Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Зариповой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Гордюшина Сергея Андреевича на решение Чусовского городского суда Пермского края от 09 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 марта 2023 года по административному делу N 2а-2184/2022 по административному иску Гордюшина Сергея Андреевича к ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, начальнику ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю Макидону К.А, ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России о признании незаконным постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлениями начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю Макидона К.А. от 04 июля 2022 года на основании части 2 статьи 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) Гордюшин С.А. водворен в штрафной изолятор, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания.
Постановления объявлены Гордюшину С.А. 04 июля 2022 года.
24 октября 2022 года Гордюшин С.А. обратился к вышеуказанным административным ответчикам с требованием, с учетом уточнения, о признании постановления о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания незаконным, ссылаясь на нарушение порядка разрешения данного вопроса административной комиссией учреждения.
Решением Чусовского городского суда Пермского края от 09 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 марта 2023 года, административный иск оставлен без удовлетворения.
В поданной 25 июля 2023 года кассационной жалобе Гордюшин С.А. просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
К кассационной жалобе приложено новое доказательство (письмо ГУФСИН России по Пермскому краю от 10 мая 2023 года о целях создания административных комиссий), в принятии которого судебной коллегией кассационного суда отказано на основании части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
В соответствии со статьей 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (часть 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (часть 3); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (часть 6).
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).
Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).
Согласно части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 утверждены
Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, действующие на момент возникновения спорных правоотношений (далее - Правила).
Правила обязательны для администрации ИУ, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих ИУ. Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В силу части 2 статьи 116 УИК РФ злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания может быть признано лицо, совершившее в течение одного года повторно нарушение установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор.
Осужденный, совершивший указанные выше нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами "в", "г", "д", "е" части 1 статьи 115 и пунктом "б" статьи 136 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 116 УИК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 116 УИК РФ осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания.
Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания (часть 3 статьи 122 УИК РФ).
Как установлено при рассмотрении дела, Гордюшин С.А. осужден к наказанию в виде лишения свободы, отбывает наказание в ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю.
Постановлениями начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю 08 июня 2022 года он водворен в штрафной изолятор на срок 15 суток за отказ пройти медицинское обследование с целью обнаружения факта употребления алкогольных веществ; 22 июня 2022 года - на срок 10 суток за несоблюдение установленного распорядка дня (спал в неотведенное время на самовольно оборудованном месте).
Определением Чусовского городского суда Пермского края от 17 августа 2022 года по административному делу N 2а-1484/2022 принят отказ Гордюшина С.А. от иска о признании незаконными постановлений о водворении в штрафной изолятор от 08 июня и 22 июня 2022 года.
Постановлениями начальника ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю от 04 июля 2022 Гордюшин С.А. водворен в штрафной изолятор на срок 2 суток за использование нецензурных выражений, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания на основании части 2 статьи 116 УИК РФ, переведен в строгие условия содержания.
Разрешая настоящее административное дело, суды обеих инстанций не усмотрели необходимой совокупности оснований для удовлетворения административного иска, поскольку постановление о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания принято уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии законных оснований и с соблюдением установленного законом порядка его принятия.
Судебная коллегия кассационного суда выводы об отказе в удовлетворении административного иска находит верными.
Позиция судов нижестоящих судебных инстанций основана на правильном толковании и применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам административного дела.
Выводы судебных инстанций основаны на совокупности доказательств, которые оценены по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Нарушений процессуальных требований при исследовании и оценке доказательств не допущено.
Судами первой и апелляционной инстанций основания и порядок принятия оспариваемого постановления, установленные статьей 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, проверены в полном объеме с приведением исчерпывающих выводов в судебных актах.
Судами исследованы локальные акты учреждения, регламентирующие порядок работы административной комиссии ФКУ ИК-10 ГУФСИН России по Пермскому краю, к полномочиям которой отнесено внесение предложений и участие в обсуждении вопросов, в том числе о признании осужденных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
На основании достаточной совокупности доказательств судами убедительно опровергнут довод административного истца о том, что на заседании административной комиссии не имелось необходимого кворума для принятия решения.
Суждение автора жалобы о том, что рассмотрение на заседании комиссии вопроса о применении к нему мер взыскания, признании злостным нарушителем закона носило формальный характер, является оценочным.
Доводы о недостатках работы административной комиссии не могут повлечь отмену оспариваемого постановления, поскольку правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 УИК РФ мер поощрения и взыскания, признания лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания наделены начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие (часть 4 статьи 116, статья 119 УИК РФ).
В целом, кассационная жалоба Гордюшина С.А. направлена на переоценку установленных судами обстоятельств и не содержит доводов, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые в соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы служить основанием для отмены или изменения судебных постановлений.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Чусовского городского суда Пермского края от 09 декабря 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 20 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гордюшина Сергея Андреевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 20 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.