Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Казакова М.Ю, при секретаре Толмасовой Ю.Е, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1412/2023 по административному исковому заявлению ООО "Торговый комплекс "Водный" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0001025:1583, 77:09:0001025:2338, 77:09:0001025:2335, 77:09:0001025:2341, 77:09:0001025:1808, 77:09:0001025:1821, 77:09:0001025:2332, 77:09:0001025:2336, 77:09:0001025:2331, 77:09:0001025:2334, 77:09:0001025:2330, 77:09:0001025:1733, 77:09:0001025:2339 (далее - нежилые помещения), установленной по состоянию на 1 января 2021 года.
Просит установить кадастровую стоимость названных нежилых помещений, равной их рыночной стоимости, определённой в отчётах об оценке от 16 мая 2022 года N022/22, от 23 мая 2022 года подготовленных оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр".
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что ему на праве собственности принадлежат названные выше нежилые помещения. Несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных нежилых помещений, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости нежилых помещений, равной их рыночной стоимости.
В настоящее судебное заседание представители административного истца и административных ответчиков, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ООО "Торговый комплекс "Водный" является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:09:0001025:1583, 77:09:0001025:2338, 77:09:0001025:2335, 77:09:0001025:2341, 77:09:0001025:1808, 77:09:0001025:1821, 77:09:0001025:2332, 77:09:0001025:2336, 77:09:0001025:2331, 77:09:0001025:2334, 77:09:0001025:2330, 77:09:0001025:1733, 77:09:0001025:2339, расположенных по адресу адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 15 ноября 2021 года N 51520 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов невидимости, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2021 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2021 года установлена в следующих размерах:
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 в размере 4 610 558 732, 04 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2338 в размере 9 634 733, 19 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2335 в размере 1 657 380, 96 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2341 в размере 1 587 113, 03 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1808 в размере 9 902 164, 10 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1821 в размере 5 002 390, 75 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2332 в размере 33 134 029, 77 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2336 в размере 2 956 297, 60 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2331 в размере 2 239 407, 07 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2334 в размере 3 470 074, 92 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2330 в размере 34 322 090, 86 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1733 в размере 1 179 007, 00 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2339 в размере 2 256 625, 35 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2022 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку в соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 372, статьи 374, пункта 1 статьи 373, статьи 374, пункта 2 статьи 375, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 2.1, 5, 6 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из его кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёты от 16 мая 2022 года N022/22, от 23 мая 2022 года подготовленные оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр", в которых по состоянию на 1 января 2021 года, определена рыночная стоимость в следующих размерах:
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 в размере 2 661 940 966 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2338 в размере 5 532 967 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2335 в размере 854 179 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2341 в размере 815 789 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1808 в размере 5 696 124 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1821 в размере 2 759 285 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2332 в размере 20 529 082 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2336 в размере 1 578 791 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2331 в размере 1 175 695 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2334 в размере 1 871 515 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2330 в размере 21 311 279 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1733 в размере 595 046 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2339 в размере 1 185 293 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы отчёты об оценке от 16 мая 2022 года N022/22, от 23 мая 2022 года подготовленные оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр", не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчётах рыночная стоимость нежилых помещений не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2021 года определена в следующем размере:
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 в размере 4 414 524 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2338 в размере 7 476 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2335 в размере 1 154 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2341 в размере 1 102 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1808 в размере 7 696 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1821 в размере 3 728 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2332 в размере 27 737 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2336 в размере 2 133 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2331 в размере 1 589 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2334 в размере 2 529 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2330 в размере 28 794 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1733 в размере 804 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2339 в размере 1 601 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости нежилых помещений сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости нежилых помещений, содержащихся в отчётах об оценке рыночной стоимости от 16 мая 2022 года N022/22, от 23 мая 2022 года, подготовленных оценщиком ООО "Экспертно-правовой центр" опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названным отчётам.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2021 года для нежилых помещений в размерах, установленных экспертами ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 6 июня 2022 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Торговый комплекс "Водный" об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость, равной рыночной, определенной по состоянию на 1 января 2021 года в следующем размере:
для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1583 в размере 4 414 524 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2338 в размере 7 476 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2335 в размере 1 154 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2341 в размере 1 102 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1808 в размере 7 696 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1821 в размере 3 728 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2332 в размере 27 737 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2336 в размере 2 133 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2331 в размере 1 589 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2334 в размере 2 529 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2330 в размере 28 794 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:1733 в размере 804 000 рублей, для нежилого помещения с кадастровым номером 77:09:0001025:2339 в размере 1 601 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 6 июня 2022 года.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда М.Ю. Казаков
Решение изготовлено в окончательной форме 22 августа 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.