Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации муниципального района "Заполярный район"
от 6 ноября 2012 г. N 2334п
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования муниципального района "Заполярный район"
на 2013-2015 годы"
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2013-2015 годы"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Разработка Программы вызвана необходимостью дальнейшего повышения качества и расширения доступности образования.
Реализация долгосрочной целевой программы "Развитие образования муниципального района "Заполярный район" на 2011-2012 годы" (далее - Программа) позволила создать основы для качественных изменений в процессе обучения и воспитания обучающихся. В соответствии с концепцией модернизации российского образования роль образования определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике.
Основной целью в деятельности Управления образования в предыдущие годы являлось создание механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели решались в первоочередном порядке следующие приоритетные и взаимосвязанные задачи:
- обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение современного качества дошкольного, общего, дополнительного образования;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования и другие.
Программные мероприятия были также направлены и на решение этих задач.
Система образования Заполярного района была представлена сетью учреждений различных типов и видов:
13 средних школ, 6 основных школ, 3 начальные школы, 8 школ-детских садов, 21 дошкольное учреждение, 3 учреждения дополнительного образования детей.
Система образования Заполярного района находится под общим влиянием социально-экономической и демографической ситуации и претерпевает изменения.
В целях оптимизации системы образования продолжалось проведение мероприятий по реструктуризации сети образовательных учреждений, в результате которых реорганизованы путем слияния образовательные учреждения в д. Верхняя Пеша.
Начиная с 2010 года, активно велась работа по вопросу передачи государственных полномочий по организации предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также детям с ограниченными возможностями здоровья, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.
В результате данной работы созданы два учреждения: Муниципальное казенное образовательное учреждение Заполярного района "Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат имени А.П. Пырерки" и Муниципальное казённое образовательное учреждение Заполярного района для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Ненецкая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида".
В связи с созданием двух учреждений количество обучающихся в образовательных учреждениях Заполярного района в 2012 году увеличилось.
В школах Заполярного района работает более 400 педагогических работников. 35% учителей имеют возраст от 35 до 50 лет, когда накопленный педагогический опыт позволяет более уверенно выходить на инновационный поиск и решение задач развития образования.
Более 60% учителей имеют высшее образование. Успешно прошли аттестацию и получили квалификационную категорию более 65% учителей. Среди воспитателей чуть более 18% имеют высшее образование; более 60% - воспитатели в возрасте от 30 до 49 лет. Невысок удельный вес педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, имеющих высшую и первую квалификационную категории (18%).
Таким образом, необходимо продолжить работу по подготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учётом современных тенденций развития образования, внедрения в образовательных процесс новых социально-педагогических, информационных и коммуникативных технологий и здоровьесберегающих технологий. Кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и переподготовке. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров-менеджеров, готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности.
К основным итогам реализации Программы можно отнести следующее.
Значительно улучшено материально-техническое оснащение образовательных учреждений. В образовательных учреждениях идёт непрерывный процесс информатизации (компьютеризации). Образовательные учреждения пополняются компьютерами, интерактивными комплексами; закупается современная мебель.
С целью улучшения питания в образовательных учреждениях и в рамках модернизации образования совершенствуется материально-техническая база и школьных столовых, пищеблоков, для которых приобретается новое оборудование.
В 2011-2012 годах была продолжена реализация образовательной инициативы "Наша новая школа". Программой было предусмотрено развитие следующих направлений инициативы: введение федеральных государственных образовательных стандартов, содействие в сохранении и укреплении здоровья школьников. Реализовывались мероприятия по поддержке победителей, призёров и участников конкурсов как среди обучающихся, так и педагогических работников. Шла поддержка талантливой молодёжи, проявившей активность в социально значимой, общественно-политической и учебно-исследовательской деятельности, спорте, художественном творчестве и других направлениях деятельности. В муниципальном районе "Заполярный район" выстраивается система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей в каждой общеобразовательной школе. Развивается система олимпиад и конкурсов школьников, отрабатываются механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся.
Программой финансировались следующие мероприятия:
- организация и проведение конкурса "Ученик года";
- участие обучающихся и воспитанников образовательных учреждений во всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, конференциях, выставках;
- поощрение выпускников общеобразовательных учреждений Заполярного района, окончивших школу с золотой и серебряной медалью;
- участие обучающихся в научно-исследовательской работе.
Дополнительное образование обучающихся обеспечивается вариативной частью школьных предметов по выбору, факультативами, а также кружковой работой вне обязательного учебного процесса.
На территории Заполярного района функционируют 3 учреждения дополнительного образования детей: детско-юношеская спортивная школа, дом детского творчества и детская школа искусств. В учреждениях функционировало боле ста объединений различной направленности. В учреждениях созданы условия для самореализации детей, развития их творческих способностей.
В рамках Программы организовывался летний отдых обучающихся.
На базе образовательных учреждений работали летние оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей. В приоритетном порядке местами в лагерях были обеспечены дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которым необходимы особая поддержка и соответствующая педагогическая работа, в том числе: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, находящиеся под опекой, дети из малообеспеченных и неполных семей, дети из многодетных семей, дети, состоящие на учёте в КДН и ЗП.
С целью расширения возможностей для временной занятости детей и подростков функционировали профильные отряды: туристические в СОШ п. Индига и с. Ома; спортивный и экологический в СОШ п. Харута; спортивно-оздоровительный в СОШ с. Оксино; труда и отдыха в СОШ с. Несь, п. Красное, с. Оксино, с. Ома, п. Харута.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся, улучшение условий воспитания и обучения, питания детей и подростков всегда являются актуальными.
В рамках реализации Программы и с целью осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям с ослабленным здоровьем с января 2011 года функционировал оздоровительный класс на базе МОУ "Начальная школа - детский сад п. Искателей". В оздоровительном классе проводились лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, реабилитационные мероприятия.
Важнейшей функцией Управления образования как социального органа является обеспечение права каждого ребенка на общедоступное бесплатное дошкольное образование, которое гарантируется Конституцией РФ.
На территории Заполярного района проживает более двух тысяч детей в возрасте до 7 лет.
Сеть дошкольных образовательных учреждений, включая начальные школы - детские сады, представлена следующими видами: детский сад, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, центр развития ребенка - детский сад, начальная школа - детский сад.
Однако спрос населения на услуги дошкольного образования не соответствует имеющемуся предложению мест в учреждениях дошкольного образования. Имеющаяся сеть ДОУ не может удовлетворить потребности всех желающих в получении дошкольного образования. В связи с ростом рождаемости доля детей в возрасте до 3 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, увеличивается. Несмотря на это все дети в возрасте 2,5 - 3-х лет во всех детских садах обеспечены местами.
Острой проблемой остаётся проблема обеспечения местами детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) в п. Искателей.
Количество детей в дошкольных образовательных учреждениях незначительно изменяется за счет миграции населения.
За счет снижения контингента воспитанников в сельской местности, имеющиеся места в ДОУ реализуются не в полном объеме, так, в д. Верхняя Пёша - на 16%, с. Ома - на 71%, п. Хонгурей - на 50%, п. Выучейский - на 50%, п. Харута - на 50%, д. Андег - на 35%, д. Макарово - на 27%.
Одной из форм охвата услугами дошкольного образования являлась работа адаптационных групп для неорганизованных детей на базе МДОУ "ЦРР - детский сад", МДОУ "ЦРР - детский сад "Гнёздышко" (оба учреждения находятся на территории п. Искателей), которые посещали более 30 детей. На базе начальной школы д. Снопа функционировала группа кратковременного пребывания, которую посещало 9 дошкольников. Использовались внутренние резервы системы образования района - на базе начальной - школы детского сада п. Искателей было открыто дополнительно 2 группы для детей раннего возраста, за счет доукомплектования дошкольных групп. Это позволило хоть немного сократить очередь.
Планируется строительство новых детских садов в населённых пунктах: в п. Бугрино, в п. Харута, в с. Несь, п. Шойна, п. Усть-Кара. Завершено строительство детского сада в с. Нижняя Пёша.
Начиная с 2010 года, количество дошкольных образовательных учреждений на территории Заполярного района сокращается. Из-за отсутствия детей был ликвидирован детский сад в д. Каменка. В 2011 году путем слияния школ и детских садов в п. Выучейский, д. Макарово, д. Лабожское, д. Волоковая, п. Хонгурей созданы новые образовательные учреждения - начальные школы-детские сады.
В настоящее время более полторы тысячи детей дошкольного возраста охвачено дошкольным образованием, что составляет в среднем 71%.
В целях социальной поддержки родителей установлены льготы по плате за содержание детей в ДОУ (доля родителей, которым предоставлены льготы, составляет 54% от общего числа родителей, производящих оплату). Также родителям выплачивается компенсация части родительской платы за содержание ребенка в МОУ Заполярного района, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
В районе продолжает развиваться частно - государственное партнерство в сфере образования, в том числе - дошкольного образования. В результате часть дошкольных образовательных учреждений была обеспечена спортивно-игровыми площадками, что позволило запланировать и осуществить комплекс мероприятий по укреплению материально-технической базы учреждений образования, оснащению дошкольных образовательных учреждений качественными, функциональными и безопасными детскими спортивно-игровыми площадками.
В сфере совершенствования финансово-экономических механизмов развития образования проведена большая подготовительная работа по переходу образовательных учреждений на новую систему оплаты труда (НСОТ). Разработана нормативно-правовая база. В результате проведённой работы все образовательные учреждения переведены на НСОТ.
Важными факторами, влияющими на развитие образования Заполярного района, продолжают оставаться:
- труднодоступность и отдалённость населённых пунктов,
- отсутствие развитой инфраструктуры, необходимость модернизации коммунального хозяйства, улучшения качества бытового и социального обслуживания, строительства жилья, привлечения инвесторов в село,
- нехватка квалифицированных кадров,
- отсутствие устойчивой связи и другие. В результате сокращается численность сельского населения. Молодёжь после окончания учебных заведений предпочитает оставаться в городе.
В сфере образования сохраняются нерешёнными проблемы:
- существующая сеть образовательных учреждений не обеспечивает в полной мере доступности качественного образования, прав граждан на выбор образовательного учреждения, соответствующего их запросам;
- кадровый потенциал не готов в полной мере к реализации основных образовательных программ, обеспечивающих достижение результатов, соответствующих ФГОС,
- дополнительное образование недостаточно интегрировано с общим образованием (единство целей и механизмов их реализации),
- в учреждениях образования не создана безбарьерная среда, позволяющая обеспечить обучение детей с ограниченными возможностями здоровья,
- недостаточные условия для социальной адаптации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья,
- в образовательном процессе недостаточно используются современные информационно-коммуникационные, дистанционные формы обучения, проектно-исследовательские и другие технологии,
- недостаточно развита система вариативного образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая равные стартовые возможности для последующего обучения в начальной школе,
- низкий уровень участия родителей в управлении образовательным учреждением.
2. Основные цели и задачи Программы
Целями Программы является:
- обеспечение доступности качественного образования на основе введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в общем образовании,
- реализация права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей в дошкольном образовании,
- создание условий для обеспечения развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в дополнительном образовании детей.
Задачи Программы:
модернизация общего, дошкольного и дополнительного образования детей через достижение ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа",
поэтапное освоение федерального государственного образовательного стандарта нового поколения,
апробация регионального компонента содержания образования,
совершенствование системы выявления и поддержки талантливых детей,
развитие механизмов стимулирования профессионального мастерства педагогов,
повышение профессиональной компетенции педагогических работников,
усиление мер по обеспечению комплексной безопасности учреждений образования,
создание условий, для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и обучающихся,
внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных и дистанционных образовательных технологий,
развитие системы постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья,
усиление работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
укрепление и развитие материально-технической базы учреждений образования.
3. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в один этап. Реализация Программы рассчитана на срок с 2013 по 2015 годы.
4. Система программных мероприятий
В рамках Программы муниципальный район "Заполярный район" будет выполнять свои полномочия в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; дошкольного образования; дополнительного образования детей.
Перечень программных мероприятий Программы указан в Приложении N 1.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт средств районного бюджета.
Общий объем финансирования - 31 973,10 тыс. руб., 2013 год - 10 853,00 тыс. руб., 2014 год - 10 799,70 тыс. руб., 2015 год - 10 320,40 тыс. руб., в том числе из районного бюджета - 31 973,10 тыс. руб., 2013 год - 10 853,00 тыс. руб., 2014 год - 10 799,70 тыс. руб., 2015 год - 10 320,40 тыс. руб.
Объёмы финансирования Программы на соответствующий год за счёт средств районного бюджета подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании районного бюджета на очередной финансовый год.
6. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для её реализации, проводит анализ и готовит предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы.
Финансирование Программы за счёт средств районного бюджета осуществляется в соответствии с утверждёнными ассигнованиями на очередной финансовый год. При изменении объёмов финансирования, предусмотренных Программой, Заказчик уточняет объёмы финансирования за счёт всех источников, готовит предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы и сроки их исполнения на очередной финансовый год.
7. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
В процессе реализации Программы ожидается достижение следующих социально-экономических результатов:
- создание условий для повышения качества образовательных услуг,
- обновление и повышение эффективности использования материально-технической базы системы образования, позволяющей на новом уровне решать образовательные и воспитательные задачи, поэтапное оснащение и оборудование образовательных учреждений в соответствии с требованиями СанПиН и ФГОС,
- расширение форм поддержки одарённых детей, достигших особых успехов,
- улучшение кадрового обеспечения системы образования,
- создание безопасных условий в образовательных учреждениях,
- обеспечение удовлетворённости населения качеством образования.
8. Контроль за ходом реализации Программы
Заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по реализации программных мероприятий, целевому и эффективному расходованию бюджетных средств. Разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетные заявки на ассигнования из районного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, представляет информацию в Управление финансов Администрации муниципального района "Заполярный район" и Управление экономики, прогнозирования и инвестиций Администрации муниципального района "Заполярный район" о ходе реализации Программы ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, с нарастающим итогом с начала года и итоговый отчет с аналитической информацией о реализации программы в целом, выполнения её целевых показателей до 20 января следующего за отчетным годом.
Контроль за ходом исполнения Программы включает в себя предоставление периодической отчётности по реализации программных мероприятий Исполнителями Программы Заказчику и рациональном использовании выделяемых им финансовых средств, о качестве и сроках выполнения договоров, контрактов, соглашений.
Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств по установленной Заказчиком форме.
В случае нецелевого использования выделенных средств Исполнитель несёт ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Корректировка Программы, в том числе продление срока её реализации, включение в неё новых мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложению Заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.