Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета муниципального района "Заполярный район"
от 23 июня 2009 г. N 460-р
Порядок
проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета
муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район"
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" (далее - Порядок) разработан в целях практического применения при организации и проведении внешней проверки годовой бюджетной отчётности, отчетности администраторов доходов районного бюджета, главных распорядителей средств районного бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета (далее - главных администраторов средств районного бюджета) в соответствии с бюджетным законодательством.
1.2. Целью разработки Порядка является установление единых принципов и подходов к организации и проведению внешней проверки годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств районного бюджета по вопросам установления достоверности годовой бюджетной отчётности и подготовки заключений по ней.
1.3. Внешняя проверка годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств районного бюджета осуществляется Контрольно-счётной палатой Совета Заполярного района на основании статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке и сроки, установленные муниципальными правовыми актами.
1.4. При организации и проведении внешней проверки, оформлении ее результатов сотрудники обязаны руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
2. Понятие, цель и предмет внешней проверки
годовой бюджетной отчётности главных администраторов
2.1. Внешняя проверка годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств бюджета представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке годовой бюджетной отчётности по составу, соответствию установленным формам, достоверности отражения показателей бюджетной отчётности и их соответствию инструкции по бюджетному учёту.
2.2. Целью проведения проверки годовой бюджетной отчётности является определение достоверности показателей годовой бюджетной отчётности и соответствие ведения бюджетного учёта законодательству.
2.3. Задачами проведения проверки годового отчёта об исполнении районного бюджета являются:
- определение соблюдения единого порядка составления и представления годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств бюджета;
- установление достоверности и тождественности показателей бюджетной отчётности и регистров бюджетного учёта;
- сопоставление данных отчётов об исполнении бюджета с показателями, утвержденными решением о бюджете в разрезе ведомственной структуры;
- сопоставления данных отчётов об исполнении бюджета с показателями, утвержденными в сводной бюджетной росписи расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджета;
- оценка показателей деятельности главных распорядителей бюджета.
2.4. Объектом проверки являются главные администраторы средств бюджета, а именно: главные распорядители средств районного бюджета, администраторы доходов районного бюджета и главные администраторы источников финансирования дефицита районного бюджета.
2.5. Предметом проверки являются годовая бюджетная отчётность, состав и формы которой утверждены Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчётности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2008 N 128н (далее - Инструкция Минфина), главная книга, регистры бюджетного учёта, материалы инвентаризаций и другие материалы.
3. Подготовка внешней проверки бюджетной отчётности
3.1. В начале проверки следует получить всю необходимую информацию, достаточную для того, чтобы обеспечить полноценную базу для подготовки заключения на годовой отчёт об исполнении районного бюджета.
3.2. Информационной основой для проведения проверки являются:
- нормативные акты Российской Федерации, регулирующие порядок составления бюджетной отчётности и применения бюджетной классификации;
- нормативно-правовые акты муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" о районном бюджете и бюджетном процессе;
- основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального района "Заполярный район";
- утвержденная сводная бюджетная роспись доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета за отчётный финансовый год с учетом внесенных изменения на отчетную дату;
- реестр главных распорядителей средств районного бюджета;
- реестр администраторов доходов районного бюджета;
- реестр главных администраторов источников финансирования районного бюджета;
- решение Совета Заполярного района о районном бюджете;
- главная книга, регистры бюджетного учёта и другие учётные материалы (при необходимости);
- годовая бюджетная отчётность по формам, предусмотренным Инструкцией Минфина;
- сведения о предоставлении главными распорядителями районного бюджета подведомственным учреждениям бюджетного кредита (при необходимости);
- реестр расходных обязательств главного распорядителя средств районного бюджета;
- материалы инвентаризации активов и обязательств;
- расшифровки расходов по отдельным разделам (подразделам), статьям (подстатьям) бюджетной классификации;
- результаты контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты за отчётный период.
3.3. На первом этапе внешней проверки годовой бюджетной отчётности направляются запросы:
1) в Управление финансов Администрации Заполярного района:
- о проведении мероприятий, направленных на увеличение поступлений в доход районного бюджета;
- о предоставлении долговой книги;
2) в Управление экономики, прогнозирования и инвестиций Администрации Заполярного района:
- об исполнении основных показателей социально-экономического развития Заполярного района за отчетный финансовый год и о целевом использовании полученных инвестиционных кредитов предприятиями и организациями;
- об оценке эффективности реализации долгосрочных целевых программ;
3) в Управление муниципальным имуществом Администрации Заполярного района:
- реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" на отчетную дату;
- о поступлении в районный бюджет средств от аренды, продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, и работе, проводимой по их увеличению;
- об эффективности использования муниципальной собственности;
4) в отдел землеустройства и муниципального земельного контроля Администрации Заполярного района:
- о поступлении арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отсроченных и просроченных платежах, недоимке;
5) главным распорядителям бюджетных средств:
- о предоставлении в срок до 20 марта годовой бюджетной отчётности, установленной Инструкцией Минфина;
- о предоставлении информации о выполнении мероприятий муниципальных целевых программ.
3.4. Информация должна быть официальной и сопровождаться ссылкой на источник.
3.5. Для достаточного понимания системы бюджетного учёта в целях анализа и оценки сведений о проверяемом объекте необходимо изучить критические области учёта, в которых риск возникновения ошибок или искажений бюджетной отчётности высок, из них:
- влияние изменений бюджетного законодательства на систему учёта и отчётности;
- возможность искажения бюджетного учёта и отчётности при завершении бюджетного года;
- своевременность внесения изменений в бюджетный учёт на основании результатов инвентаризации финансовых активов и обязательств;
- наличие отклонений от установленных правил в ведении бюджетного учёта и организации подготовки бюджетной отчётности;
- наличие дебиторской и кредиторской задолженностей, возникающих, как правило, за счет платежей в конце года;
- наличие нарушений бюджетного, гражданского и налогового законодательства, выявленных контрольными мероприятиями.
4. Проведение внешней проверки бюджетной отчётности
4.1. Проверка соблюдения единого порядка составления и представления годовой бюджетной отчётности главных администраторов средств районного бюджета включает в себя следующие направления:
- соответствие сроков предоставления годовой бюджетной отчётности срокам, установленным Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Муниципальный район "Заполярный район";
- определение полноты представляемой бюджетной отчётности, предусмотренной Инструкцией Минфина России;
- проверка соответствия предоставляемых форм бюджетной отчётности формам, установленным Инструкцией Минфина России;
- проверка заполнения предоставляемых форм бюджетной отчётности в соответствии с Инструкцией Минфина России.
4.2. Проверка достоверности и тождественности показателей бюджетной отчётности и регистров бюджетного учёта должна определить:
- согласуются ли между собой результаты операций, финансовое положение и другая информация в бюджетной отчётности;
- должным ли образом раскрыта необходимая информация и правильно ли классифицированы и представлены данные в бюджетной отчётности;
- все ли типы операций нашли отражение в учёте;
- соответствует ли бюджетная отчётность всем требованиям законодательства Российской Федерации, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и нормативных правовых актов Заполярного района, применяемых к деятельности главного администратора районного бюджета.
Проверка проводится по каждой форме бюджетной отчётности раздельно путем сопоставления показателей, содержащихся в соответствующей форме, с остатками и оборотами по счетам главной книги.
В тех случаях, когда показатели, содержащиеся в формах отчётности, не могут быть проверены по данным главной книги, то проверяющие запрашивают дополнительную информацию по соответствующим регистрам аналитического учёта.
Результаты проверки тождественности показателей, содержащихся в других формах бюджетной отчётности (за исключением баланса) обобщаются аналогичным способом.
4.3. Проверка данных отчётов об исполнении бюджета с показателями, утвержденными решением о районном бюджете на отчётный финансовый год, должна:
- определить отклонение плановых бюджетных показателей от фактических по объёму и структуре;
- определить процент исполнения утвержденных показателей;
- выяснить причины отклонений фактических показателей от плановых;
- провести анализ объёма и структуры расходов, доходов и источников финансирования дефицита бюджета.
4.4. Сопоставление данных отчётов об исполнении районного бюджета с показателями, утвержденными в сводной бюджетной росписи расходов, доходов и источников финансирования бюджета, должно:
- определить отклонение плановых бюджетных показателей от показателей, утвержденных в сводной бюджетной росписи расходов, доходов и источников финансирования по объёму и структуре;
- выяснить причины этих отклонений.
4.5. Проверка показателей деятельности главных распорядителей бюджетных средств районного бюджета должна определить:
- степень выполнения главными администраторами средств районного бюджета установленных муниципальных заданий по предоставлению муниципальных услуг;
- соответствие реестра расходных обязательств субъектов бюджетного планирования объёмам бюджетных ассигнований, необходимых для выполнения своих обязательств.
5. Анализ показателей годовой отчётности
Проверка и анализ показателей годовой бюджетной отчётности проводится по пяти разделам.
5.1. Организационная структура объекта проверки.
При ознакомлении с организационной структурой объекта проверки следует рассмотреть следующие формы и информацию:
- сведения об основных направлениях деятельности (таблица N 1 к форме 0503160);
- сведения о количестве подведомственных учреждений (форма 0503161);
- иная информация, оказывающая существенное влияние на организационную структуру субъекта годовой бюджетной отчётности и характеризующая её, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе о наличии муниципальных унитарных и казенных предприятий и изменениях в их количестве, произошедших за отчетный период, об изменении состава бюджетных полномочий получателей, распорядителей бюджетных средств, находящихся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, а также администраторов, находящихся в ведении главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета.
При анализе организационной структуры необходимо обратить внимание на:
- соответствие показателей таблицы N 1 "Сведения об основных направлениях деятельности" к форме 0503160 основным задачам деятельности главного распорядителя средств бюджета, предусматриваемым его Уставом, которые определяют расходные обязательства;
- соответствие показателей Сведений о количестве подведомственных учреждений (форма 0503161) данным Устава главного администратора бюджета, обосновывающим законность их создания.
5.2. Результаты деятельности субъекта бюджетной отчётности.
При рассмотрении результатов деятельности следует провести анализ показателей бюджетной отчётности главных администраторов средств районного бюджета в следующем составе:
- отчёт о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
- сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств (таблица N 2 к форме 0503160);
- сведения о результатах деятельности (форма 0503162);
- сведения об особенностях ведения бюджетного учёта (таблица N 4 к форме 0503160).
Показатели отчёта о финансовых результатах деятельности подлежат анализу по каждому коду бюджетной классификации с учётом показателей сведений о результатах деятельности (форма 0503162).
В таблице N 2 к форме 0503160 "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств" должны быть отражены сведения о мерах, которые были приняты в отчётном периоде и привели к экономии бюджетных средств или позволили более эффективно их расходовать.
5.3. Анализ отчёта об исполнении бюджета.
При анализе показателей отчёта об исполнении бюджета (форма 0503164) следует применять показатели следующих форм бюджетной отчётности:
- сведения об исполнении текстовых статей закона о бюджете (таблица N 3 к форме 0503160);
- сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя средств бюджета (форма 0503163);
- сведения об исполнении бюджета (форма 0503164);
- сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (форма 0503166);
- сведения о динамике и структуре основных показателей исполнения бюджета (форма 0503179);
- иную информацию, оказывающую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения бюджета субъектом бюджетной отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях. Так, например, информация, отраженная в разделах 0709 "Другие вопросы в области образования", 0806 "Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации", 0910 "Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта", 1006 "Другие вопросы в области социальной политики" и др.
По данному разделу применяются следующие аналитические процедуры:
- сравнение показателей, утвержденных решением о бюджете на отчётный финансовый год, с показателями бюджетной росписи и с учётом внесенных изменений;
- анализ структуры показателей исполнения бюджета производится по следующим показателям:
1) доходы бюджета по кодам классификации доходов бюджета;
2) расходы бюджета по ведомственной структуре расходов бюджета;
3) расходы бюджета по разделам (подразделам), статьям (подстатьям) классификации расходов бюджета;
4) источники финансирования дефицита бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицита бюджета.
При этом дается оценка по причинам отклонений показателей от утвержденных (плановых) показателей по каждому коду классификации доходов и расходов бюджета.
При наличии утвержденных целевых программ проводится анализ показателей по каждому коду целевой статьи расходов на предмет полноты исполнения и достижения заданных программой результатов.
5.4. Анализ показателей финансовой отчётности.
Анализ показателей финансовой отчётности заключается в сравнении показателей баланса главного распорядителя средств бюджета (форма 0503130) с показателями следующих форм:
- сведения о движении нефинансовых активов (форма 0503168);
- сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169);
- сведения о государственном (муниципальном) долге (форма 0503172);
- сведения об изменении остатков валюты баланса (форма 0503173);
- сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма 0503176);
- сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (форма 0503178);
- иная информация, оказывающая существенное влияние и характеризующая показатели финансовой отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел.
5.5. Прочие вопросы деятельности субъекта проверки.
При анализе показателей ведения бюджетного учёта и организации внутреннего контроля используются следующие формы бюджетной отчётности:
- сведения об особенностях ведения бюджетного учёта (таблица N 4 к форме 0503160);
- сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля (таблица N 5 к форме 0503160);
- сведения о проведении инвентаризаций (таблица N 6 к форме 0503160).
Результаты проведенной инвентаризации сличаются с данными сведений о проведении инвентаризаций (таблица N 6 к форме 0503160).
В этих сведениях должны быть указаны причины проведения инвентаризации (составление годовой бюджетной отчётности, смена материально-ответственных лиц, выявления фактов хищений, злоупотребления или порча имущества и т.д.).
Кроме того, следует проанализировать меры по устранению выявленных расхождений;
- сведения о результатах внешних контрольных мероприятий (таблица N 7 к форме 0503160);
- иная информация, оказывающая существенное влияние и характеризующая показатели деятельности субъекта бюджетной отчетности, не нашедшая отражения в таблицах и приложениях, включенных в раздел, в том числе:
1) перечень документов главного распорядителя бюджетных средств, регулирующих вопросы бюджетного учёта и отчетности в системе подведомственных ему получателей средств бюджета;
2) корреспонденция счетов бюджетного учёта для отражения хозяйственных операций;
3) утверждение главным распорядителем средств бюджета форм первичных учетных документов и регистров бюджетного учета дополнительно к перечню, установленному Инструкцией по бюджетному учёту.
6. Проверка завершения финансового года
При проверке завершения финансового года проверяющим следует иметь в виду, что:
1) списание в конце отчётного года произведенных платежей из бюджета отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счета 030405000 "Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами" и кредиту счета 040103000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".
Списание при завершении финансового года сумм администрируемых поступлений, зачисленных в бюджет, отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учёта счета 021002000 "Расчёты по поступлениям в бюджет с финансовыми органами" и дебету счета 040103000 "Финансовый результат прошлых отчётных периодов".
По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 021004000 "Расчеты по поступлениям с органами казначейства" должны быть нулевыми.
Списание при завершении финансового года внутренних расчетов отражается по кредиту счета 021100660 "Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет" и дебету счета 040203000 "Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета".
Списание при завершении финансового года внутренних расчетов отражается по кредиту счета 021200660 "Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета" и дебету счета 040203000 "Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета";
2) списание по окончании финансового года сумм в расчётах по операциям единого счёта бюджета и счетам по приносящей доход деятельности в органе казначейства отражается по дебету (кредиту) счёта 030700000 "Расчёты по операциям единого счёта бюджета в органах казначейства" и кредиту (дебету) счёта 040203000 "Результаты прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета".
По счетам средств, находящихся во временном распоряжении, списание операций по окончании финансового года не производится;
3) списание при завершении финансового года внутренних расчётов отражается по дебету счёта 030800830 "Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет" и кредиту счёта 040203000 "Результаты прошлых отчётных периодов по кассовому исполнению бюджета".
Списание при завершении финансового года внутренних расчетов отражается по дебету счета 030900830 "Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета" и кредиту счета 040203000 "Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета".
4) бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объёмы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря;
5) межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, неиспользованные в текущем году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели;
6) по счёту 021001000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" не должны быть отражены данные в рамках бюджетной деятельности.
7) наличие в балансе на 1 января показателей по счёту 030200000 "Расчёты по принятым обязательствам", при условии полного использования бюджетных ассигнований на текущий финансовый год, свидетельствует о принятии денежных обязательств, не обеспеченных бюджетными ассигнованиями в текущем году;
8) при наличии остатков по счетам 020600000 "Расчёты по выданным авансам" и 020800000 "Расчёты с подотчётными лицами" на 1 января в пояснительной записке к годовой бюджетной отчётности должны быть указаны правовые основания и причины возникновения дебиторской (кредиторской) задолженности.
7. Оформление результатов проверки
7.1. Результаты проведения внешней проверки бюджетной отчётности главного администратора средств бюджета оформляются в форме заключения и включаются в заключение на годовой отчёт об исполнении бюджета.
7.2. В заключении на годовой отчёт об исполнении бюджета выражается мнение о достоверности, недостоверности бюджетной отчётности или отказ от выражения мнения о достоверности бюджетной отчётности главных администраторов средств бюджета.
При наличии недостоверных данных в заключении следует указать причины, которые привели к недостоверности бюджетной отчётности.
Отказ от выражения мнения о достоверности бюджетной отчётности производится в случаях непредставления необходимых данных для подтверждения достоверности бюджетной отчётности (непредставления соответствующих форм бюджетной отчётности, отсутствие необходимых показателей в одной форме по взаимоувязанным показателям другой формы отчётности и т.п.).
7.3. Заключение о проведении внешней проверки главного распорядителя средств районного бюджета должно отражать:
- соблюдение установленных сроков представления годовой бюджетной отчётности;
- наличие всех форм годовой отчётности, предусмотренных статьей 264.1 БК РФ и Инструкцией Минфина;
- указания на недостоверность, ошибки, искажения отчётности;
- оценку показателей по исполнению бюджета;
- указания на расхождения между утвержденными бюджетными показателями и фактические причины этих расхождений;
- оценку исполнения мероприятий целевых программ с указанием причин отклонений;
- оценку показателей деятельности главных распорядителей средств районного бюджета.
7.4. В заключении в обязательном порядке указывается наличие расхождений показателей бюджетного учёта и отчётности, их причины и методы исправления.
8. Переходные положения
8.1. Данный Порядок в ходе практического применения подлежит уточнению (при необходимости).
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета муниципального района "Заполярный район" от 23 июня 2009 г. N 460-р "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.