Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 28 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокуратуры Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю - Хромовой Г.Н, представителя ГУФСИН России по Приморскому краю, ФСИН России - Бадерика М.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Приморского края обратился в Ленинский районный суд г.Владивостока с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений просил обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю проведение работ: по текущему ремонту в виде антигрибковой обработки стен, потолка, их оштукатуривания, побелки и покраски, замены деревянного покрытия полов и их покраски в помещениях камер N (режимный корпус N), N (режимный корпус N), по восстановлению фасада здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, а также по устранению причин разрушения стены здания (грунтовые воды, течь системы водоснабжения и водоотведения) режимного корпуса N; обязать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю в течение одного года с момента поступления денежных средств осуществить работы по текущему ремонту в виде антигрибковой обработки стен, потолка, их оштукатуривания, побелки и покраски, замены деревянного покрытия полов и их покраски в помещениях камер N (режимный корпус N), N (режимный корпус N), по восстановлению фасада здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, а также по установлению причин разрушения стены здания (грунтовые воды, течь системы водоснабжения и водоотведения) режимного корпуса N.
Решением Ленинского районного суда г..Владивостока от 28 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 марта 2023 года, административное исковое заявление прокуратуры Приморского края удовлетворено частично. На ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю с целью проведения работ по текущему ремонту помещений камеры N (режимный корпус N), камер N N, N N (режимный корпус N), а именно: антигрибковой обработке стен, потолка, их оштукатуриванию, покраске, побелке, замене деревянного покрытия полов и их покраске; по выявлению причин разрушения стены здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, с целью установления вида ремонта (текущий или капитальный) для последующего устранения этих причин и восстановления фасада здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, режимного корпуса N. На ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение года с момента поступления денежных средств на эти цели осуществить работы по текущему ремонту помещений камеры N (режимный корпус N), камер N N, N (режимный корпус N), а именно: антигрибковой обработке стен, потолка, их оштукатуриванию, покраске, побелке, замене деревянного покрытия полов и их покраске; по выявлению причин разрушения стены здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, установлению вида ремонта (текущий или капитальный).
Также на ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю возложена обязанность в течение шести месяцев с момента выявления причин разрушения стены здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, и определения вида ремонтных работ, провести действия, направленные на восстановление фасада здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, и на установление причин, влекущих разрушение стены здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат, режимного корпуса N.
1 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю, поданная через Ленинский районный суд г.Владивостока 25 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что источником финансирования деятельности ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю являются средства федерального бюджета. Распределителем денежных средств является ГУФСИН России по Приморскому краю. Объем выделяемых денежных средств не позволяет осуществить работы по текущему и капитальному ремонту во всех камерных помещениях, а также работы по восстановлению фасада здания, в котором расположен банно-прачечный комбинат и устранению причин разрушения стены здания. Административным истцом не учтены объективные возможности административных ответчиков в части выделения дополнительного финансирования и осуществления заявленных видов работ в установленный срок.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 года кассационная жалоба ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Положениями ст.23 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, что прокуратуройПриморского краяв 2021 году проведена поверка ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России поПриморскому краю, в ходе которой установлено, что в камерахN, N в спортивных залах (режимный корпус N), коридоре поста (режимный корпус N) стены находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии: отмечается повсеместное отслоение штукатурки, отделки стен и потолка, следы серого налёта (плесень). В указанных помещениях требуется проведение текущего ремонта: антигрибковой обработки стен, потолка, их оштукатуривание, побелка и покраска, ремонт деревянного покрытия полов и их покраска. В камерахN N измеренные специалистом филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-25 ФСИН России параметры искусственной освещённости не соответствуют нормативам - СП 15-01 "Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России", утвержденным приказом Минюста России от28.05.2001 N 161. Кроме того, фасад здания, в котором размещается банно-прачечный комбинат, частично разрушен по причине его постоянного намокания и произрастания многочисленных растений в месте разрушения.
В связи с выявленными нарушениями прокуратуройПриморского краяв адрес начальника ГУФСИН России по Приморскому раю вносились соответствующие представления об устранении выявленных недостатков, однако, в справке о результатах проверки факта устранения выявленных нарушений по результатам рассмотрения указанных представлений зафиксировано, что вышеперечисленные нарушения не были устранены.
Частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды нижестоящих судебных инстанций, руководствовуясь положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", согласно которым финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, а также раздела II Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", в соответствии с которыми ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, пришли к выводу о том, что выявленные и неустранённые до настоящего времени недостатки в содержании имущества СИЗО-1 (неудовлетворительное санитарно-техническое состояние камер N и частичное разрушение фасада здания, в котором размещается банно-прачечный комбинат) свидетельствуют о нарушении положений действующего законодательства.
Кроме того, суды исходили из того, что ГУФСИН России поПриморскому краюобеспечивает в соответствии законодательством Российской Федерации условия содержания осуждённых и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Главного управления и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений (пп.1, 2 п.15 Положения о ГУФСИН поПриморскому краю, утв. приказом ФСИН России от11.06.2015 N 518), а ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России поПриморскому краюосуществляет, в частности, материально-бытовое обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, содержащихся в Учреждении; эксплуатацию, техническое обслуживание и охрану Учреждения, а также необходимые меры по его сохранению и рациональному использованию; строительство и ремонт объектов, обеспечивающих жизнедеятельность Учреждения (2.5.2 Устава СИЗО-1).
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административных ответчиков, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Кроме того, в случае невоозможности исполнения судебного решения в установленные сроки, сторона ответчика на основании в ч.1 ст. 189 КАС РФ не лишена возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения суда.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 28 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Приморскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.