Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ОАО "РЖД" фио на постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта фио (ЦУГЖН Ространснадзор) N 51-0143-2021 от 22 декабря 2021 г., решение судьи Басманного районного суда адрес от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО адрес,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Восточного транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры от 03 декабря 2021г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ в отношении Открытого акционерного общества адрес (далее ОАО "РЖД").
Постановлением главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта фио (ЦУГЖН Ространснадзор) N 51-0143-2021 от 22 декабря 2021 года ОАО "РЖД"
привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа.
Решением судьи Басманного районного суда адрес от 31 августа 2022 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
На данные решение судьи и постановление должностного лица представителем Общества в Московский городской суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос об их отмене и прекращении производства по делу в связи с неоднократным привлечением Общества надзорным органом за совершение указанного правонарушения.
В судебное заседании Московского городского суда защитник ОАО "РЖД" не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащем образом, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.
Представитель Восточной транспортной прокуратуры в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых решения судьи и постановления должностного лица.
Согласно диспозиции статьи 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, Восточной транспортной прокуратурой проведена проверка на платформах адрес, Горьковского направления адрес - филиала ОАО "РЖД", расположенной в непосредственной близости от д.27 по адрес Балашиха, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов и маломобильных групп населения, указанные в акте проверки от 22.11.2021г.
Неисполнение требований законодательства о социальной защите инвалидов может привести к нарушению их права на беспрепятственное пользование объектами транспортной инфраструктуры.
В этой связи 03.12.2021 Восточным транспортным прокурором в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ. Материалы направлены в ЦУГЖН Ространснадзора.
По результатам рассмотрения дела 22.12.2021 должностным лицом ЦУГЖН Ространснадзора вынесено постановление о назначении ОАО "РЖД" административного наказания.
Факт совершения ОАО "РЖД" административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, и его виновность, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; решение о проведении проверки от 17.11.2021 N 53; акт проведенной проверки от 22.11.2021 с приложением фотоматериала; уведомление о вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; административном правонарушении; пояснительная записка представителя ОАО "РЖД"; уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении; постановление о назначении административного наказания; письменные возражения по делу об административном правонарушении; договор аренду имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", дополнительное соглашение к нему; акт приема-передачи объектов недвижимого имущества пассажирского пригородного комплекса ОАО "РЖД".
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности вины ОАО "РЖД" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, ОАО "РЖД" обоснованно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, данных о том, что Обществом были приняты необходимые меры для приспособления сооружения, созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры и пользования железнодорожным транспортом не представлено.
Действия ОАО "РЖД" правильно квалифицированы по статье 9.13 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в области защиты прав инвалидов и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что указанный в постановлении объект не является вновь вводимым в эксплуатацию и прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом, в связи с этим требования ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры на указанные ОТИ не распространяются, иного вывода по делу не влекут, поскольку действительно, в силу части 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов", положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, статьей 80 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих региональное и местное значение, в том числе пассажирских платформ, осуществляется за счет собственных средств владельцев инфраструктуры, перевозчиков, иных физических и юридических лиц, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных, не запрещенных законом источников.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения его следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Обязанность по предоставлению доказательств доступности беспрепятственного пользования, наличия либо отсутствия необходимости в установке специальных приспособлений, а также возможность установления иных приспособлений для перемещения маломобильных групп населения, в данном случае возлагается на ОАО "РЖД", которым такие доказательства представлены не были.
Федеральный закон N 181-ФЗ вступил в силу в 1995 году, следовательно, ОАО "РЖД" имело возможность предпринять все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Ссылка защитника на то, что общество не является субъектом вменяемого правонарушения, в силу заключенного договора аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", согласно условиям которого арендатор принял на себя обязательства по обеспечению надлежащего содержания и эксплуатации арендуемых объектов, а также обязан обеспечить на арендованных площадях исполнение требований законодательства по обеспечению доступности инфраструктуры и услуг для пассажиров из числа инвалидов, не может быть признана состоятельной, поскольку вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Наличие договорных отношений не освобождает собственника от исполнения требований Закона.
Таким образом, ОАО "РЖД" является субъектом вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем, Федеральный закон N 181-ФЗ вступил в силу в 1995 году, следовательно, ОАО "РЖД" имело возможность предпринять все зависящие от него меры в целях исполнения требований законодательства о соблюдении прав инвалидов.
Обстоятельства совершения административного правонарушения были предметом рассмотрения должностного лица. При вынесении постановления были учтены все обстоятельства административного правонарушения.
Основания для применения норм части 2 статьи 4.4 КоАП РФ и объединения дел в одно производство не имеется, поскольку ОАО "РЖД" вменены нарушения требований нормативно-правовых актов, имевшие место на различных объектах и в разное время.
Таким образом, доводы жалобы о том, что в нарушение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности на основании еще 19 постановлений должностного лица в рамках проведения одной проверки за одно и то же административное правонарушение, подлежат отклонению, поскольку основаны на не правильном толковании норм действующего законодательства.
Основания для освобождения ОАО "РЖД" от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ не установлены в судебном заседании.
Административное наказание ОАО "РЖД" назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ и соответствует санкции ст. 9.13 КоАП РФ.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора за безопасностью движения Центрального управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта фио (ЦУГЖН Ространснадзор) N 51-0143-2021 от 22 декабря 2021 г, решение судьи Басманного районного суда адрес от 31 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.13 КоАП РФ, в отношении ОАО адрес - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.