Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михайловой Р.Б, с участием прокурора Цветковой О.В, при секретаре Берестове И.М, рассмотрев в открытом заседании административное дело N 3а-5417/2023 по административному исковому заявлению ЗАО "Северная Башня" об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость",
УСТАНОВИЛ:
28 ноября 2014 года Правительством Москвы принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - постановление Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года).
Данный нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы" N 67, а также 28 ноября 2014 года размещен на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru; действует с последующими дополнениями и изменениями.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 23 ноября 2021 года N 1833-ПП, вступившего в силу с 1 января 2022 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год). Нормативный правовой акт опубликован 7 декабря 2021 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 31, т. 2, 3, 4, 5, 6, размещен 24 ноября 2021 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Пунктом 1.1 постановления Правительства Москвы N 700-ПП от 28 ноября 2014 года (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП, вступившего в силу с 1 января 2023 года) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год). Нормативный правовой акт размещен на официальном портале Мэра и Правительства Москвы http://www.mos.ru, 23.11.2022, опубликован в издании "Вестник Москвы", N 67, том 1, 06.12.2022.
В Перечни на 2022 и 2023 годы под пунктами, соответственно, 21148 и 20183 включено нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0005016:1075, по адресу: г. Москва ул. 3-я Магистральная, д. 10, стр. 1 (далее - Здание).
Административный истец ЗАО "Северная башня" обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими вышеуказанные пункты Перечни на 2022-2023 годы, ссылаясь на то, что Здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статье 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Москвы от 5 ноября 2003 года N 64); снесено, о чем составлен акт от 28 декабря 2021 года, и 10 марта 2022 года снято с кадастрового учета.
Требования мотивированы административным истцом увеличением налогового бремени.
В судебном заседании представитель административного ответчика заявил ходатайство о прекращении производства по административному делу в части требований об оспаривании пункта 20183 Перечня на 2023 год, ссылаясь на то, что указанная норма прав ЗАО "Северная башня" не затрагивает.
Представитель административного истца в судебном заседании возражал против удовлетворения ходатайства, настаивал на рассмотрении заявленных требований по существу.
Прокурор против прекращения производства по делу в части не возражал.
Исследовав материалы административного дела, выслушав мнения участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Применительно к указанному в Определении от 28 июня 2018 года N 1651-О Конституционным Судом Российской Федерации справедливо отмечено, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, то есть возможность оспаривания нормативного правового акта (полностью или в части) предусмотрена только для лиц, которые, будучи субъектами регулируемых данным актом (конкретной его частью) отношений, полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Таким образом, по общему правилу нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом в случае, если таковой нарушает или может нарушить либо иным образом затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 КАС РФ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 194, части 1 статьи 214, пункту 3 части 1 статьи 128 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что права на Здание, площадью 4 241, 7 кв.м, были зарегистрированы на имя административного истца в период с 28 июля 2020 года по 10 марта 2022 года; сведений о том, что налоговым органом административному истцу выставлены требования об уплате налога за Здание за 2023 год, ЗАО "Северная башня" не представлено, как и, в целом, доказательств участия в налоговых отношениях по Зданию после 10 марта 2022 года и, в частности, применительно к Перечню на 2023 год.
При таких данных, суд находит, что оснований полагать, что пунктом 20183 Перечня на 2023 год права административного истца нарушаются, не имеется; напротив, представляется, что они указанным нормативным положением не затрагиваются, что является основанием для прекращения производства по административному делу в данной части.
Проверка судом общей юрисдикции в порядке абстрактного нормоконтроля законности нормативных правовых актов и признание их недействующими недопустимы вне связи с защитой каких-либо субъективных прав заявителя. Основным фактором, определяющим потребность в судебной защите, является нарушение оспариваемым нормативно-правовым актом прав, свобод и законных интересов заявителя, а целью - восстановление нарушенного права.
Ссылки представителя административного истца на то, что пункт 20183 Перечня на 2023 года, очевидно, противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, сами по себе не означают того, что в настоящем случае имеются установленные законом необходимые условия для проверки этой части нормативного правового акта в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 128, 194, 214, 198-199 КАС РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
прекратить производство по административному делу N 3а-5417/2023 по административному исковому заявлению ЗАО "Северная Башня"
в части требований об оспаривании постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции постановления Правительства Москвы от 22 ноября 2022 года N 2564-ПП) в части включения в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к постановлению) пункта 20183.
Определение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его вынесения. Частная жалоба подается через Московский городской суд.
Мотивированное определение изготовлено 19 сентября 2023 года
Судья Московского
городского суда Р.Б. Михайлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.