Постановление Администрации Ненецкого автономного округа
от 28 сентября 2012 г. N 286-п
"Об одобрении стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы"
19 сентября 2013 г., 29 мая, 18 сентября, 28 ноября 2014 г., 24 апреля, 28 октября 2015 г.
В целях реализации пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", во исполнение распоряжения губернатора Ненецкого автономного округа от 22.08.2012 N 190-рг "Об окружной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Одобрить прилагаемую стратегию действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2015 г. N 124-п настоящее постановление дополнено пунктом 1.1, вступающим в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
1.1. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований "Муниципальный район "Заполярный район" и "Городской округ "Город Нарьян-Мар" разработать и принять муниципальные планы (программы) мероприятий по реализации стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2014-2017 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Первый заместитель главы Администрации |
А.Ю. Шаньгин |
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2015 г. N 124-п в настоящую Стратегию внесены изменения, вступающие в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяющие свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Одобрена
постановлением Администрации Ненецкого автономного округа
от 28 сентября 2012 г. N 286-п
Стратегия
действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы
19 сентября 2013 г., 18 сентября, 28 ноября 2014 г., 24 апреля, 28 октября 2015 г.
I. Введение
Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.
В Ненецком автономном округе для решения вопросов в сфере детства реализуются программы, направленные на защиту прав детей либо включающие отдельные положения, касающиеся вопросов образования, здравоохранения, развития физической культуры и спорта, повышения безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений на территории Ненецкого автономного округа, обеспечения общественного порядка, противодействия преступности, терроризму, экстремизму и другое.
Главная цель окружной стратегии - определить основные направления и задачи политики Ненецкого автономного округа в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
В Ненецком автономном округе для решения вопросов в сфере детства реализуются программы, направленные на защиту прав детей либо включающие отдельные положения, касающиеся вопросов образования, здравоохранения, развития физической культуры и спорта, повышения безопасности дорожного движения, профилактики правонарушений на территории Ненецкого автономного округа, обеспечения общественного порядка, противодействия преступности, терроризму, экстремизму и другое.
В последние годы принят ряд важнейших нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа, направленных на защиту прав детей: законом Ненецкого автономного округа от 28.06.2010 N 45-оз "Об Уполномоченном по правам ребенка в Ненецком автономном округе и о внесении изменений в закон Ненецкого автономного округа "О статусе лиц, замещающих государственные должности Ненецкого автономного округа" создан институт уполномоченного по правам ребенка; увеличился объем финансирования социальных расходов из окружного бюджета; приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный семейный капитал, ежемесячное пособие на ребенка, не посещающего детскую дошкольную образовательную организацию (от полутора до четырех лет), поддержка приемных семей).
В результате принятых мер наметились следующие позитивные тенденции: улучшение социально-экономического положения семей с детьми, повышение доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем в Ненецком автономном округе имеются проблемы, указанные в Национальной стратегии, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, которые сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение численности детского населения в регионе. Несмотря на то, что за последнее время стабилизировалась ситуация в динамике основных параметров здоровья детей, уровень заболеваемости детей остается достаточно высоким.
Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаточным является уровень доступности социальных услуг для семей с детьми. Остаются неблагоприятными условия социальной среды для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего округа и его безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
1. Основные проблемы в сфере детства
Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
Эффективное решение задач затруднено, в том числе и в результате разделения государственных полномочий между органами власти Ненецкого автономного округа и Архангельской области.
2. Ключевые принципы окружной стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Ненецком автономном округе должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Сбережение здоровья каждого ребенка. В Ненецком автономном округе должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Ненецком автономном округе необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание уязвимым категориям детей. В Ненецком автономном округе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Ненецком автономном округе формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка. В Ненецком автономном округе политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Расширение возможности доступа к культурным ценностям и объектам спортивной инфраструктуры. В Ненецком автономном округе необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, спорта непосредственно работающих с детьми, создавать условия и продолжать работу по выявлению и поддержке одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры, искусства, спорта с детьми и семьями с детьми.
Окружная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить формирование единого подхода органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Реализацию окружной стратегии предусматривается осуществлять по основным направлениям, закрепленным в Национальной стратегии: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии.
II. Семейная политика детствосбережения
1. Краткий анализ ситуации
Численность детского населения Ненецкого автономного округа в возрасте от 0 до 17 лет включительно по состоянию на начало 2011 года составила 10 544 человека. Удельный вес детей в общем количестве населения округа в 2010 году составил 25,04%. В 2011 году родился 641 ребенок (в 2010 году - 699, в 2009 году - 695).
Для многодетных и неполных семей, размер доходов которых не превышает величину прожиточного минимума, установленную в округе, характерны риски бедности. Недостаточно удовлетворен спрос на доступные товары и услуги для детей.
Особую тревожность вызывает высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.
На учете состоит 427 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4% от общего числа детей, проживающих в округе). Ежегодно выявляется порядка 70 детей, оставшихся без попечения родителей, в основном по причине лишения (ограничения) родительских прав.
Имеют место случаи жестокого обращения с детьми.
2. Основные задачи
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода путем совершенствования законодательства Ненецкого автономного округа.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
3. Первоочередные меры
Совершенствование законодательства Ненецкого автономного округа в сфере защиты детства.
Формирование системы межведомственного взаимодействия по раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав.
Поддержка инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей.
Формирование системы мониторинга в Ненецком автономном округе эффективности семейной и социальной политики в сфере материнства и детства.
4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
Соблюдение и финансирование минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.
Оказание материальной помощи семьям, наиболее уязвимым в социальном плане, в том числе многодетным семьям, имеющим высокую иждивенческую нагрузку.
Активизация экономической активности малообеспеченных граждан путем трудоустройства и развития самозанятости.
Формирование и дальнейшее совершенствование системы мер, направленных на улучшение жилищных условий семей с детьми.
5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
Разработка мероприятий, направленных на повышение авторитета института семьи, пропаганду в обществе лучших семейных традиций, признание заслуг семьи в воспитании физически и нравственно здорового поколения, приоритета ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимости ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей.
Создание в округе центра помощи семье и детям.
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
Формирование действенных механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, в том числе закрепление порядка межведомственного взаимодействия в деятельности по защите прав детей.
Совершенствование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей.
Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Абзац второй утратил силу.
См. текст абзаца второго главы 6 раздела II
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, участковых социальных служб, создания кризисного центра для детей, пострадавших от жестокого обращения, кризисного центра для матерей с детьми в целях осуществления работы с ними по предотвращению отказа от ребёнка.
Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.
7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными организациями.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
III. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
1. Краткий анализ ситуации
Сеть организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ненецкого автономного округа по состоянию на 1 августа 2012 года представлена 83 образовательными организациями, в том числе: государственные образовательные организации Ненецкого автономного округа - 3; муниципальные образовательные организации - 75; государственные образовательные организации Архангельской области - 5.
Общее количество мест в общеобразовательных организациях - 6814, в дошкольных образовательных организациях - 3448.
В Ненецком автономном округе в последний год особое внимание уделяется развитию и совершенствованию дошкольного образования.
В настоящее время на территории округа функционируют 40 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования (30 дошкольных образовательных организаций, 9 школ-садов, 1 общеобразовательная организация). В них воспитываются 3091 человек. В очереди на получение места в указанные организации зарегистрированы дети, в том числе старше 3 лет. Наибольшая острота проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных организациях зафиксирована на территории города Нарьян-Мара. Это связано с активной миграцией сельского населения в город Нарьян-Мар. В то же время в сельских дошкольных образовательных организациях имеется резерв мест (265 мест).
За прошедшие 2 года в результате принятых мер были созданы дополнительно 171 новое место в дошкольных образовательных организациях на территории города Нарьян-Мара и поселка Искателей, а также села Нижняя Пеша. На последующие годы запланировано строительство 7 зданий дошкольных образовательных организаций, 3 из которых - в городе Нарьян-Маре. В марте 2011 года был принят закон Ненецкого автономного округа от 22.03.2011 N 10-оз "О ежемесячной компенсационной выплате в размере 6 000 рублей родителю или законному представителю, совместно проживающему и практически воспитывающему ребенка в возрасте от 1,5 до 4 лет на дому, которому не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении".
В результате принятых мер повысилась удовлетворенность населения качеством предоставляемого дошкольного образования. По итогам 2011 года - 64%.
В округе созданы необходимые условия для получения общего образования. Услуги в сфере общего образования оказывают 9 школ-садов и 29 школ. В указанных организациях обучается по программам общего образования 5796 человек, 95% обучающихся обучаются в первую смену.
В целях обеспечения доступности общего образования для детей из отдаленных, малочисленных населенных пунктах в столице округа осуществляет деятельность МКОУ Заполярного района "Ненецкая общеобразовательная средняя школа - интернат им. А.П. Пырерки", где обучаются дети оленеводов и дети - сироты; специальная коррекционная школа; в 12 сельских школах созданы структурные подразделения - пришкольные интернаты.
На территории Ненецкого автономного округа реализуется национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". В 2011 году реализация инициативы осуществлялась в рамках программ Ненецкого автономного округа, Архангельской области, муниципальных программ развития образования муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" и муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район", постановлений Администрации Ненецкого автономного округа. Объем финансирования на реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в целом с учетом окружных, областных и муниципальных средств в 2011 году в Ненецком автономном округе составил 849 212,3 тыс. руб.
Успешность обучения и качество знаний обучающихся на протяжении последних лет остается стабильно высоким. Подтверждением тому служат результаты государственной итоговой аттестации выпускников, в том числе по итогам единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). С целью создания условий для сдачи ЕГЭ выпускникам из труднодоступных отдаленных сельских школ в 2012 году были организованы пункты проведения экзамена на базе 12 отдаленных сельских общеобразовательных организаций.
38 общеобразовательных организаций округа имеют доступ к широкополосному Интернету. Ограничение доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, не имеющих отношения к образовательному процессу, осуществляется стандартными программными средствами (контентными фильтрами), представленными в федеральном пакете стандартного базового комплекта лицензионного программного обеспечения.
В настоящее время на территории округа реализуют образовательную деятельность 10 организаций дополнительного образования детей. Особенностью организаций дополнительного образования детей Ненецкого автономного округа является то, что занятия для детей до 18 лет, согласно учредительным документам, являются бесплатными. Таким образом, соблюдается принцип доступности услуг организаций дополнительного образования детей для различных категорий обучающихся. В указанных организациях занимается более 5000 обучающихся в возрасте от 6 до 18 лет. Часть детей посещают занятия в разных организациях дополнительного образования детей. В сельской местности используются возможности домов культуры, а также школьных секций и кружков. Удовлетворенность качеством предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей в 2011 году составила 44%.
В округе проводится работа по реализации национальной составляющей учебно-воспитательного процесса в организациях разных типов и видов. Родной (ненецкий) язык преподается в 7 организациях, реализующих программу дошкольного образования; в 13 организациях, реализующих программу общего (школьного) образования. Родной (коми) язык изучается в одной школе и двух детских садах. При этом, в национальных школах и дошкольных образовательных организациях ненецкий и коми языки изучают все обучающиеся, независимо от того, к какой национальности они себя относят. Все обучающиеся 8-9 классов школ округа в обязательном порядке изучают предмет "Наш край".
Бюджет округа имеет ярко выраженную социальную направленность по отношению к участникам образовательного процесса:
- оплата услуги по предоставлению дошкольного образования в округе дифференцирована в зависимости от статуса родителей и доходов семьи;
- обучающиеся общеобразовательных организаций в Ненецком автономном округе, государственных профессиональных образовательных организаций Ненецкого автономного округа получают бесплатно питание за счет средств окружного бюджета;
- дети, поступающие в первый класс муниципальных общеобразовательных организаций в Ненецком автономном округе, обеспечиваются комплектом "Подарок первокласснику" за счет средств окружного бюджета;
- обучающимся на "отлично" в муниципальных общеобразовательных организациях в Ненецком автономном округе предоставляется ежемесячная стипендия за счет средств окружного бюджета;
- обучающимся на "отлично" по очной форме обучения в государственных и негосударственных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляется специальная окружная стипендия;
- обучающиеся из отделенных сел и тундры проживают в пришкольных интернатах;
- доставка обучающихся в интернаты осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Указанные выше меры позволяют реализовать принципы доступности и качества в сфере образования.
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования Ненецкого автономного округа оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
- дефицит мест в образовательных организациях, предоставляющих услугу по дошкольному образованию;
- дифференциация в доступе отдельных категорий детей (в основном проживающих в сельских поселениях) к качественному дошкольному, общему, дополнительному образованию;
- отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей;
- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту.
2. Основные задачи
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Реализация образовательных прав детей, принадлежащих к коренным малочисленным народам, проживающим на территории региона.
Создание региональной системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных организаций.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Совершенствование общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных организаций, а также развития различных форм дошкольного образования.
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Реализация прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование).
Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Совершенствование условий для развития различных региональных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных организациях.
Обеспечение условий для подготовки и повышения квалификации педагогов с учетом современных требований.
Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательной организации.
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Обеспечение регионального нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей; поддержка и развитие образовательных организаций, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Создание регионального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей в условиях массовой школы.
Создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями
Обеспечение информационной поддержки государственной региональной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совершенствование ресурсного обеспечения воспитательной деятельности (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) и организации контроля за условиями, созданными в образовательных организациях для воспитания и социализации детей.
Обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Предоставление гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, спортивно-досуговых услуг по месту жительства.
Оказание поддержки музейным учреждениям, школам искусств, реализующим программы художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста и детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, и создание клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно-полезной и личностно значимой деятельности.
Формирование государственного заказа на издательскую, кино- и компьютерную продукцию.
Оказание государственной поддержки публичным электронным библиотекам, музейным, театральным и иным интернет-ресурсам для детей и подростков.
Реализация системы мер по сохранению и развитию школьных и детских библиотек.
Оказание государственной поддержки разработке и реализации комплексных межотраслевых программ, а также общенациональным акциям по развитию детского чтения и литературы для детей; организации открытых конкурсов на создание литературных произведений для детей.
Организация системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
Доведение оплаты труда педагогов организаций дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе.
7. Меры, направленные на обеспечение Информационной безопасности детства
Внедрение программы обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию.
Проведение исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных организаций, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Абзацы третий-четвертый утратили силу.
8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг, на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных организациях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных организаций, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга школьников региона во Всероссийских оценках качества образования.
Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных организациях.
Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 90 процентов - на бесплатной основе.
Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров.
Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
1. Краткий анализ ситуации
В Ненецком автономном округе количество детей в возрасте от 0 до 17 лет включительно имеет тенденцию к снижению: от 10926 в 2010 году до 10544 в 2011 году. Показатель младенческой смертности за 2011 год составил 10,5 на 1000 родившихся (по Российской Федерации - 7,5). Показатель резко вырос по сравнению с 2010 г. (5,7) за счет постнеонатальной смертности по независящим от здравоохранения причинам.
С 2011 года в Ненецком автономном округе проводится реорганизация акушерско-гинекологической службы, выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи службы родовспоможения. 99% детей первого года жизни проходят диспансеризацию. Осуществляется вакцинация детского населения, в том числе против гриппа.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы Ненецкого автономного округа "Модернизация здравоохранения Ненецкого автономного округа на 2011-2012 годы" 25% средств направлено на развитие детского здравоохранения, их большая часть предусмотрена для улучшения деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная больница" (далее - ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница").
В рамках программы модернизации осуществляется диспансеризация подростков 14 лет, направленная, в основном, на раннее выявление нарушений репродуктивного здоровья.
Стационарная помощь детям оказывается в ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница", в которой развернуто 30 педиатрических коек, 20 инфекционных, 10 коек для недоношенных и 15 - для новорожденных детей. С 2013 года разворачивается 5 хирургических коек. Дети, проживающие в сельской местности, обслуживаются на общих койках в участковых больницах, при необходимости эвакуируются в город Нарьян-Мар рейсовыми самолетами либо санитарной авиацией.
Реабилитационная помощь детям оказывается в детской поликлинике города Нарьян-Мара (физиотерапевтические кабинеты, кабинеты лечебной физкультуры, массажа).
Специализированная и высокотехнологичная педиатрическая помощь оказывается за пределами Ненецкого автономного округа. Дети направляются в федеральные государственные санаторные учреждения, расположенные за пределами округа (ортопедического, пульмонологического и психоневрологического профиля).
С целью организации профилактической работы по охране здоровья, на базе ГБУЗ НАО "Ненецкая окружная больница" создан Центр здоровья, открыт кабинет спортивной медицины.
В Ненецком автономном округе проводится значительная работа по созданию благоприятных условий для занятий спортом и физической культурой. Ежегодно сдаются в эксплуатацию спортивные сооружения, проводятся спортивные и физкультурные мероприятия для детей. За счет окружных средств осуществляются выезды победителей и призеров окружных мероприятий на всероссийские и международные соревнования. В период летней оздоровительной кампании традиционно организуются спортивно-оздоровительные площадки, выездные лагеря и учебно-тренировочные сборы. 2012 год в Ненецком автономном округе объявлен "Годом здоровья".
Несмотря на принимаемые меры, в последние годы остается проблема табакокурения и употребление пива среди подростков, имеются случаи суицидов. Особого внимания требуют проблемы подросткового алкоголизма, включая "пивной алкоголизм", наркомании и токсикомании, немедицинского потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ детьми, особенно школьного возраста.
Проблемы реализации прав детей и женщин на качественную медицинскую помощь связаны, в основном, с недостаточной обеспеченностью врачебными и сестринскими кадрами, вакантными остаются должности школьного врача, врача подросткового кабинета, детского невролога, врачей в образовательных организациях, функциональной диагностики, спортивной медицины; также отмечается дефицит специалистов медицинского профиля в сельской местности.
2. Основные задачи
Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Развитие медицины для детей, стимулирование потребности детей и молодежи в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для всех категорий детей.
Совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных организациях, лечебных и лечебно-профилактических учреждениях.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании.
Дальнейшее улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь детям
Создание условий для сохранения здоровья каждого ребенка с рождения путем обеспечения в родовспомогательном учреждении полного комплекса обследования детей, в том числе на наличие врожденных пороков развития, определение групп риска по реализации перинатальной патологии в целях своевременного обеспечения всех видов медицинской помощи (первичной медико-санитарной, квалифицированной, специализированной).
Дальнейшее внедрение стандартов в оказании медицинской помощи детям в сфере здравоохранения, доступное лекарственное обеспечение при амбулаторном и стационарном лечении детей.
Развитие взаимодействия с учреждениями социальной защиты в сфере развития медико-социальной помощи беременным женщинам и детям.
Развитие детского центра здоровья в структуре государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ненецкая окружная больница", его взаимодействия с образовательными организациями.
Развитие стационарзамещающих видов медицинской помощи.
Взаимодействие с федеральными государственными санаторно-курортными учреждениями по вопросам расширения возможностей санаторного лечения детей Ненецкого автономного округа.
Повышение эффективности всех видов профилактической работы по предупреждению зависимостей у подростков.
3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения
Обеспечение мер по охране здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям в соответствии с действующим законодательством.
Обеспечение внедрения эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.
Обеспечение психологического сопровождения рожениц в женских консультациях и родильных домах.
Разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.
Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи.
Обеспечение родильных домов необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики.
Развитие ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям. Обеспечение детей, нуждающихся в получении всех видов высокотехнологической медицинской помощи.
Реализация адресного финансирования лечения детей Ненецкого автономного округа, входящих в федеральный регистр детей с редкими заболеваниями, за счет бюджетных ассигнований.
Обеспечение ежегодной обязательной диспансеризации всех категорий детей.
Развитие подростковой медицины.
Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов среди несовершеннолетних.
Разработка системы мер по привлечению и поддержке квалифицированных кадров для работы в области детской и подростковой медицины.
Разработка и утверждение нормативных и правовых документов в сфере здравоохранения (целевых программ, отраслевых приказов, межведомственных регламентов).
Постоянное повышение квалификации врачей и медицинских сестер по вопросам реанимации и интенсивной терапии новорожденных детей и детей раннего возраста, формирование и реализация плана повышения квалификации специалистов на 2013-2017 годы в целях снижения младенческой и детской смертности.
Плановая работа по обновлению морально и физически устаревшего медицинского оборудования для реанимации и интенсивной терапии детей периода новорожденности, других возрастных периодов путем включения соответствующих мероприятий в программы Ненецкого автономного округа в целях снижения младенческой и детской смертности.
Обеспечение 100% охвата детей первого года жизни выполнением стандарта диспансеризации в рамках программы "Родовые сертификаты" в целях своевременного выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития.
Обеспечение возможности экстренной транспортировки детей с тяжелыми заболеваниями, при наличии медицинских показаний, в федеральные медицинские центры специальным авиатранспортом за счет средств округа в рамках программы "Развитие здравоохранения Ненецкого автономного округа на период 2013-2017 годов" с утверждением порядка организации данного вида помощи.
Ежегодное заключение соглашений между Администрацией Ненецкого автономного округа и Министерством здравоохранения Российской Федерации по софинансированию обеспечения скрининг-диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей в родовспомогательных учреждениях.
Обеспечение охвата беременных женщин и новорожденных детей пренатальной (дородовой) диагностикой нарушений развития ребенка и неонатальным скринингом на врожденные и наследственные заболевания не менее 95% от числа родившихся, включая генетическое обследование по медицинским показаниям.
Разработка и утверждение межведомственного порядка (регламента) комплексной диагностики медико-социального неблагополучия в семье в связи с нарушением здоровья ребенка или наличия социального риска в семье, составляющего угрозу жизни и здоровья ребенка и алгоритма оказания медико-социальной помощи семье.
Абзац двадцать первый утратил силу.
Ежегодная диспансеризация детей-сирот и детей, пребывающих в трудной жизненной ситуации, в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Изучение возможности создания в структуре детских поликлиник центра (отделения) медико-социальной помощи подросткам, одной из задач которого является просветительская работа по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
Продолжение плановой работы по лицензированию медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях.
В целях повышения ответственности медицинского персонала за некачественное оказание медицинской помощи детям, проводить ежемесячный анализ жалоб на качество медицинской помощи, поступающих в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, с принятием мер по снижению коэффициента управления к руководителям учреждений при наличии большого количества жалоб на работу учреждения, при обоснованных жалобах по отдельным случаям некачественного оказания медицинской помощи.
4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
Обеспечение реализации комплекса мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Обеспечение внедрения здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" во всех образовательных организациях, включая организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
Реализация программ гигиенического воспитания в целях предоставления детям возможности осуществлять информированный выбор в вопросах здорового образа жизни.
Работа по исполнению нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на выявление в образовательных организациях обучающихся, употребляющих наркотические средства, психотропные и другие токсические вещества.
5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства
Разработка окружной программы по организации отдыха и оздоровления детей.
Реализация мер по развитию инфраструктуры отдыха и оздоровления детей и подростков на территории округа.
Продолжение и совершенствование работы по организации оздоровления детей в санаторно-курортных учреждениях совместно с родителями (законными представителями).
Организация досуговой деятельности детей и подростков в каникулярное время.
Организация трудовой занятости подростков в каникулярное время.
Обеспечение оздоровления, отдыха и занятости детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
Организация просветительской работы с использованием специальных обучающих программ, средств массовой коммуникации, включая интернет-технологии, социальную рекламу, по формированию культуры здорового питания.
Организация мер по созданию сети молочных кухонь для детей в возрасте до 3 лет.
Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным питанием детей в дошкольных образовательных организациях, обучающихся в общеобразовательных организациях в Ненецком автономном округе и обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях Ненецкого автономного округа.
Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
Организация особого контроля за обеспечением качественным питанием больных детей, страдающих социально-значимыми заболеваниями.
7. Ожидаемые результаты
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Увеличение числа образовательных организаций, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии "школа здоровья", являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе, получивших их в медицинских учреждениях.
Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме "онлайн", оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Сокращение числа подростковых суицидов.
Доступность и разнообразие форм физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.
V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
1. Краткий анализ ситуации
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципе недискриминации.
В Ненецком автономном округе учтено 427 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (4% от общего числа детей, проживающих в регионе). В государственных учреждениях Ненецкого автономного округа воспитываются и обучаются 181 ребенок, 236 детей на воспитании в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей. Общее число усыновленных гражданами Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете органа опеки и попечительства - 23.
В течение года выявляется вновь порядка 70 детей, оставшихся без попечения родителей, в основном по причине лишения (ограничения) родительских прав родителей. Так, в 2009 году 59 детей остались без попечения родителей в результате лишения (ограничения) в родительских правах обоих или единственного родителя, в 2010 году - 60 детей, в 2011 году - 66 детей.
Детей, чьи родители отказываются от них при рождении, в регионе практически не выявляется. В редких случаях (1-2 в год) дети сразу же устраиваются в семьи граждан, как правило, близких родственников.
В течение ряда лет в округе проводится плановая систематическая работа по устройству детей-сирот в семьи граждан. 22 сентября 2011 года принят закон Ненецкого автономного округа N 57-оз "О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку или попечительство, в приемные семьи либо на усыновление в семьи граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа", в котором предусмотрен ряд дополнительных мер социальной поддержки семьям, взявшим на воспитание ребенка-сироту. В рамках своей деятельности органы опеки и попечительства организуют поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Для реализации данного направления информируется население о возможностях устройства детей всеми доступными способами, в том числе, через средства массовой информации.
Результатом данной работы стало увеличение числа детей, взятых на воспитание в семьи: с 2010 года количество детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях, превысило количество детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. С 2002 года в округе действует и развивается институт приемной семьи: за 10 лет количество детей, воспитывающихся в приемных семьях, увеличилось с 1 до 66.
С 2010 года важным направлением деятельности органа опеки и попечительства по устройству детей-сирот в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в семью: из 35 семей (50 граждан), прошедших обучение, 20 семей взяли на воспитание 28 детей.
Проблемой для округа является то, что в интернатных учреждениях воспитывается большое число детей старше 7 лет (154 ребенка) - детей такого возраста практически не берут в замещающие семьи. Географическое положение Ненецкого автономного округа, его удаленность от других регионов РФ создают дополнительный барьер для кандидатов в усыновители (опекуны), проживающих в других регионах нашей страны. Для большинства граждан приезд для знакомства с детьми становится невозможным ввиду дороговизны авиабилетов.
Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в интернатных условиях общество несет большие социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, испытывают трудности при устройстве на работу и создании семьи, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения.
В Ненецком автономном округе (по состоянию на начало 2012 года) проживает 180 детей-инвалидов, что составляет 1,7% от общего числа детского населения.
В основном дети-инвалиды воспитываются в семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи.
В округе отсутствуют детские реабилитационные учреждения, реабилитационные отделения на базе учреждений здравоохранения. В связи с этим на территории округа детям-инвалидам не оказывается последовательная, комплексная и своевременная помощь.
Также в округе отсутствуют специализированные образовательные организации для детей-инвалидов, что вынуждает семьи, воспитывающие таких детей, выезжать за пределы округа для получения образовательных услуг детьми-инвалидами в других регионах. Отсутствие жилья, возможности работать, удаленность от родных и близких усугубляет и без того бедственное положение таких семей и определяет их существование за чертой бедности.
Отсутствие в округе полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию инвалидов и семей, имеющих детей не позволяет органам государственной власти комплексно решать возникающие проблемы, в том числе касающиеся помощи детям-инвалидам и семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
На протяжении ряда лет остро стоит проблема по созданию центра помощи семье и детям, отделения реабилитации для детей-инвалидов.
2. Основные задачи
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Реформирование сети и деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители.
Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей, в том числе психологической подготовки в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Создание региональной системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий, приближенных к семейным.
Совершенствование региональной технологии "социальных лифтов" для выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе образования и при трудоустройстве.
Продолжение создания и развития региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Совершенствование законодательства Ненецкого автономного округа в области защиты имущественных и неимущественных (личных) прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе своевременное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями.
4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни.
Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Обеспечение укомплектованности психолого-медико-педагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование.
Нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование.
Принятие мер к упрощению процедуры прохождения медико-социальной экспертизы по принципу "одного окна", в том числе, при установлении и подтверждении инвалидности у детей.
Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.
Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.
Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.
Создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью).
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.
Создание рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
5. Ожидаемые результаты
Снижение в округе количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 75%.
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.
Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования.
Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
1. Краткий анализ ситуации
В Ненецком автономном округе отсутствует эффективная система защиты детства.
Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.
Не отвечает требованиям времени и деятельность органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей.
Не достаточно эффективно межведомственное взаимодействие.
Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, пострадавших от насилия, защиты их прав, требует принятия неотложных мер.
2. Основные задачи
Обобщение и распространение на территории Ненецкого автономного округа положительного опыта работы специалистов восстановительного правосудия других регионов по внедрению ювенальных технологий.
Принятие мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.
Укрепление межведомственного взаимодействия в отношении несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, пострадавших от преступных посягательств.
3. Меры, направленные на реформирование законодательства Ненецкого автономного округа в части, касающейся защиты прав и интересов детей
Совершенствование законодательства Ненецкого автономного округа в части, касающейся защиты прав и интересов детей.
Усиление института Уполномоченного по правам ребёнка в Ненецком автономном округе путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих его компетенцию и права.
Дальнейшее совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.
4. Меры, направленные на создание Дружественного к ребенку правосудия
Развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия.
Организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации.
Создание региональной системы осуществления контроля в отношении несовершеннолетнего, осуждённого к наказанию без лишения свободы, совершившего социально-опасные деяния, с оказанием ему социально-правовой помощи для дальнейшей коррекции его поведения, предупреждения совершения новых преступлений и возмещения ущерба потерпевшему.
5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период
Организация работы по восстановлению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением и оказание помощи таким детям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.
Создание системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.
Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28 октября 2015 г. N 350-п в главу 6 раздела VI настоящей Стратегии внесены изменения
6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Абзац первый утратил силу.
См. текст абзаца первого главы 6 раздела VI
Взаимодействие с создаваемым некоммерческим партнерством "Российский национальный мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям" в целях объединения усилий государства и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, а также повышения эффективности деятельности следственных органов при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Создание условий для социальной адаптации детей - жертв насилия.
7. Ожидаемые результаты
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
VII. Дети - участники реализации окружной стратегии
1. Краткий анализ ситуации
В Ненецком автономном округе создается правовая основа для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, молодежные советы, палаты. В большинстве школ округа образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Для выполнения планов реализации права детей на принятие решений, затрагивающих их интересы, необходимо принять меры, в том числе к включению города Нарьян-Мара в реализацию инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям", одна из целей которой состоит в расширении участия детей в защите своих прав и принятии решений, затрагивающих их интересы.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм действующего законодательства законодательной базы Ненецкого автономного округа в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства Ненецкого автономного округа в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
Расширение влияния института уполномоченного по правам ребенка в Ненецком автономном округе на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизм реализации окружной стратегии
Окружная стратегия реализуется во взаимосвязи с Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и приоритетными национальными проектами.
Для успешной реализации окружной стратегии на основе программно-целевого подхода планируется продолжение реализации и дальнейшее развитие на последующие периоды программ Ненецкого автономного округа в различных сферах жизни детей, а также разработка и реализация программ по новым перспективным направлениям.
Обеспечение скоординированных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по реализации окружной стратегии возлагается на Координационный совет по вопросам семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализация окружной стратегии, программ в интересах детей Ненецкого автономного округа обеспечивается бюджетными ассигнованиями в полном объеме.
Реализация окружной стратегии осуществляется в два этапа с подведением промежуточных итогов: первый в 2012-2013 годах и второй в 2014-2017 годах.
Для достижения запланированных в окружной стратегии результатов осуществляется постоянный анализ правоприменительной практики, совершенствование законодательной базы семейной политики и защиты прав детей и обеспечивается контроль выполнения требований законодательства. Разработка системы критериев оценки результатов, качества и эффективности принимаемых в интересах детей мер, а также введение системы постоянного анализа деятельности органов и организаций по реализации каждого из направлений окружной стратегии позволят осуществлять постоянный мониторинг и контроль, вовремя проводить корректировку управленческих решений и информировать жителей Ненецкого автономного округа о положении детей.
Обеспечение эффективного социального партнерства органов власти всех уровней и гражданского общества, а также широкое вовлечение детей в процесс реализации окружной стратегии позволят совершенствовать механизмы учета мнения жителей Ненецкого автономного округа при обсуждении проектов нормативных правовых актов, планировании программ и результатов реализации Стратегии.
Для информационного обеспечения реализации окружной стратегии планируется оптимизация системы информационного обмена между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, жителями Ненецкого автономного округа, создание широкого спектра информационных сервисов и свободного доступа к информации.
Абзац девятый утратил силу.
См. текст абзаца девятого раздела VIII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2012 г. N 286-п "Об одобрении стратегии действий в интересах детей в Ненецком автономном округе на 2012-2017 годы"
Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования
Текст постановления опубликован в издании "Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа" от 3 октября 2012 г. N 31(179) и размещен на сайте Администрации Ненецкого АО в Internet (http://www.adm-nao.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 28 октября 2015 г. N 350-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 24 апреля 2015 г. N 124-п
Изменения вступают в силу через десять дней после официального опубликования названного постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г.
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 18 сентября 2014 г. N 354-п
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 29 мая 2014 г. N 182-п
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 28 ноября 2014 г. N 463-п названные изменения утратили силу с 1 января 2015 г.
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2013 г. N 345-п