Кассационным определением СК по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2024 г. N 66-ИКАД24-4-А5 настоящее определение оставлено без изменения
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-127/2023 по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалова А.О. к кандидату в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалову С.М. об отмене регистрации кандидата с апелляционной жалобой представителя административного истца Перевалова А.О. - Ядришникова А.А. на решение Иркутского областного суда от 01 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Перевалова А.О. - Ядришникова А.А, возражения представителя административного ответчика Перевалова С.М. - Зверевой М.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 07 июня 2023 года N 69/1-ЗС "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва" в Иркутской области назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва на 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 16 июня 2023 года N 2/15 "О проведении голосования на выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд" постановлено провести голосование на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, а также на иных выборах, назначенных на территории Иркутской области на 10 сентября 2023 года, в течение нескольких дней подряд - 8, 9 и 10 сентября 2023 года.
Постановлением Избирательной комиссии Иркутской области от 04 мая 2023 года N 175/1435 "Об окружных избирательных комиссиях по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва" на Иркутскую городскую N 3 территориальную избирательную комиссию (Правобережный округ) возложены полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 1.
Решением Иркутской городской N 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 26 июля 2023 года N 50/348 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалова Александра Олеговича" зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалов Александр Олегович, выдвинутый ИРКУТСКИМ ОБЛАСТНЫМ ОТДЕЛЕНИЕМ Политической партии "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Решением Иркутской городской N 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 29 июля 2023 года N 53/356 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалова Сергея Михайловича" зарегистрирован кандидат в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалов Сергей Михайлович, выдвинутый Региональным отделением в Иркутской области Политической партии "РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ".
Перевалов А.О. обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата Перевалова С.М. на основании подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В обоснование заявленных требований указано, что зарегистрированным кандидатом Переваловым С.М. в нарушение норм действующего избирательного законодательства не произведено отчуждение иностранных финансовых инструментов, до настоящего времени он остается собственником иностранных ценных бумаг и иностранных финансовых инструментов.
Решением Иркутского областного суда от 01 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Перевалова А.О. - Ядришников А.А, считая данное решение суда незаконным, вынесенное с существенным нарушением норм процессуального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что ответ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 31 августа 2023 года N 05-08/6246, данный на запрос суда первой инстанции, содержал в себе сведения об отсутствии у кандидата Перевалова С.М. иностранных финансовых инструментов лишь по состоянию на 31 августа 2023 года. Судом оставлен без внимания довод стороны административного истца о приобретении 31 августа 2023 года кандидатом Переваловым С.М. со счета N 2560441/23 акции Pinnacle West Capital Corporatio стоимостью 76, 49 долларов США.
Однако суд не осуществил проверку доводов административного истца по состоянию на дату рассмотрения дела в суде первой инстанции. Сведения о приобретении 31 августа 2023 года иностранной акции Переваловым С.М. могли не отразится в запрошенной судом выписке по счетам.
В этой связи апеллянт полагает, что суд первой инстанции не в полной мере проверил сведения, изложенные в пояснениях административного истца от 01 сентября 2023 года, не осуществил в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащую проверку доказательств, что является существенным нарушением норм процессуального права и влечет отмену решения суда.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Иркутской области, стороной административного ответчика представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Иркутской области установлен Законом Иркутской области от 06 апреля 2011 года N 18-оз "О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области" (далее - Закон Иркутской области N 18-оз).
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
Судом первой инстанции верно установлено, что административный истец является субъектом возникших правоотношений, в связи с чем, в силу вышеприведенных правовых норм, вправе обратиться в суд с настоящим административным иском. Срок обращения в суд, предусмотренный частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно пункту 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном частью 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в части 4 статьи 39, пункте 9 части 7, части 9 статьи 89 Закона Иркутской области N 18-оз.
В силу подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 17 июля 2023 года Избирательная комиссия Иркутской области вынесла постановление N 9/127 "О заверении списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутых Региональным отделением в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ.
В данном списке по одномандатному избирательному округу N 1 выдвинут кандидат Перевалов С.М.
20 июля 2023 года от кандидата Перевалова С.М. в избирательную комиссию поступило заявление, а также необходимые документы для регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1, в том числе уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Как указано выше решением Иркутской городской N 3 территориальной избирательной комиссии (Правобережный округ) от 29 июля 2023 года N 53/356 Перевалов С.М. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1.
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия обращается, в том числе с представлением, для проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации, представляемых кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, а также сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение двадцати дней.
Согласно пункту 6.1 статьи 33 Федерального N 67-ФЗ проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ.
Таким образом, проведение проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ является безусловной обязанностью избирательной комиссии.
При этом, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, у избирательной комиссии отсутствует безусловная обязанность проведения проверки выполнения кандидатом требований, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, такая проверка проводится только при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом N 79-ФЗ.
В силу части 1 статьи 5 Федерального закона N 79-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет.
В этой связи, областной суд пришел к обоснованному выводу, что по состоянию на 29 июля 2023 года Иркутская городская N 3 территориальная избирательная комиссия (Правобережный округ) была вправе принять решение N 53/356 "О регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалова Сергея Михайловича", имея в своем распоряжении весь необходимый и достаточный для этого объем представленных кандидатом документов, включая письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции по ходатайству стороны административного истца сделан запрос в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации из ответа которой от 31 августа 2023 года N 05-08/6246 следует, что сведений в отношении Перевалова С.М, являющегося зарегистрированным кандидатом на выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, об открытии им или о наличии у него счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, не имеется. Также, отсутствуют сведения, свидетельствующие о наличии у Перевалова С.М каких-либо ценных бумаг, в том числе тех, которые являются иностранными финансовыми инструментами.
Как видно из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, в ЦИК России из ФНС России не поступала информация об открытии Переваловым С.М. или о наличии у него счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по состоянию на 01 июня 2023 года, 29 июля 2023 года, 31 августа 2023 года.
Кроме того, из ответа Избирательной комиссии Иркутской области от 01 сентября 2023 года N 01-27/2805 усматривается, что в рамках проверки достоверности сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, представленных кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва, выдвинутыми в составе областного списка кандидатов Региональным отделением в Иркутской области Политической партии РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ СВОБОДЫ И СПРАВЕДЛИВОСТИ, Избирательной комиссией Иркутской области 25 июля 2023 года был направлен запрос кредитным организациям, держателям реестра и депозитариям о предоставлении сведений о счетах, вкладах, ценных бумагах, принадлежащих кандидатам на 01 июня 2023 года. По результатам проведенной проверки 07 августа 2023 года Избирательной комиссией Иркутской области были получены сведения о том, что по состоянию на 01 июня 2023 у кандидата Перевалова С.М. отсутствовали иностранные финансовые инструменты. Информации о приобретении иностранных финансовых инструментов кандидатом Переваловым С.М. по состоянию на 29 июля 2023 года и 31 августа 2023 года в Избирательную комиссию Иркутской области не поступало.
Помимо этого, по ходатайству стороны административного истца, областным судом сделан запрос в ООО "Компания БКС", из ответа которой от 01 сентября 2023 года N 0035-01-Ф10-2023 следует, что ООО "Компания БКС" является профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляет деятельность, согласно статье 3 и статье 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Между ООО "Компания БКС" и Переваловым С.М, в порядке, предусмотренном статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, заключено Генеральное соглашение "О комплексном обслуживании на рынке ценных бумаг" N 2560441/23 от 29 августа 2023 года, N 2560443/23-иис от 29 августа 2023 года, N 2560779/23 от 29 августа 2023 года.
При этом на счетах, открытых по Генеральному соглашению N 2560441/23 от 29 августа 2023 года активы отсутствуют.
На брокерском счете, открытом по Генеральному соглашению N 2560443/23-иис от 29 августа 2023 года учитываются денежные средства 1000 руб.
На счете депо, открытом по Генеральному соглашению N 2560443/23-иис от 29 августа 2023 года, активы отсутствуют.
На брокерском счете, открытом по Генеральному соглашению N 2560779/23 от 29 августа 2023 года, учитываются денежные средства 193, 43 руб.
На счете депо, открытом по Генеральному соглашению N 2560779/23 от 29 августа 2023 года на 30 августа 2023 года, учитывались обыкновенные акции ПАО "Газпром" (Номер гос. регистрации ЦБ: 1-02-00028-А) в количестве 10 шт.
Также, ООО "Компания БКС" сообщает, что 30 августа 2023 Переваловым С.М. подано поручение на продажу указанных выше акций в количестве 10 шт.
Наряду с этим, ООО "Компания БКС" были представлены брокерские отчеты в отношение Перевалова С.М. за период по 31 августа 2023 года.
Согласно представленным сведениям у Перевалова С.М. отсутствуют иностранные финансовые инструменты.
При таком положении, Иркутский областной суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, для отмены регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 1 Перевалова С.М.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка сведениям представленным стороной административного истца, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку областным судом установлены все имеющие значение для разрешения настоящего административного правового спора обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения и основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом, вопреки утверждению апеллянта, в строгом соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию стороны административного истца в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 01 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Перевалова А.О. - Ядришникова А.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалоб, представления через Иркутский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.