Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Тетюев С.В., рассмотрев жалобу Целых Сергея Михайловича на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 13 февраля 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 22 марта 2023 года, вынесенные в отношении Целых Сергея Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 13 февраля 2023 года (N 5-22/2023), оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 22 марта 2023 года (N 12-40/2023), Целых С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты Целых С.М. просит их отменить, производство по делу прекратить.
Дело об административном правонарушении, истребованное по вышеуказанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 01 августа 2023 года.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Реализацию установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентируют положения Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающихся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1 и 2 статьи 5).
Решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (часть 1.2 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ).
Частью 5 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как установлено при рассмотрении дела, 11 февраля 2023 года в период времени с 12:00 до 13:15 на Центральной площади у памятника В.И. Ленину г. Тюмени, расположенной по адресу. г. Тюмень, ул. Володарского, д. 45, Тюменским областным комитетом РКРП(б)- КПСС, МОД "Трудовая Тюмень", областным комитетом Советских женщин, секретарём Тюменского обкома РКРП(б)-КПСС Целых С.М. организовано и проведено несогласованное публичное мероприятие в форме митинга, с целью поддержания общероссийской акции "За отмену закона о биометрии". В данном мероприятии приняло участие 20 человек, которые обсуждали требования с необходимости отмены закона о биометрии. Во время несогласованного публичного мероприятия использовалась звукоусиливающая аппаратура, участники использовали флаги красного цвета с надписью РКРП(б)-КПСС ЛЕВЫЙ-ФРОНТ, РКРП, РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ, а также использовали плакаты с надписями следующего содержания "НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ МОИ ВНУКИ СТАЛИ БИОРОБОТАМИ, СЛУЖЕБНЫМИ ЛЮДЬМИ!", "НЕТ ЗАКОНУ О БИОМЕТРИИ!", "ЗАКОН О БИОМЕТРИИ - ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ НАС В РАБОВ!", "ЗАКОН О БИОМЕТРИИ - ПУТЬ В КОНЦЛАГЕРЬ!", "ЗАКОН О БИОМЕТРИИ - ЖИРНЫЙ КРЕСТ НА КОНСТИТУЦИИ РФ!", которые привез с собой Целых С.М. и которые были выданы для дальнейшей их демонстрации участниками митинга неопределенному кругу лиц в ходе проведения несогласованного публичного мероприятия.
Во время проведения мероприятия Целых С.М. с использованием звукоусиливающей аппаратуры объявил участникам цель, с которой они сегодня собрались: "Нет закона о биометрии", и дал разъяснение закона о биометрии, а также давал указание, что делать участникам данного несогласованного публичного мероприятия и предоставлял слово желающим высказаться.
В ходе мониторинга сети Интернет в социальной сети "ВКонтакте" на странице под названием "Александр Черепанов" 23 января 2023 года размещен информационный пост с видеозаписью под названием "Собрание в память 99-летия со дня смерти Ленина и возложением цветов в Тюмени 21 января 2023 г.", на которой в заключительном слове Целых С.М. для неопределенного круга лиц осуществляет призыв граждан собраться 11 февраля 2023 года в 12:00 на мероприятии в рамках общероссийской акции за отмену закона о биометрии. Также в печатном издании - газете "Трудовая Тюмень" N 6 (1583) за февраль 2023 года (дата выхода: 08 февраля 2023 года) Целых С.М. размещена статья "Пикеты в Тюмени", посвященная общероссийской акции "За отмену закона о биометрии". Рядом с данной статьей Тюменским областным комитетом РКРП(б)-КПСС, МОД "Трудовая Тюмень", областным комитетом Советских женщин размещена информация "11 февраля собрание в рамках общероссийской акции за отмену закона о биометрии Центральная площадь у памятника В.И. Ленину в 12.00". Данная газета доступна для чтения неопределенному кругу лиц в электронном виде на сервисе "Дзен" поисковой сети "Яндекс" в сети "Интернет" ("данные изъяты"). Указанными действиями Целых С.М. нарушил требования статей 3, 5, 7 Федерального закона N 54-ФЗ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым при рассмотрении дела судьями районного и областного судов дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы организованное и проводимое Целых С.М. публичное мероприятие нельзя считать собранием граждан, в том понимании, которое придает этому термину Федеральный закон N 54-ФЗ.
Собрание предполагает коллективное обсуждение каких-либо общественно значимых вопросов в специально отведенном или приспособленном для этого месте. То есть в ходе собрания предполагается обсуждение внутри этого самого коллектива, без агитации и пропаганды идей вовне. Публичность собрания предполагает, что в данном мероприятии будет иметь место обсуждение внутри участников собрания и не предполагает участия в нем неопределенного круга лиц - посторонних.
Также при проведении собрания предполагается нахождение участвующих в нем лиц в приспособленном для этого месте, к каковым площади, тротуары, проезжие части и иные общественные места не относятся.
Из содержания определений понятий "собрание" и "митинг" следует, что ключевым отличием данных терминов является наличие или отсутствие критерия массовости участников этих публичных мероприятий. Митинг предполагает "массовое присутствие граждан", а собрание - "совместное присутствие граждан".
Как следует из материалов дела, публичное мероприятие, проводимое 11 февраля 2023 года на Центральной площади у памятника В.И. Ленину г. Тюмени, предполагало публичное выражение общественного мнения. В ходе данного мероприятия, проводимого в общественном месте, не приспособленном для проведения собраний, Целых С.М. осуществлялось разъяснение закона о биометрии, давалось указание НА ТО, что делать участникам данного несогласованного публичного мероприятия, предоставлялось слово желающим высказаться. Кроме того, в мероприятии приняло участие 20 человек, что свидетельствует о массовости пребывания граждан - то есть внешней публичности данного мероприятия.
Таким образом, утверждения Целых С.М. о том, что 11 февраля 2023 по адресу: г. Тюмень, ул. Володарского, около д. 45 проводилось публичное мероприятие в виде собрания, не требующего согласования с органом исполнительной власти, следует расценивать как субъективную интерпретацию законодательства в целях избежать ответственности за содеянное.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием Целых С.М, отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ, вопреки доводам жалобы не содержит недостатков, влекущих признание его недопустимым доказательством. Место совершения правонарушения, событие правонарушения в протоколе определены способом, исключающим неоднозначное понимание, позволяющим достоверно установить существо обвинения. Нормы статьи 51 Конституции Российской Федерации и права, предусмотренные статьей 25.1 КоАП РФ, Целых С.М. разъяснены, копия протокола вручена, о чем свидетельствуют его подписи в соответствующих графах протокола.
Указание заявителя на нарушение должностным лицом сроков составления протокола об административном правонарушении и его направления для рассмотрения судье не влечет признание этого доказательства недопустимым и отмену принятых по делу актов, поскольку, как верно отмечено в решении судьи областного суда, данные сроки не являются пресекательными. Соответствующее разъяснение дано в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Сроки составления протокола об административном правонарушении и направления его на рассмотрение судье не воспрепятствовали реализации Целых С.М. права на представление доказательств, как и не повлекли нарушение его права на защиту.
Доводы жалобы о нарушении права на защиту и о том, что в качестве свидетелей не был допрошены "данные изъяты", не могут быть приняты во внимание, поскольку ходатайств о допуске защитника и вызове в качестве свидетелей указанных лиц в ходе рассмотрения дела судьей районного суда не заявлялось, что подтверждается материалами дела.
Право пользоваться юридической помощью защитника реализуется лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, самостоятельно путем приглашения защитника таким лицом.
При рассмотрении судьей областного суда жалобы Целых С.М. на постановление данное право им было реализовано, при рассмотрении дела участвовал защитник Черепанов А.К, который представлял интересы Целых С.М.
Действия Целых С.М. правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы Целых С.М. о том, что он не является организатором публичного мероприятия, не состоятельны. Проведение им 11 февраля 2023 года публичного мероприятия в отсутствие соответствующего уведомления установлено исходя из исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи.
Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Жалоба не содержит доводов, не проверенных при рассмотрении дела и ставящих под сомнение законность и обоснованность состоявшихся решений. Несогласие автора жалобы с приведенными выводами и оценкой установленных обстоятельств основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения лица к административной ответственности соблюдены.
В постановлении судьи районного суда содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Наказание назначено в соответствии с санкцией части 2 статьи 20.2 КоАП РФ, является адекватным с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, обеспечивает достижение целей предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Доводы о том, что в ходе рассмотрения дела не учтены иные смягчающие обстоятельства (совершение административного правонарушения, лицом, достигшим 70 и более лет, предусмотренные статьей 11 Кодекса Тюменской области об административной ответственности), не свидетельствуют о допущенных существенных нарушениях процессуальных требований КоАП РФ при назначении наказания, поскольку в данном случае административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ прав Целых С.М, в том числе права на защиту, иных нарушений процессуальных требований, которые могли быть квалифицированы как существенные, не усматривается.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Тюмени от 13 февраля 2023 года, решение судьи Тюменского областного суда от 22 марта 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Целых Сергея Михайловича, оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Судья
Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции С.В. Тетюев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.