Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета муниципального района "Заполярный район"
от 8 апреля 2010 г. N 152-р
Отчет
о деятельности Контрольно-счетной палаты Совета Заполярного района за 2010 год
1. Вводные положения
На основании пункта 6.8 Положения о Контрольно-счетной палате Совета муниципального района "Заполярный район", утвержденного решением Совета Заполярного района от 01.07.2008 N 322-р, Контрольно-счетная палата Заполярного района (далее по тексту - КСП, Палата, Контрольно-счетная палата) ежегодно до 1 марта представляет Совету Заполярного района отчет о своей деятельности, в том числе о результатах проведенных проверок, обследований и экспертиз, о вытекающих из них выводах, рекомендациях и предложениях.
1.1. Компетенция Контрольно-счетной палаты.
Компетенция Контрольно-счетной палаты определена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", Положением о Контрольно-счетной палате, утвержденным решением Совета Заполярного района от 01.07.2008 N 322-р, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Муниципальный район "Заполярный район", утвержденным решением Совета Заполярного района от 29.05.2008 N 311-р.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 10 Устава Заполярного района Контрольно-счетная палата является контрольным органом муниципального образования, образуемым в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
В соответствии со статьями 152, 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Положения о бюджетном процессе в муниципальном районе "Заполярный район" и с Положением о Контрольно-счетной палате муниципальный орган финансового контроля - Контрольно-счетная палата является участником бюджетного процесса, обладающим бюджетными полномочиями.
1.2. Цели деятельности Контрольно-счетной палаты.
Целями деятельности Контрольно-счетной палаты являются:
- контроль за исполнением районного бюджета;
- контроль за соблюдением установленного порядка составления и рассмотрения проекта районного бюджета, отчета о его исполнении;
- контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Заполярного района.
1.3. Область действия контрольных полномочий Контрольно-счетной палаты.
Для реализации целей деятельности Контрольно-счетная палата наделена контрольными, экспертно-аналитическими и информационными полномочиями, в рамках которых осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением районного бюджета, проводит экспертизы проектов решений Совета Заполярного района о районном бюджете и проектов муниципальных нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств районного бюджета, или влияющих на его формирование и исполнение.
Контрольно-счетная палата имеет право проводить проверки и обследования в органах местного самоуправления, в организациях, финансируемых за счет средств районного бюджета, в том числе целевых бюджетных фондов, в организациях, вне зависимости от их организационно-правовых форм, получающих, перечисляющих или использующих средства районного бюджета, в том числе средства целевых бюджетных фондов, в организациях, использующих муниципальную собственность или управляющих ею, в организациях, имеющих налоговые и иные льготы и преимущества, предусмотренные решениями и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.
Полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на органы местного самоуправления городского и сельских поселений в части субсидий и субвенций, полученных из районного бюджета, на муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
2. Основные направления деятельности
В соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате проявились три приоритетных направления в деятельности Палаты:
- первое - комплексные и тематические проверки - основное контрольное мероприятие, осуществляемое в целях выполнения задач КСП;
- вторым направлением стала экспертиза, проведение исследования, включающего в себя комплексный анализ и оценку проектов районного бюджета, целевых муниципальных программ, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления и иных документов, результатом которого является выработка предложений и рекомендаций;
- третье направление - оперативный контроль за исполнением районного бюджета - подготовка и представление в Совет Заполярного района заключений по исполнению бюджета.
Работа КСП в отчетном периоде строилась на основе годового плана работы, утвержденного решением Совета Заполярного района от 23.12.2009 N 27-р, с учетом внесенных изменений, а также квартальных планов работы, согласованных с председателем Совета Заполярного района.
План работы КСП на 2010 год формировался исходя из направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, с учетом предложений депутатов и Администрации Заполярного района.
Основными принципами деятельности Контрольно-счетной палаты являются законность, независимость, объективность, системность, ответственность, гласность и соблюдение профессиональной этики.
За отчетный период проведено всего 91 мероприятие, в том числе 16 контрольно-финансовых проверок, проведено 72 экспертно-аналитических мероприятия и 3 мероприятия по оперативному контролю за исполнением бюджета.
3. Контрольные мероприятия
Основным направлением контрольной деятельности в отчетном периоде явилось целевое и эффективное использование бюджетных средств, вопросы эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и использование муниципальной собственности.
В 2010 году проведено 16 контрольных мероприятий, в том числе 6 комплексных и 10 тематических проверок.
3.1. Контрольные мероприятия можно разделить на 6 частей:
3.1.1. Проведено 6 документальных проверок целевого и эффективного использования средств районного бюджета бюджетными учреждениями. Проверена деятельность 4 бюджетных учреждений:
- Администрации муниципального района "Заполярный район";
- Управления финансов Администрации муниципального района "Заполярный район";
- Управления муниципального имущества Администрации муниципального района "Заполярный район";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Тельвиска".
Кроме того проведены 2 тематические проверки целевого и эффективного использования средств районного бюджета, выделенных на:
- проведение выборов представительного органа и главы Заполярного района в 2009 году;
- финансирование мероприятий по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, граждан 1932-1945 года рождения (категория детей сурового времени), постоянно проживающих на территории муниципального района "Заполярный район", в соответствии с решением Совета муниципального района "Заполярный район" от 17.07.2007 N 204-р за 2009 год.
3.1.2. В отчетный период проведены 2 проверки муниципальных предприятий:
- проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального предприятия Заполярного района "Северная транспортная компания";
- проверка обоснованности установления тарифов на услуги бань, оказываемых МП ЗР "Севержилкомсервис".
3.1.3. Проведены 2 проверки использования средств на реализацию муниципальных целевых программ:
- "Сохранение и развитие культуры муниципального района "Заполярный район" Ненецкого автономного округа на 2009-2010 годы";
3.1.4. Проведены проверки использования средств на реализацию 2 приоритетных национальных проектов:
- "Здоровье";
- "Образование".
3.1.5. Проверка использования бюджетных средств в 3 муниципальных образованиях поселений:
- МО "Колгуевский сельсовет" Ненецкого автономного округа;
- МО "Пустозерский сельсовет" Ненецкого автономного округа;
- МО "Омский сельсовет" Ненецкого автономного округа.
3.1.6. Проведена 1 проверка полноты и своевременности поступления в бюджет доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков за 2009 год.
3.2. Результаты контрольных мероприятий.
Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" признан утратившим силу с 1 января 2011 г.
По итогам проведенных в 2010 году проверок установлены отдельные факты нарушений законодательства Российской Федерации, Ненецкого автономного округа и нормативных правовых актов Заполярного района. Установлены случаи нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ и "Инструкции по бюджетному учету", утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н. Общая сумма выявленных нарушений 8 470,1 тыс.руб., в том числе:
- необоснованное использование бюджетных средств, включая неподтвержденные расходы, незаконные выплаты и др. - 4 692,8 тыс.руб.;
- неэффективное расходование бюджетных средств 972,4 тыс.руб.;
- нецелевое использование бюджетных средств, в том числе неправильное применение бюджетной классификации расходов Российской Федерации - 1 601,1 тыс.руб.;
- ошибки при начислении оплаты труда - 1 192,4 тыс.руб.;
- недостача денежных средств в кассе - 11,4 тыс.руб.
3.2.1. Постановка бюджетного учета в отдельных проверенных учреждениях продолжает оставаться не на должном уровне, не дает полной и достоверной информации о их деятельности, а также имущественном и финансовом положении и не обеспечивает информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, Ненецкого автономного округа и нормативных актов Заполярного района при осуществлении хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью предотвращения отрицательных результатов хозяйственной деятельности, выявления внутрихозяйственных резервов, обеспечения его финансовой устойчивости.
Сформированная учетная политика учреждений не соответствует требованиям п.3 ст.6 Федерального закона N 129-ФЗ. Как правило, учетной политикой не определены отдельные элементы учета, которые в соответствии с Приказом 148н следует определить локальными нормативными актами
3.2.2. В нарушение ст.289 Бюджетного кодекса РФ проверками установлены случаи нецелевого использования бюджетных средств, выразившиеся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Общая сумма нецелевого использования бюджетных средств, выявленная проверками в 2010 году, составляет 1 601,1 тыс.руб.
3.2.3. В нарушение ст. 34 Бюджетного кодекса РФ установлены случаи нарушения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. Общая сумма неэффективного использования бюджетных средств составляет 972,4 тыс.руб.:
- проверками выявлено множество случаев нарушений установленных размеров выдачи подотчетных сумм и сроков отчетности по их использованию;
- производится перечисление бюджетных средств в уплату пени и штрафов за невыполнение обязанностей по уплате налогов в срок, установленный законодательством;
- в налоговую базу по ЕСН, в части сумм налога, подлежащего уплате в ФСС РФ, и взносов на страхование от несчастных случаев на производстве, включаются вознаграждения, выплачиваемые по договорам гражданско-правового характера;
- установлены случаи возмещения расходов по содержанию основных средств, которые фактически на балансе не числятся или по назначению не эксплуатируются.
3.2.4. В нарушение Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ не всегда хозяйственные операции подтверждены первичными учетными документами или произведены на основании локальных нормативных актов, что приводит к необоснованному использованию бюджетных средств. Общая сумма необоснованного использования бюджетных средств, установленная проверками, проведенными в 2010 году, составляет 4 692,8 тыс.руб.
3.2.5. Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных из районного бюджета на финансирование мероприятий по социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны, граждан 1932-1945 годов рождения (категория детей сурового времени), постоянно проживающих на территории муниципального района "Заполярный район", установлено необоснованное использование бюджетных средств в сумме 650,4 тыс.руб., направленных на оформление подписки на газету "Наръяна вындер" для указанной категории лиц.
3.2.6. Установлены случаи компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, финансируемых из районного бюджета, с нарушением требований Порядка, утвержденного решением Совета Заполярного района от 26.11.2008 N 368-р.
При оплате льготного проезда к месту использования отпуска и обратно принимаются авансовые отчеты без приложения проездных документов, оплачивается провоз багажа сверх установленной нормы, необоснованно принимаются к оплате квитанции на оплату добровольного страхования при приобретении проездных билетов, квитанции по уплате разных сборов.
При проведении отпуска в нескольких местах к оплате принимаются проездные документы по всему маршруту следования, а не кратчайшим путем.
При оплате проездных документов неработающих членов семьи не прикладываются требуемые документы, а именно: документы, подтверждающие родственные отношения; справки из учебного заведения - для детей-учащихся старше 14 лет; справки об обучении в образовательных учреждениях, расположенных на территории НАО, - для детей-учащихся старше 18 лет; справки из органов занятости населения, подтверждающие статус безработного.
При оплате льготного проезда в случае проведения работником отпуска за пределами территории РФ установлены случаи непредоставления копий загранпаспорта с отметкой о пересечении границы.
3.2.7. Продолжают иметь место нарушения при оплате командировочных расходов. Принимаются к оплате авансовые отчеты без отметок о днях выбытия и прибытия в командировочном удостоверении; принимаются и оплачиваются квитанции к страховому полису добровольного страхования от несчастных случаев; приложения проездных документов, в командировки направляются не штатные сотрудники учреждений, оплачивается сверхнормативный груз.
При направлении работников в служебные командировки им не всегда выдаются служебные задания, а при возвращении из командировки - не представляются отчеты о выполнении задания.
3.2.8. Общая сумма нарушений при начислении оплаты труда составила 1 192,4 тыс.руб.
Установлены случаи начисления заработной платы по завышенному окладу, по неустановленному разряду, по должностям, отсутствующим в штатном расписании, за дни, когда работник фактически отсутствовал на рабочем месте, причем отсутствие на рабочем месте не оформлено каким-либо распорядительным или иным документом.
Практикуется начисление заработной платы без заключения трудовых договоров работодателя с работником.
Установлены случаи заключения договоров гражданско-правового характера с физическими лицами с нарушением норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установлены и выплачиваются надбавки, связанные с тяжелыми и вредными условиями труда, без проведения аттестации рабочих мест.
При начислении заработной платы выплачиваются надбавки, доплаты, премии и другие выплаты, не установленные нормативными актами или сверх установленных. Зачастую отсутствуют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в части возложения обязанностей отсутствующего работника, привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни; не разграничены понятия "совместительство", "совмещение", "расширение зоны обслуживания", "увеличение объема работ" и условия оплаты по ним.
При определении средней заработной платы для начисления отпускных установлены случаи включения в средний заработок компенсационных выплат за приобретение книгоиздательской продукции и лечебного пособия в размере одного должностного оклада, сумм отпускных, исчисленных из среднего заработка.
В нарушение ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работников в командировку начисление оплаты труда производится как за фактически отработанное время, хотя в этом случае ему гарантируется сохранение средней заработной платы.
При проверке МП ЗР "Северная транспортная компания" установлено, что по приказам руководителя предприятия ему выплачивались надбавки, премии, подарки в денежной форме, не предусмотренные трудовым договором с учредителем.
При проверке УМИ Администрации Заполярного района в результате допущенных ошибок при начислении заработной платы общая сумма нарушений за проверяемый период составляет 546,0 тыс.руб., в том числе излишне начислено 452,1 тыс.руб., недоначислено - 93,9 тыс.руб. при штатной численности 7 единиц.
3.2.9. При проверках целевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", установлен ряд нарушений, в том числе допущены ошибки при начислении выплаты на общую сумму 190,9 тыс.руб.
3.2.10. Для проведения ремонтных работ практикуется заключение трудовых соглашений с физическими лицами на выполнение работ различной сложности. При этом документы, подтверждающие необходимость проведения ремонтных работ (служебные записки, дефектные ведомости, акты осмотра и др.) и определяющие объем ремонтных работ (сметы, расчеты), а также распорядительные документы руководителей учреждений на проведение ремонтных работ, как правило, отсутствуют. Те же нарушения допускаются и при замене комплектующих на основных средствах.
3.2.11. Не всегда хозяйственные операции, проводимые учреждениями, подтверждаются первичными учетными документами - счетами, счетами-фактурами, актами выполненных работ, накладными и прочими документами, подтверждающими хозяйственную операцию
3.2.12. Продолжают иметь место нарушения при списании горюче-смазочных материалов.
3.2.13. Продолжают нарушаться требования "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации N 40 от 22.09.1993. Проведенными проверками установлена недостача денежных средств в кассе в сумме 11,4 тыс.руб.
В нарушение п. 11 указанного Порядка установлены случаи передачи выданных под отчет наличных денег одним лицом другому.
В нарушение п.п. 15, 16 Порядка допускается выдача денежных средств по расходным кассовым ордерам без расписки получателя денег.
В нарушение п.п. 29, 30 Порядка помещения касс зачастую не соответствуют предъявляемым требованиям.
3.2.14. При проверке исполнения бюджета муниципальным образованием "Колгуевский сельсовет" НАО установлено нарушение принципа единства кассы, закрепленного ст. 38.2 Бюджетного кодекса РФ.
3.2.15. В ходе проводимых проверок установлены расхождения данных бухгалтерского учета и годовой отчетности по кассовому исполнению в разрезе отдельных кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), что ставит под сомнение достоверность годовой бюджетной отчетности.
Установлено расхождение сведений, отраженных в бюджетной отчетности об остатке средств, на едином счете бюджета МО "Колгуевский сельсовет" НАО с фактическим остатком денежных средств на лицевом счете распорядителя по данным Управления Федерального казначейства, что также ставит под сомнение достоверность годовой бюджетной отчетности.
Приказом Минфина РФ от 4 марта 2011 г. N 29н Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2009 г. N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 января 2011 г.
3.2.16. Установлены факты несоблюдения методологии применения КОСГУ, установленной Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н.
3.2.17. Проверкой полноты и своевременности поступлений в районный бюджет доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков за 2009 год, установлено, что со стороны Администрации Заполярного района контроль за исполнением договоров в части своевременного поступления арендной платы осуществлялся не в полной мере. Задолженность по арендной плате на межселенных территориях составляет 10 220,5 тыс.руб. Также не принимается должных мер по своевременному начислению и взысканию в полном объеме начисленных пеней по просроченным платежам.
Результаты проведенных проверок оформлены актами, руководителям учреждений направлены предписания для принятия конкретных мер по устранению выявленных недостатков, установлен контрольный период для исправления нарушений.
Контрольно-счетной палатой в целях принятия надлежащих мер и устранения выявленных нарушений и недостатков руководителям проверенных организаций и главам муниципальных образований направлено 15 предписаний, которые к концу отчетного периода не сняты с контроля, в связи с непринятием необходимых мер по устранению нарушений.
Одновременно с проведением проверок, контрольно-счетная палата оказывает содействие проверяемым учреждениям в восстановлении и правильном ведении бухгалтерского учета, устранении недостатков в исполнении смет расходов и приведении их в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Поскольку основные нарушения характерны для всех проверенных учреждений и требуют системного подхода к решению проблем, результаты проверок представлены главе Заполярного района для принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Заключения по результатам проверок направлены председателю и депутатам Совета Заполярного района.
4. Оперативный контроль за исполнением районного бюджета
В рамках оперативного контроля за исполнением бюджета Заполярного района проанализировано исполнение районного бюджета и расходование резервного фонда Администрации Заполярного района за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2010 г., а также состояние дебиторской и кредиторской задолженности на отчетные даты.
По результатам проведенных мероприятий подготовлено и направлено председателю Совета Заполярного района 3 заключения.
В данных документах проанализировано фактическое исполнение доходных и расходных статей районного бюджета по объему, структуре и целевому назначению, проведен анализ выявленных отклонений, сделаны соответствующие выводы.
5. Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном году Контрольно-счетной палатой в рамках экспертно-аналитической деятельности проведено 72 мероприятия, по итогам которых подготовлены и направлены председателю Совета Заполярного района заключения.
5.1. Одним из основных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, являлась внешняя проверка отчета об исполнении бюджета муниципального района "Заполярный район" за 2009 г. В ходе подготовки заключения специалистами КСП были проведены внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств районного бюджета за 2009 г.:
- Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации Заполярного района;
- Управления образования Администрации Заполярного района;
- Управления здравоохранения Администрации Заполярного района;
- Администрации муниципального района "Заполярный район".
Проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального района "Заполярный район" за 2009 г.
По итогам проведения внешней проверки годового отчета об исполнении районного бюджета за 2009 г. председателю Совета Заполярного района и главе Администрации Заполярного района направлено заключение, в котором отмечено, что при исполнении районного бюджета за 2009 г. не соблюдены отдельные нормы бюджетного законодательства. По некоторым показателям, утвержденным в решении о бюджете, при исполнении его имеются отклонения от предусмотренных в бюджете сумм. В связи с этим контрольно-счетная палата обратила внимание на отдельные нарушения и недостатки.
При подготовке годовой бюджетной отчётности об исполнении районного бюджета за 2009 г. допущены отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Министерства финансов Российской Федерации, что не дает полной и достоверной информации о деятельности муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район".
Экономическое обоснование бюджета, предусмотренное ст. 169 Бюджетного кодекса РФ, не осуществлялось.
В нарушение п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ Управлением финансов Администрации Заполярного района без внесения изменений в решение о бюджете уменьшены плановые назначения расходной части бюджета по разделу "Иные межбюджетные трансферты" в отношении муниципального образования "Коткинский сельсовет" НАО на сумму 89,3 тыс.руб.
В ходе проверки установлено расхождение утвержденных бюджетных назначений по расходам, отраженным финансовым органом в сводной ф.0503164 "Сведения об исполнении бюджета", в сводной ф.0503117 "Отчет об исполнении бюджета" с данными, отраженными главными распорядителями в своих отчетах (ф.0503127, ф.0503164) в сумме 32 994,2 тыс.руб.
При заполнении ф.0503125 "Справка по консолидируемым расчетам" годовой бюджетной отчетности допущено нарушение установленного порядка.
В текстовой части пояснительной записки годовой бюджетной отчетности об исполнении районного бюджета за 2009 г.
<< Назад |
>> 7. Заключительная часть |
|
Содержание Решение Совета муниципального района "Заполярный район" от 8 апреля 2011 г. N 152-р "О рассмотрении отчета о деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.