Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу Ануфриевой Анастасии Борисовны на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан N 08/22-895 от 11 октября 2022 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 мая 2023 года, вынесенные в отношении старшей медицинской сестры Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан "Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа" Ануфриевой Анастасии Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан N 08/22-895 от 11 октября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 января 2023 года, решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 мая 2023 года, старшая медицинская сестра Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан "Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа" Ануфриева Анастасия Борисовна (далее - Ануфриева А.Б.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Ануфриева А.Б. просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Статьей 29 Федерального закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона (пункт 3).
В развитие вышеуказанных положений приняты санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 4 (далее - СанПиН 3.3686-21), санитарные правила СП 2.1.3678-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2020 года N 44 (далее - СП 2.1.3678-20).
Согласно требованиям нормы СанПиН 3.3686-21:
в медицинских организациях должны обеспечиваться безопасные условия труда медицинских работников, соблюдаться сенитарнопротивоэпидемический режим, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (пункт 20);
в целях предупреждения возникновения и распространения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП) и других инфекционных заболеваний в медицинских организациях должны проводиться предусмотренные санитарными правилами санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по осуществлению производственного контроля, принятию изоляционных мер в отношении больных (носителей) ИСМП и других инфекционных заболеваний, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), профилактических мер среди медицинского персонала (проведению предварительных и периодических медицинских осмотров и организации иммунопрофилактики) (пункт 3429);
проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий осуществляет медицинский персонал под руководством лица, ответственного за работу по профилактике ИСМП.
В целях профилактики ИСМП в медицинских организациях осуществляют дезинфекционные и стерилизационные мероприятия, которые включают в себя работы по профилактической и очаговой дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медицинских изделий (пункт 3542);
дезинфекции подлежат объекты, которые могут служить факторами передачи ИСМП: медицинские изделия (включая медицинское оборудование), руки персонала, кожные покровы (операционное и инъекционное поле) пациентов, кожа локтевых сгибов доноров, предметы ухода за больными, воздух в помещениях класса чистоты А, Б и В, постельные принадлежности, посуда, рабочие поверхности медицинских столов, стоек, тележек, каталок, мебель, приборы, аппараты, больничный текстиль, уборочный инвентарь, медицинские отходы. Выделения больных (моча, фекалии) и биологические жидкости (мокрота, кровь и другие) допускается без предварительного обеззараживания сливать в систему централизованной канализации (пункт 3544);
профилактическая дезинфекция осуществляется в трех формах: плановой, по эпидемиологическим и по санитарно-гигиеническим показаниям (пункт 3550);
плановую профилактическую дезинфекцию в медицинских организациях проводят систематически с целью снижения микробной обсемененности объектов внутрибольничной среды и предупреждения возможности накопления микроорганизмов; предупреждения распространения микроорганизмов через медицинские изделия, руки медицинского персонала и кожные покровы пациентов, поверхности в помещениях, приборы, оборудование, предметы ухода за больными, воздух иные; освобождения помещений медицинских организаций и окружающей территории от членистоногих и грызунов (пункт 3551).
При плановой профилактической дезинфекции в медицинских организациях проводится, в том числе:
обеззараживание всех видов поверхностей внутрибольничной среды, обеспечивающее гибель санитарно-показательных бактерий и уменьшение контаминации микроорганизмами различных объектов, в том числе воздуха, предметов ухода за больными, посуды и других;
обеззараживание изделий медицинского назначения (поверхностей, каналов и полостей) с целью умерщвления бактерий и вирусов (в том числе возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции); обеззараживанию подлежат все изделия медицинского назначения, включая эндоскопы и инструменты к ним, после их использования у пациента (пункт 3552);
генеральную уборку осуществляют с целью удаления загрязнений и снижения микробной обсемененности в помещениях организации. Проведение генеральной уборки фиксируют в журнале произвольной формы (пункт 3560);
текущие уборки в медицинских организациях неинфекционного профиля, кроме помещений с асептическим режимом, проводят с применением моющих средств (без использования дезинфицирующих средств). Текущие уборки в медицинских организациях проводятся не реже 2 раз в день. В операционных блоках, перевязочных, процедурных, манипуляционных, стерилизационных и других помещений с асептическим режимом текущую уборку помещений проводят с применением дезинфицирующих средств по режимам эффективным для профилактики вирусных инфекций (пункт 3564);
в ходе текущей очаговой дезинфекции проводят систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: медицинские изделия, предметы ухода, посуда, белье, поверхности в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов класса Б и В (пункт 3570);
дезинфекцию поверхностей предметов, находящихся в зоне лечения (столик для инструментов, кнопки управления, клавиатура, воздушный пистолет, светильник, плевательница, подголовник и подлокотники стоматологического кресла) проводят после каждого пациента. Для этих целей используют дезинфицирующие средства, разрешенные к применению в присутствии пациентов, обладающие широким спектром антимикробного действия (пункт 4022).
В силу пункта 4.26.6 СП 2.1.3678-20 "МР 2.1.0247-21 Коммунальная гигиена. Методические рекомендации по обеспечению санитарно- эпидемиологических требований к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг. Методические рекомендации" (утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 17 мая 2021 года) оперативные вмешательства, для проведения которых осуществляется медицинская деятельность по анестезиологии и реаниматологии, проводятся в условиях операционной, малой операционной. Для временного пребывания пациента после операции оборудуется отдельное помещение. Оперативные вмешательства, для проведения которых осуществляется медицинская деятельность по анестезиологии и реаниматологии, проводятся в условиях операционной, малой операционной с соблюдением асептического режима.
Из материалов дела усматривается, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан) поступило обращение ФИО4, содержащее информацию об угрозе причинения вреда (ущерба) при прохождении хирургического лечения в виде операции по удалению зуба. У ФИО4 после удаления зуба 25 мая 2022 года в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Башкортостан "Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа" (далее - ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа), возникла инфекция в месте хирургического вмешательства. 8 июня 2022 года пациент был госпитализирован в ГБУЗ РБ ГКБ N 21 с диагнозом острый очаговый остеомиелит верхней челюсти справа в области 1.6 зуба.
На основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан ФИО5, в отношении ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа, проведена неплановая выездная проверка.
По результатам проведенной должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан совместно со специалистами ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии" составлен акт от 26 августа 2022 года, в котором отражены допущенные медицинским учреждением нарушения требований вышеуказанного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований в эксплуатируемых им помещениях в виде некачественной текущей уборки в хирургическом кабинете, чем допущено нарушение проведения мероприятий по обеспечению оптимизации противоэпидемического режима, направленными на профилактику инфекционных заболеваний в хирургическом кабинете ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа.
По представленным медицинским учреждением расчетам, исходя из площади поверхностей хирургического кабинета, подлежащей дезинфекционной обработке, и инструкции по разведению дезинфицирующего концентрата, для проведения одной текущей уборки поверхностей хирургического кабинета требуется 62, 5 мл дезинфицирующего концентрата "А-дез" для изготовления 12, 5 л рабочего раствора (указанный расчет расхода дезинфицирующего средства заявителем не оспаривается).
18 августа 2022 года в ходе проверки выявлено, что в этот день приготовлен раствор для дезинфекции поверхностей "А-дез" в объеме 15 л (10 л в 10-ти литровом ведре и отдельно 5 л в емкости для дезинфекции стоматологического кресла). На момент осмотра суммарно остаток дезинфицирующего средства составил 9 л, то есть израсходовано 6 л, в то время как на одну уборку требуется 12, 5 л дезинфицирующего раствора.
Таким образом, установлено, что на одну уборку было израсходовано дезинфицирующего вещества в количестве менее 12, 5 л.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении N 08/22-94 от 31 августа 2022 года (л.д. 45 - 48); актом выездной внеплановой проверки от 26 августа 2022 года (л.д. 53 - 58); протоколом осмотра документов от 25 августа 2022 года, фотоиллюстрациями к нему (л.д. 59 - 63); протоколом осмотра помещений и документов от 18 августа 2022 года, фотоиллюстрациями к нему (л.д. 65 - 76); протоколом изъятия документов от 18 августа 2022 года (л.д. 77 - 88) и иными доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно должностной инструкции старшей медицинской сестры лечебно-хирургического отделения ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа на старшую медицинскую сестру возложена обязанность по организации мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделениях и организации мероприятий по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) (л.д. 51 - 52).
На основании приказа от 11 января 2021 года N 2-ок Ануфриева А.Б. переведена на должность старшей медицинской сестры лечебно-хирургического отделения ГБУЗ РБ Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа с 11 января 2021 года (л.д. 50).
Выводы должностного лица и судебных инстанций о виновности старшей медицинской сестры ГБУЗ РБ "Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа" Ануфриевой А.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия старшей медицинской сестры ГБУЗ РБ "Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа" Ануфриевой А.Б. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Ануфриевой А.Б. к административной ответственности соблюдены.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Ануфриевой А.Б. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено Ануфриевой А.Б. в пределах санкции статьи 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - главного государственного санитарного врача по Республике Башкортостан N 08/22-895 от 11 октября 2022 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 января 2023 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 мая 2023 года, вынесенные в отношении старшей медицинской сестры Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан "Стоматологическая поликлиника N 5 г. Уфа" Ануфриевой Анастасии Борисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ануфриевой Анастасии Борисовны - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.