Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 января 2023 года (N 2а-13/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 мая 2023 года по административному исковому заявлению прокуратуры Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области по непринятию мер по оборудованию инфраструктурой земельных участков и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, возражения против кассационной жалобы прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Вилегодского района Архангельской области обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области (далее - Администрация), выраженного в неисполнении обязанности принять меры по обеспечению земельных участков объектами инженерной и дорожной инфраструктуры и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенных прокуратурой надзорных мероприятий были выявлены допущенные административным ответчиком нарушения требований законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере соблюдения прав граждан, получивших земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетных семей, на обеспечение их объектами дорожной и инженерной инфраструктуры. Так, прокуратурой установлено, что в соответствующем реестре административного ответчика состоит 182 многодетных семьи, желающие приобрести земельный участок, но не воспользовавшиеся своим правом. Административным ответчиком сформировано только 50 земельных участков, которые не обеспечены необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой, что свидетельствует о недостаточности и неэффективности принимаемых администрацией муниципального округа мер по их решению. На основании изложенного административный истец просил признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер по оборудованию инфраструктурой земельных участков, образованных в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, объектами инженерной и дорожной инфраструктуры и возложить обязанность в срок до 31 декабря 2023 года устранить допущенные нарушения в отношении 82 земельных участков указанной категории.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: министерство имущественных отношений Архангельской области, министерство строительства и архитектуры Архангельской области, управление финансово-экономической деятельности и имущественных отношений администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области.
Решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 января 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 мая 2023 года, административное исковое заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 мая 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 20 июня 2023 года, администрация Вилегодского муниципального округа Архангельской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными ввиду неправильного применения норм материального права и несоответствия выводов суда установленным обстоятельствам дела, ссылаясь на отсутствие средств и неразумность установленного срока устранения нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Материалами дела установлено, что вступившим в законную силу решением Вилегодского районного суда Архангельской области от 12 мая 2022 года на администрацию Вилегодского муниципального округа возложена обязанность в срок до 1 июня 2023 года организовать на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан" в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, не реализовавших право на получение земельного участка.
Также судом установлено, что прокуратурой Вилегодского района проведена проверка исполнения администрацией Вилегодского муниципального округа требований законодательства Российской Федерации и Архангельской области в сфере соблюдения прав граждан, получивших земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в том числе многодетных семей, на обеспечение их объектами дорожной и инженерной инфраструктуры.
В ходе осуществления надзорной деятельности установлено, что в реестре на получение земельных участков по состоянию на 8 декабря 2022 года состоит 182 многодетных семьи, желающих приобрести земельные участки, но не воспользовавшиеся своим правом, при этом администрацией Вилегодского муниципального округа сформировано только 50 земельных участков, которые не обеспечены необходимой инженерной и дорожной инфраструктурой.
Из ответов администрации Вилегодского муниципального округа от 30 ноября 2022 года и 8 декабря 2022 года следует, что администрацией муниципального округа сформировано 50 земельных участков для предоставления их многодетным семьям, а также фактически предоставлено 36 земельных участков. Основной причиной предоставления многодетным семьям земельных участков в единичных случаях связано с отсутствием заинтересованности самих многодетных семей принимать в собственность земельные участки по причине их удаленности от села Илытско-Подомское Вилегодского района Архангельской области и отсутствия инфраструктуры. Кроме того, существующие земельные участки не обеспечены необходимой инфраструктурой и по этой причине администрация муниципального округа ежегодно направляет запросы в Правительство Архангельской области о необходимости выделения соответствующего финансирования.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Архангельской области от 7 октября 2003 года N 192-24-03 "О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан", исходил из того, что вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований. Обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению административным ответчиком в порядке решения вопросов местного значения. Неисполнение данной обязанности существенно нарушает права неопределенного круга лиц.
С такими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Все доводы администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области, повторяющиеся в кассационной жалобе, судами были проверены и получили оценку, как не влекущие отказ в удовлетворении административного иска, оснований не согласиться с которой суд кассационной инстанции не усматривает.
Вопрос об изменении сроков устранения нарушений может быть разрешен судом в порядке статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по мотивированному заявлению административного ответчика.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 мая 2023 года без изменения, кассационную жалобу администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области - без удовлетворения.
Решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 18 января 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 11 мая 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 11 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.