Московский городской суд
в составе председательствующего судьи Михайловой Р.Б, при секретаре Берестове И.М, с участием прокурора Цветковой О.В, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-5745/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДеАл" о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
11 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", которое опубликовано 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещено 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.2 названного постановления утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2) (далее - Перечень).
Пунктом 4309 (введен Постановлением Правительства Москвы от 09.03.2022 года N 319-ПП) в Перечень включена пристройка по адресу: город Москва, г. Зеленоград, Проектируемый проезд N684, д. 2, стр.2.
ООО "ДеАл" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного пункта Перечня.
Требования мотивированы тем, что организация является собственником здания, в судебном порядке в признании пристройки к нему самовольной постройкой, освобождении от нее земельного участка отказано; оставление объекта в Перечне противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает законные интересы организации, препятствует реализации правомочий собственника.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования; представитель административного ответчика просил в удовлетворении административного иска отказать.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП принято в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землёй и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На основании данных законоположений, а также с учетом пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 части 1 статьи 13, части 3 статьи 20, пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы", части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", пунктов 2, 13 статьи 11, пункта 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" суд находит, что Правительство Москвы является органом, который обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Как того требует статья 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы; последнее, в свою очередь, в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, что свидетельствует о соблюдении процедуры принятия, введения в действие, опубликования и вступления нормативного правового акта в силу.
Постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП регулирует отношения, связанные с самовольным строительством; в частности, его нормативные предписания направлены на совершенствование порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, сносу объекта недвижимости (части), государственная регистрация прав на который произведена в установленном законом порядке, при отсутствии разрешений на строительство и прав на использование земельного участка под цели строительства (реконструкции) объектов.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Признаки самовольной постройки, то есть постройки, совершённой с нарушением установленных правовых норм, и последствия возведения такой постройки, включая обязанность по её сносу, закреплены в статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Самовольное строительство представляет собой правонарушение земельного законодательства и градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
При этом, из разъяснений, содержащихся в пунктах 23 и 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может являться единственным и достаточным основанием для сноса самовольной постройки в тех случаях, когда право собственности на такую постройку уже признано в установленном законом порядке. Наличие регистрации права собственности на строение не исключает возможности предъявления требования о его сносе. Однако в таком случае следует установить обстоятельства, на основании которых постройка, право на которую признано в установленном законом порядке, не может быть сохранена, а ранее признанное право подлежит прекращению.
Основаниями для включения объекта в Перечень являются:
- создание объектов недвижимого имущества на земельных участках, не предоставленных (не отведённых) для целей строительства (реконструкции);
- создание объектов недвижимого имущества при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 2.2 Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1), утверждённого постановлением Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП, под незаконно размещённым объектом недвижимости понимается - объект недвижимости, в отношении которого зарегистрировано право собственности и (или) сведения о котором внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, созданный при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) объекта капитального строительства и (или) при отсутствии разрешения на строительство либо с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки; по общему правилу самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (пункт 2); решение о сносе принимается судом (при наличии зарегистрированного права в отношении объекта недвижимого имущества) (пункт 3.1); иные органы в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки (пункт 4).
При рассмотрении административного дела установлено, что ООО "ДеАл" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:10:0002002:9473, расположенного по адресу: г. Москва, г.Зеленоград, Проектируемый проезд N684, д.2, стр.2, площадью 3 247, 7 кв.м.
Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) проведено обследование земельного участка с кадастровым номером 77:10:0003003:29 по адресу: г. Москва, г.Зеленоград, Проектируемый проезд N684, вл.2, строения 1, 2, по результатам которого (с учетом установленных условий договора аренды от 19 февраля 2007 года NМ-10-032617 этого земельного участка (для эксплуатации производственно-складской базы) и выявленных согласно экспликации и поэтажному плану изменений в технико-экономических показателях Здания), составлен акт N 9104505 от 11 февраля 2022 года о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, обладающего признаками самовольного строительства.
В акте указано о том, что в технической документации на Здание имеются следующие отметки: "Сгорело", "Разрешение на произведенное переоборудование Территориальному бюро технической инвентаризации не предъявлено", "Поэтажный план переналожен с учетом текущих изменений", "погашено 20.01.2009", "Разрешение на произведенное переоборудование в комн. II, III, IV Территориальному бюро технической инвентаризации не предъявлено 09.09.2004. Помещения NV, VI, VII, X на поэтажном плане от 09.09.2004 и экспликации от 09.09.2004 отсутствуют". "Разрешение на возведение пристройки NII к.4 Территориальному бюро технической инвентаризации не предъявлено 20.01.2009", "Разрешение на произведенное переоборудование в пом. I к.1, пом. П, к.1-3 Территориальному бюро технической инвентаризации не предъявлено 20.01.2009"; земельный участок под строительство (реконструкцию) объекта не предоставлялся; разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию капитального объекта с вышеозначенными параметрами и технико-экономическими характеристиками административным истцом не оформлялись. К зданию возведена пристройка - помещение II общей площадью 875, 6 кв.м, выполнены перепланировки помещения N1, комн. 1, помещения II, комн. 1-3.
В связи с этим актом Пристройка включена в Перечень.
Пунктом 2.2 постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП установлено, что Департамент городского имущества города Москвы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1.2 настоящего постановления, заявляет в суд соответствующие требования о признании постройки самовольной и сносе (освобождении земельных участков), то есть правомочность расположения объектов подлежит проверке в судебном порядке в соответствии с положениями раздела II ГК РФ.
Материалами административного дела подтверждается, что Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обращались в Арбитражный суд города Москвы с такого рода иском к ООО "ДеАл" (касательно Пристройки).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21 марта 2023 года в удовлетворении данного иска отказано; в апелляционном и кассационном порядке указанный судебный акт не обжаловался.
Суд в названном решении, в том числе с учетом данных БТИ и по результатам судебной строительно-технической экспертизы пришел к выводу о том, что Пристройка является объектом капитального строительства, на которую проектная и разрешительная документация на реконструкцию здания не установлена; при этом Пристройка соответствует градостроительным, строительным и санитарным нормам и правилам, требованиям нормативных документов по противопожарной безопасности, не угрожает жизни и здоровью граждан; судом со ссылками на договор аренды земельного участка, на схеме которого приведены контуры Здания в современном виде, отмечено, что Департаменту городского имущества г.Москвы с 2007 года известно о состоянии спорного Здания и наличии в нем пристройки; ООО "ДеАл" с момента заключения договора аренды земельного участка не допустило нарушения требований и ограничений по его использованию, связанных со строительством, реконструкцией Здания; ввиду указанного, а также по причине пропуска срока исковой давности Правительству Москвы, Департаменту городского имущества г.Москвы отказано в иске.
Учитывая, что в признании спорной Пристройки самовольной постройкой и ее сносе (освобождении земельного участка) в судебном порядке отказано, а иных правовых последствий оспариваемое Постановление не предусматривает, то представляется, что на настоящее время оспариваемый пункт Перечня противоречит положениям статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы Правительства Москвы о том, что оспариваемым нормативным положением реализовано право на защиту земельных участков, находящихся в государственной собственности, с целью пресечения их незаконного (нецелевого) использования, во внимание быть приняты не могут, так как сами по себе они не свидетельствуют о том, что в настоящее время имеются предусмотренные статьей 222 ГК РФ основания для оставления спорной Пристройки в Перечне.
При этом, также не имеют правового значения и доводы Правительства Москвы о том, что в удовлетворении иска о признании объекта самовольной постройкой отказано ввиду пропуска срока исковой давности; факт пребывания объектов недвижимости в Перечне нормы оспариваемого постановления связывают с обращением в судебные органы с требованием о признании построек самовольными и их последующем сносе в целях освобождения земельных участков, принадлежащих городу Москве. В случае, когда полномочия соответствующих органов на обращение в суд уже реализованы, правовых оснований для последующего нахождения объектов недвижимости в постановлении Правительства Москвы N 819-ПП не имеется.
При таких данных, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ООО "ДеАл" требований, признании недействующим пункта 4309 Перечня с даты вступления решения суда в законную силу, так как постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в оспариваемой части применялось и на его основании были реализованы права лиц, участвующих в деле; аргументы административного истца со ссылками на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 марта 2023 года и от 4 июля 2023 года, а также на решение Зеленоградского районного суда г. Москвы от 08 июля 2022 года (последними отменены постановления о привлечении к административной ответственности ООО "ДеАл", в действиях которого не установлено нарушений требований и ограничений по использованию земельного участка с момента заключения договора аренды на него), не свидетельствуют о наличии оснований для признания оспариваемого пункта Перечня недействующим с иного времени.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ суд взыскивает с Правительства Москвы в пользу административного истца 4 500 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ООО "ДеАл" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 4309 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Взыскать с Правительства Москвы в пользу ООО "ДеАл" в счёт возмещения расходов на оплату государственной пошлины 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Судья
Московского городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.