Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5455/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества "Даниловский Культурный Центр" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", которое опубликовано 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещено 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее - Перечень).
Пунктом 812 (введен Постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2014 года N 425-ПП) в Перечень включены "здание, строения" по адресу: город Москва, Дубининская, д. 71, стр.4, стр.5, стр.6 (далее - Здания).
АО "Даниловский Культурный Центр" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня.
Требования мотивированы тем, что организация освободила от незаконно размещенных построек земельный участок, в полном объеме исполнила решение Арбитражного суда г.Москвы от 30 октября 2020 года; оспариваемое нормативное положение противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает законные интересы АО "Даниловский Культурный Центр", препятствует реализации правомочий собственника, в том числе на снятие демонтированных объектов с государственного кадастрового учета и внесение изменений в техническую документацию на Здания, затрудняет оформление земельных отношений.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования; представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП принято в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании данных законоположений, а также с учетом пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" суд находит, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы; последнее, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, что свидетельствует о соблюдении процедуры принятия, введения в действие, опубликования и вступления нормативного правового акта в силу.
Оспариваемое постановление регулирует отношения, связанные с самовольным строительством; в частности, его нормативные предписания направлены на совершенствование порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сносу объекта недвижимости (части), государственная регистрация прав на который произведена в установленном законом порядке, при отсутствии разрешений на строительство и прав на использование земельного участка под цели строительства (реконструкции) объектов.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершённой с нарушением установленных правовых норм, и последствия возведения такой постройки, включая обязанность по её сносу, закреплены в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Самовольное строительство представляет собой правонарушение земельного законодательства и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
При этом, из разъяснений, содержащихся в пунктах 23 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может являться единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже признано в установленном законом порядке. Наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Однако в таком случае следует установить обстоятельства, на основании которых постройка, право на которую признано в установленном законом порядке, не может быть сохранена, а ранее признанное право подлежит прекращению.
Основаниями для включения объекта в Перечень являются:
- создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции);
- создание объектов недвижимого имущества при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 2.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утверждённого постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, под незаконно размещённым объектом недвижимости понимается - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки; по общему правилу самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 2); решение о сносе принимается судом (при наличии зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества) (пункт 3.1); иные органы в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки (пункт 4).
При рассмотрении административного дела установлено, что АО "Даниловский культурный центр" является собственником нежилых зданий:
- по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр.4, площадью 1 171, 5 кв.м, кадастровый номер 77:05:0001003:1998;
- по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр.5, площадью 1 138, 7 кв.м, кадастровый номер 77:05:0001003:2001;
- по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр.4, площадью 1 731, 7 кв.м, кадастровый номер 77:05:0001003:1039.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) в ходе проведения обследования земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Дубининская, вл.71, который на кадастровый учет не поставлен и в пользование АО "Даниловский культурный центр" в установленном порядке не передан (земельно-правовые отношения у административного не оформлены), в том числе под цели строительства (реконструкции), выявлены вышеозначенные объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, обладающие признаками самовольного строительства, о чем составлен Акт N90544441 от 17 февраля 2014 года.
Согласно указанному акту в Зданиях в период с 2003-2009 год без надлежащего оформления разрешительной документации (по информации Комитета государственного надзора города Москвы разрешение на строительство (реконструкцию) не выдавалось) возведены перекрытия, образованы помещения второго и третьего этажи, произведено объединение двух Зданий под одной крышей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2020 года, которое оставлено без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2021 года, постановлено:
"Признать помещения (2 этаж, ком. 1-15; 3 этаж, ком. 1, 1а, 2-21) общей площадью 765, 6 кв.м, расположенные в здании по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр. 4, самовольной постройкой.
Обязать Акционерное общество "Даниловский культурный центр" привести здание по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр. 4 в первоначальное состояние в соответствии с документами БТИ по состоянию на 17.03.2000 г. путём сноса/демонтажа помещений (2 этаж, ком. 1-15; 3 этаж, ком. 1, 1а, 2-21) общей площадью 765, 6 кв.м, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольно возведённой надстройки, с последующим возложением расходов на Акционерное общество "Даниловский культурный центр" по её сносу.
Признать помещения (антресоль, ком. 1-6) общей площадью 650, 6 кв.м, расположенные в здании по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр. 5, самовольной постройкой.
Обязать Акционерное общество "Даниловский культурный центр" привести здание по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр. 5 в первоначальное состояние в соответствии с документами БТИ по состоянию на 17.03.2000 г. путём сноса/демонтажа помещений (антресоль, ком. 1-6) общей площадью 650, 6 кв.м, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольно возведённой надстройки, с последующим возложением расходов на Акционерное общество "Даниловский культурный центр" по её сносу.
Признать помещения (антресоль, ком. 1, 1а, 2-13) общей площадью 899, 9 кв.м, расположенные в здании по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр. 6, самовольной постройкой.
Обязать Акционерное общество "Даниловский культурный центр" привести здание по адресу: г. Москва, ул. Дубининская, д. 71, стр. 6 в первоначальное состояние в соответствии с документами БТИ по состоянию на 17.03.2000 г. путём сноса/демонтажа помещений (антресоль, ком. 1, 1а, 2-13) общей площадью 899, 9 кв.м, предоставив в случае неисполнения решения суда в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу право Правительству Москвы в лице Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы осуществить мероприятия по сносу самовольно возведённой надстройки, с последующим возложением расходов на Акционерное общество "Даниловский культурный центр" по её сносу".
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2021 года данные судебные акты оставлены без изменения.
В виду вышеуказанного представляется, что Здания в установленном порядке были включены в Перечень, а Департаментом городского имущества города Москвы и Правительством Москвы в полной мере соблюдены требования пункта 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, согласно которым Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, заявляет в суд соответствующие требования о признании постройки самовольной и сносе (освобождении земельных участков).
Правомочность расположения объектов проверена в судебном порядке в соответствии с положениями раздела II ГК РФ, что подтверждается материалами административного дела и не оспаривается участниками процесса.
Наряду с этим установлено, что 23 мая 2022 года Госинспекция по недвижимости провела повторное обследование земельного участка с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Дубининская, вл.71; как следует из Акта N 9056053 от 23 мая 2022 года и приложенной к нему фототаблицы, повторным обследованием установлено, что все выявленные самовольно возведенные объекты по спорному адресу, признанные таковыми в судебном порядке, демонтированы.
Административным истцом в подтверждение указанного также представлена проектная документация для выполнения строительно-монтажных работ при приведении Зданий в соответствии с документами БТИ, оснований не доверять которой суд не имеет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что самовольные постройки снесены, земельный участок от них освобожден, а иных правовых последствий Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП не предусматривает, суд приходит к выводу о том, что на настоящее время оспариваемый пункт Перечня противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Правительства Москвы о том, что оспариваемым нормативным положением реализовано право на защиту земельных участков, находящихся в государственной собственности, с целью пресечения их незаконного (нецелевого) использования, во внимание быть приняты не могут, так как вышеизложенного, касающегося сноса самовольных построек и отсутствия ввиду этого в настоящее время предусмотренных статьей 222 ГК РФ оснований для оставления Зданий в Перечне, не опровергают.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании недействующим пункта 812 Перечня с даты вступления решения суда в законную силу, так как постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части применялось и на его основании были реализованы права лиц, участвующих в деле.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление АО "Даниловский Культурный Центр" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 812 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу АО "Даниловский Культурный Центр" в счёт возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Решение изготовлено в окончательной форме 11 сентября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.