Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лукьяновой Т.Г, судей Евтифеевой О.Э, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, поданную 19 июля 2023 года, на решение Центрального районного суда г. Омска от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 мая 2023 года
по административному делу N 2а-614/2023 по административному исковому заявлению прокурора Кировского административного округа г. Омска в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия в связи с непринятием мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лукьяновой Т.Г, возражения прокурора Коган А.Г, на кассационную жалобу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского административного округа г. Омска обратился в Центральный районный суд г. Омска с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия в связи с непринятием мер по постановке на учет бесхозяйного имущества, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество. По итогам проверки установлено, что обязанность по оформлению бесхозяйных недвижимых вещей является обязанностью Администрации города Омска в лице структурного подразделения. При этом в ходе проверки установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества 46 бесхозяйных объектов теплоснабжения. Право муниципальной собственности на объекты не зарегистрировано и объекты не учтены в реестре муниципального имущества.
22.09.2022 директору департамента имущественных отношений Администрации г. Омска внесено представление по фактам длительного непринятия мер по оформлению прав муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости.
Административный истец полагает, что длительное непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на объекты теплоснабжения приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, ненадлежащему и несвоевременному проведению работ по обслуживанию и ремонту, ухудшению технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к отключению потребителей от коммунальных услуг, иным нарушениям прав потребителей. Отсутствие контроля и бесхозяйность указанного объекта недвижимого имущества создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций.
С учетом изложенного и уточнения заявленных требований административный истец просит суд признать незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей по адресу: "адрес", протяженностью 0, 401 км (дата выявления бесхозяйного объекта 04.03.2009); "адрес", протяженностью 0, 087 км (дата выявления бесхозяйного объекта 27.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 021 км (дата выявления бесхозяйного объекта 28.07.2011); "адрес" (от УТ-28, надземная), протяженностью 0, 247 км (дата выявления бесхозяйного объекта 17.02.2012); "адрес", протяженностью 0, 438 км (дата выявления бесхозяйного объекта 13.03.2013); к жилым домам по ул. "адрес" протяженностью 0, 483 км (дата выявления бесхозяйного объекта 05.06.2014).
Возложить обязанность на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей по адресу: "адрес", протяженностью 0, 401 км (дата выявления бесхозяйного объекта 04.03.2009); "адрес", протяженностью 0, 087 км (дата выявления бесхозяйного объекта 27.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 021 км (дата выявления бесхозяйного объекта 28.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 247 км (дата выявления бесхозяйного объекта 17.02.2012); ул. "адрес", протяженностью 0, 438 км (дата выявления бесхозяйного объекта 13.03.2013); к жилым домам по "адрес", протяженностью 0, 483 км (дата выявления бесхозяйного объекта 05.06.2014).
Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Кировского административного округа г. Омска, МП г. Омска "Тепловая компания".
Решением Центрального районного суда г. Омска от 26 января 2023 года (далее - суд первой инстанции) административное исковое заявление удовлетворено. Признано незаконным бездействие департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей по адресам: "адрес", протяженностью 0, 401 км; "адрес", протяженностью 0, 087 км; "адрес", протяженностью 0, 021 км; "адрес", протяженностью 0, 247 км; "адрес", протяженностью 0, 022 км; к жилым домам по "адрес", протяженностью 0, 483 км.
На департамент имущественных отношений Администрации Омска возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу осуществить действия, направленные на принятие на учет в качестве бесхозяйного имущества тепловых сетей по адресам: "адрес", протяженностью 0, 401 км; "адрес", протяженностью 0, 087 км; "адрес", протяженностью 0, 021 км; "адрес", протяженностью 0, 247 км; "адрес", протяженностью 0, 022 км; к жилым домам по "адрес", протяженностью 0, 483 км.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 мая 2023 года (далее - суд апелляционной инстанции) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (далее - кассатор, Департамент) просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Кассатор в обоснование жалобы указывает, что в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утверждённым Решением Омского городского совета от 26.10.2011 N 452, департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, имеющим основной целью своей деятельности эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования города Омска.
Согласно подпунктам 15, 16 пункта 18 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, в сфере формирования и управления муниципальным имуществом города Омска департамент организует работу по технической инвентаризации бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда); осуществляет постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда), мероприятия по признанию права муниципальной собственности города Омска на бесхозяйные объекты недвижимого имущества (за исключением объектов жилищного фонда).
Кассатор выражает несогласие с выводами судов об удовлетворении заявленных прокурором требований о бездействии в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного имущества спорных тепловых сетей, указывая, что решение вынесено без учёта объёма работы, проделанной департаментом в связи с постановкой на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, в настоящее время в работе департамента находятся документы на более чем 2800 бесхозяйных объектов, расположенных на территории города Омска. Мероприятия в отношении бесхозяйного имущества проводятся систематически, соответствующая работа осуществляется с учётом максимального использования материальных и кадровых ресурсов, в структуре департамента действует специализированный сектор.
Кассатор также в обоснование данного довода указывает, что, осуществляя мероприятия по постановке на учёт бесхозяйных объектов, департамент действует в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований.
Также факт того, что отдельные объекты недвижимого имущества не были поставлены на кадастровый учёт, не свидетельствует о том, что департамент бездействует, поскольку имеются уважительные причины непостановки на учёт в качестве бесхозяйных заявленных объектов.
Кроме того, ранее прокурором уже подавались исковые заявления в отношении аналогичных объектов, фактически прокуратура ранее определилакакие объекты подлежат постановке на кадастровый учёт во внеочередном (судебном) порядке. Однако в настоящем иске не приведено обоснование, в связи с чем перечисленные объекты подлежат постановке на учёт во внеочередном порядке, учитывая то, что признание незаконным бездействия департамента по не постановке на учёт бесхозяйного имущества не приведёт к незамедлительной постановке на учёт всех имеющихся объектов на территории муниципального образования. Возможность незамедлительно поставить все бесхозяйные объекты, расположенные на территории, подведомственной окружной прокуратуре, отсутствует, при этом возложение на департамент соответствующей обязанности приведёт к невозможности проведения мероприятий в отношении иного бесхозяйного имущества и на территории других округов города Омска.
Кассатор полагает несостоятельным довод истца о нарушении прав неопределённого круга лиц, поскольку в отношении спорных объектов определена специализированная обслуживающая организация ? МП г. Омска "Тепловая компания", что предотвращает риск аварийных ситуаций. Следовательно, при надлежащем содержании данных сетей эксплуатирующей организацией какого-либо нарушения прав неопределённого круга лиц не возникает. Фактически риск повреждения бесхозяйных сетей, в отношении которых осуществляется обслуживание, аналогичен сетям, которые имеют собственника. Сам по себе факт не постановки на учёт отдельных бесхозяйных вещей не может означать незаконное бездействие органа местного самоуправления, равно как и возложение обязанности поставить их на учёт в судебном порядке, ввиду значительного количества объектов такого рода, расположенных на территории города Омска.
В судебном заседании прокурор просил отказать в удовлетворении кассационной жалобы, поддерживая возражения, представленные прокуратурой Омской области.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Как разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2020 г. N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", по общему правилу суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются (часть 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако если обжалуемая часть судебного акта обусловлена другой его частью или иным судебным актом, вынесенным по этому же административному делу, которые не обжалуются, то эта необжалованная часть судебного акта или необжалованный судебный акт также подлежат проверке судом кассационной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой Кировского административного округа г. Омска в ходе проведения проверки соблюдения законодательства при реализации полномочий по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество установлен факт непринятия департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - объектов теплоснабжения по адресу: "адрес", протяженностью 0, 401 км (дата выявления бесхозяйного объекта 04.03.2009); "адрес", протяженностью 0, 087 км (дата выявления бесхозяйного объекта 27.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 021 км (дата выявления бесхозяйного объекта 28.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 247 км (дата выявления бесхозяйного объекта 17.02.2012); "адрес", протяженностью 0, 438 км (дата выявления бесхозяйного объекта 13.03.2013); к жилым домам по ул. "адрес" протяженностью 0, 483 км (дата выявления бесхозяйного объекта 05.06.2014).
Данные обстоятельства, в том числе подтверждаются представленными документами межведомственной переписки.
22.09.2022 прокурором Кировского административного округа города Омска в адрес директора департамента имущественных отношений Администрации г. Омска внесено представление N 7-02-2022/4256 "Об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которым требовалось безотлагательного рассмотреть представление, принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению подобных нарушений в дальнейшем; о дате и времени рассмотрения представления уведомить прокурора округа, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности, о принятых мерах сообщить прокурору округа в письменной форме в установленный законом месячный срок. По тексту представления прокурором обращалось внимание адресата на наличие на территории Кировского административного округа г. Омска 64 бесхозяйных объекта теплоснабжения, при этом всего 18 - состоит на учете в органах Росреестра в качестве "бесхозяйных", из них с 2017 года всего 85 бесхозяйных объектов недвижимости оформлены в муниципальную собственность. До настоящего времени по 46 бесхозяйным объектам теплоснабжения департаментом не приняты меры по постановке на учет в органах Росреестра (л.д. 11-13).
31.10.2022 департамент имущественных отношений Администрации г. Омска по результатам рассмотрения представления пояснил, что работа по постановке на учет выявленных бесхозяйных объектов, расположенных на территории Кировского административного округа города Омска и по дальнейшей регистрации права муниципальной собственности проводится департаментом в соответствии с действующими правовыми актами, исходя из выделенного финансирования из бюджета города Омска. Мероприятия по изготовлению технической документации, необходимой для постановки выявленных бесхозяйных объектов на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, осуществляются подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Представлена информация о том, что по состоянию на 25.10.2022 из 558 бесхозяйных объектов, расположенных на территории Кировского административного округа города Омска: 107 состоят на учете в качестве бесхозяйных в Росреестре, в отношении 451 объекта необходимо провести мероприятия по постановке на учет в качестве бесхозяйных. Кроме того, указано, что в департаменте проведена служебная проверка, по результатам которой нарушений в деятельности лиц, в должностные обязанности которых входит работа с бесхозяйными объектами, расположенными на территории Кировского административного округа не установлено (л.д. 14-16).
02.12.2022 департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска в ответ на запрос прокуратуры Кировского административного округа г. Омска о причинах не оформления бесхозяйных объектов недвижимого имущества сообщалось о том, что в части изготовления технической документации департаментом проводится работа по постановке объектов на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в Росреестре; мероприятия по регистрации права муниципальной собственности в Росреестре на объекты проводятся департаментом незамедлительно после поступления вступивших в законную силу решений судов, заверенных электронно-цифровыми подписями судей. Такие решения суда запрашиваются департаментом в судах общей юрисдикции через электронную систему ГАС "Правосудие". В связи с большим количеством объектов и ограниченным финансированием, департаментом проводится поэтапное оформление объектов в соответствии с планом мероприятий по выявлению и формированию бесхозяйных недвижимых вещей на территории г. Омска. Дополнительно представлен перечень объектов с указанием запрашиваемой прокурором информации по списку объектов в количестве 547 единиц (л.д. 17-34).
Согласно ответам департамента имущественных отношений Администрацией г. Омска от 11.01.2023, от 12.01.2023 по информации о тепловых сетях в КАО г. Омска сообщается:
- тепловые сети "адрес", протяженностью 0, 401 км (дата выявления бесхозяйного объекта 04.03.2009) - заключение муниципального контракта на изготовление технической документации и постановка на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи планируется в 2023 году;
- тепловые сети "адрес", протяженностью 0, 087 км (дата выявления бесхозяйного объекта 27.07.2011) - заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по поиску инженерных сетей, по выполнению работ по изготовлению технической документации, а также постановка на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи планируется в 2023 году;
- тепловые сети "адрес", протяженностью 0, 021 км (дата выявления бесхозяйного объекта 28.07.2011) - заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по поиску инженерных сетей, по выполнению работ по изготовлению технической документации, а также постановка на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи планируется в 2023 году;
- тепловые сети "адрес", протяженностью 0, 247 км (дата выявления бесхозяйного объекта 17.02.2012) - заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по поиску инженерных сетей, по выполнению работ по изготовлению технической документации, а также постановка на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи планируется в 2023 году;
- тепловые сети "адрес", протяженностью 0, 438 км (дата выявления бесхозяйного объекта 13.03.2013)
- заключение муниципального контракта на изготовление технической документации и постановка на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи планируется в 2023 году;
- тепловые сети к жилым домам по "адрес", протяженностью 0, 483 км (дата выявления бесхозяйного объекта 05.06.2014)
- работы по изготовлению технической документации проводились в рамках муниципального контракта N Ф.2017.328697 от 07.08.2017, в связи с отсутствием топосъемки подрядчику не удалось определить точное местоположение объекта. Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ по поиску инженерных сетей, на выполнение работ по изготовлению технической документации, а также постановка на государственный кадастровый учет и на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи планируется в 2023 году (л.д. 49-50, 51-52).
Дополнительно административный ответчик в подтверждение доводов о совершении действий в связи с постановкой на учет бесхозяйных спорных объектов недвижимости представлена копия межведомственной переписки, подтверждающей даты выявления бесхозяйных объектов тепловых сетей на территории КАО г. Омска. Кроме того, копия муниципального контракта на выполнение подрядных работ N Ф.2017.328697 от 07.08.2017, согласно которому ООО "Региональное объединение специалистов Кадастра" обязуется по заданию департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в установленный срок выполнить работы по описанию объектов недвижимости, по получению документов и сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, перечень бесхозяйных объектов тепловых сетей на территории г. Омска в количестве 48 единиц. Также представлены документы - рабочая переписка департамента с МП г. Омска "Тепловая компания", Администрацией КАО г. Омска, ТУ Росимущества в Омской области, Министерством имущественных отношений Омской области, касающаяся выяснения вопросов относительно принадлежности спорных тепловых сетей, процедуры приемки и передачи тепловых сетей в хозяйственное ведение МП г. Омска "Тепловая компания".
Согласно информации ИП г. Омска "Тепловая компания" на техническое обслуживание предприятию были переданы следующие объекты теплоснабжения: "адрес", протяженность 0, 443 км; "адрес", протяженность 0, 087 км; "адрес", протяженность 0, 021 км; "адрес", протяженность 0, 247 км; от "адрес", протяженность 0, 183 км; "адрес", протяженность 0, 022 км; "адрес", протяженность 0, 483 км; "адрес", протяженность 0, 063 км (л.д. 53-54).
Организация технического обслуживания указанных инженерных (тепловых) сетей осуществлена на основании Распоряжения Администрации г. Омска от 29.10.2009 N 377-р с последующими изменениями в него распоряжением N 184-р от 21.04.2010, N 381-р от 19.08.2010, N 931-п от 07.07.2014, N 749-п от 16.06.2015, N 1413-п от 03.11.2015, N 985-п от 08.08.2016 (л.д. 55-68).
Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд первой инстанции установив факт отсутствия постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей по адресу: "адрес", протяженностью 0, 401 км (дата выявления бесхозяйного объекта 04.03.2009); "адрес", протяженностью 0, 087 км (дата выявления бесхозяйного объекта 27.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 021 км (дата выявления бесхозяйного объекта 28.07.2011); "адрес", протяженностью 0, 247 км (дата выявления бесхозяйного объекта 17.02.2012); "адрес", протяженностью 0, 438 км (дата выявления бесхозяйного объекта 13.03.2013); к жилым домам по "адрес", протяженностью 0, 483 км (дата выявления бесхозяйного объекта 05.06.2014), пришел к выводу о наличии оснований для возложения на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обязанности осуществить действия, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных объектов в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931. Доказательств принятия полного комплекса мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений, доказательств осуществления действий, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорных тепловых сетей не представлено.
Суд первой инстанции принял во внимание доводы представителя ответчика о причинах неустранения выявленных нарушений ввиду осуществления указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, в том числе Распоряжением Администрации г. Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации г, Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей", соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком (порядок, сроки). Вместе с тем, указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке неисполнения ответчиком возложенных обязанностей.
Суд первой инстанции отклонил доводы представителя департамента имущественных отношений Администрации г. Омска об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке обязанности о постановке на учет бесхозяйного имущества тепловых сетей, указав, что указанные объекты являются источником повышенной опасности, длительное непринятие мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, в свою очередь, которые обусловлены необходимостью первоначальной постановки на учет объектов в качестве бесхозяйных, приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, ненадлежащему и несвоевременному проведению работ по обслуживанию и ремонту, ухудшению технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к отключению потребителей от коммунальных услуг, иным нарушением прав потребителей. Отсутствие контроля и бесхозяйность указанных объектов недвижимого имущества создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций.
Суд первой инстанции также отклонил доводы представителя административного ответчика о том, что в отношении объектов с МП г. Омска "Тепловая компания" заключены договоры на обеспечение технической эксплуатации объектов, указав, что данное обстоятельство не свидетельствует о принятии надлежащих мер по исполнению возложенной законом обязанности, а лишь указывает на то, что сведениями о том, что данные объекты являются бесхозяйными ответчик обладал продолжительное время, не позднее 2017 года. С учетом представленной межведомственной переписки в отношении части спорных объектов сведения о том, что данные объекты являются бесхозяйными были известны административному ответчику с 2011, 2013 года. Однако, осуществление каких-либо мер с указанного периода не предпринимал.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, проверяя законность решения, с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что доказательств принятия полного комплекса мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений, осуществления действий, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества спорных тепловых сетей не представлено как и не представлено доказательств совершения действий, направленных на подачу заявления в Управление Росреестра по Омской области на основании п. 5 Порядка, утвержденного 10.12.2015 N 931.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о необоснованности довода прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц, суд апелляционной инстанции, поскольку МП г. Омска "Тепловая компания" обслуживает спорные объекты, указал, что указанная тепловая компания выполняет только обслуживание спорных объектов недвижимости, и не правомочно реализовывать права и нести бремя ответственности собственника имущества.
Кассационный суд не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не опровергают правильности их выводов.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу положений ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (п. 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).
Пунктом 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся организация в границах муниципального округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ
предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.1 1.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на уровне местного самоуправления должны включаться мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
Согласно положениям пп. 1, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; осуществление иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6, 6.1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга или Севастополя обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченного органа исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-
Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", по смыслу п. 3 которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с п. 5 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Уставом города Омска, утвержденным Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92, определена структура органов местного самоуправления города Омска. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска является Администрация города Омска. Структурные подразделения Администрации города Омска могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем.
Решение Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452 "О департаменте имущественных отношений Администрации города Омска" утверждено "Положение о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска".
Согласно п. 1, 3 указанного Положения департамент имущественных отношений Администрации г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска.
Департамент наделяется правами юридического лица в соответствии с настоящим Положением, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать, простые печати и штампы со своим наименованием, факсимиле директора департамента, бланки и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.
В силу п. 16 Положения основной целью деятельности департамента является эффективное управление имуществом, находящимся в распоряжении муниципального образования город Омск.
Пункт 18 Положения закрепляет функции, возложенные на департамент имущественных отношений Администрации г. Омска, в том числе: в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества города Омска; управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности города Омска способами, предусмотренными действующим законодательством, в пределах своей компетенции; организует работу по подготовке документов, содержащих описание бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда); осуществляет постановку на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории города Омска (за исключением объектов жилищного фонда), мероприятия по признанию права муниципальной собственности города Омска на бесхозяйные объекты недвижимого имущества (за исключением объектов жилищного фонда); осуществляет иные функции по формированию муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции.
В соответствии с пп. 4 п. 1 Распоряжения Администрации г. Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации г. Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей" на администрации административных округов города Омска возложена обязанность при выявлении бесхозяйных недвижимых вещей на соответствующей территории направлять в департамент имущественных отношений Администрации г. Омска обращения о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, содержащие информацию об ориентировочных границах пролегания инженерных коммуникаций и их протяженности или почтовом адресе и ориентировочной площади зданий, нежилых помещений и инженерных сооружений, с приложением необходимых документов.
Согласно пп. 1, 2, 3 Распоряжения Администрации г. Омска от 17.01.2011 N 4-р, департамент имущественных отношений Администрации г. Омска: обеспечивает оформление уполномоченными организациями топографических материалов или дополнительных съемок, технических и кадастровых паспортов на бесхозяйные недвижимые вещи; направляет в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области заявления о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей с предусмотренным законодательством Российской Федерации пакетом документов; по истечении одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь при условии необходимости ее использования для решения вопросов местного значения.
Разрешая спор, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований. Вопреки доводам кассационной жалобы суды правомерно пришли к выводу, что обязанность по постановке на учет недвижимых вещей в качестве бесхозяйных является обязанностью Администрации г. Омска в лице ее структурного подразделения - департамента имущественных отношений Администрации г. Омска.
Доводы кассатора о несогласии с выводами судов об удовлетворении заявленных прокурором требований о бездействии в непринятии мер, направленных на принятие на учет в качестве бесхозяйного имущества спорных тепловых сетей, указывая, что решение вынесено без учёта объёма работы, проделанной департаментом в связи с постановкой на учёт бесхозяйного недвижимого имущества, являются несостоятельными, вопреки указанным доводам суды приняли во внимание, что ведется работа в целях постановки бесхозяйного имущества на учет в Управление Росреестра по Омской области. Между тем, доказательств принятия полного комплекса мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений, доказательств осуществления действий, направленных на постановку на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества тепловых сетей административным ответчиком не представлено.
Представленная административным ответчиком межведомственная переписка, подтверждающая даты выявления бесхозяйных объектов тепловых сетей на территории Кировского административного округа города Омска, а также муниципальный контракт на выполнение подрядных работ N Ф.2017.328697 от 07.08.2017, согласно которому ООО "Региональное объединение специалистов Кадастра" обязуется по заданию департамента имущественных отношений Администрации города Омска в установленный срок выполнить работы по описанию объектов недвижимости, по получению документов и сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости, перечень бесхозяйных объектов тепловых сетей на территории города Омска в количестве 48 единиц, не свидетельствует о выполнении возложенной на Департамент обязанности, в связи с чем требования прокурора о признании незаконным бездействия в непринятии мер на принятие на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанных тепловых сетей и о возложении обязанности по осуществлению указанных действий являются обоснованными.
Не могут служить основанием к отмене судебных актов доводы кассатора, о том, что факт не постановки спорных объектов недвижимого имущества на кадастровый учёт, не свидетельствует о том, что департамент бездействует, поскольку указанные действия не совершены ввиду уважительных причин, поскольку представленные Департаментом доказательства, и пояснения относительно данного довода были приняты во внимание судом, в том числе ввиду осуществления указанных обязанностей в соответствии с порядком, установленным законом, в том числе Распоряжением Администрации г. Омска от 17.01.2011 N 4-р "О взаимодействии структурных подразделений Администрации г, Омска по вопросу выявления и оформления бесхозяйных недвижимых вещей", соблюдение которого обусловлено длительным временным промежутком (порядок, сроки), при этом указав, что указанные обстоятельства не являются уважительными причинами при оценке неисполнения ответчиком возложенных обязанностей. Оснований считать данные выводы суда неправильными у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не имеется.
Доводы жалобы о том, что ранее прокурором уже подавались исковые заявления в отношении аналогичных объектов, фактически прокуратура ранее определилакакие объекты подлежат постановке на кадастровый учёт во внеочередном (судебном) порядке, а также о том, что в настоящем иске не приведено обоснование, в связи с чем перечисленные объекты подлежат постановке на учёт во внеочередном порядке, учитывая то, что признание незаконным бездействия департамента по не постановке на учёт бесхозяйного имущества не приведёт к незамедлительной постановке на учёт всех имеющихся объектов на территории муниципального образования, основаны на субъективной оценке обстоятельств спора и неправильном толковании норм права, что не может являться основание для отмены судебных актов, которые соответствуют нормам действующего законодательства.
Также в силу несостоятельности судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отклоняет доводы кассатора о нарушении указанным спором прав неопределённого круга лиц, поскольку в отношении спорных объектов определена специализированная обслуживающая организация ? МП г. Омска "Тепловая компания", что предотвращает риск аварийных ситуаций, и фактически риск повреждения бесхозяйных сетей, в отношении которых осуществляется обслуживание, аналогичен сетям, которые имеют собственника.
Данные доводы основаны на субъективной оценке возникших правоотношений, и не свидетельствуют об отсутствии оснований для возложения в судебном порядке указанной обязанности, поскольку удовлетворяя требования прокурора, суды нижестоящих инстанций обоснованно приняли во внимание, что длительное не принятие мер по оформлению права муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, приводит к отсутствию надлежащего контроля за их состоянием и работоспособностью, ненадлежащему и несвоевременному проведению работ по обслуживанию и ремонту, ухудшению технических характеристик, увеличению времени проведения ремонтных работ, что в свою очередь может привести к отключению потребителей от коммунальных услуг, иным нарушением прав потребителей, отсутствие контроля и бесхозяйность указанных объектов недвижимого имущества создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, угрозу жизни и здоровью людей при возникновении аварийных ситуаций.
Оценив правильность применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Вопреки доводам кассационной жалобы все юридически значимые обстоятельства определены судами первой и апелляционной инстанций правильно, исследованы, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы жалобы, по сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделён.
Вопреки доводам кассационной жалобы, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно и правильно. Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 26 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Омского областного суда от 11 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 31 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.