Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Б.Г.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-2430/2022 по иску Б.Г.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б.Г.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения от 28 апреля 2022 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, назначении досрочной страховой пенсии по старости, мотивируя свои требования тем, что имеет страховой стаж 38 лет 3 месяца 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера 28 лет 1 месяц. Полагает, что имеет право на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку родила троих детей, двое из которых родились мертвыми. Факт рождения подтверждается свидетельством о рождении ФИО5, 29 января 2001 г. рождения, и справками о рождении ФИО6 и ФИО7 15 июня 1995 г. Таким образом, по мнению истца, фактически ею были рождены трое детей и она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. С отказом в назначении пенсии не согласна, так как установление факта рождения не связано исключительно с наличием свидетельства о рождении ребенка. Полагает, что факт рождения подтверждается справкой о рождении. С учетом изложенного, Б.Г.В. считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2023 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 апреля 2023 г, в удовлетворении исковых требований Б.Г.В. отказано.
Определением суда произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми на надлежащего ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в связи с произведенной реорганизацией.
В кассационной жалобе Б.Г.В. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. В обоснование кассационной жалобы ссылается на факт рождения ею троих детей. Полагает именно факт рождения, подтверждённый справкой о рождении, достаточным условием для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки либо ходатайства об отложении судебного заседания не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального прав.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела по доводам жалобы и материалам дела не допущено.
Судами установлено, что 25 апреля 2022 г. Б.Г.В. обратилась в Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставив свидетельство о рождении ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также Б.Г.В. предоставила две справки ЗАГС о рождении ФИО7, 13 июня 1995 года рождения, и ФИО6, 13 июня 1995 года рождения, с копиями свидетельств об их смерти по основания мёртвожденности.
Решением Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми от 28 апреля 2022 г. Б.Г.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого условия о рождении двух и более детей.
Территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации не принят факт рождения Б.Г.В. "данные изъяты".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Приказом министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н об утверждении Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, пунктом 1 статьи 8, статьёй 20, частью 1 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Б.Г.В, поскольку у истца отсутствует наличие двух и более детей, являющееся необходимым условием для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми пришла к выводу, что для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо предоставить документ о рождении ребёнка, которым справка о рождении не является.
В ходе апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия, проверив доводы жалобы, не нашла в действиях суда первой инстанции нарушений процессуального и материального права и согласилась с его выводами.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебной инстанцией дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ).
В соответствии с часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Пунктом 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно вышеуказанному Перечню, одним из документов, который должен быть приложен к заявлению о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", установлен документ о рождении ребенка (детей).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния.
Статьей 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что государственная регистрация рождения ребенка, родившегося мертвым, производится на основании документа о перинатальной смерти, выданного медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения мертвого ребенка. Государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым, не производится.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", основанием для государственной регистрации рождения является: документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы (далее - медицинская организация), в которой происходили роды; документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность, - при родах вне медицинской организации; заявление лица, присутствовавшего во время родов, о рождении ребенка - при родах вне медицинской организации и без оказания медицинской помощи.
Суды при разрешении спора правомерно исходили из того обстоятельства, что для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение необходимо предоставление документа о рождении ребенка, которыми не являются представленные Б.Г.В. справки органа ЗАГСа от 15 июня 1995 г.
Необходимым условием для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" является факт рождения двух и более детей живыми, который по настоящему делу отсутствует, в связи с чем обжалуемое решение Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми является законным.
Статьями 3, 6 и 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" предусмотрено, что документом, подтверждающим факт рождения ребенка, является свидетельство о рождении.
В силу приведенных законодательных предписаний свидетельства о рождении детей относятся к числу документов, представление которых является необходимым для назначения досрочной пенсии по указанному основанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. "Об актах гражданского состояния" свидетельство о рождении ребенка, родившегося мертвым, не выдается. Также не производится государственная регистрация смерти ребенка, родившегося мертвым.
Исходя из вышеприведенных требований закона, возникновение права на досрочную пенсию законодатель связывает с фактом рождения живого ребенка.
С учетом изложенного, в случае рождения ребенка мертвым, у женщины не возникает право на назначение досрочной пенсии по старости.
Таким образом, у суда первой и апелляционной инстанции не имелось предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Б.Г.В.
Фактически все доводы и доказательства, приводимые заявителем в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пункта 5 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение, установленные судом обстоятельства и мотивы, по которым суд отдал предпочтение одним доказательствам перед другими.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 7 февраля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б.Г.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.