Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Бюджетная политика и исполнение районного бюджета в 2009 году
В течение 2006-2009 гг. в Заполярном районе в целом обеспечена сбалансированность бюджетных ресурсов и расходных обязательств, проведено реформирование межбюджетных отношений с муниципальными образованиями поселений, значительно сократился объем полномочий муниципального района, передаваемых для исполнения муниципальным образованиям поселений, финансовые ресурсы сконцентрированы на решении приоритетных задач.
Бюджет муниципального района "Заполярный район" в истекшем 2009 году был сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, иными нормативно-правовыми документами, регулирующими бюджетные правоотношения, и утвержден решением Совета Заполярного района от 24.12.2008 N 386-р.
В то же время нельзя не отметить, что негативные процессы, происходящие в финансово-экономической сфере, в 2009 году непосредственно коснулись исполнения бюджета Заполярного района и бюджетов муниципальных образований на территории района.
Значительное снижение собственных доходов районного бюджета в условиях финансового кризиса заставило органы местного самоуправления района корректировать бюджет 2009 года по доходам и расходам в сторону уменьшения плановых показателей.
За 2009 год в бюджет Заполярного района поступило доходов в сумме 3214,6 млн рублей (при уточненных плановых показателях 3345,9 млн.руб.), в том числе получено собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 796,7 млн.руб. (при уточненных показателях 856,2 млн. рублей).
Таким образом, мы недосчитались в 2009 году собственных доходов (налоговых и неналоговых) на сумму 59,5 млн. рублей. Всего в течение 2009 года, в связи с низким поступлением налоговых доходов, решениями Совета Заполярного района план по налогу на доходы физических лиц был уменьшен на сумму 103,9 млн рублей. На эту же величину мы были вынуждены соответственно сократить расходы районного бюджета.
В то же время законом Архангельской области (от 17 декабря 2009 года N 124-внеочередной-ОЗ) об областном бюджете на 2009 год объем дотации из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности Заполярного района сокращен на сумму 66,8 млн. рублей.
На покрытие дефицита районного бюджета были направлены остатки бюджетных средств, которые по состоянию на 01.01.2009 года составили 82,7 млн. рублей.
Непоступление собственных доходов в районный бюджет в 2009 году в сумме 126,3 млн. рублей привело к недостаточному финансированию отдельных видов расходов районного бюджета.
В целом собственные (налоговые и неналоговые) доходы в общей структуре доходов районного бюджета, в соответствии с его фактическим исполнением за 2009 год, составили только 24,8%.
Анализ структуры доходов районного бюджета подтверждает, что за период с 2006 г. по 2009 г. сложилась устойчивая тенденция снижения доли собственных доходов. В то же время темпы снижения собственных доходов несколько замедлились. Так, по отношению к 2006 году доля собственных доходов районного бюджета в 2009 году снизилась на 19,3%, по отношению к 2007 г. - на 7,6%, по отношению к 2008 г. - на 1,2%.
Основными факторами, повлиявшими на исполнение бюджета Заполярного района в 2009 году и ставшими причинами сложившейся ситуации, были:
во-первых, отмена действия с 1 января 2008 года (в связи с передачей отдельных полномочий органов государственной власти НАО органам государственной власти Архангельской области) закона Ненецкого автономного округа от 02.11.2005 N 65-ОЗ "О нормативах отчислений налоговых доходов в бюджеты городского округа, муниципального района и поселений", которым устанавливались отчисления в районный бюджет от налога на прибыль организаций, собираемого на территории НАО, по нормативу 4,5%. Доля налога на прибыль, зачисляемого в районный бюджет, в 2007 г. в общем объеме собственных доходов бюджета составляла 23,8%;
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 02.11.2005 N 65-ОЗ" следует читать: "от 02.11.2005 N 625-ОЗ"
во-вторых, снижение объема поступлений налога на доходы физических лиц в 2009 году, в связи с процессом сдерживания роста заработной платы в нефтегазодобывающих организациях и обслуживающих их сервисных компаниях, осуществляющих деятельность на территории Заполярного района, а также имевшими место сокращениями работников в ряде крупных организаций нефтегазового комплекса. В результате в течение 2009 года от налога на доходы физических лиц в районный бюджет поступило только 256,7 млн рублей (при первоначально рассчитанном плане 409,6 млн. рублей). Непоступление средств от НДФЛ, по сравнению с принятым на 2009 год проектом бюджета, составило 152,9 млн рублей (по сравнению с уточненным планом - 49,0 млн. рублей);
в-третьих, возросла доля безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней, которая составила 75,9% (в абсолютных цифрах - 2440,9 млн. рублей).
Основные источники поступления собственных доходов районного бюджета Заполярного района в 2009 году в общей структуре собственных доходов распределены следующим образом:
- НДФЛ - 33,6%;
- доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (арендная плата за земельные участки, расположенные на межселенных территориях и 50% отчислений за земли поселений) - 64,1%;
- прочие налоговые и неналоговые платежи - 2,3%.
Расходная часть бюджета Заполярного района в 2009 году исполнена в сумме 3297,3 млн. рублей (при уточненном плане 3479,5 млн. рублей).
Бюджет Заполярного района 2009 года характеризуется отчетливо выраженной социальной направленностью его расходов. Несмотря на снижение доходной части районного бюджета, в 2009 году обеспечено в полном объеме финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений, на питание и медикаменты. В конце декабря 2009 г. досрочно в полном объеме выплачена заработная плата работникам бюджетных учреждений за декабрь.
Структура расходов районного бюджета, в соответствии с его фактическим исполнением в 2009 году, характеризуется следующим образом:
- расходы на общегосударственные вопросы составили в процентном отношении 5,1% от общей суммы расходов бюджета;
- доля расходов на безопасность (финансирование мероприятий по ГО и ЧС) составила 0,05%;
- расходы на национальную экономику составили 16,6%;
- расходы на мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства составили в общем объеме расходов 17,5%;
- финансирование социально-культурной сферы составило 49,6% от общих расходов бюджета;
- суммы дотаций из районного бюджета бюджетам поселений в 2009 году увеличились и составили в общем объеме расходов районного бюджета 11,3% (382235,6 млн. рублей по сравнению с 335311,4 млн. рублей в 2008 году).
В 2009 году сократился перечень и объем полномочий Заполярного района, передаваемых на исполнение муниципальным образованиям поселений. В истекшем году передача исполнения полномочий осуществлялась в части:
- организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Заполярного района;
- дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ поселения, в границах муниципального района;
- организации и осуществления мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью, в том числе спортивных мероприятий, мероприятий в сфере культуры в рамках муниципальных целевых программ.
Общая сумма субвенций из районного бюджета на обеспечение передаваемых полномочий поселениям составила в 2009 году 9,2 млн. рублей, или 0,3% в общем объеме расходов районного бюджета (в 2008 году полномочия были переданы в общей сумме 282,8 млн. рублей).
Капитальные расходы в общем объеме расходов бюджета 2009 года составили 421,0 млн. рублей, или 13,0%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.