N 16-3435/2023
г. Санкт-Петербург 24 августа 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р, рассмотрев жалобу директора МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" ФИО9. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Коми N 69 от 3 февраля 2022 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 июля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 5 октября 2022 года, вынесенные в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Коми N от 3 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 июля 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Коми от 5 октября 2022 года, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, директор МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" ФИО10 выражает несогласие с состоявшимися судебными актами, считает их незаконными, ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с требованиям ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Настоящие санитарные правила направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности.
Согласно пункту 3.5.3 раздела III "Требования в отношении отдельных видов осуществляемой хозяйствующими субъектами деятельности" СП 2.4.3648-20 размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения на основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 20 января 2022 года N внеплановой документарной проверки в отношении муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Сыктывкара, расположенного по адресу: "адрес", уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми 27 января 2022 года в 16 часов 00 минут выявлены нарушения СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а именно в нарушение пункта 3.5.3 СП 2.4.3648-20 на территории образовательной организации размещены базовые станции подвижной сотовой связи.
В соответствии с договором об оказании услуг на размещение оборудования N от 3 октября 2014 года между МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Сыктывкара и ОАО " "данные изъяты"" на отмостке здания школы размещено оборудование базовой станции сотовой связи.
В соответствии с договором об оказании услуг N от 7 апреля 2008 между МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Сыктывкара и ЗАО " "данные изъяты"" на кровле здания спортивного клуба, расположенного на территории образовательной организации по адресу: "адрес", размещено оборудование базовой станции сотовой связи.
В соответствии с договором возмездного оказания услуг по обеспечению размещения и функционирования оборудования связи ОАО " "данные изъяты"" N N от 1 мая 2008 года между МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Сыктывкара и ОАО " "данные изъяты"" на территории школы размещено оборудование базовой станции сотовой связи - контейнер с оборудованием БС.
По итогам проведенной проверки 27 января 2022 уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми директору МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" г. Сыктывкара внесено предписание об устранении нарушений санитарного законодательства, со сроком до 20 августа 2022 года.
Постановлением заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Коми N N от 13 мая 2021 года МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление исполнено 20 мая 2021 года.
Таким образом, действия МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вмененного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана надлежащая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вопреки доводам жалобы, приведенные в обжалуемых актах выводы о наличии в деянии МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, которым дана надлежащая оценка, приведенные аргументы убедительны, сомнений в своей объективности и правильности не вызывают. Оснований сомневаться в допустимости, достоверности и достаточности представленных по делу доказательств у суда не имелось.
Протокол по делу об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела и обстоятельства, подлежащие выяснению, в протоколе отражены.
Все обстоятельства по делу установлены при рассмотрении дела и зафиксированы в постановлении по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 29.10 КоАП РФ.
В целом доводы, изложенные в жалобе, в частности о заключении договоров о размещении базовых станций сотовой связи до утверждения постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления и судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом проверки и оценки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" объективной стороны состава административного правонарушения, за которое оно привлечено к ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно его рассмотреть.
Оценив фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, и доказанности вины МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" в совершении данного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения учреждения к административной ответственности, не допущено.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7", имея возможность для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности.
Принцип презумпции невиновности при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков процессуальных документов, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения ст. 1.6 КоАП РФ не нарушены.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица с доводами, аналогичными, изложенным в рассматриваемой жалобе, нижестоящими судебными инстанциями дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебных решениях дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судебные инстанции пришли к выводу о законности и обоснованности привлечения МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" к административной ответственности, справедливости назначенного наказания и отсутствии оснований для прекращения производства по делу. Оснований ставить под сомнение законность и обоснованность выводов судебных инстанций не имеется.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми, заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Коми N от 3 февраля 2022 года, решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 июля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 5 октября 2022 года, вынесенные в отношении Муниципального автономного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 7" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.7 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора МАОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7" ФИО11 - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.