Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Лепской К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу П.А.П. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 мая 2023 года по гражданскому делу N 2-861/2022 по иску Прокопьева Александра Дмитриевича к Государственному казённому учреждению Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" о признании незаконным решения об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Сенчуковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.А.П. обратился в суд с иском к отделению социальной защиты населения по Няндомскому району Государственного казённого учреждения Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения", просил признать незаконным решение от 16 июля 2019 г. об отказе в присвоении звания "Ветерана труда", возложении на ответчика обязанности присвоить П.А.П. звание "Ветеран труда".
В обоснование заявленных требований П.А.П. указал, что награждён нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени. Обратился в ГКУ Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" по Няндомскому району с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако ему было отказано в присвоении данного звания со ссылкой на отсутствие сведений о награждении нагрудным знаком "Отличник погранвойск" в архивных документах. С решением об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" П.А.П. не согласен, поскольку ему было выдано удостоверение о награждении знаком "Отличник погранвойск", также сведения о награждении внесены в военный билет.
Определением суда от 24 августа 2022 г. произведена замена ненадлежащего ответчика отделению социальной защиты населения по Няндомскому району Государственного казённого учреждения Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" на Государственное казённое учреждение Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" (далее - ГКУ АО "Архангельский областной центр социальной защиты населения").
Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 8 декабря 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 мая 2023 г, исковые требования П.А.П. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе П.А.П. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование кассационной жалобы указал, что факт его награждения нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени подтверждается представленными истцом доказательствами, а сам факт награждения является достаточным основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы, а также по материалам гражданского дела не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, П.А.П. проходил срочную военную службу в рядах Вооружённых сил СССР с 1 ноября 1982 г. по 31 октября 1985 г.
Согласно копии военного билета, П.А.П. награждён нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени.
12 июля 2019 г. П.А.П. обратился в ГКУ Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" по Няндомскому району с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".
В подтверждение наличия оснований для присвоения указанного звания им представлена, в том числе копия удостоверения о награждении нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени и копия военного билета, содержащая сведения о награждении нагрудным знаком "Отличник погранвойск".
Решением ГКУ Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" по Няндомскому району от 12 июля 2019 г. П.А.П. отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" в связи с отсутствием у заявителя права на получение звания, представленные документы признаны не соответствующими требованиям Закона Архангельской области N 488-25-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Положением о нагрудном знаке "Отличник погранвойск" II степени, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска П.А.П, поскольку суду не предоставлены достоверные сведения о награждении П.А.П. нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени. Согласно сообщению ФГКУ ЦПА ФССБ России от 29 ноября 2022 г. В приказах командира войсковой части 2306 и начальника Тихоокеанского пограничного округа КГБ ССР за период с апреля 1983 г. по февраль 1986 г. сведения о награждении знаком "Отличник погранвойск" II степени П.А.П. не имеется.
Кроме того, суд первой инстанции установил, что критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение, а особые заслуги, отличия в труде, отмеченные соответствующим ведомством. В свою очередь, нагрудный знак "Отличник погранвойск" I и II степени в системе войск погранокругов КГБ не относится к наградам и знакам отличия, предоставляющим предусмотренные законом компенсации и льготы, установленные для "Ветеранов труда".
Согласно положению о нагрудном знаке "Отличник погранвойск" II степени, утвержденному приказом Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР N 53 от 8 апреля 1969 г, нагрудный знак "Отличник погранвойск" был учрежден для поощрения солдат, матросов, сержантов и старшин срочной и сверхсрочной службы пограничных войск КГБ при Совете министров СССР. Нагрудный знак вручался указанным категориям военнослужащих за образцовое несение службы по охране государственной границы ССР, умелые действия по задержанию нарушителей границы и пограничного режима, проявленные при этом смелость, настойчивость, выдержку, отличные показатели в боевой и политической подготовке и примерность в воинской дисциплине.
Согласно пункту 4 указанного Положения, данным знаком награждали, в частности, начальники войск погранокругов КГБ при Совете министров СССР.
Пунктом 5 указанного Положения предусмотрено, что награждение солдат, матросов, сержантов и старшин нагрудным знаком объявляется приказом начальника, имеющего права награждать.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с решением суда первой инстанции, установив отсутствие достоверных доказательств награждения П.А.П. нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени, а также учитывая, что данный нагрудный знак, которым награждается военнослужащий в период срочной военной службы, не относится к наградам и знакам отличия, предоставляющим предусмотренные законом компенсации и льготы, установленные для "Ветеранов труда" за продолжительный добросовестный труд, также пришел к выводу о законности решения ГКУ Архангельской области "Архангельский областной центр социальной защиты населения" по Няндомскому району от 12 июля 2019 г.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующим спорные отношения сторон.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее также - ФЗ "О ветеранах") ветеранами труда являются, лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в "данные изъяты" возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ "О ветеранах").
В силу пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", в соответствии со ст. 7 ФЗ "О ветеранах" право на присвоение звания "Ветеран труда" в порядке, предусмотренном настоящим законом, имеют, в том числе лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пп. 1.1 п. 1 ст. 2 Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ).
Перечень ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", устанавливается постановлением Правительства Архангельской области с учетом положений пункта 1.1 статьи 2 Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ.
Лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают в государственное учреждение социальной защиты населения Архангельской области (далее - государственное учреждение социальной защиты населения) по месту жительства заявление, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие право на присвоение звания "Ветеран труда": 1) награждение орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение почетными грамотами Президента Российской Федерации или объявление благодарности Президента Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). 2) трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (пункты 1 и 2 статьи 3 Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ).
Исходя из системного толкования положений специального закона - пп. 2 п. 1 и п. 4 ст. 7 ФЗ "О ветеранах", пп. 1 п. 1 ст. 2 Закона Архангельской области от 19 марта 2008 года N 488-25-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (включая как ранее действующие редакции, так и редакции на момент обращения истца за предоставлением права), условиями присвоения звания "Ветеран труда" являются: награждение орденами или медалями, либо почетными званиями СССР или Российской Федерации, либо ведомственными знаками отличия в труде, при наличии трудового (страхового) стажа, необходимого для назначения пенсии по старости (не менее 25 лет для мужчин) или выслугу лет (не менее 20 лет), которые подлежат исчислению в календарном порядке.
При этом, постановлением администрации Архангельской области от 20 мая 2008 г. N 115-па/13 утвержден Перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". В данном перечне знаков отличия присутствует нагрудный знак "Отличник погранвойск" II степени.
Согласно Положению о нагрудном знаке "Отличник погранвойск", утвержденному приказом N 53 Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР от 8 апреля 1969 г, нагрудным знаком "Отличник погранвойск" II степени награждаются солдаты, матросы, сержанты и старшины пограничных войск срочной и сверхсрочной службы за образцовое несение службы по охране государственной границы СССР, умелые действия по задержанию нарушителей границы и пограничного режима, проявленные при этом смелость, настойчивость, выдержку, отличные показатели в боевой, политической подготовке и примерность в воинской дисциплине.
Право награждения нагрудным знаком имеют начальники войск погранокругов, начальников Отдельного арктического пограничного отряда и Отдельного учебного отрядов морских специалистов по представлению командования пограничных отрядов (частей, подразделений). Награждение солдат, матросов, сержантов и старшин объявляется приказом начальника, имеющего право награждать.
С учетом приведенных выше нормативных положений судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда, что нагрудный знак "Отличник погранвойск" не может расцениваться как ведомственный знак отличия в труде, поскольку является видом поощрения за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину, в то время как исходя из содержания Федерального закона от 12 января 1995 г. Федерального закона "О ветеранах" и Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ, определяющее значение для решения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет, в том числе факт признания особых трудовых заслуг гражданина.
Соответственно, данная награда правомерно судом не отнесена к числу ведомственных знаков отличия в труде, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда" на основании ст. 7 ФЗ "О ветеранах" и Закона Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 488-25-ОЗ.
В статье 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что посредством прохождения военной службы военнослужащими как гражданами Российской Федерации реализуется их конституционное право на труд, то есть по своей сути военная служба является особым видом трудовой деятельности. Но в отличие от других видов труда эта работа осуществляется в особых формах и особыми военными методами в целях решения задач и осуществления функций государства в сфере обороны и безопасности.
Поскольку истец ссылается на нагрудный знаком "Отличник погранвойск", который вручается солдатам, матросам, сержантам и старшинам в период прохождения срочной службы по призыву, данная награда не относится к ведомственным знакам отличия в труде, а выдана за службу в рядах Вооруженных сил СССР и является одной из форм поощрения граждан за отличие в службе, то есть нагрудный знак "Отличник погранслужбы" не может быть признан знаком отличия в труде, так как такая награда является видом поощрения за отличные успехи в боевой и политической подготовке и примерную воинскую дисциплину во время военной службы, которая осуществлялась в силу призыва в порядке конституционной обязанности истца, и не отнесена к трудовой деятельности.
Разрешая заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Все доводы и доказательства, приводимые в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Судами дана надлежащая оценка по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным доказательствам, которые в своей совокупности не подтвердили с достаточной достоверностью и сам факт награждения П.А.П. "Отличник погранвойск" II степени, поскольку судами установлено, что приказ командира войсковой части 2306 и начальника Тихоокеанского пограничного округа КГБ ССР о награждении П.А.П. указанным нагрудным знаком отсутствуют.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе П.А.П. о том, что нагрудный знак "Отличник погранвойск" II степени дает право на присвоение ему звания "Ветеран труда", не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, фактически сводятся к несогласию с выводами суда об установленных обстоятельствах, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Несогласие с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке. Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку нарушений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 8 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.