Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Захаровой С.В, судей Курчевской С.В. и Матушкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД ЛНР о признании незаконным решения и возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2/07/8/23)
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда "адрес" ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила суд признать незаконным решение Министерства внутренних дел ФИО2 Республики (далее также - МВД ЛНР) об отказе в пересмотре выслуги лет (письмо МВД ЛНР от ДД.ММ.ГГГГ N); обязать ответчика в связи с изменением законодательства, влияющего на выслугу лет, произвести перерасчет выслуги лет истца для назначения пенсии; обязать ответчика подготовить и направить в Пенсионный фонд ФИО2 Республики новый расчет выслуги лет для приобщения к пенсионному делу истца.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ согласно Положению о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел уволена из органов МВД ЛНР по п. 64 "ж" (по собственному желанию). Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 21 год 11 месяцев и 2 дня, в льготном исчислении - 22 года 01 месяц и 13 дней.
Постановлением Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, утвержденный постановлением Совета ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормативных правовых актов в сфере пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц на территории ФИО2 Республики" (с изменениями), а именно: дополнен подпункт "а" подпункта 2.4.2 пункта 2.4 абзацем десятым о том, что расчет выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях исчисляется один месяц военной службы (службы) за три месяца.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Министерство внутренних дел ФИО2 Республики с заявлением о внесении изменений в расчет выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с вступлением в силу изменений в законодательство. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N МВД ЛНР отказало в пересмотре выслуги лет в связи с отсутствием правовых оснований, а также в связи с отсутствием нормативного правового акта, регламентирующего порядок проведения перерасчета ранее исчисленной выслуги лет, с чем истец не согласна.
Определением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Ленинского районного суда "адрес" ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене решения Ленинского районного суда "адрес" ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ, как незаконных.
ФИО1 полагает ошибочными выводы суда об отсутствии у ответчика оснований для внесения изменений в расчет ее выслуги лет для назначения пенсии по мотиву того, что постановление Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N не содержит норм, предусматривающих распространение его действия на период до ДД.ММ.ГГГГ либо в отношении бывших сотрудников органов внутренних дел, уволенных со службы до его принятия. Указывает, что проходила службу в органах внутренних дел ЛНР на момент введения на территории ФИО2 Республики приказом Главы ЛНР от ДД.ММ.ГГГГ N военного положения, которое действовало на момент увольнения ее из органов внутренних дел, в связи с чем постановление Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N распространяет на нее свое действие.
От МВД ЛНР и ГУ ЛНР - Пенсионного фонда ЛНР поступили возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела представитель третьего лица ГУ ЛНР - Пенсионного фонда ЛНР, просивший о рассмотрении дела в свое отсутствие, истец ФИО1 и представитель ответчика МВД ЛНР, не представившие сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела по доводам жалобы и материалам дела допущено не было.
Как установлено судом и следует из обжалуемых судебных постановлений, ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила службу в органах внутренних дел ФИО2 Республики и ДД.ММ.ГГГГ уволена в запас по п. 64 "ж" (собственному желанию) Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденного постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N (применяемому на территории ФИО2 Республики согласно ч.2 ст. 86 Конституции ФИО2 Республики в редакции ДД.ММ.ГГГГ).
Выслуга лет на день увольнения истца в календарном исчислении составляет 21 год 11 месяцев 02 дня, в льготном исчислении - 22 года 01 месяц 13 дней.
ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в управлении пенсионного обеспечения военнослужащих и некоторых других категории граждан Государственного учреждения ФИО2 Республики -Пенсионный фонд ЛНР и получает пенсию за выслугу лет.
Согласно протоколу по пенсионному делу N - МВД ЛНР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена пенсия за выслугу лет 22 (календ. 21) в размере 56 % денежного обеспечения бессрочно в размере 29 475, 26 руб.
Постановлением Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения во Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц, а именно: подпункт "а" подпункта 2.4.2 пункта 2.4 дополнен абзацем десятым, согласно которому в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается на льготных условиях один месяц военной службы (службы) за три месяца "время прохождения службы в органах внутренних дел ФИО2 Республики (в том числе время нахождения в служебной командировке) в период действия военного положения и (или) в условиях чрезвычайного положения, со дня введения военного положения, но не ранее дня создания Министерства внутренних дел ФИО2 Республики и не позднее дня отмены действия военного положения либо со дня введения чрезвычайного положения, но не ранее дня создания Министерства внутренних дел ФИО2 Республики и не позднее дня отмены чрезвычайного положения.".
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в МВД ЛНР с заявлением, в котором просила внести изменения в расчет выслуги лет для назначения пенсии в связи со вступлением в законную силу постановления Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
Письмом Управления по работе с личным составом Министерства внутренних дел ФИО2 Республики N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в пересмотре выслуги лет согласно постановлению Правительства ФИО2 Республики N от ДД.ММ.ГГГГ отказано со ссылкой на то, что указанное постановление вступило в силу со дня его подписания, то есть ДД.ММ.ГГГГ, и действующим законодательством ФИО2 Республики не предусмотрено применение указанных изменений во Временный порядок в отношении лиц, уволенных из органов внутренних дел до введения таковых, а также в связи с тем, что отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок проведения перерасчета ранее исчисленной выслуги лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-II "О назначении и выплате пенсий на территории ФИО2 Республики", вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ постановления Совета ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении нормативных правовых актов в сфере пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц на территории ФИО2 Республики", которым утверждены Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц (далее - Временный порядок) и Порядок предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсии лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам (далее - Порядок), и исходил из того, что у Министерства внутренних дел ФИО2 Республики отсутствовали правовые основания для внесения изменений в расчет выслуги лет для назначения пенсии ФИО1, поскольку постановление Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, которым в подпункт "а" подпункта 2.4.2 пункта 2.4 Временного порядка внесены дополнения, предусматривающие льготное исчисление выслуги лет в органах внутренних дел ЛНР для назначения пенсии в период действия военного положения и (или) в условиях чрезвычайного положения, не содержит норм, предусматривающих распространение его действия на период до ДД.ММ.ГГГГ либо в отношении лиц, указанных в п. 1.2 Временного порядка, уволенных со службы до его принятия, а перерасчет выслуги лет лицам, уволенным со службы в органах внутренних дел, в соответствии с действующим законодательством возможен только в случае представления дополнительных документов, подтверждающих неучтенные периоды службы, однако таких обстоятельств по делу не установлено.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, их правовым и фактическим обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судебных инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
На момент назначения ФИО1 пенсии за выслугу лет ДД.ММ.ГГГГ действовал Временный порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц и Порядок предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсии лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим лицам, утвержденные постановлением Совета ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно п. 1.3 Временного порядка лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел и имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их с военной службы (службы).
Пунктом 2.1 Временного порядка установлено, что право на назначение пенсии получают лица, имеющие определенную Временным порядком выслугу лет на момент увольнения из органов внутренних дел.
Согласно п. 2.5 Временного порядка расчет выслуги лет для назначения пенсии в соответствии с настоящим Временным порядком осуществляется уполномоченными структурными подразделениями, указанными в пункте 6.1 настоящего Временного порядка, через которые подается заявление о назначении пенсии, которым в том числе относится уполномоченное структурное подразделение Министерства внутренних дел ФИО2 Республики, к которым, в соответствии с Инструкцией по организации работы по оформлению документов для назначения пенсий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел ФИО2 Республики, уволенным со службы, и членам их семей, утвержденной приказом МВД ЛНР от ДД.ММ.ГГГГ N (зарегистрирована в Министерстве юстиции ЛНР ДД.ММ.ГГГГ за N, далее также - Инструкция), является подразделение по работе с личным составом в системе МВД ЛHP (п. 2.2), расчет выслуги лет составляется не позднее 10 дней после увольнения со службы (п. 3.1).
Указанная Инструкция предусматривает, что исчисленная выслуга лет (в календарном порядке и отдельно на льготных условиях) указывается в приказе на увольнение (п. 3.1.4); в случае, если после увольнения лицо, которому назначена пенсия, представило дополнительные документы, подтверждающие неучтенные периоды службы, в приказ об увольнении в части выслуги лет могут быть внесены изменения (п. 3.1.5).
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что расчет выслуги лет для назначения пенсии осуществляется подразделением по работе с личным составом в системе МВД ЛНР при увольнении из органов внутренних дел в соответствии с нормами Временного порядка, действующими на момент увольнения, а перерасчет выслуги лет возможен только в случае представления дополнительных документов, подтверждающих неучтенные периоды службы.
Постановлением Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения во Временный порядок, а именно, подпункт "а" подпункта 2.4.2 пункта 2.4 дополнен абзацем десятым следующего содержания: "время прохождения службы в органах внутренних дел ФИО2 Республики (в том числе время нахождения в служебной командировке) в период действия военного положения и (или) в условиях чрезвычайного положения, со дня введения военного положения, но не ранее дня создания Министерства внутренних дел ФИО2 Республики и не позднее дня отмены действия военного положения либо со дня введения чрезвычайного положения, но не ранее дня создания Министерства внутренних дел ФИО2 Республики и не позднее дня отмены чрезвычайного положения.".
Тем самым, время прохождения службы в органах внутренних дел ФИО2 Республики (в том числе время нахождения в служебной командировке) в период действия военного положения и (или) в условиях чрезвычайного положения стало засчитываться в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел ЛНР на льготных условиях - один месяц военной службы (службы) за три месяца.
Частями 1, 2 ст. 4 Гражданского Кодекса ФИО2 Республики предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Таким образом, нововведения, касающиеся льготного исчисления выслуги лет в органах внутренних дел ЛНР для назначения пенсии в период действия военного положения и (или) в условиях чрезвычайного положения, начали действовать с даты вступления постановления Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N в законную силу, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ (п. 2 постановления).
Постановление Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N не содержит прямого указания о распространении его действия на период до ДД.ММ.ГГГГ либо в отношении лиц, указанных в п. 1.2 Временного порядка, уволенных со службы до его принятия.
С учетом изложенного, на ФИО1, уволенную из органов внутренних дел с правом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до вступления в силу постановления Правительства ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, не распространяется его действие, а доводы кассационной жалобы ФИО1 об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, в связи с чем отклоняются, как необоснованные.
Приведенные в кассационной жалобе ФИО1 иные доводы не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств. Между тем, оценка доказательств и отражение ее результатов в судебных актах является проявлением дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти. В силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции правом самостоятельно устанавливать обстоятельства и давать иную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Судебная коллегия полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности не вызывают, а доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 379? Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации не могут повлечь их отмену в кассационном порядке, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Ленинского районного суда "адрес" ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда ФИО2 Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.