Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Калугина Д.М, судей Буруновой С.В, Мироновой Н.В, при секретаре Николаенкове Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.
к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15
декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе Б. на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным на официальном сайте 28 декабря 2017 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год), который был размещен на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан (http://www.pravitelstvorb.ru) и официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://www.mziorbru/, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Приказом Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 13 декабря 2022 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Так, пунктом 1603 Перечня на 2018 год, пунктом 2491 Перечня на 2019 год, пунктом 3247 Перечня по 2020 год, пунктом 1237 Перечня на 2021 год, пунктом 1732 Перечня на 2022 год и пунктом 1379 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее по тексту также спорное здание, спорный объект недвижимости).
Б, являясь собственником помещения с кадастровым номером N расположенного в спорном здании, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней, обосновывая свою позицию тем, что здание не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение здания в Перечни нарушает его права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 года в удовлетворении административных исковых требований Б. отказано.
В апелляционной жалобе Б. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с неправильным применением норм материального и процессуального права, и вынести решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что здание неправомерно включено в Перечни, так как не соответствует установленным требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагает, что судом неправомерно отнесены помещения с наименованием "ремонтный бокс", "покрасочная", "мастерская" к помещениям, подпадающим под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным ответчиком в суд апелляционной инстанции представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, полагавшего отменить решение суда, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее также НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами. В силу данного пункта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на недвижимое имущество определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьи 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N142-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Как следует из материалов дела, административному истцу с 15.07.2016 до 2022 года принадлежало на праве собственности спорное нежилое здание, а с 2022 года принадлежит на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером 02:55:020412:4778, находящееся в спорном здании.
Спорное здание было включено в Перечень на 2018 год под пунктом 1603, в Перечень на 2019 год под пунктом 2491, в Перечень на 2020 год под пунктом 3247, в Перечень на 2021 год под пунктом 1237, в Перечень на 2022 год под пунктом 1732 и в Перечень на 2023 год под пунктом 1379.
При таких обстоятельствах, административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемыми приказами Министерства имущественных отношений Республики Башкортостан и постановлением Правительства Республики Башкортостан, поскольку права административного истца в связи с включением спорного здания в оспариваемые Перечни нарушаются, в связи с чем, он обладает правом на обжалование нормативных правовых актов в указанной части.
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N 43-з, постановления Правительства Республики Башкортостан от 23мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" формирование перечня объектов недвижимого имущества в 2018, 2020-2023 годах, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, было отнесено к компетенции Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а в 2019 году - Правительства Республики Башкортостан, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Административным истцом компетенция Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а также Правительства Республики Башкортостан на принятие оспариваемых нормативных правовых актов не оспаривалась.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции указал, что документами технического учета (инвентаризации) подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни на 2018-2023 годы, исходя из критерия предназначения расположенных в нем помещений, поскольку подтверждают предназначение и использование не менее 20 процентов общей площади здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, в частности, для оказания бытовых услуг населению.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений пунктов 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Так, в Республике Башкортостан к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, отнесены, в частности:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1, 3 части 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций").
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", вступившего в силу с 23 мая 2018 года, в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов дела, спорное здание включает в себя помещения, которые поставлены на кадастровый учет.
При наличии сведений о том, что в спорном здании располагаются помещения, наименование, назначение и вид разрешенного использования которых не исследовался судом первой инстанции, а также учитывая, что доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, в соответствии со статьями 63, 306 КАС РФ, пунктами 24, 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в порядке подготовки административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу и в целях правильного разрешения и рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции истребовал у филиала ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан сведения о наименовании, назначении и виде разрешенного использования помещений, расположенных в спорном здании, на юридически значимый период, а также техническую документацию на помещения и здание, которые в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ судебная коллегия приобщила их к материалам дела и приняла в качестве доказательств, поскольку данные сведения необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Исходя из доказательств, представленных в материалы дела, спорное здание (назначение - нежилое, наименование - Административно-хозяйственное строение) является двухэтажным зданием, общей площадью 1101, 7 кв.м, площадь которого соответствует требованию пункта 1 части 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций" к площади административно-делового и торгового центра.
Спорный объект недвижимости на момент принятия Перечней располагался в границах земельного участка с кадастровым номером N категории "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования по состоянию на момент приятия Перечней на 2018-2022 годы - "для эксплуатации магазина, склада, временной открытой автостоянки, административного помещения и гаража", по состоянию на момент принятия Перечня на 2023 год - "предоставление коммунальных услуг".
Анализируя указанные виды разрешенного использования земельного участка, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации магазина, склада, временной открытой автостоянки, административного помещения и гаража" предусматривает размещение на нем торговых объектов (магазины) на момент принятия Перечней на 2018-2022 годов, и, следовательно, спорное нежилое здание, правомерно включено в Перечень на 2018, 2019, 2022, 2021, 2022 год как вид недвижимого имущества, указанный в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденной приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N39 (действующий на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет): земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9) и др.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает виды разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения и виды разрешенного использования иных земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N540, действующим до 04.04.2021 (в данное время действует Приказ Федеральной Службы Государственной регистрации, кадастра и картографии NП/0412 от 10 ноября 2020 года "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков"), был утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в соответствии с которым определялись виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления данного приказа в силу.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", вид разрешенного использования земельного участка "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код 4.2) предусматривает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.8.2, "Бытовое обслуживание" (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро), "Общественное питание" (код 4.6.) предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары), "Рынки" (код 4.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м, и размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка, "Магазины" (код 4.4) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года NП/0412, вид разрешенного использования земельного участка "Бытовое обслуживание" (код 3.3) предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро); вид разрешенного использования земельного участка "Предпринимательство" (код 4.0) предусматривает размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности.
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10; вид разрешенного использования земельного участка "Объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" (код 4.2) - размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5, 4.6, 4.8 - 4.8.2; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра; вид разрешенного использования земельного участка "Рынки" (код 4.3) - размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м, размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка; вид разрешенного использования земельного участка "Магазины" (код 4.4) - размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м; вид разрешенного использования земельного участка "Общественное питание" (код 4.6) - размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары); вид разрешенного использования земельного участка "Предоставление коммунальных услуг" (код 3.1.1) - размещение зданий и сооружений, обеспечивающих поставку воды, тепла, электричества, газа, отвод канализационных стоков, очистку и уборку объектов недвижимости (котельных, водозаборов, очистных сооружений, насосных станций, водопроводов, линий электропередач, трансформаторных подстанций, газопроводов, линий связи, телефонных станций, канализаций, стоянок, гаражей и мастерских для обслуживания
уборочной и аварийной техники, сооружений, необходимых для сбора и плавки снега).
Вместе с этим, судебная коллегия, анализируя указанные виды разрешенного использования земельного участка, приходит к выводу о том, что они не подпадают под критерии, установленные статьей 387.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего спорный объект недвижимости, не мог быть признан объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку виды разрешенного использования земельного участка в полной мере не предполагают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, в связи с чем спорное здание по указанному основанию в Перечни включено быть не могло.
В связи с тем, что виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, не позволяет прийти к выводу о размещении на них объекта исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объекта недвижимости или сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости или в кадастровом паспорте объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Как следует из сообщения ППК "Роскадастр" в лице филиала по Республике Башкортостан от 1 августа 2023 года, филиал ППК "Роскадастр" по Республике Башкортостан, выполнив анализ сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), выявил, что по состоянию на 27 декабря 2017 г, 24 декабря 2018 г, 24 декабря 2019 г, 15 декабря 2020 г, 15 декабря 2021 г. у спорного объекта недвижимости отсутствовала связь с какими-либо объектами недвижимости (помещениями), сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует; по состоянию на 13 декабря 2022 г. установлена связь с объектами недвижимости (помещениями) с кадастровыми номерами N, N, сведения о зарегистрированном праве аренды отсутствует.
Помещение с кадастровым номером N, собственником которого является заинтересованное по делу лицо П, имеет следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения, вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 43, 2 кв.м, дата постановки на государственный кадастровый учет 14.06.2022, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует.
Помещение с кадастровым номером N, собственником которого является административный истец, имеет следующие характеристики: назначение помещения - нежилое, наименование помещения, вид разрешенного использования - отсутствует, площадь 1058, 5 кв.м, дата постановки на государственный кадастровый учет 14.06.2022, сведения о зарегистрированном праве аренды (субаренды) отсутствует.
Заявлений о государственном кадастровом учете изменений спорного объекта недвижимости с декабря 2017г. не поступало.
Принимая во внимание, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, расположенных в спорном здании не предусматривают использование в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то по данному основанию спорное здание не подлежало включению в оспариваемые пункты Перечней.
Согласно данным технического учета - техническому паспорту, составленному государственным унитарным предприятием Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан Уфимский городской филиал по состоянию на 10 февраля 2011 года, спорное здание площадью 1127 кв.м состоит из литера А (наименование: административно-хозяйственное строение, фактическое использование: административное), литер Б1 (наименование: гараж, фактическое использование: гараж), литер Б2 (наименование: ремонтная мастерская, фактическое использование: ремонтная), литер Б3 (наименование: автомойка, фактическое использование: автомойка), литер Б4 (наименование: оздоровительное, фактическое использование: ремонтный бокс, оздоровительное).
Согласно экспликации к техническому паспорту здание состоит из следующих помещений с назначением: "гараж", "коридор", "кладовая", "тепловой узел", "мастерская", "покрасочная", "бытовая", "автомойка", "подсобное", "ремонтный бокс", "кабинет", "санузел", "сауна", "комната приема пищи", "бильярдная", "душевая", "туалет", "тренажерный зал".
Так, судом первой инстанции к площади, предназначенной для размещения объектов бытового обслуживания с учетом их назначения, отнесены помещения, перечисленные в экспликации технического паспорта: "ремонтный бокс", "покрасочная", "мастерская" и "автомойка" общей площадью 471, 7 кв.м.
В обоснование своей позиции суд первой инстанции сослался на разъяснения письма Министерства финансов Российской Федерации от 16 января 2023 года N03-05-04-01/2182, а также Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Минпромторга России от 10 мая 2016 года N1471, сделав вывод, что входящие в состав здания помещения с назначением "ремонтный бокс", "покрасочная", "мастерская" и "автомойка" относятся к предназначенным для размещения объектов бытового обслуживания, поскольку согласно указанному приказу Минпромторга код по ОКВЭД2 45.20.3 "мойка автотранспортных средств, полирование и предоставление аналогичных услуг", 45.20, 45.20.1 и 45.20.2 "техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" включены в Собирательную классификационную группировку видов экономической деятельности "Бытовые услуги".
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит определения понятия "объект бытового обслуживания" и не определяет услуги, относящиеся к бытовому обслуживанию.
Оказание услуг (выполнение работ), относящихся к бытовому обслуживанию, исходя из существа соответствующих правоотношений, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Согласно ГОСТу Р 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения", утвержденному приказом Росстандарта от 11.10.2016 N1356-ст, бытовое обслуживание населения - это отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ). При этом, бытовая услуга определяется как услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента или группы клиентов.
Согласно положениям статьи 378.2 НК РФ, находящейся в главе 30 названного кодекса, регулирующей отношения исключительно в сфере налога на имущество, объектом налогообложения является названное в этой статье имущество, а не доход от деятельности собственников этого имущества.
Объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.
Помещения с наименованием "ремонтный бокс", "покрасочная", "мастерская" и "автомойка" не подпадают под понятие объектов бытового обслуживания, предназначенных для оказания услуг, исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что указанные помещения представляют собой объекты именно бытового обслуживания, а не какого-либо иного обслуживания, материалы административного не содержат.
Вместе с тем, наименование помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Таким образом, содержащиеся в техническом документе сведения не позволяли суду первой инстанции сделать однозначный вывод о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном здании, предназначены для размещения объектов бытового обслуживания.
Иных актуальных документов технического учета, содержащих экспликацию к поэтажному плану, лицами, участвующими в деле, не представлено, а также не содержится в поступивших в суд апелляционной инстанции реестровых делах.
Как следует из позиции административного ответчика, здание включено в Перечни на основании актов обследования.
Согласно актам обследований фактического использования спорного здания, составленных по состоянию на 22 октября 2019 г, 27 ноября 2020 г, 24 марта 2021 г, 25 августа 2022 г, здание соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом, административный ответчик пришел к данному выводу на основании размещенной информации на сайте "https//2gis.ru" в отношении спорного объекта и приложенных к акту фотоматериалов.
Судебная коллегия не может принять в качестве доказательств указанные акты, поскольку не позволяют сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1. Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются:
визуальный осмотр объекта недвижимости;
фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
Анализируя данные акты обследования, судебная коллегия считает необходимым отметить, что они не соответствуют вышеприведенным требованиям Порядка, поскольку содержащиеся в актах фотографии здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового облуживания. Имеющиеся фотографии фасада здания не содержат привязки к конкретным помещениям, на них не запечатлены признаки, позволяющие отнести помещения в здании к офисным или торговым, отсутствует фиксация информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих, исходя из содержания акта, деятельность в указанном здании, и не могут подтверждать, что помещения площадью 100% используются в качестве офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов бытового обслуживания и размещения торговых объектов, поскольку описание внешнего вида здания, не дает возможности определить вид его фактического использования.
Кроме того, в нарушение Порядка определения вида фактического использования зданий, выводы в актах об использовании здания в качестве торгового объекта, в качестве офиса, объекта бытового обслуживания основан не на проведении соответствующих замеров площади помещений используемых под указанные цели, а только исходя из визуального осмотра объекта недвижимости, а акт, составленный по состоянию на 22 октября 2019 г, не содержит произведенных расчетов в соответствии с Методикой определения вида фактического использования здания.
Иных доказательств фактического использование спорного здания административный ответчик, вопреки положениям статьи 62 и частей 8, 9 статьи 213 КАС РФ, в суды обеих инстанций не представил.
Судебная коллегия, анализируя представленные в материалы дела договора аренды нежилых помещений, действующих в юридически значимые периоды времени, а также сведения об основном виде деятельности данных организаций, отмечает, что общая площадь помещений, сдаваемых по договорам аренды, составляет менее 20% об общей площади здания.
Иных сведений, позволяющих определить принадлежность указанных помещений к административно-деловому или торговому центру в материалах административного дела не содержится.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения спорного объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта недвижимости критериям, установленным НК РФ и необходимым для включения объекта в Перечни, не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по административным делам приходит к выводу, что спорное здание не отвечало признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, оно не подлежало включению в Перечни.
Согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 309 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ, одним из оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия, определяя дату, с которой пункты Перечней, подлежат признанию недействующими, и исходя из положений статьи 383 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из того, что оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия, приходит к выводу о том, что восстановление нарушенных прав и законных интересов административного истца (статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), должно быть достигнуто путем признания их недействующими со дня принятия.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Статьями 30, 31 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" предусмотрено, что постановления Правительства Республики Башкортостан, а также нормативные правовые акты министерств подлежат официальному опубликованию (кроме нормативных правовых актов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну), и вступают в силу при условии их публикации (размещения) в официальных изданиях Республики Башкортостан, в том числе сетевых изданиях Республики Башкортостан. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Республики Башкортостан устанавливается Главой Республики Башкортостан. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов министерств Республики Башкортостан устанавливается Правительством Республики Башкортостан.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/ и на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/, судебная коллегия считает возможным возложить на Правительство Республики Башкортостан обязанность на опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/, на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать недействующим со дня принятия пункт 1603 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 27 декабря 2017 года N1732 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующим со дня принятия пункт 2491 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующими со дня принятия пункт 3247 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующими со дня принятия пункт 1237 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующими со дня принятия пункт 1732 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Признать недействующими со дня принятия пункт 1379 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 13 декабря 2022 года N3473 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2023 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
Возложить обязанность на Правительство Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан https://npa.bashkortostan.ru/.
Возложить обязанность на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня принятия настоящего апелляционного определения на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 августа 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.