Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Репиной Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы представителя ФКУЗ МСЧ N37 ФСИН России Кошокиной Н.А, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области", УФСИН России по Ивановской области Тениной А.В. на решение Палехского районного суда Ивановской области от 27 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 февраля 2023 года, вынесенные по административному делу N 2а-714/2022 по административному исковому заявлению ФИО9 к ФСИН России, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий), присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с административным иском о признании незаконными действий (бездействия) в части необеспечения его рабочим местом, неоказанием надлежащей медицинской помощи по имеющемся у него заболеваниям; взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере "данные изъяты" рублей.
В обоснование требований указав, что с октября 2013 по май 2015 года ФИО3 отбывал наказание по приговору суда в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, где грубо нарушались его права, на протяжении всего периода: он не был трудоустроен, хотя неоднократно обращался к администрации учреждения о трудоустройстве, предоставлении ему возможности самостоятельно трудиться и получать заработную плату для приобретения предметов первой необходимости.
Также в учреждении ему не оказывалась должная медицинская помощь по имеющимся у него заболеваниям: гепатит "С", гастрит, панкреатит, ЯВДПК. Не проводилось должное обследование, осмотр врачом-инфекционистом, заборы анализов крови, мочи. Он своевременно не был поставлен на учет по гепатиту "С" и по имеющимся у него хроническим заболеваниям. Своевременно не были произведены заборы анализа крови на ВИЧ-инфекцию. Впоследствии через шесть месяцев после освобождения у него был выявлена ВИЧ-инфекция.
Решением Палехского районного суда Ивановской области от 27 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 февраля 2023 года, признаны незаконными действия (бездействия) ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области в части нетрудоустройства осужденного ФИО3; признаны незаконными действия (бездействия) ФКУЗ МСЧ-N37 ФСИН России в части ненадлежащего оказания медицинской помощи по имеющимся у Нефедова В.В. заболеваниям; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО3 взыскана компенсация в размере "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 7 апреля 2023 года, представитель ФКУЗ МСЧ N37 ФСИН России просит отменить решение суда и апелляционное определение с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований, указывая, что допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что каких-либо доказательств, с достоверностью подтверждающих то обстоятельство, что ФИО3 в условиях изоляции от общества оказывалась ненадлежащая медицинская помощь, в материалах дела не имеется.
В кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области", УФСИН России по Ивановской области Тениной А.В. ставится вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на пропуск срока обращения в суд с заявленными требованиями. Суд не принял во внимание, что ФИО3 не трудоустраивался в колонии по личным обстоятельствам. Ссылки административного истца о наличии препятствий к трудоустройству голословны. Обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья истца, не установлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств и допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывал наказание в ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области с 2.10.2013 по 12.05.2015 по приговору Дмитровского городского суда Ивановской области от 11.12.2012, которым был осужден по ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса Российской Федерации окончательно к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2.10.2019 N 2282-р ФКУ "Объединение исправительных колоний N 11 УФСИН по Ивановской области" реорганизовано в форме разделения на федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области" и федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области".
В настоящее время ФИО3 отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Владимирской области по приговору Дмитровского городского суда Московской области от 03.07.2019 года, которым осужден по п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ окончательно к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительной колонии, выразившихся в том, что он не трудоустроен, лишен права на труд, а также в связи с ненадлежащим медицинским обследованием, медицинской помощью.
Разрешая заявленные требования, суды двух инстанций, руководствуясь требованиями Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказом Минсоцразвития Российской Федерации N 640, Приказом Министерства юстиции Российской Федерации N 190 от 17.10.2005, утвердившим Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, который действовал в рассматриваемом периоде, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2012 N 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", пришли к выводам, что в период его содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области допущены нарушения, выразившиеся в недостатках и дефектах оказания медицинской помощи по имеющимся у него заболеваниям с нарушением действующих порядков и стандартов оказания такой помощи, а также в необеспечении административного истца рабочим местом, невозможности трудиться.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, характер и продолжительность допущенных нарушений, суд взыскал в пользу административного истца сумму компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 50 000 рублей.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5).
Приходя к выводу о том, что факт ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области, нарушающих права и законные интересы административного истца, в части ненадлежащего оказания медицинской помощи, нашел свое подтверждение относимыми и допустимыми доказательствами, суды первой и апелляционной инстанций в основу решения положили доказательства, представленные, в том числе, должностными лицами административного ответчика, подтвержденные первичными документами.
По делу установлено, что при поступлении в исправительное учреждение ФИО3 был взят на диспансерный учет с диагнозом: наркомания. На диспансерный учет с имеющимся у него заболеванию "гепатит С" в нарушение требований приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2012 N 69н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях", ФИО3 взят не был, клинико-лабораторное обследование не проведено, диспансерное наблюдение в отношении него по данному заболеванию с необходимой периодичностью не производилось.
При этом отклонена ссылка административного ответчика на имеющуюся в анкете запись о взятии ФИО3 на "Д" учет от 13 сентября 2013 года, поскольку в исправительное учреждение Ивановской области осужденный прибыл 2 октября 2013 года.
Отвергая доводы административного истца о ненадлежащем оказании ему медицинской помощи при наличии у него таких заболеваний как язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, язвенная болезнь желудка и панкреатита, необеспечения его лекарственными препаратами, суды указали, что каких-либо жалоб относительно заболеваний ЖКТ в период отбывания наказания осужденный не заявлял, отклонений в состоянии здоровья в данной части в период отбывания наказания не установлено.
Разрешая требования о компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившихся в необеспечении административного истца рабочим местом, невозможности трудиться, суды исходили из того, что имело место обращение ФИО3 в администрацию учреждения с просьбами о его трудоустройстве, из медицинской карты N 14212 следует, что 24.10.2013 он был осмотрен врачом на предмет трудоустройства на швейное производство, установлен диагноз: соматически здоров, трудоспособен. Из справки от 30 сентября 2022 года следует, что в период отбывания ФИО3 наказания вакантные места в исправительном учреждении имелись, в связи с чем административному истцу могли быть предоставлены рабочие места, однако этого сделано не было.
Ненадлежащее исполнение администрацией исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области обязанности трудоустройства осужденных зафиксировано в акте прокурорского реагирования Ивановской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивановской области от 31.03.2014 N, представленного в материалы дела, из которого следует, что администрацией исправительного учреждения достаточных мер по привлечению осужденных к общественно-полезному труду, на оплачиваемых работах, не принимается, в среднем занято лишь менее 40 % осужденных, о чем отмечено районным судом в решении.
Учитывая отсутствие допустимых и достоверных доказательств создания ФИО3 условий содержания в соответствии с требованиями закона, суды пришли к обоснованным выводам об установлении фактов нарушения прав и законных интересов административного истца.
Вопрос значимости допущенных нарушений для административного истца учтен, в том числе при определении размера компенсации. Вопрос размера компенсации разрешен должным образом, сумма компенсации с учетом характера нарушений, является разумной и справедливой.
Доводы жалобы о том, что истцу оказывалась надлежащая медицинская помощь, опровергаются имеющимися в деле копиями медицинский документов. Сведений о постановке на диспансерный учет с имеющимся заболеванием "гепатит С", стадии заболевания, проведении соответствующих обследований, медицинские документы не содержат. Установление указанного нарушения само по себе является достаточным основанием для присуждения компенсации в порядке ст. 227.1 КАС РФ.
Судом восстановлен пропущенный административным истцом трехмесячный срок для обращения в суд.
При этом учтено, что после освобождения 12 мая 2015 года по отбытии срока из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области административный истец был несколько раз осужден, практически все время с даты освобождения из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области до вынесения в отношении его последнего приговора 3.07.2019 находился под следствием (с заключением под стражу в период с 02.04.2019 по 03.07.2019) и в местах лишения свободы (с 18.11.2015 по 18.01.2019).
Таким образом, наличие оснований для восстановления срока на обращение в суд было проверено судом, который в пределах предоставленной законом свободы усмотрения счел причины пропуска срока уважительными на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела.
Доводы жалоб по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, они аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана правовая оценка.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств по делу в силу норм статьи 329 КАС РФ в полномочия судебной коллегии не входит.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия, определила:
решение Палехского районного суда Ивановской области от 27 октября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 28 февраля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы представителя ФКУЗ МСЧ N37 ФСИН России Кошокиной Н.А, представителя Федеральной службы исполнения наказаний, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области", УФСИН России по Ивановской области Тениной А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 4 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.