Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 79. Порядок подсчёта голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией
1. Подсчёт голосов избирателей осуществляется открыто и гласно, с последовательным оглашением и соответствующим оформлением в увеличенных формах протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчёту избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, имеющим право в соответствии с настоящим законом присутствовать при голосовании, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчёте голосов избирателей и наблюдать за подсчётом.
2. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчёт голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим законом при подсчёте голосов.
В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчёт голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа, затем - в органы местного самоуправления.
3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 1 статьи 26 настоящего закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещённых на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, затем оглашают и вносят в строку 6 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм соответствующее число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. При использовании технических средств подсчёта голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 6 увеличенных форм протоколов об итогах голосования.
4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.
При использовании технических средств подсчёта голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенных форм протоколов об итогах голосования.
5. Перед непосредственным подсчётом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят на каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
1) число избирателей, внесённых в список избирателей на момент окончания голосования (без учёта избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также избирателей, выбывших по другим причинам). При установлении числа избирателей, включённых в список по одномандатному избирательному округу, не учитываются избиратели, включённые в список избирателей на основании открепительных удостоверений, если они получили избирательные бюллетени только по единому избирательному округу;
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число избирательных бюллетеней, выданных досрочно проголосовавшим избирателям (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей и проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей);
5) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
6) число открепительных удостоверений, выданных территориальной избирательной комиссией избирателям;
7) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внёсшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их суммирует по подписанным им страницам списка избирателей, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчёте голосов. Итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, по всем страницам списка избирателей, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашённые данные вносятся в соответствующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм, а в случае использования технических средств подсчёта голосов - только в соответствующие строки увеличенных форм протоколов:
1) в строку 1 - число избирателей, внесённых в список избирателей на момент окончания голосования;
2) в строку 3 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно;
3) в строку 4 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
4) в строку 5 - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
5) в строку 11 - число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
6) в строку 12 - число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
7) в строку 13 - число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
8) в строку 14 - число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений;
9) в строку 15 - число открепительных удостоверений, выданных избирателям территориальной избирательной комиссией.
После осуществления указанных действий проводится проверка следующего контрольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией, должно быть равно сумме числа открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, и числа открепительных удостоверений, погашенных на избирательном участке. Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая комиссия принимает решение о дополнительном подсчёте данных, внесённых в список избирателей, и погашенных открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчёта указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая комиссия принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколам об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 16 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Если указанное контрольное соотношение выполняется, в строке 16 проставляется цифра "0".
После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 1 статьи 26 настоящего закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведённого подсчёта.
7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесённых в протоколы об итогах голосования, в соответствии с частью 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время помещается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарём участковой избирательной комиссии.
8. Непосредственный подсчёт голосов избирателей осуществляется по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. При непосредственном подсчёте голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели и иные лица, указанные в части 1 статьи 26 настоящего закона.
10. Непосредственный подсчёт голосов избирателей производится в специально отведённых местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря участковой избирательной комиссии, запрещается при подсчёте голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчёте голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.
11. При сортировке бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы (не изготовленные официально, не заверенные участковой избирательной комиссией). Избирательные бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчёте голосов не учитываются. Они упаковываются отдельно и опечатываются, после чего составляется соответствующий акт, который прилагается к протоколу.
12. В первую очередь производится подсчёт избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию каждого переносного ящика для голосования предшествуют объявление числа избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, проверка неповреждённости печатей (пломб) на нём, в чём председатель участковой избирательной комиссии предлагает удостовериться членам избирательной комиссии и иным присутствующим при подсчёте голосов лицам. Подсчёт ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы. Число извлечённых избирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 5 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм. Если число обнаруженных в соответствующем переносном ящике для голосования избирательных бюллетеней установленной формы по единому избирательному округу или по одномандатному избирательному округу превышает число отметок в списке избирателей о том, что избиратель проголосовал досрочно, либо число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении бюллетеня по соответствующему избирательному округу, все бюллетени по соответствующему избирательному округу, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чём составляется отдельный акт, который прилагается к соответствующему протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, проводивших досрочное голосование либо голосование вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, в квадраты, расположенные справа от данных зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений, вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчёте голосов избирателей упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчёте голосов не учитываются.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповреждённости печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют, раскладывая в отдельные пачки, избирательные бюллетени, извлечённые из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, за каждый список кандидатов, одновременно отделяя бюллетени неустановленной формы и недействительные избирательные бюллетени по одномандатному и по единому избирательным округам. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
15. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив данных зарегистрированных кандидатов, наименований избирательных объединений, или в которых число отметок в указанных квадратах превышает число отметок, установленное настоящим законом. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путём голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учётом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными на основании части 12 настоящей статьи) оглашается и заносится в строку 9 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
16. После этого производится подсчёт рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по голосам, поданным за каждого из зарегистрированных кандидатов, список кандидатов. При этом избирательные бюллетени подсчитываются путём перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствующие при подсчёте, могли увидеть отметку избирателя в каждом бюллетене. Полученные данные после оглашения заносятся в строки 19 и последующие строки протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
17. Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса суммируют данные строки 19 и последующих строк протоколов об итогах голосования, оглашают число действительных избирательных бюллетеней и заносят его в строку 10 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
18. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяют число бюллетеней установленной формы, находившихся в стационарных ящиках для голосования, оглашают его и заносят в строку 8 протоколов об итогах голосования и их увеличенных форм.
19. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведённого подсчёта.
20. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюллетенями производится проверка контрольных соотношений данных, внесённых в протоколы об итогах голосования в соответствии с Приложением к настоящему закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчёте по всем или по отдельным строкам протоколов об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчёте избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчёта по строкам 2, 3, 4, 5, 6 протоколов об итогах голосования контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, прилагаемый к протоколам об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в специальные строки протоколов об итогах голосования - строку 16 "Число утраченных избирательных бюллетеней" и строку 17 "Число не учтённых при получении избирательных бюллетеней". Если число, указанное в строке 2 протокола об итогах голосования, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования, разность между числом, указанным в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра "0". Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6 протокола об итогах голосования, больше числа, указанного в строке 2 протокола об итогах голосования, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4, 5, 6 и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра "0". Если в результате дополнительного подсчёта необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протокола, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контрольные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 проставляется цифра "0".
21. После завершения подсчёта избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по зарегистрированным кандидатам, спискам кандидатов, за которые поданы голоса в соответствующих бюллетенях. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные избирательные бюллетени по единому и по одномандатному избирательным округам. На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, наименование избирательного объединения, отмеченные в соответствующих бюллетенях, либо ставится отметка: "Недействительные бюллетени по единому избирательному округу", "Недействительные бюллетени по одномандатному избирательному округу". Сложенные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями 11, 12 настоящей статьи, и упакованные открепительные удостоверения упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, номер (наименование) избирательного округа, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 4 статьи 26 настоящего закона.
22. При использовании технического средства подсчёта голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 1 статьи 26 настоящего закона:
1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчёта голосов, участковая комиссия проверяет неповреждённость печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчёта голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нём бюллетени опускает в техническое средство подсчёта голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
2) участковая избирательная комиссия производит подсчёт избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 12 настоящей статьи, затем все избирательные бюллетени опускаются в техническое средство подсчёта голосов, переключённое в режим подсчёта голосов из переносных ящиков для голосования, при этом бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
3) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчёта голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесённые в строки 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 11, 12, 13, 14, 15 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
4) участковая избирательная комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчёта голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 7, 8, 9, 10, 18 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
5) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесённых в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчёте по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчёте бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчёта контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протокола об итогах голосования.
23. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчёта голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчёте голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчёте голосов, участковая избирательная комиссия, использовавшая техническое средство подсчёта голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчёта голосов без использования этого средства (ручного подсчёта). Если по итогам указанного подсчёта выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трёх единиц между данными ручного подсчёта голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчёта голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 18 и последующих строк - протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчёта составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчёта голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчёта голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколами участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.
24. После проведения всех необходимых действий и подсчётов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчёте голосов избирателей, после чего подписывается протокол об итогах голосования участковой избирательной комиссии и выдаются копии протокола лицам, указанным в части 4 статьи 26 настоящего закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нём проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчёта голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после подписания указанными лицами. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчёта голосов избирателей.
25. Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протоколы являются действительными, если они подписаны большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. В случае, если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчёта голосов избирателей.
26. При подписании протоколов члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чём в протоколах делаются соответствующие записи.
27. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 4 статьи 26 настоящего закона, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путём распечатки протокола на бумажном носителе и заверяется в порядке, установленном Федеральным законом. Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объёме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несёт лицо, заверившее указанную копию протокола.
28. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляются в соответствующую окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, жалобы (заявления) на нарушения настоящего закона, поступившие в избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчёта голосов избирателей, а также принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные ею акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в окружную избирательную комиссию председателем или секретарём участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению её председателя. При указанной передаче протокола вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
29. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования предоставляются для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а их заверенные копии вывешиваются для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путём распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Вторые экземпляры протоколов об итогах голосования вместе с предусмотренной настоящим законом избирательной документацией, включая опечатанные избирательные бюллетени, список избирателей и списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 Федерального закона, а также печать участковой комиссии передаются в вышестоящую комиссию для хранения.
30. Участковые избирательные комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании её поручения по решению Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчёта голосов или комплексы для электронного голосования. При этом в случае совмещения дней голосования на выборах разных уровней использование технических средств подсчёта голосов, комплексов для электронного голосования обязательно при подсчёте голосов на всех выборах всех уровней. Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчёта голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по её поручению Избирательной комиссией Ненецкого автономного округа.
При использовании технических средств подсчёта голосов участковой избирательной комиссией подсчёт голосов производится в соответствии с частью 22 настоящей статьи. Решением Избирательной комиссии Ненецкого автономного округа может быть предусмотрено, что в пределах территории, на которой действует одна территориальная избирательная комиссия, пять процентов определяемых жребием избирательных участков (но не менее чем на трёх избирательных участках), на которых использовались такие технические средства, проводится контрольный подсчёт голосов избирателей непосредственно членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса (ручной подсчёт голосов). При этом жеребьёвка проводится вышестоящей комиссией в течение получаса после окончания времени голосования, а результаты жеребьёвки доводятся до сведения каждой участковой избирательной комиссии незамедлительно. При совмещении дней голосования на выборах разных уровней порядок проведения контрольного подсчёта голосов определяется Избирательной комиссией Ненецкого автономного округа.
О возможности проведения контрольного (ручного) подсчёта голосов должны быть извещены все лица, присутствующие при установлении итогов голосования на избирательном участке, на котором использовались технические средства подсчёта голосов. Ручной подсчёт голосов проводится в присутствии наблюдателей, иных лиц, перечисленных в части 4 статьи 26 настоящего закона. На избирательных участках, определённых жребием, ручной подсчёт голосов проводится в порядке, определённом в настоящей статье. По итогам ручного подсчёта голосов либо составляется новый протокол об итогах голосования (если выявится разница более чем в один процент (определяемая делением разницы между данными ручного подсчёта голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчёта голосов, на большее число голосов), но не менее трёх единиц между данными ручного подсчёта голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчёта голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 18 и последующих строк - протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования), на котором делается отметка: "Повторный" и который вместе с первоначальным протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию, либо составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчёта голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию. Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка, определённого жребием для проведения контрольного (ручного) подсчёта голосов, непосредственно после установления результатов контрольного (ручного) подсчёта голосов информирует о полученных результатах вышестоящую комиссию.
Избирательная комиссия Ненецкого автономного округа, определившая жребием избирательные участки для проведения контрольного (ручного) подсчёта голосов, незамедлительно по получении от председателей участковых избирательных комиссий указанных избирательных участков сведений о результатах контрольного (ручного) подсчёта голосов принимает соответствующее решение, в том числе решение о проведении ручного подсчёта голосов на всех избирательных участках, на которых не проводился ручной подсчёт голосов и которые расположены на соответствующей территории, в случае, если в результате контрольного подсчёта голосов хотя бы на одном из определённых жребием избирательных участков был составлен повторный протокол об итогах голосования по причине несовпадения в строках 9, 10, 18 и последующих строках протокола данных, полученных при использовании технических средств подсчёта голосов и при ручном подсчёте голосов.
Участковые избирательные комиссии избирательных участков, на которых использовались технические средства подсчёта голосов, после установления итогов голосования при ручном подсчёте голосов и подписания повторного протокола об итогах голосования либо актов о совпадении данных в порядке, предусмотренном частью 28 настоящей статьи, направляют протокол в вышестоящую комиссию.
31. При использовании технических средств подсчёта голосов запрещается разглашение данных подсчёта голосов до окончания голосования на избирательном участке, за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
32. Данные протокола об итогах голосования, в том числе полученные с использованием технических средств подсчёта голосов, передаются в вышестоящую комиссию по техническим каналам связи (за исключением голосовых средств связи) ГАС "Выборы" либо иной технической системы передачи информации, а первый экземпляр протокола об итогах голосования и вся избирательная документация, включая избирательные бюллетени, при первой же возможности представляются в вышестоящую комиссию либо непосредственно, либо иным способом, обеспечивающим сохранность избирательной документации и доставку её по назначению.
33. Порядок использования технических средств подсчёта голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации, порядок и сроки передачи, обработки и использования информации о выборах, в том числе переданных по техническим каналам связи в электронном виде данных протоколов об итогах голосования, устанавливаются Федеральным законом, а в части, не урегулированной Федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
34. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в вышестоящую избирательную комиссию участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нём неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных) либо неточность выявлена вышестоящей избирательной комиссией в ходе предварительной проверки правильности составления протокола, участковая избирательная комиссия обязана на своём заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. Участковая избирательная комиссия, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего закона, обязана указать, что на нём будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утверждённого протокола об итогах голосования, а также представителей средств массовой информации. В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Ранее представленный участковой избирательной комиссией в вышестоящую избирательную комиссию протокол об итогах голосования приобщается к повторному протоколу.
35. При проведении выборов депутатов Собрания депутатов Ненецкого автономного округа данные протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.