Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению И.о. главы Администрации
муниципального района "Заполярный район"
от 2 ноября 2010 г. N 1257 п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2011-2012 годы"
15 февраля, 13 июля, 7 сентября, 24 октября 2011 г., 20 февраля, 20 апреля, 4 июня, 2 июля 2012 г.
Постановлением Администрации муниципального района "Заполярный район" от 2 июля 2012 г. N 1416 п в паспорт настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с даты принятия названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2011-2012 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Основной целью долгосрочной целевой программы "Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2009-2010 годы" (далее - программа) являлось развитие и совершенствование системы образования в муниципальном районе "Заполярный район".
Программные мероприятия были направлены на решение задач:
- совершенствование нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства, соответствующей социально-экономическим условиям;
- создание условий для осуществления равных прав граждан на образование;
- реализация федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих им учебных программ;
- совершенствование системы социальной поддержки участников образовательного процесса муниципального района;
- обеспечение внутреннего контроля качества образовательных услуг;
- развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников образования;
- совершенствование материально-технической базы учреждений;
- реорганизация и оптимизация сети начальных малокомплектных и малочисленных общеобразовательных учреждений.
Не все запланированные программные мероприятия удалось выполнить из-за финансовых трудностей.
Для реализации запланированных мероприятий требовалось определение приоритетов.
Муниципальная система образования муниципального района "Заполярный район" представляет собой сеть учреждений различных типов и видов. Система обеспечивает доступность общего, специального (коррекционного), дополнительного образования детей. Предпринимаются меры по сокращению числа неудовлетворённых заявлений родителей по обеспечению детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях.
Реализация предшествующей долгосрочной целевой программы "Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2009-2010 годы" обусловила ряд позитивных перемен, произошедших в системе образования.
Численность детей, охваченных услугами дошкольного образования, за последние годы увеличилась и составляет 86%, тогда как в предыдущие годы этот показатель составлял 79%-80%, а удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 82%.
С целью сокращения очередности в детский сад, увеличения охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования были открыты:
- на базе МОУ "МНШ - детский сад" дополнительная группа для детей раннего возраста;
- на базе МДОУ "ЦРР - детский сад "Гнёздышко", МДОУ "ЦРР - детский сад" - адаптационные группы для неорганизованных детей раннего возраста.
Деятельность ДОУ не может быть результативной без использования современных, тщательно продуманных образовательных программ.
Анализ деятельности дошкольных образовательных учреждений показывает, что учреждения используют комплексные, парциальные программы, обеспечивающие выполнение государственного стандарта дошкольного образования и работу по приоритетным направлениям. В деятельности ДОУ отрабатываются технологии и методики по реализации принципа преемственности дошкольного и общего образования.
За последние годы отмечается ряд положительных тенденций и в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В образовательный процесс внедряются здоровьесберегающие технологии. Создаются условия для проведения физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы (введён в эксплуатацию бассейн в МДОУ "ЦРР-д/с "Гнёздышко").
Возрастные и качественные показатели педагогов свидетельствуют о стабильности коллективов и высоком творческом потенциале.
Родительская плата составляет 3,7% от общих затрат на содержание ребёнка, что соответствует действующему законодательству. Установлен перечень категорий семей, которым предоставляется льготная плата за содержание детей дошкольного возраста в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Вместе с тем, развитие дошкольного образования осложняется рядом финансово-экономических причин, таких, как: недостаточное финансирование, приводящее к затруднению мероприятий по строительству новых детских садов, организации дополнительных мест для дошкольников, проведению своевременного капитального ремонта функционирующих зданий, а также недостаточному оснащению образовательных учреждений.
В настоящее время основными задачами дошкольного образования являются:
- повышение качества дошкольного образования;
- увеличение приёма детей дошкольного возраста в муниципальные ОУ;
- совершенствование условий содержания детей в ДОУ.
В системе общего образования остаётся актуальной задача повышения его качества. Среди способов её решения - совершенствование структуры и содержания общего образования, организация профильного обучения и углублённого изучения отдельных предметов, адаптирование системы общего образования к уровням и особенностям развития обучающихся.
Муниципальной образовательной системой сделаны определённые шаги в обеспечении дифференциации образовательного процесса, ее преемственности и непрерывности. Формируется система работы с одарёнными детьми на муниципальном и школьном уровнях. Об её эффективности свидетельствует рост количества участников в проводимых творческих конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.
Выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений Заполярного района принимают участие в государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена. Выпускники 9 классов в 2010 году приняли участие в государственной итоговой аттестации с участием территориальной экзаменационной комиссии. Результаты итоговой аттестации показывают, что базовый компонент содержания образования усвоен значительной частью выпускников как 9, так и 11 классов.
Выпускники средних школ Заполярного района продолжают обучение в вузах и других учебных заведениях г. Архангельска, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и др.
Для проведения специальной коррекционной работы в образовательных учреждениях работают психологи, социальные педагоги, учителя и воспитатели.
Ввиду отсутствия районной психолого-медико-педагогической комиссии возникают трудности в проведении своевременной диагностики обучающихся сельских общеобразовательных учреждений.
В общем образовании за предыдущие годы реализации программных мероприятий:
- отрабатывались технологии организационного обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в форме ЕГЭ;
- обеспечивалось участие учителей в приоритетном национальном проекте "Образование";
- отрабатывалась система целевой поддержки одарённых детей, проявивших особые способности и добившихся результатов в области образования, спорта, творчества, обеспечения их участия в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.;
- создавались условия для коррекционно-развивающей работы;
- уделялось серьёзное внимание вопросам укрепления здоровья обучающихся;
- создавались условия для сохранения и развития национальных образовательных учреждений, преподавания родного языка и сохранения национальных традиций;
- проводилась работа по оптимизации сети образовательных учреждений;
- улучшалась материально-техническая база образовательных учреждений. Продолжал развиваться процесс информатизации муниципальной системы образования. Образовательные учреждения пополнены и обновлены компьютерами и оборудованием, используемыми как в образовательном процессе, так и в административной деятельности учреждений, началось внедрение в образовательный процесс современных средств информатизации;
- проводилась целевая курсовая подготовка педагогических и руководящих работников образовательных учреждений и др.
Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику, следует отметить проблемы, над которыми необходимо продолжить работу:
- низкий уровень успешности и качества обучения в некоторых школах района;
- недостаточный контроль со стороны администраций школ за качеством образования;
- не везде создаются условия для выявления, поддержки и развития одарённых детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- не всеми общеобразовательными учреждениями отлажена чёткая система учёта детей, подлежащих обязательному обучению, не ведётся должным образом мониторинг дальнейшего их обучения и трудоустройства обучающихся, выбывших до получения среднего (полного) общего образования. Остаётся низкой ответственность родителей за воспитание и получение детьми обязательного общего образования.
В муниципальном районе "Заполярный район" проводилась работа по развитию национальных образовательных учреждений. В 10 общеобразовательных учреждениях велось преподавание родного ненецкого языка и в 2 школах - коми языка.
Обучающиеся сельских школ принимали активное участие в конкурсах, соревнованиях, выставках по национальной тематике.
В общеобразовательных учреждениях работали кружки национального творчества, факультативы, клубы, спортивные секции по национальным видам спорта.
В то же время, в реализации данного направления по-прежнему остаются нерешёнными проблемы:
- слабое владение обучающимися родным языком;
- недостаток квалифицированных кадров для преподавания родного языка (ненецкого и коми), что ведёт к снижению уровня преподавания на родном языке;
- недостаточное программно - методическое обеспечение преподаваемых дисциплин, отражающих национально - региональную специфику, дидактического материала, учебно-наглядных пособий, которое отражается на образовательном процессе в целом.
Начальные и основные общеобразовательные учреждения района в основном обеспечены педагогами. Средние общеобразовательные учреждения имеют вакансии по предметам естественно-научного профиля (физика, химия).
Дальнейшее совершенствование районного образования в значительной степени зависит от профессионального уровня педагогических кадров, от качества подготовки педагогов. В этом направлении проведена определённая работа. Создан информационный банк данных педагогических работников. Отрабатывается система непрерывной подготовки кадров.
Вместе с тем проблемными остаются вопросы:
- притока молодых специалистов в сельские общеобразовательные учреждения (отсутствие жилья);
- распространения педагогического опыта педагогов сельских общеобразовательных учреждений и ДОУ;
- активности сельских учителей в прохождении аттестации на высшую и первую категории.
В систему дополнительного образования детей входят школьные факультативы, кружки, секции. Большую роль в системе дополнительного образования играют учреждения дополнительного образования детей. В муниципальном районе "Заполярный район" три учреждения дополнительного образования детей. Данные учреждения обеспечивают занятость детей и подростков посёлка. Однако учебно-материальная база учреждений требует совершенствования.
Не уменьшается количество неблагополучных семей, где родители злостно уклоняются от своих обязанностей. Продолжается и увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей. В этом направлении необходимо направить усилия на обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения семьи и повышение эффективности профилактической работы по предупреждению социального сиротства, детской безнадзорности и беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, а также на совершенствование работы по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вопрос создания здоровьесберегающей образовательной среды является одним из приоритетных направлений деятельности, как образовательных учреждений, так и Управления образования.
В муниципальном районе "Заполярный район" функционирует оздоровительный класс на базе МОУ "Муниципальная начальная школа - детский сад", куда направляются дети с ослабленным здоровьем.
Ведётся контроль за составлением расписания учебных занятий и 10 - дневных меню для питания детей.
В течение летних периодов на базе общеобразовательных учреждений муниципального района "Заполярный район" работают летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, в возрасте от 6,5 до 15 лет включительно, в которых ежегодно отдыхают более тысячи детей.
Однако для более качественного решения вопросов, касающихся здоровьесберегающей образовательной среды, необходимо решить вопросы:
- эффективности использования спортивных залов;
- медицинского осмотра обучающихся общеобразовательных учреждений и воспитанников ДОУ специалистами узкого профиля;
- укомплектованности общеобразовательных учреждений медицинскими работниками;
- материальной база медицинских кабинетов.
Принятие новой долгосрочной целевой программы "Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2011-2012 годы" в муниципальном районе "Заполярный район" обусловлено возрастанием роли образовательной сферы в социально-экономическом развитии района, необходимостью обеспечения преемственности в процессе реализации программ.
Программа является основой для реализации государственной политики в области образования на муниципальном уровне. Программа ориентирована на всех участников образовательного процесса в муниципальных образовательных учреждениях (учреждения дополнительного образования, учреждения дошкольного образования, обучающиеся и их родители, педагогические работники).
Ключевые направления развития образования, обозначенные в новой национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", положены в основу задач программы и программных мероприятий, - такие, как формирование системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала и современной школьной инфраструктуры, которые будут способствовать новому качеству образования на муниципальном уровне.
Важность эффективного решения задач сферы образования на муниципальном уровне, повышение качества образования и реализация планов национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" подтверждают необходимость разработки данной программы.
Реализация мероприятий программы обеспечивается за счёт средств бюджета района.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере образования на муниципальном уровне определены: формирование системы поддержки талантливых детей, развитие педагогического потенциала и улучшение инфраструктуры системы образования.
Поддержка системы образования района возможна путём выделения денежных средств на поощрение талантливых детей и лучших учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, стимулирование муниципальных образовательных учреждений, эффективно внедряющих инновационные проекты, оснащение муниципальных образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием и др.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития системы образования, доступности, качества и эффективности образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности и общества.
Программные мероприятия направлены на решение следующих задач:
- обеспечение доступности качественного образования и воспитания обучающимся и воспитанникам независимо от места их проживания;
- создание условий для развития творчества обучающихся и воспитанников, развитие их социальной активности;
- развитие национальных образовательных учреждений, совершенствование преподавания родного языка;
- повышение доступности отдыха и оздоровления детей;
- обеспечение условий безопасности образовательного и воспитательного процесса и санитарно-гигиенических условий в образовательных учреждениях;
- совершенствование качества и разнообразия дополнительных образовательных услуг;
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
3. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в один этап. Реализация Программы рассчитана на срок с 2011 по 2012 годы.
4. Система программных мероприятий
В рамках программы муниципальный район "Заполярный район" будет выполнять свои полномочия в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дошкольного и дополнительного образования.
Перечень программных мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2011-2012 годы" указан в Приложении N 1.
Постановлением Администрации муниципального района "Заполярный район" от 2 июля 2012 г. N 1416 п в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с даты принятия названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств районного бюджета.
Общий объем финансирования - 60 436,50 тыс.руб.: 2011 год - 15 560,40 тыс. руб., 2012 год - 44 876,10 тыс. руб., в том числе из районного бюджета - 60 436,50 тыс. руб.: 2011 год - 15 560,40 тыс. руб., 2012 год - 44 876,10 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы на соответствующий год за счет средств районного бюджета подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании районного бюджета на очередной финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для её реализации, проводит анализ и готовит предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Финансирование Программы за счёт средств районного бюджета осуществляется в соответствии с утверждёнными ассигнованиями на очередной финансовый год. При изменении объёмов финансирования, предусмотренных Программой, заказчик уточняет объёмы финансирования за счёт всех источников, готовит предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы и сроки их исполнения на очередной финансовый год.
7. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации программы
Выполнение комплекса программных мероприятий позволит:
- обеспечить необходимые условия для полноценного качественного образования в дошкольных образовательных учреждениях и на всех ступенях школьного обучения;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей через внедрение здоровьесберегающих технологий;
- оказывать адресную поддержку в получении образовательных услуг;
- снизить численность детей школьного возраста, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования;
- обеспечить реализацию прав граждан на образование и воспитание на родном языке, на традициях национальной культуры и истории своего народа;
- обеспечить условия последующей успешной социализации детей коренной национальности в современных социально-экономических условиях.
- обеспечить права каждого ребенка на получение доступного образования независимо от состояния здоровья;
- совершенствовать работу по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- формировать здоровый образ жизни у детей и подростков с раннего возраста;
- укрепить учебно-материальную базу.
Наименование целевых показателей Программы |
Единица измерения |
Значение показателей |
||
На начало действия Программы |
2011 год |
по окончании действия Программы |
||
1. Укрепление учебно-материальной базы образовательных учреждений: - доля образовательных учреждений, оснащённых оборудованием в рамках программы
2. Обеспечение доступности качественного общего образования: - доля обучающихся, успешно завершивших среднее общее (полное) образование
3. Создание условий для развития творчества детей и подростков - доля обучающихся, включённых в систему мероприятий по работе с одарёнными детьми, мероприятий воспитательной и спортивной направленности
4. Повышение доступности отдыха и оздоровления: - доля детей и подростков, охваченных отдыхом, медицинскими профилактическими осмотрами, обучение в оздоровительном классе |
%
%
%
% |
53
98,5
40
50 |
57
98,6
45
55 |
59
98,7
50
58 |
8. Контроль за ходом реализации программы
Заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному расходованию бюджетных средств. Разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетные заявки на ассигнования из районного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, представляет информацию в Управление финансов Администрации муниципального района "Заполярный район" и отдел экономики, прогнозирования и инвестиций Администрации муниципального района "Заполярный район" о ходе реализации Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, с нарастающим итогом с начала года и итоговый отчет с аналитической информацией о реализации программы в целом, выполнения её целевых показателей до 20 января следующего за отчетным годом.
Контроль за ходом исполнения Программы включает в себя предоставление периодической отчётности по реализации программных мероприятий Исполнителями Программы Заказчику и рациональном использовании выделяемых им финансовых средств, о качестве и сроках выполнения договоров, контрактов, соглашений.
Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств по установленной Заказчиком форме.
В случае нецелевого использования выделенных средств Исполнитель несёт ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Корректировка Программы, в том числе продление срока её реализации, включение в неё новых мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложению Заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.