В соответствии с распоряжением администрации Ненецкого автономного округа от 28 октября 2011 года N 103-р "О раз работке долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на 2012-2014 годы" администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на 2012-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель главы |
А.Ю. Шаньгин |
Долгосрочная целевая программа
"Государственная поддержка муниципальных образований по развитию
инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на 2012-2015 годы"
(утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2011 г. N 240-п)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной
инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на 2012-2015 годы"
Наименование Программы |
Долгосрочная целевая программа "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на 2012-2015 годы" |
Основание |
Распоряжение администрации Ненецкого автономного округа от 28 октября 2011 года N 103-р |
Государственный заказчик - координатор программы |
Управление природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа |
Государственные заказчики программы |
Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, Управление природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа |
Цель Программы |
Развитие инженерной инфраструктуры муниципальных образований Ненецкого автономного округа в сфере обращения с отходами производства и потребления для улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации |
Задачи Программы |
- создание благоприятных условий проживания граждан на территории Ненецкого автономного округа; - предотвращение экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию; - снижение уровня загрязнения окружающей среды и предотвращение вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности; - снижение воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду за счет организации вывоза и складирования (утилизации) экологически обоснованным способом. |
Основные мероприятия Программы |
Предоставление субсидий муниципальным образованиям на реализацию мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами. |
Сроки и этапы |
Программа реализуется с 2012 года по 2015 год включительно в один этап |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы составит 445 987,0 тыс. рубля#, в том числе по годам: 2012 - 93 179,0 тыс.руб.; 2013 - 157 669,0 тыс.руб.; 2014 - 121 463,0 тыс.руб.; 2015 - 73 676,0 тыс.руб. из них за счет средств окружного бюджета: всего - 233 314,2 тыс.руб.; 2012 - 0,0 руб.; 2013 - 44 014,4 тыс. руб.; 2014 - 117 826,6 тыс.руб.; 2015 - 71 473,2 тыс.руб. за счет средств муниципальных образований всего - 17 708,8 тыс.руб.; 2012 - 10 516,0 тыс.руб.; 2013 - 1353,6 тыс.руб.; 2014 - 3 636,4 тыс.руб.; 2015 - 2 202,8 тыс.руб. за счет внебюджетных средств всего - 181 702,0 тыс.руб.; 2012 - 69 401,0 тыс.руб.; 2013 - 112 301,0 тыс.руб.; 2014 - 0,0 тыс.руб.; 2015 - 0,0 тыс.руб. в рамках финансирования ДЦП "Развитие городского округа "Город Нарьян-Мар" на 2009-2012 годы" всего - 3 304 тыс.руб.; 2012 - 3 304 тыс.руб.; 2013 - 0,0 тыс.руб.; 2014 - 0,0 тыс.руб.; 2015 - 0,0 тыс.руб. в рамках финансирования ДЦП "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы" всего - 9 958,0 тыс.руб.; 2012-9 958,0 тыс.руб.; 2013 - 0,0 тыс.руб.; 2014 - 0,0 тыс.руб.; 2015 - 0,0 тыс.руб. |
Ожидаемые конечные результаты и показатели эффективности Программы |
- стабилизация и улучшение экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации в населенных пунктах Ненецкого автономного округа; - создание новых рабочих мест; - формирование нравственного и осознанного отношения населения к окружающей среде; - увеличение удельного веса отходов, направленных на использование и переработку, к общему количеству образующихся отходов к 2015 году до 45%; - увеличение количества населенных пунктов, в которых будет организован селективный сбор и сортировка отходов, к 2015 году до 4-х; - строительство одного полигона для размещения отходов в 2015 году; - увеличение количества населенных пунктов, в которых организованы пункты сбора и (или) переработки отходов, в 2015 году до 28; - ликвидация несанкционированных мест размещения бытовых отходов в населенных пунктах региона - 90%; - увеличение доли населения, охваченного организованной системой сбора и вывоза бытовых отходов (%) - до 80,2 в 2015 году. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией программы осуществляется Управлением природных ресурсов и экологии Ненецкого автономного округа, Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа, Управлением финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа, администрацией Ненецкого автономного округа. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
По данным государственного статистического учета и по дополнительной информации, полученной от МУП "Комбинат по благоустройству и бытовому обслуживанию", в 2010 году в Ненецком автономном округе размещено на полигонах и свалках 665,0 тыс. тонн отходов, из них: жидких (нечистоты из выгребных ям и септиков) - около 535 тыс. тонн.
По итогам 2010 года на свалке в пос. Искателей размещено 6,4 тыс. тонн твердых отходов производства и потребления и около 24 тыс. тонн твердых отходов размещено на городской свалке.
На территории Ненецкого автономного округа отсутствует раздельный сбор отходов. Отсутствие селективного (раздельного) сбора отходов, отсутствие специализированных организаций, осуществляющих утилизацию отходов, приводит к тому, что большая часть отходов, являющихся также и вторичным сырьем, размещается на свалках бытовых отходов.
В общем объеме образующихся отходов преобладают отходы IV-V класса опасности (малоопасные) - 97%. На отходы I-III класса опасности приходится 3%.
Наибольшее количество твердых отходов образуется на предприятиях нефтегазового комплекса - это 73%, из них 85% составляют отходы бурения.
Всего по Ненецкому автономному округу действуют свыше 50 объектов организованного размещения отходов, из них только 11 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям (предприятия ТЭК).
В жилищно-коммунальной отрасли Ненецкого автономного округа отсутствуют объекты захоронения, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям.
Среди муниципальных образований только в 3-х населенных пунктах: в пос. Искателей, в д. Андег, в г. Нарьян-Маре, отведена земля под санкционированное размещение отходов.
По результатам комплексного экологического обследования существующих в г. Нарьян-Маре и пос. Искателей свалок было установлено, что они оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Происходит, в первую очередь, загрязнение подземных вод. Под влияние свалок попадают также поверхностные воды, почвы, грунты, растительный покров.
Результаты исследований показали, что существует реальная опасность поступления загрязняющих веществ с городской и Искательской свалок в составе фильтрата в месторождение грунтовых вод "Озерное", питающее городской водозабор, и в р. Печору соответственно. Вопрос только во времени.
В 2003 году по инициативе администрации МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" государственным предприятием "Опытное проектно-конструкторское технологическое бюро "Экоинж" (г. Санкт-Петербург) был выполнен проект строительства полигона ТБО общей емкостью 200 тыс. тонн, сроком эксплуатации 20 лет и мощностью 10 тыс. тонн в год.
В рамках реализации долгосрочной целевой программы "Развитие городского округа "Город Нарьян-Мар" на 2009-2012 годы" с 2010 года ведется строительство I очереди полигона твердых бытовых отходов и подъездных путей к нему, приобретено оборудование весового контроля, которое установлено на существующей свалке.
В связи с тем, что за прошедшие 8 лет со времени разработки проекта значительно выросли объемы размещаемых на свалке отходов и в рамках работы рабочей группы по решению вопросов утилизации отходов на территории Ненецкого автономного округа, рекомендовано использовать будущий полигон под размещение отходов из близлежащих поселков: пос. Искателей и пос. Красное, а в последствии и с. Тельвиска, вследствие чего возникла необходимость расширения полигона с корректировкой существующего проекта. В соответствии с достигнутыми с разработчиками договоренностями дополнительная карта полигона разместится в теле существующей свалки после ее рекультивации.
Особо остро на территории Ненецкого автономного округа стоит проблема организованного сбора и утилизации отработанных нефтепродуктов. Так в 2010 году образовалось нефтесодержащих отходов около 1,3 тыс. тонн. Большая часть отработанных нефтепродуктов используется на предприятиях (около 85%). Однако имеется тенденция к накоплению отработанных нефтепродуктов на площадках временного хранения отходов. В 2010 году накоплено 185,75 тонн. На территории муниципального района "Заполярный район", г. Нарьян-Мара сбор и утилизация данных видов отходов не производится.
В Ненецком автономном округе в настоящее время отсутствуют пункты сбора и утилизации отработанных автопокрышек. По предварительной оценке в течение года на территории только г. Нарьян-Мара и пос. Искателей накапливается 16 тонн отработанных автопокрышек.
К отходам первого класса опасности, образующимся на территории Ненецкого автономного округа, относятся люминесцентные ртутьсодержащие лампы. По информации, представленной муниципальными образованиями, в среднем в год образуется порядка 15 тыс. штук люминесцентных ртутьсодержащих ламп. На сегодняшний день в Ненецком автономном округе отсутствуют пункт сбора и установка по утилизации ртутьсодержащих отходов.
Не в полной мере соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.729-99 система сбора и утилизации медицинских и биологических отходов в лечебно-профилактических учреждениях Ненецкого автономного округа, а также отсутствует централизованная система сбора и утилизации медицинских и биологических отходов.
В основном, такие отходы вывозятся на объекты размещения отходов (свалки ТБО), в том числе и отходы класса "Б" (опасные), отходы класса "В" (чрезвычайно опасные), которые подлежат только термическому обезвреживанию.
Низкая экологическая культура жителей Ненецкого автономного округа также является одним из факторов, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Без поддержки населения снижается эффективность любых природоохранных мероприятий, в том числе в сфере обращения с отходами производства и потребления. Оценка санитарно-экологической ситуации показала, что самым эффективным методом устранения нарушений в сфере охраны окружающей среды является повышение экологической культуры, привлечение жителей к проблемам обеспечения чистоты своего места проживания. Необходима организация самого активного участия школ, средств массовой информации, общественности, учреждений культуры и, конечно, органов местного самоуправления в формировании нравственного и осознанного отношения населения к окружающей среде.
Необходимость программно-целевого метода вызвана неотложностью решения острейших социальных и экономических проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ненецкого автономного округа, а также возрастающее негативное воздействие отходов на окружающую среду и здоровье населения.
Программный метод позволит проводить планомерную комплексную работу по сохранению окружающей среды, как на территории муниципальных образований, так и на всей территории Ненецкого автономного округа.
Решение проблем в области обращения с отходами производства и потребления на территории Ненецкого автономного округа требует значительных финансовых затрат и определенного временного периода, которые возможно решить только путем принятия региональной долгосрочной целевой программы, предусматривающей оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям округа на осуществление вопросов местного значения по сбору, утилизации и переработки отходов.
2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Основная цель Программы - развитие инженерной инфраструктуры муниципальных образований Ненецкого автономного округа в сфере обращения с отходами производства и потребления для улучшения экологической и санитарно-эпидемиологической ситуации.
Программа ставит перед собой следующие задачи:
- создание благоприятных условий проживания граждан на территории Ненецкого автономного округа;
- предотвращение экологически опасных ситуаций и минимизации затрат на их ликвидацию;
- снижение уровня загрязнения окружающей среды и предотвращение вредного воздействия на нее хозяйственной деятельности;
- снижение воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду за счет организации вывоза и складирования (утилизации) экологически обоснованным способом.
Программа реализуется в один этап с 2012 года по 2015 год.
3. Перечень программных мероприятий
В рамках Программы планируется предоставление субсидий муниципальным образованиям на софинансирование мероприятий по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами, разработка Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления, экологическое воспитание и информирование населения об обращении с бытовыми отходами. Перечень программных мероприятий представлен в таблице N 1.
Таблица N 1
тыс. руб.
Направления финансирования |
Государственный заказчик |
2012-2015 годы, всего |
В том числе |
|||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Разработка Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Ненецкого автономного округа |
Управление природных ресурсов и экологии НАО |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Экологическое воспитание и информирование населения об обращении с бытовыми отходами |
Управление природных ресурсов и экологии НАО |
750,00 |
0,0 |
250,0 |
250,0 |
250,0 |
Оказание поддержки МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на развитие инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами |
Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
58 546,2 |
0,0 |
1957,4 |
20 382,6 |
36 206,2 |
Оказание поддержки МО "МР "Заполярный район" на развитие инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами |
Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства |
174 018,0 |
07,0 |
41 807,0 |
97194,0 |
35 017,0 |
Итого по программе |
|
233 314,2 |
0,0 |
44 014,4 |
117 826,6 |
71 473,2 |
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает предоставление за счет средств окружного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований для софинансирования развития инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципальных образований.
Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидий являются:
- отсутствие в муниципальном образовании полигонов размещения отходов производства и потребления;
- отсутствие в муниципальном образовании объектов инфраструктуры по утилизации и переработке отходов производства и потребления.
Необходимым условием предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований по данной Программе являются:
- софинансирование мероприятий со стороны муниципального образования, участвующего в Программе, в размере не менее 3% от общего объема затрат на реализацию программных мероприятий;
- наличие разработанной и утвержденной соответствующей муниципальной программы, согласованной с государственным заказчиком Программы.
Программа реализуется на основании перечня мероприятий, который является неотъемлемой частью соглашений, заключаемых между Государственным заказчиком и администрациями муниципальных образований Ненецкого автономного округа, о финансировании программных мероприятий.
Размер субсидии i-му муниципальному образованию на реализацию программных мероприятий определяется по следующей формуле:
Si - размер субсидий i-му муниципальному образованию на реализацию программных мероприятий;
Vn - потребность в денежных средствах i-го муниципального образования на реализацию мероприятий в соответствии с муниципальной программой;
К - коэффициент софинансирования из окружного бюджета. Уровень софинансирования не может быть установлен выше 97% от общего объема затрат на реализацию программных мероприятий.
5. Финансовое обеспечение Программы
Размер ассигнований из окружного бюджета на реализацию Программы утверждается ежегодно в рамках закона Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования Программы составит 445 987,0 тыс. рубля#, в том числе по годам:
2012 - 93 179,0 тыс.руб.;
2013 - 157 669,0 тыс.руб.;
2014 - 121 463,0 тыс.руб.;
2015 - 73 676,0 тыс.руб.
из них за счет средств окружного бюджета:
всего - 233 314,2 тыс.руб.;
2012 - 0,0 тыс.руб.;
2013 - 44 014,4 тыс.руб.;
2014 - 117 826,6 тыс.руб.;
2015 - 71 473,2 тыс.руб.
за счет средств муниципальных образований:
всего - 17 708,8 тыс.руб.;
2012 - 10 516,0 тыс.руб.;
2013 - 1353,6 тыс.руб.;
2014 - 3 636,4 тыс.руб.;
2015 - 2 202,8 тыс.руб.
за счет внебюджетных средств:
всего - 181 702,0 тыс.руб.;
2012 - 69 401,0 тыс.руб.;
2013 - 112 301,0 тыс.руб.;
2014 - 0,0 тыс.руб.;
2015 - 0,0 тыс.руб.
в рамках финансирования ДЦП "Развитие городского округа "Город Нарьян-Мар" на 2009-2012 годы":
всего - 3 304 тыс.руб.;
2012 - 3 304 тыс.руб.;
2013 - 0,0 тыс.руб.;
2014 - 0,0 тыс.руб.;
2015 - 0,0 тыс.руб.
в рамках финансирования ДЦП "Социальное развитие села на территории Ненецкого автономного округа на 2009-2012 годы":
всего - 9 958,0 тыс.руб.;
2012 -9 958,0 тыс.руб.;
2013 - 0,0 тыс.руб.;
2014 - 0,0 тыс.руб.;
2015 - 0,0 тыс.руб.
Мероприятия Программы утверждены в ценах 2011 года с учетом индексов дефляторов, установленных Минэкономразвития России на планируемый период реализации указанной программы.
6. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация Программы позволит:
- стабилизировать и улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию в населенных пунктах Ненецкого автономного округа;
- предотвратить экологически опасные ситуации и минимизировать затраты на их ликвидацию;
- сократить в 5 раз объем отходов, размещаемых на полигоне твердых бытовых отходов, что, в свою очередь, позволит увеличить срок его эксплуатации на 4 года;
- создать новые рабочие места;
- сформировать нравственное и осознанное отношение населения к окружающей среде.
В таблице N 2 приведены значения целевых показателей, которые должны быть достигнуты в период реализации Программы.
Таблица N 2
Наименование показателя |
2011 год (факт) |
2012 год (план) |
2013 год (план) |
2014 год (план) |
2015 год (план) |
Удельный вес отходов, направленных на использование и переработку, к общему количеству образующихся отходов, % |
0 |
6 |
20 |
35 |
45 |
Количество муниципальных образований, в которых организован селективный сбор и сортировка отходов (шт.) |
0 |
0 |
3 |
0 |
4 |
Количество построенных (реконструированных) полигонов для размещения отходов (шт.) |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Количество населенных пунктов, в которых организованы пункты сбора и (или) переработки отходов (шт.) |
0 |
3 |
8 |
16 |
28 |
Доля населения, охваченного организованной системой сбора и вывоза бытовых отходов (%) |
45 |
66,5 |
70,0 |
75,8 |
80,2 |
7. Контроль за ходом реализации Программы
Текущий контроль за ходом реализации целевой программы осуществляет государственный заказчик-координатор.
Мониторинг, контроль и оценку эффективности реализации целевых программ осуществляет Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа.
Контроль реализации целевых программ осуществляется на основании отчетов государственного заказчика, которые предоставляются:
1) ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в адрес Управления финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа (с нарастающим итогом с начала года) по форме согласно Приложению 2 к Положению о порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Ненецкого автономного округа, их формирования и реализации, утвержденному постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 1 августа 2011 года N 149-п (далее Положение) и пояснительную записку, содержащую информацию о результатах реализации долгосрочной целевой программы в разрезе мероприятий;
2) ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным, в адрес Управления финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа отчет и информацию по формам согласно Приложению 2 и Приложению 3 к Положению и пояснительную записку о ходе и результатах реализации целевой программы;
3) по целевой программе, срок реализации которой завершился в отчетном году, до 20 января года, следующего за отчетным, в адрес Управления финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа отчет и информацию по формам согласно Приложению 2 и Приложению 3 к Положению и пояснительную записку о результатах выполнения целевой программы за истекший год и весь период ее реализации.
Оценка эффективности целевой программы осуществляется по годам в течение всего срока реализации целевой программы в соответствии с прилагаемой к Положению Методикой оценки эффективности долгосрочных целевых программ (Приложение 4 к Положению).
Информацию об оценке эффективности целевой программы Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа направляет государственному заказчику-координатору для подготовки итоговых отчетов о реализации и эффективности целевых программ.
Итоговый отчет о реализации и эффективности целевой программы направляется государственным заказчиком-координатором в администрацию Ненецкого автономного округа для утверждения до 1 июня года, следующего за отчетным годом, в котором завершилась реализация целевой программы.
Решение об утверждении итогового отчета о реализации и эффективности целевой программы принимается в форме распоряжения. Подготовку проекта распоряжения администрации Ненецкого автономного округа осуществляет государственный заказчик-координатор целевой программы.
Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа размещает в сети "Интернет":
1) ежемесячно - информацию о финансировании программных мероприятий целевых программ за счет средств окружного бюджета;
2) ежеквартально и по окончании финансового года - информацию о ходе реализации целевых программ и финансировании программных мероприятий за счет всех источников финансирования.
Непосредственный контроль за ходом реализации Программы включает в себя предоставление администрациями муниципальных образований государственному заказчику периодической отчетности о реализации мероприятий, предусмотренных соглашениями, о рациональном использовании выделяемых финансовых средств, о качестве и сроках выполнения мероприятий.
Администрации муниципальных образований отчитываются о целевом использовании выделенных ему финансовых средств по установленным государственным заказчиком Программы формам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2011 г. N 240-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка муниципальных образований по развитию инженерной инфраструктуры в сфере обращения с отходами производства и потребления на 2012-2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Няръяна вындер" от 12 ноября 2011 г. N 126
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2013 г. N 463-п настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 4 июня 2013 г. N 213-п