Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 22 июня 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО82 на решение Костромского районного суда Костромской области от 5 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 23 января 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Костромского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности принять комплекс мер по постановке на учет бесхозяйного имущества (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Драева Т.К, представителя административного ответчика администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО14, судебная коллегия
установила:
Прокурор Костромского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом последующего уточнения) к администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по принятию комплекса мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, бесхозяйного недвижимого имущества:
- подземный газопровод к котельной в "адрес" (подземный газопровод, проходящий перпендикулярно к "адрес" в районе дома N до котельной), протяженностью "данные изъяты";
- подземный газопровод к двухквартирному жилому дому N по "адрес" (ранее дом N), протяженностью "данные изъяты" м;
- подземный газопровод к семи жилым домам N N, N, N, N, N, N, N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м;
- подземный газопровод по "адрес", "адрес" (двенадцатиквартирный дом) "адрес", протяженностью "данные изъяты";
- надземный газопровод к двадцатичетырехквартирному дому N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Костромского района проведена проверка по вопросу нахождения на территории Чернопенского сельского поселения бесхозяйных газопроводов, в ходе которой установлено, что администрацией Чернопенского сельского поселения меры, направленные на исполнение требований законодательства о порядке принятия бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, не предприняты.
Установлено, что указанные выше объекты газоснабжения обладают признаками бесхозяйного имущества, однако, вопреки требованию законодательства по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, администрация Чернопенского сельского поселения с заявлением о постановке на регистрационный учет указанного имущества не обращалась. ДД.ММ.ГГГГ года по выявленным нарушениям главе администрации Чернопенского сельского поселения внесено представление. Вместе с тем, администрацией сельского поселения действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не предпринято, требования прокуратуры района не исполнены.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 5 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 23 января 2023 года, на администрацию Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права, бесхозяйного недвижимого имущества:
- подземный газопровод к котельной в "адрес" (подземный газопровод, проходящий перпендикулярно "адрес" в районе дома N до котельной), протяженностью "данные изъяты" м;
- подземный газопровод к двухквартирному жилому дому N по "адрес" (ранее дом N), протяженностью "данные изъяты";
- подземный газопровод к семи жилым домам N N, N, N, N, N, N, N по "адрес", протяженностью "данные изъяты" м;
- подземный газопровод по "адрес", "адрес" (двенадцатиквартирный дом) "адрес", протяженностью "данные изъяты" м;
- надземный газопровод к двадцатичетырехквартирному дому N по "адрес" в "адрес", протяженностью "данные изъяты" м.
В кассационной жалобе главы администрации Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО12 ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорные газопроводы в реестрах муниципального имущества не числятся, на балансе муниципальных предприятий не состоят, их собственники не определены, они были приняты в эксплуатацию после окончания строительства как капитальные объекты, на балансе организаций, осуществляющих поставку и транспортировку природного газа, не состоят, заказчики их строительства -совхоз "Чернопенский", Филипцевское торфопредприятие, Сухоноговский ПМК - права на них не заявляли, газопроводы фактически являются бесхозяйным имуществом, проанализировав положения действующего законодательства, пришли к выводу о том, что газопроводы относятся к недвижимому имуществу, в силу статьи 225 ГК РФ и Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об утверждении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" подлежат постановке на учет, осуществление которой согласно Законам "Об общих принципа организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О газоснабжении в Российской Федерации", производится административным ответчиком - администрацией Чернопенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Судебная коллегия выводы судов нижестоящих инстанций о том, что спорные газопроводы относятся к недвижимому имуществу, находит соответствующими нормам материального права.
Так, согласно понятию, определенному в пункте 10.1 статьи 1 ГрК РФ, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Поскольку линейные объекты отнесены к сооружениям, то применительно к пункту 1 статьи 131 ГК РФ газопроводы, являясь составной частью линейного объекта, являются недвижимостью.
Суды также пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что осуществление АО "Газпром газораспределение Кострома" транспортировки газа по газопроводам, технического учета газопроводов не порождает у Общества права собственности на них, в связи с чем приводимые в кассационной жалобе доводы о недоказанности факта бесхозяйности спорных объектов недвижимости со ссылкой на эти обстоятельства несостоятельны.
В то же время, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы относительно того, что суды не дали оценку полномочиям органов муниципального района и сельского поселения в области газоснабжения с тем, чтобы установить надлежащего ответчика по настоящему делу.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имущество, предназначенное для решения установленных Законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.
Статьей 14 Закона N 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В части 3 названной статьи закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения.
В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные подпунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).
В силу части 4 статьи 14 этого же Закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу статей 3, 9, 14 КАС РФ правильное рассмотрение и разрешение административного дела обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий.
Однако в нарушение требований процессуального закона, суды нижестоящих инстанций не приняли всех мер для всестороннего и полного установления юридически значимых обстоятельств по настоящему делу, а именно обстоятельств относительно определения органа, полномочного обратиться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного спорных объектов газопроводов не установили.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются незаконным и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Костромского районного суда Костромской области от 5 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 23 января 2023 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Костромской районный суд Костромской области.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 августа 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.