанции - ДД.ММ.ГГГГ ответ на указанный запрос так и не поступил.
Из пояснений истца данных в суде апелляционной инстанции следует, что в настоящее время он фактически, находится в пункте временного размещения в Первомайском районе г. Ростова-на-Дону, пенсию по инвалидности не получает, работать в силу возраста и состояния здоровья (инвалид второй группы бессрочно, причина инвалидности "заболевание, полученное в период прохождения военной службы", онкологический больной) истец не может, денежных средств на лечение, прохождение обследований, приобретение необходимых лекарственных препаратов, предметов обихода, гигиены, продуктов питания, одежды он не имеет, то есть, фактически лишен средств к существованию.
При этом, суд апелляционной инстанции отметил, что и представитель ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" в судебном заседании суда апелляционной инстанции, что в настоящее время запросить пенсионное дело ФИО1 в Донецкой Народной Республике ответчик возможности лишен, поскольку почта в ДНР не принимает, а электронного документооборота также не имеется.
В суде апелляционной инстанции истец ФИО1 пояснил, что с апреля 2022 года границу Российской Федерации не пересекал, пенсию по инвалидности не получал, сведениями о том, начисляется ли она в ДНР настоящее время не располагает, поскольку без риска для жизни в условиях боевых действий поехать на территорию Донецкой Народной Республики и представить свое выплатное (пенсионное) дело в ФКУ "Военный комиссариат Ростовской области" он не может, электронный документооборот с ДНР отсутствует.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное и полученное Центром социального обеспечения Военного комиссариата Ростовской области (вх. N от ДД.ММ.ГГГГ), в котором истец просил истребовать с Пенсионного Фонда ДНР для продления выплаты пенсии по инвалидности в Российской Федерации в связи с переездом на постоянное место жительства в г. Ростов-на-Дону, однако, сведений о том, что по заявлению истца его пенсионное дело было истребовано Военным комиссариатом Ростовской области из Пенсионного Фонда ДНР материалы дела не содержат, а из пояснений представителя ответчика, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что такая возможность ввиду отсутствия почтового сообщения с Донецкой Народной Республикой в настоящее время отсутствует.
Кроме того, в материалах дела имеется заявление-обязательство ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он обязуется в добровольном порядке в соответствии со ст. 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" возместить переполученные суммы пенсии.
Суд апелляционной инстанции установив вышеизложенные обстоятельства по делу пришел к верному выводу о том, что следует обязать ФКУ Военный комиссариат Ростовской области назначить ФИО1 пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" с ДД.ММ.ГГГГ.
Такие выводы суда апелляционной инстанции признаются судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества независимых государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в подпунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части 1 статьи 3 данного Закона, а также их семей осуществляется Минобороны России.
Согласно ст. ст. 19 и 20 вышеуказанного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию по инвалидности имеют уволенные с военной службы граждане, признанные федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения с военной службы, если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.
Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Инвалиды из числа уволенных военнослужащих в зависимости от причины инвалидности подразделяются на инвалидов вследствие военной травмы и инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы. Признание инвалидом на территории Российской Федерации подтверждается выпиской из акта освидетельствования, выдаваемого федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Так как Российская Федерация не имеет международных договоров (соглашений) о взаимном признании граждан инвалидами и национальное законодательство иностранных государств, в том числе, бывших республик СССР, может предусматривать отличный от законодательства РФ порядок, то вопрос об инвалидности должен быть решен в соответствии с нормами российского законодательства. Таким образом, граждане, переехавшие на постоянное место жительство в Российскую Федерацию из иностранного государства (в том числе, из стран СНГ), будут иметь право на установление пенсии по инвалидности и другие меры социальной поддержки, при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок и условия признания лица инвалидом установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившим Правила признания лица инвалидом.
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, а также иные причины, установленные законодательством.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При предоставлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.
В силу пункта 8 разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003 N 1 "Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности с формулировкой "заболевание получено в период военной службы" определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Федеральный закон от 15.12.2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
С учетом вышеизложенного, прибывшим из других государств гражданам Российской Федерации и гражданам, получившим вид на жительство в Российской Федерации, пенсия по инвалидности назначается с момента возникновения права на нее в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- либо при подтверждении федеральным учреждением медико-социальной экспертизы Российской Федерации инвалидности, первично установленной уполномоченными органами других государств;
либо при предоставлении соответствующих документов образца СССР, Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные орган вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Согласно статье 52 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1). Государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Согласно ч. 1 ст. 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" выплата пенсий, предусмотренных данных Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в ст. 11 этого Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Согласно части второй ст. 58 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
13 марта 1992 года между государствами - участниками Содружества Независимых Государств: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
На основании ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенным в городе Москве 13 марта 1992 года (ст. 2 Соглашения).
Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.
Согласно ст. 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу приведенных положений вышеназванных соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.
Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения, дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства.
При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П и от 2 июня 2011 года N 11-П; Определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О, от 17 июня 2013 года N 996-О).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (ч. 1, ч. 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 года N 71 "О признании Донецкой Народной Республики" Донецкая Народная Республика, учитывая волеизъявление ее народа, признана в качестве суверенного и независимого государства.
Также 21 февраля 2022 года в г. Москве подписан "Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" (Документ вступил в силу 25 февраля 2022 года, Россия ратифицировала данный документ (Федеральный закон от 22.02.2022 N 15-ФЗ).
В соответствии со ст. 9 "Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" на территории каждой из Договаривающихся Сторон признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления другой Договаривающейся Стороны.
Конституция Российской Федерации относит заключение международных договоров Российской Федерации к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "к"). Со стороны Российской Федерации рассматриваемый Договор подписан Президентом Российской Федерации. Как глава государства он определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации (статья 80, части 3 и 4; статья 86, пункты "а", "б", Конституции Российской Федерации 30 сентября 2022 года заключен Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, который был подписан от имени Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.
Статья 8 указанного Договора, в которой, по существу, определяется действие на территории Донецкой Народной Республики законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, имеет целью ее интеграцию в российскую правовую систему при обеспечении максимальной стабильности правового регулирования и избежания в нем пробелов, затрудняющих реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
С учетом этого, в частности, пункт 3 данной статьи, согласно которому нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются, не может рассматриваться как не соответствующий - в силу отсутствия указания на невозможность применения этих актов из-за их противоречия федеральному закону - требованиям Конституции Российской Федерации о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (статья 4, часть 2) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (статья 15 часть 2).
В силу прямого действия Конституции Российской Федерации в отношении соблюдения всеми субъектами правоотношений федеральных законов эти требования в любом случае применимы в качестве общего правила. Разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой (см. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2022 N 36-П "По делу о проверке конституционности не вступившего в силу международного Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта").
В соответствии со ст. 37 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики" данный документ вступил в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Указанный Договор вступил в силу с 5.10.2022 (ратифицирован Федеральным законом от 04.10.2022 N 372-ФЗ).
В соответствии со ст. 7 указанного закона, регламентирующей вопросы воинской обязанности и военной службы, со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, продолжают проходить военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования в установленном законодательством Российской Федерации порядке вопроса о заключении указанными военнослужащими контрактов о прохождении военной службы при условии их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, или об увольнении с военной службы. Указанные военнослужащие имеют установленный законодательством Российской Федерации статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах СССР, а также Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются в Российской Федерации и учитываются при исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет на военной службе для назначения пенсии и ежемесячной надбавки за выслугу лет, для решения вопросов о прохождении военной службы (ч. 1 ст. 7 Закона).
Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики, воинские формирования и органы Донецкой Народной Республики включаются в состав соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, на территории Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, военные комиссариаты, а также органы, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне". Особенности включения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации могут быть установлены Президентом Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Закона).
Отдельные вопросы, связанные с прохождением военной службы на территории Донецкой Народной Республики и предоставлением военнослужащим прав и социальных гарантий, могут регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Закона).
Согласно ст. 14 указанного закона, регламентирующей предоставление гарантий в сфере социальной защиты, охраны здоровья и трудовых отношений на территории Донецкой Народной Республики граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального конституционного закона или в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме и на охрану здоровья.
Гражданам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики, гарантируется предоставление пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме в размерах (объемах), установленных актами Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, вплоть до принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме таким гражданам и лицам (ч. 2 ст. 14 Закона).
До 1 марта 2023 года на территории Донецкой Народной Республики создаются территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ч. 4 ст. 14 Закона).
До 1 января 2026 года трудовое законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и законодательство о занятости населения применяются на территории Донецкой Народной Республики с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 14 Закона).
В соответствии со ст. 31 вышеуказанного закона, регламентирующей особенности регулирования отдельных отношений на территории Донецкой Народной Республики, в течение переходного периода особенности предоставления пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат, льгот в натуральной форме гражданам и лицам, указанным в ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального конституционного закона, а также особенности правового регулирования отношений в сферах образования и науки на территории Донецкой Народной Республики устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 36 данного Закона установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта и до 1 января 2026 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции нового субъекта Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно Информации о пенсионном обеспечении от 13 апреля 2022 года, изданной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Украины, в том числе проживавших на территории ДНР и ЛНР, до признания указанных Республик в качестве суверенных и независимых государств осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае их постоянного проживания на территории Российской Федерации с применением положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992 года (далее - Соглашение СНГ), которое как международный договор Российской Федерации является составной частью ее правовой системы согласно положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Начиная с 21 февраля 2022 года Соглашение СНГ в отношении граждан, проживающих (проживавших) и имеющих стаж работы на территории ДНР и ЛНР, не может применяться, поскольку названные Республики как субъекты международного права не являются подписантами Соглашения СНГ.
Вместе с тем, принимая во внимание высокую социальную значимость данной проблемы, в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан при решении рассматриваемого вопроса в отсутствие договорной базы в области пенсионного обеспечения с ДНР и ЛНР представляется необходимым руководствоваться положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом для определения права на страховую пенсию по старости применяется законодательство, то есть федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры и соглашения, являющиеся источниками права Российской Федерации и составляющие ее правовую систему, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа.
С учетом этого, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории Украинской ССР, Украины и признанных 21 февраля 2022 г. в качестве суверенных и независимых государств ДНР и ЛНР.
Учитывая изложенное, в отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР и ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (то есть до 1 января 1991 г.), Украины (то есть после 1 января 1991 г.), в том числе ДНР, ЛНР, по 20 февраля 2022 г. (с учетом вступивших в силу 21 февраля 2022 г. Указов Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 71 "О признании Донецкой Народной Республики" и N 72 "О признании Луганской Народной Республики"), а для конвертации пенсионных прав - до 1 января 2002 г, независимо от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации. При этом указано, что если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения).
Российская Федерация не имеет международных соглашений о взаимном признании документов об установлении инвалидности.
Для назначения пенсии по инвалидности по российскому законодательству требуется факт призвания лица инвалидом учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 181-ФЗ.
Согласно ст. 1 Федерального N 181-ФЗ признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом".
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью Российской Федерации, которая как социальное государство должна направлять свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (статьи 2 и 7). Социальный характер российского государства и признание охраны труда одним из направлений его политики предопределяют установление гарантий реализации прав граждан в сфере труда, к числу которых Конституция Российской Федерации относит право каждого свободно на государственную пенсию (статья 7, часть 2).
В силу положений части 6 статьи 75 Конституции Российской Федерации система пенсионного обеспечения граждан формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации законодатель, обеспечивает возможность удовлетворения интересов и защиты имущественных граждан должен исходить из направленности политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также из конституционных основ правового статуса личности.
Получение (выплата) причитающихся пенсионеру сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с реализацией пенсионером права на получение сумм пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (статьи 50 - 58 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей").
В соответствии со ст. 54 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Поэтому без надлежащего обращения лица, претендующего на назначение пенсии, с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.
Согласно абз. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" назначение пенсии осуществляется в заявительном порядке.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения и восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Доводы кассационной жалобы по существу повторяют позицию заявителя при рассмотрении дела судебными инстанциями, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, нашедшую отражение в оспариваемого судебного постановления, и в целом сводятся к несогласию заявителя с судебными постановлениями, а также с выводами суда, основанными на оценке представленных по делу доказательств, что само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательст-ва, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 19.12.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.Г. Аверина
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.