Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника АО "Московский коксогазовый завод" Еремеева Анатолия Анатольевича на вступившие в законную силу постановление судьи Видновского городского суда Московской области от 19 августа 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 11 октября 2022 года, вынесенные в отношении АО "Московский коксогазовый завод" (далее по тексту - АО "Москокс", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Видновского городского суда Московской области от 19 августа 2022 года (с учетом определения об исправлении описки от 19 августа 2022 года), оставленным без изменения решением судьи Московского областного суда от 11 октября 2022 года, АО "Москокс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Еремеев А.А. просит об отмене названных судебных актов, вынесенных в отношении Общества, направлении дела на новое рассмотрение.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.
В соответствии с частью 1 статьи 15 указанного Федерального закона в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июня 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
С 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи (в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2024 года включительно), допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха; немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Как усматривается из представленных материалов дела, в ходе проведенной Росприроднадзором внеплановой выездной проверки установлено, что АО "Москокс" на основании заявления и представленных документов, в том числе отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, получено разрешение N 54/529 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании приказа Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям N 98-р от 28 ноября 2019 года. Срок действия разрешения на выбросы - с 28 ноября 2019 года по 2026 год.
В соответствии с Разрешением на выбросы приложением к нему является перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", являющийся неотъемлемой частью вышеуказанного разрешения.
В ходе рассмотрения документации, имеющейся в распоряжении Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, установлено, что АО "Москокс" имеет разрешение на выбросы 57 загрязняющих веществ.
Согласно Перечню загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р вещества "Стирол", "Кумол", "Триметилбензол", "Крезол" являются нормируемыми.
На основании сведений отчета инвентаризации АО "Москокс" был разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов, по результатам рассмотрения которого Обществу было выдано Разрешение N 54/529 от 28 ноября 2019 года. Вещества "Стирол", "Кумол", "Триметилбензол", "Крезол" в указанном Разрешении отсутствуют.
По результатам испытаний, проведенных филиалом "ЦЛАТИ по Калужской области" ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО, и зафиксированных протоколом результатов испытаний Взп-504/22 от 5 июля 2022 года на объекте АО "Москокс": "адрес", источник 0414 (Воздушник сборника опорожнения смолы), установлен выброс вредных веществ в атмосферный воздух, а именно: стирола - 0, 98?0, 24 мг/мЗ, 1, 08?0, 27 мг/м3. Инвентаризация, проект ПДВ и Разрешение на выбросы АО "Москокс" не предусматривают наличие стирола на указанном источнике.
В соответствии с требованиями санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" стирол относится ко 2 классу опасности. Стирол - яд общетоксического действия, обладает раздражающим, мутагенным и канцерогенным эффектом.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для возбуждения должностным лицом Росприроднадзора в отношении АО "Москокс" дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела постановлением судьи городского суда АО "Москокс" привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.
Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе защитника Общества, поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда согласился с выводами судьи городского суда о наличии в действиях АО "Москокс" состава указанного административного правонарушения.
Фактические обстоятельства совершения АО "Москокс" административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно, решением о проведении выездной проверки от 15 июня 2022 года N 898-ПР; протоколом об административном правонарушении N 08-33/318 от 3 августа 2022 года; протоколами отбора проб и измерений промышленных выбросов; заключениями экспертов Взп-504/22 от 6 июля 2022 года, Взп-505/22; выпиской из ЕГРЮЛ; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 2 марта 2017 года; уведомлением N 898 от 26 июля 2022 года о времени и месте составления предписания акта выездной проверки; актом выездной проверки N 898 от 26 июля 2022 года; предписанием об устранении выявленных нарушений от 27 июля 2022 года N 01-36/121; протоколом о временном запрете деятельности от 3 августа 2022 года N 08-33/319; предписанием об устранении выявленных нарушений от 22 февраля 2022 года N 01-36/26; копией заявления об установлении (утверждении) нормативов предельно допустимых выбросов и выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 23 октября 2019 года N 42/612; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 54/529 от 26 ноября 2019 года; выкопировкой из Проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу для АО "Москокс" и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы защитника Еремеева А.А. о том, что обществу вменялось вредное физическое воздействие на атмосферный воздух в виде выброса стирола в отсутствие специального разрешения, то есть то событие, которое обществом не совершалось, сводятся к ошибочному толкованию норм закона, поскольку диспозицией части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность как за выброс вредных веществ в атмосферный воздух, так и за вредное физическое воздействие на него, допущенные в отсутствие специального разрешения, которые могут быть совершены одновременно.
Обоснованно отклонен судьей областного суда и довод защиты о необходимости применения положений статьи 1.7 и статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Москокс" по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 1 статьи 8.21 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Видновского городского суда Московской области от 19 августа 2022 года, решение судьи Московского областного суда от 11 октября 2022 года, вынесенные в отношении АО "Московский коксогазовый завод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Еремеева Анатолия Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Г.К.Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.