Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей фио, фио, при секретаре М.А. Шаутаевой, с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе В.М. Шмидта на решение Тверского районного суда адрес от 5 сентября 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного иска В.М. Шмидта к Московской городской избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе во включении в списки избирателей,
УСТАНОВИЛА:
В.М. Шмидт обратился в суд с административным исковым заявлением к Московской городской избирательной комиссии, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе во включении в списки избирателей, обязании включить в списки избирателей, мотивируя свои требования тем, что ему незаконно отказано во включении в списки избирателей на выборах Мэра адрес о мотиву отсутствия регистрации по места жительства в столице. Однако, несмотря на отсутствие такой регистрации, он фактически проживает в адрес по месту жительства супруги, поэтому отказ избирательной комиссии нарушает его права.
Решением Тверского районного суда адрес от 5 сентября 2023 года отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии В.М. Шмидт поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Московской городской избирательной комиссии по доверенности фио просила решение суда оставить без изменения, представила письменные возражения.
Исследовав материалы административного дела, выслушав стороны, заключение прокурора фио, полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает, что отсутствуют предусмотренные частью 2 ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Судом при рассмотрении дела установлено, что В.М. Шмидт с 21 июня 2023 года не имеет места жительства (регистрации) в адрес, поскольку был снят с регистрационного учета по адресу: адрес.
23 августа 2023 года он обратился в Московскую городскую избирательную комиссию в целях реализации своего активного избирательного права на выборах Мэра Москвы, которые должны состояться 10 сентября 2023 года.
30 августа 2023 года Московская городская избирательная комиссия по итогам рассмотрения заявления приняла решение об отклонении заявления В.М. Шмидта о включении его в список избирателей, поскольку он жителем адрес на момент обращения не является.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия (бездействие) административного ответчика соответствуют требованиям действующего избирательного законодательства, а административный истец не может быть признан жителем Москвы для целей реализации своего активного избирательного права, поскольку не имеет действующей регистрации по месту жительства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах материального и процессуального права, соответствующими установленным обстоятельствам дела.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 статьи 4 названного Закона).
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения места его жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт пребывания (временного пребывания, нахождения) гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме). Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Включение гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на территории определенного избирательного участка, участка референдума осуществляется в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона (пункт 4 статьи 17 Закона).
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, осуществляется главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Основанием для регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории муниципального образования является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) избирателей, участников референдума на соответствующей территории. Указанный факт устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Закона).
Согласно статье 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяющей порядок голосования, установлено, что бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения; при проведении выборов Президента Российской Федерации избиратель, который будет находиться в день голосования вне места своего жительства, вправе подать в избирательную комиссию, комиссию референдума заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения (далее в настоящем пункте - заявление) в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации (далее в настоящем пункте - порядок). Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлении паспорта (в период замены паспорта - временного удостоверения личности). Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком. Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями.
Избиратель, участник референдума, подавший заявление, исключается из списка избирателей, участников референдума по месту своего жительства. Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения. В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения. Информация о подаче заявления избирателем, участником референдума, в том числе об избирательном участке, участке референдума, на котором избиратель, участник референдума, подавший заявление, должен быть в соответствии с порядком включен в список избирателей, участников референдума, обрабатывается и доводится до сведения соответствующих территориальных и участковых комиссий, в том числе с использованием ГАС "Выборы". Информация о числе избирателей, участников референдума, подавших заявления, отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с порядком. В этом случае голосование по открепительным удостоверениям и предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона досрочное голосование не проводятся.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2 статьи 65 настоящего Федерального закона.
Согласно Закону адрес от 6 июля 2005 года N 38 "Избирательный кодекс адрес" (далее Избирательный кодекс адрес) в список избирателей включаются жители адрес, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
В силу статьи 3 Избирательного кодекса адрес житель адрес - гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории адрес, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации; избиратель - житель адрес, обладающий активным избирательным правом.
В соответствии со статьей 8 Избирательного кодекса адрес основанием для регистрации (учёта) избирателей является факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) гражданина Российской Федерации на территории адрес, который устанавливается органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах адрес в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 10 Избирательного кодекса адрес основанием для включения избирателя в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - факт пребывания (временного пребывания) на территории этого участка. Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) избирателя на территории избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах адрес в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Суд первой инстанции проанализировав вышеуказанные нормы права, правомерно учел, что исходя из установленного законом принципа свободы передвижения гражданина на адрес, права самостоятельно определять место жительства и места своего пребывания, заявительного характера регистрации по месту жительства В.М. Шмидт, не зарегистрированный в установленном порядке в адрес, не может быть признан жителем города и не обладает активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти адрес, в связи с чем, у избирательной комиссии отсутствовали основания для его включения в списки избирателей.
Таким образом, требования административного истца об оспаривании решения об отказе во включении в списки избирателей не подлежали удовлетворению, оснований для отмены состоявшегося решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела не обоснованы и не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение принято судом при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оно является законным и обоснованным и отмене не подлежит. Апелляционная жалоба не содержит доводов, являющихся основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тверского районного суда адрес от 5 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России. Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.