Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII
Характеристика подпрограмм государственной программы
1. Паспорт
подпрограммы 1 "Активная политика занятости и социальная поддержка безработных граждан на 2016-2020 годы"
2. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1 и обоснование ее включения в государственную программу
Подпрограмма 1 разработана в соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает основные права граждан в области труда, в том числе права граждан в случае безработицы или риска возникновения безработицы (право на защиту от безработицы), Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Положением о Департаменте здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 16.12.2014 N 484-п.
Реализация подпрограммы 1 направлена на достижение цели "Содействие трудоустройству граждан и повышение их конкурентоспособности на рынке труда".
Для достижения указанной цели следует обеспечить решение следующих задач: создание условий для роста занятости населения за счет информационного обеспечения, реализации мер активной политики занятости; профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан с учетом потребностей рынка труда; регулирование внутренней и внешней трудовой миграции и осуществление социальных гарантий безработным гражданам.
Решение поставленных задач подпрограммы 1 обеспечивается выполнением мероприятий, направленных на расширение возможностей трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе выпускников учреждений профессионального образования, не имеющих опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей; создание временных рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан; организацию ярмарок вакансий и учебных мест, временных и общественных работ; содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению КУ НАО "Центр занятости населения"; содействие самозанятости безработных граждан, а также на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Вместе с тем, на рынке труда в регионе существуют и негативные тенденции.
Так с начала 2015 года 47 организаций представили сведения о предполагаемом увольнении 307 работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников. Из работников, уволенных в 2014-2015 годах в связи с высвобождением, обратились в КУ НАО "Центр занятости населения" 152 человека, из них признано безработными 79 человек.
Заявленная работодателями потребность в работниках с начала 2015 года составила 1 565 вакантных должностей (единиц). Между тем следует отметить низкий профессионально-квалификационный состав безработных граждан, состоящих на учете в КУ НАО "Центр занятости населения". Кроме того, на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - инвалиды, женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители, воспитывающие детей-инвалидов, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы и др.).
Согласно данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, подавляющее большинство безработных граждан предпочитают искать работу самостоятельно, без обращения в центр занятости населения, используя такие возможности, как обращение в средства массовой информации и к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к друзьям, родственникам, знакомым, непосредственное обращение к работодателю. Работодатели не расценивают центр занятости населения как эффективного помощника в подборе кадров и при необходимости поиска квалифицированных специалистов. В результате, несмотря на законодательно установленную обязанность работодателей представлять в центры занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, наиболее интересные и высокооплачиваемые вакансии не попадают в банк вакансий центров занятости населения.
Ожидаемый конечный результат реализации подпрограммы 1 - это развитие государственной службы занятости населения как эффективного посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, развитие трудовой мобильности населения, усиление адресности и повышение уровня социальной поддержки, предоставляемой безработным гражданам.
3. Паспорт
подпрограммы 2 "Содействие трудоустройству отдельных категорий граждан, проживающих на территории Ненецкого автономного округа на 2016-2020 годы"
4. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2 и обоснование ее включения в государственную программу
Подпрограмма 2 представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на решение проблем рационального использования трудовых ресурсов, создание условий роста занятости экономически неактивного населения, и, следовательно, на расширение занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.
Подпрограмма 2 разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Все больше людей с ограничениями здоровья в Российской Федерации стремятся к профессиональному обучению, трудоустройству, открытию собственного дела. Сказывается и повышение уровня доступности инфраструктуры, а также принятые меры по содействию трудоустройству инвалидов. За последние три года уровень их трудоустройства вырос с 35% до 40% от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости Ненецкого автономного округа.
Однако уровень занятости инвалидов остается низким: работают только 28,2% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста, что в 1,8 раза ниже, чем в развитых странах.
В 2015 году доля инвалидов из общего числа обратившихся в КУ НАО "Центр занятости населения" граждан составила 3,0% (29 человек из 966 человек), при этом 20,1% из них постоянно проживают в сельской местности, где практически отсутствуют вакантные рабочие места для инвалидов.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - работодатели), осуществляющие деятельность на территории Ненецкого автономного округа, неохотно создают рабочие места для инвалидов.
На 01.07.2015 коэффициент трудоустройства безработных граждан, имеющих инвалидность, составляет 25,8%, что ниже аналогичного показателя по общей численности безработных граждан (25,8% против 30,3% соответственно), это, в первую очередь, обусловлено ограничением физических возможностей инвалидов, которые действительно являются наиболее социально незащищенной категорией безработных граждан. Поиск рабочих мест для них требует более длительного и тщательного подхода.
В составе безработных граждан, состоящих на учете в КУ НАО "Центр занятости населения" на 01.07.2015, инвалиды составляют 5,4%.
Продолжительность периода регистрируемой безработицы у инвалидов выше, чем у других категорий граждан. Доля трудоустроенных инвалидов на вновь созданные оборудованные (оснащенные) рабочие места от общего количества обратившихся инвалидов составляет 58%.
Дисбаланс между спросом на рабочую силу и предложением рабочих мест для инвалидов обусловлен следующими факторами.
Часто возникают противоречия между работодателями и работниками по поводу соответствия рабочего места, созданного для инвалида, профессионально-качественным характеристикам работника-инвалида. При наличии со стороны инвалидов спроса на рабочие места практически отсутствует их предложение. Очень часто отсутствие у самого инвалида мотивации к труду является основной проблемой в процессе работы с ним по его трудоустройству.
По состоянию на 01.07.2015 в профессионально-квалификационном составе безработных инвалидов преобладают неквалифицированные рабочие (58%). Специалисты среднего и высшего уровня квалификации - соответственно 37% и 5%.
Низкая конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и малочисленный банк вакансий для данной категории граждан усложняет решение вопроса их трудоустройства. У 80% инвалидов рекомендации в индивидуальной программе реабилитации носят общий характер и практически не способствуют их адаптации в сфере труда. Как правило, фиксируются противопоказания к тяжелому физическому труду, работе при повышенном уровне шума или рекомендуется работа по выполнению легких подсобных работ, работа на конвейере, вахтером, сторожем небольшого объекта.
Однако рекомендации специалистов органов медико-социальной экспертизы сосредоточены в основном на медицинских особенностях человека, хотя должны быть в не меньшей степени ориентированы на спрос рабочей силы, возможность предоставления практической помощи гражданину специалистами КУ НАО "Центр занятости населения" и работодателями в трудоустройстве, в выборе наиболее оптимальных вариантов технических средств, облегчающих труд инвалидов.
За шесть месяцев 2015 года из 29 обратившихся инвалидов, имеющих показания к труду, было трудоустроено 7 человек. Услуги по профессиональной ориентации получили 6 инвалидов, по психологической поддержке - 1.
Финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов с 2010 года по 2015 год осуществляется в Ненецком автономном округе за счет средств федерального и окружного бюджетов.
Вместе с тем, во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 27.04.2012 N ВП-П12-17пр и с учетом рекомендаций, определенных протоколом заседания Координационного совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе от 29.06.2012, необходимо предусмотреть в бюджете Ненецкого автономного округа средства на финансирование мероприятий по содействию в трудоустройстве инвалидов с учетом необходимости создания специально оборудованных (оснащенных) рабочих мест.
В свою очередь, это предполагает создание особых условий, форм и методов работы, способствующих расширению предложения рабочей силы на рынке труда, в том числе за счет развития гибких форм занятости (надомный труд), ориентированных на стимулирование использования трудового потенциала работников - инвалидов, а также за счет совершенствования механизма квотирования рабочих мест для инвалидов и внедрения механизма стимулирования работодателей к приему на работу граждан, имеющих ограничения к трудовой деятельности и реализацию их прав на защиту от безработицы.
Для достижения поставленных целей и решения обозначенных выше проблем на рынке труда Ненецкого автономного округа необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и работодателей. Инструментом улучшения взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных структур и ведомств к улучшению ситуации на рынке труда является подпрограмма 2.
5. Паспорт
подпрограммы 3 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Ненецкого автономного округа, на 2016 год"
6. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3 и обоснование ее включения в государственную программу
Подпрограмма 3 (далее - подпрограмма) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 155 "О предоставлении и распределении в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Подпрограмма представляет собой комплекс дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ненецкого автономного округа в 2016 году, и на решение проблемы роста уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда региона более чем на 20% в 2016 году по сравнению с 2015 годом.
По данным Федеральной службы по труду и занятости на 01.03.2016 в среднем по Северо-Западному федеральному округу уровень регистрируемой безработицы равен 1,1%, коэффициент напряженности на рынке труда равен 1,1 человека на вакансию. При этом в Ненецком автономном округе уровень регистрируемой безработицы составил 2,8%, коэффициент напряженности на рынке труда составил 2,9 человека в расчете на 1 вакансию. Таким образом, основные показатели рынка труда Ненецкого автономного округа превысили средний уровень по Северо-Западному федеральному округу.
Так, ситуация на регистрируемом рынке труда в Ненецком автономном округе в марте 2016 года характеризуется следующими показателями:
уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.03.2016 составлял 2,7% от численности экономически активного населения, по сравнению с началом года увеличился более чем на 40%;
коэффициент напряженности на рынке труда, определяющий численность незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости, в расчете на 1 вакансию на 01.03.2016 также вырос с 2,0 до 2,8 человек в расчете на 1 вакансию.
Показатель рынка труда |
Данные по состоянию на 01.03.2016 |
Данные по состоянию на 23.03.2016 |
Численность безработных граждан (чел.) |
609 |
683 |
Численность незанятых граждан, обратившихся в КУ НАО "Центр занятости населения" (чел.) |
836 |
909 |
Количество вакансий |
299 |
425 |
Уровень безработицы |
2,7% |
3% |
Коэффициент напряженности на рынке труда |
2,8 человека на вакансию |
2,1 человека на вакансию |
Экономически активное население (в возрасте от 15 до 72 лет) (чел.) |
22 589 |
С начала 2016 года в службу занятости населения Ненецкого автономного округа за предоставлением государственных услуг обратилось 1489 человек, в том числе за содействием в поиске работы 609 человек, из которых 604 человек являются незанятыми гражданами.
Динамика уровня безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда представлена в таблице.
2016, месяц |
01 |
02 |
03 |
Уровень регистрируемой безработицы |
2,3 |
2,7 |
3,0 |
Коэффициент напряженности на рынке труда |
2,8 |
2,9 |
2,1 |
В марте 2016 года наблюдается рост уровня безработицы на 0,3% и падение коэффициента напряженности на рынке труда на 0,8 единиц. Рост уровня безработицы отображает объективную картину, сложившуюся на рынке труда в связи с высвобождением работников в организациях округа (в том числе и в связи с массовыми сокращениями).
При ухудшении ситуации в экономике и массовых высвобождениях работников прирост численности работников, находящихся под риском увольнения, в 2016 году может составить около 50 процентов. При этом численность зарегистрированных безработных может составить 1 141 человека, что в свою очередь приведет к увеличению уровня безработицы с 3,0% до 5,1%.
Необходимо отметить, что рынок труда инерционен, его реакция всегда немного опаздывает по отношению к динамике экономических процессов, поэтому ситуация на региональном рынке труда в 2016 году останется сложной и во многом будет определяться и другими факторами.
Состояние рынка труда в Ненецком автономном округе характеризуется следующими показателями.
В 2015 году сведения о сокращении численности и штата 1 321 работника представили 105 организаций, количество уволенных, обратившихся в КУ НАО "Центр занятости населения" на конец года составило 586 человек, из них по состоянию на 24.03.2016 на учете состоят 98 человек.
В 2016 году 43 организации заявили о предполагаемом увольнении 456 человек. С начала 2016 года уволено в связи с сокращением численности и штата 139 человек, в связи с сокращением в КУ НАО "Центр занятости населения" обратилось 137 человек, из них по состоянию на 24.03.2016 на учете состоят 126 человек.
В 2016 году 97% организаций оптимизирующих штатную численность представлены бюджетным сектором, лишь 3% коммерческими организациями, кроме того по количеству лиц, находящихся под риском увольнения внебюджетный сектор занимает весомую долю - 45% от общего числа лиц, предполагаемых к высвобождению.
Кроме того, за период с 01.01.2016 по 24.03.2016 в КУ НАО "Центр занятости населения" обратилось 683 гражданин, из которых:
62 ранее не работавших;
124 длительно неработающих;
239 высвобожденных в связи с сокращением численности или штата;
162 после расторжения трудового договора по инициативе работника (собственному желанию);
96 после истечения срока трудового договора.
441 состоят на регистрационном учете в городе Нарьян-Маре и поселке Искателей;
242 гражданина состоят на регистрационном учете в муниципальных образованиях.
Основными причинами высвобождения работников в 2015 году послужило проведение организационных мероприятий в исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Ненецкого автономного округа с целью оптимизации штатной численности государственных гражданских и муниципальных служащих в связи с передачей полномочий с муниципального уровня на уровень субъекта. Также по иным сферам экономической деятельности причинами высвобождения работников послужили сокращение расходов в связи с неустойчивым финансовым положением организаций, добровольная ликвидация, реорганизация и оптимизация штатной численности работников.
При этом необходимо учитывать, что зарегистрированные в службе занятости граждане, уволенные в связи с сокращением численности штата и не получающие пока пособия по безработице, имеют основной своей целью получение сохраняемого среднего заработка по последнему месту работы в течение пятимесячного периода, в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации, направление таких безработных на подходящую работу в течение указанного периода в большинстве случаев не приводит к их трудоустройству.
В 2015 году в службу занятости населения обратилось 563 человека из числа родителей, имеющих несовершеннолетних детей (30% от общего числа обратившихся граждан), 65 человек из числа инвалидов (3,5%), 36 человек (1,9%) из числа выпускников высшего и среднего профессионального образования. Указанные категории граждан имеют приоритетное право на участие в программных мероприятиях.
За период с 2015-2016 годов в службу занятости в целях поиска подходящей работы обратилось 65 незанятых инвалидов. Из них 12 человек проживает в сельской местности, 53 человека - в городе и п. Искателей.
Среди обратившихся граждан инвалиды 1 группы - 1 человек (2%), 2 группы - 15 человек (23%), инвалиды 3 группы - 47 человек (72%) и 2 ребенка-инвалида - (3%). В КУ НАО "Центр занятости населения" состоит 29 безработных инвалидов, всего в регионе квотировано 46 рабочих мест из них свободно 23 рабочих места. Проблема трудоустройства инвалидов не в количестве рабочих мест, а в существующих ограничениях по состоянию здоровья.
Вместе с тем, рост численности безработных граждан в муниципальных образованиях носит сезонный характер и всегда сокращается в весенне-летний период в связи с особенностями традиционного образа жизни местного населения (наступлением периода охоты, рыбалки и периода летних отпусков). Наблюдаемый рост уровня безработицы в муниципальных образованиях связан и с открытием новых отделений МФЦ в деревнях - что увеличило географию и режим предоставления государственных услуг службы занятости в округе (сегодня МФЦ функционируют в каждом муниципальном образовании, а в пяти удаленных и труднодоступных деревнях работают специалисты службы занятости). Поэтому граждане, проживающие в муниципальных образованиях округа, ранее не обращавшиеся в службу занятости, сегодня получили такую возможность и регистрируются в Центре занятости через МФЦ, в том числе с целью получения пособия по безработице.
Структура экономики Ненецкого автономного округа представлена такими видами экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, сельское хозяйство. Наибольший удельный вес в структуре оборота организаций приходится на добычу полезных ископаемых- 83,4%, транспорт и связь занимает 5,7%, строительство - 3%, торговля - 2%, сельское хозяйство - 0,2%.
Среднегодовая численность занятых по виду экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" составила в 2014 году 7 066 человек, в 2015 - 7 477 соответственно. Большую часть занятых в данном секторе экономики составляют работники других регионов. Губернатором Ненецкого автономного округа принято решение об увеличении доли жителей региона в числе занятых в указанной сфере.
В целях взаимодействия с недропользователями, осуществляющими деятельность на территории Ненецкого автономного округа, распоряжением губернатора Ненецкого автономного округа создана межведомственная рабочая группа, работа которой направлена на решение следующих задач:
обеспечение постановки на учет в казенном учреждении Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения" недропользователей и организаций, осуществляющих деятельность на территории Ненецкого автономного округа в интересах недропользователей, для формирования единой информационной базы данных по вакансиям в сфере нефтяной и газовой промышленности;
обеспечение увеличения количества занятых в сфере нефтяной и газовой промышленности, из числа граждан, постоянно проживающих на территории Ненецкого автономного округа;
организация обучения, переподготовки и повышения квалификации жителей округа для обеспечения трудовых потребностей в сфере нефтяной и газовой промышленности;
разработка программ поэтапной профильной подготовки жителей округа для дальнейшего трудоустройства в сфере нефтяной и газовой промышленности (школа - ВУЗ - предприятие).
На сегодняшний день 135 вакансий, по 58 профессиям предоставили 14 организаций - недропользователей и 7 подрядных организаций. Вместе с тем, на рынке труда проявляется дисбаланс между предлагаемыми вакантными квалификациями и компетенциями безработных граждан, а также лиц, находящихся под риском увольнения.
Для того, чтобы все эти вакансии были заняты, безработным гражданам - кандидатам на трудоустройство потребуется профессиональное обучение и стажировка.
Прогнозировать показатели рынка труда в Ненецком автономном округе в 2016 году и однозначно оценить его перспективы развития по наиболее характерным для региона видам экономической деятельности проблематично.
Социально-экономическое развитие Ненецкого автономного округа в кризисных условиях во многом будет определяться динамикой развития экономики страны, в том числе уровнем финансовой поддержки региона со стороны федерального центра, внешних и внутренних условий развития.
Особенности транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа не позволяют организовать стойкие процессы трудовой миграции как внешние, так и внутренние, поскольку в Ненецком автономном округе как внутреннее, так и внешнее регулярное железнодорожное и автомобильное транспортное сообщение отсутствует. Стоимость авиаперелета до ближайшей железнодорожной станции (г. Архангельск, г. Москва, г. Санкт-Петербург - постоянное расписание) составляет по наименьшему тарифу не менее 12 000,0 рублей.
Следует также обратить внимание на сложную ситуацию на рынке труда в удаленных муниципальных образованиях Ненецкого автономного округа, связанную с малым количеством вакансий и наличием безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения (в том числе и "профессиональных" безработных), которым имеющиеся вакансии не подходят.
Таким образом, мероприятий активной политики в сфере занятости недостаточно для поддержания стабильной ситуации на рынке труда региона. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном рынке труда.
Реализация подпрограммы позволит создать условия для снижения напряженности на рынке труда и поддержки занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения, граждан, ищущих работу выпускников образовательных организаций и граждан, относящихся к категории инвалидов.
В реализации подпрограммы примут участие не менее 68 человек.
Региональный рынок труда по-прежнему будет характеризоваться непрерывными изменениями: переходом рабочей силы из одного состояния в другое (занятость, безработица, экономическая неактивность), интенсивностью движения кадров в организациях, но в меньшей мере по сравнению с 2015 годом. Тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом сохранится.
Потенциал рынка труда составят лица, находящиеся под риском увольнения. По оптимистическому прогнозу численность работников, находящихся под риском увольнения, составит 500 человек. Численность незанятых граждан, обратившихся в 2016 году в службу занятости в поиске работы, увеличится в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом.
Вместе с тем, численность граждан, уволенных в связи с сокращением и состоящих на учете в службе занятости, составляет 332 человека, у которых, в период с марта по декабрь 2016 года, заканчивается полугодовой период выплат сохраняемого среднего заработка от бывших работодателей, и граждане вынуждены будут трудоустраиваться. В этой связи количество безработных может уменьшиться до 20%, что в свою очередь является одним из регулирующих факторов уменьшения уровня регистрируемой безработицы.
Рост предложения рабочей силы со стороны организаций-недропользователей на открытом рынке труда при отсутствии необходимых компетенций у безработных граждан снизит возможности трудоустройства новой рабочей силы - выпускников всех видов учебных заведений, вступающих на рынок труда впервые.
Сокращение приема на работу, а также структура высвобождений и новой рабочей силы дают основание предполагать, что неравенство различных возрастных групп на рынке труда также будет увеличиваться. Для женщин, выпускников образовательных организаций, инвалидов, работников старших возрастов, а также работников низкой квалификации или с начальным профессиональным образованием риск стать безработными будет наиболее высок.
Полагаем, что к концу 2016 года при проведении дополнительных мероприятий в совокупности с мероприятиями активной политики занятости уровень регистрируемой безработицы на региональном рынке труда не превысит в среднем 3,0% от численности экономически активного населения.
К участию в программных мероприятиях готовы 6 организаций и 2 индивидуальных предпринимателя, осуществляющих деятельность на территории Ненецкого автономного округа. Из них 4 организации, работники которых находятся под риском увольнения в связи с временными трудностями, а также организации и индивидуальные предприниматели, которые развиваются, имеют кадровую потребность и возможность организовать стажировку и наставничество для выпускников образовательных организаций.
Так, в реализации мероприятия "Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан" участвуют следующие организации:
1) ОАО "Нарьян-Марокргаз", ОКВЭД 40.2 "Производство и распределение газообразного топлива на территории Ненецкого автономного округа", осуществляет газификацию объектов г. Нарьян-Мар и пос. Красное, входит в перечень системообразующих организаций Ненецкого автономного округа, находится в состоянии реорганизации - переход права собственности, среднесписочная численность работников - 89, количество работников, находящихся под риском увольнения - 81, дата предполагаемого высвобождения работников 01.06.2016.
С целью повышения конкурентоспособности работников организации на рынке труда Ненецкого автономного округа, необходимо опережающее обучение 25 работников по следующим специальностям: слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике котельной; водитель автомобиля категории "Д", "Е"; водитель "ТРЭКОЛА"; водитель погрузчика.
2) ООО "Азимут", ОКВЭД 55.11 "Деятельность гостиниц с ресторанами", дата регистрации 29.07.2009, среднесписочная численность работников - 26, обеспечивает деятельность гостиницы "Заполярная столица" с рестораном и кафе в городе Нарьян-Маре. Гостиница является одной из крупных и комфортабельных в городе. Осуществляет предоставление борт питания для авиаперевозчиков регулярных рейсов.
Готовы принять на стажировку 6 выпускников среднего профессионального образования по профессии "повар", состоящих на учете в службе занятости, являющихся безработными, с последующим трудоустройством.
3) ООО "Ремонтно-строительная компания Ненецкого автономного округа", ОКВЭД 45.1. "Подготовка строительного участка", среднесписочная численность работников - 33, осуществляет строительные услуги (разборка и снос зданий, подготовка территории) на территории Ненецкого автономного округа с апреля 2006 года.
Готовы принять на стажировку 2 выпускников среднего профессионального образования по профессии "электромонтажник по освещению и осветительным сетям", состоящих на учете в службе занятости, являющихся безработными, с последующим трудоустройством.
4) ООО "Тарана", ОКВЭД 60.24 "Деятельность автомобильного грузового транспорта", 45.21.1 "Производство общестроительных работ по возведению зданий", транспортная компания со своим автопарком, осуществляет транспортные услуги, перевозки, как пассажиров, так и грузов, является ресурсоснабжающей организацией в селе Коткино Ненецкого автономного округа, на территории Ненецкого автономного округа с 2005 года, среднесписочная численность работников - 29, под риском высвобождения - 3, в связи перепрофилированием производства.
Готовы принять на стажировку 1 выпускника среднего профессионального образования по профессии "электромонтажник по освещению и осветительным сетям", состоящего на учете в службе занятости, являющегося безработными, с последующим трудоустройством, а также направить на опережающее обучение 3 работников по профессии "водитель манипулятора", "водитель транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов", "водитель погрузчика".
5) Индивидуальный предприниматель Кузнецов Алексей Александрович готов принять на стажировку 2 выпускников среднего профессионального образования по профессии "электромонтажник по освещению и осветительным сетям", состоящих на учете в службе занятости, являющихся безработными, с последующим трудоустройством.
6) ОАО "Нарьян-Марсейсморазведка", ОКВЭД 74.20.2 "Геолого-разведочные, геофизические и геохимические работы в области изучения недр", входит в перечень системообразующих организаций Ненецкого автономного округа, среднесписочная численность работников - 888, под риском высвобождения - 34, организация находится в стадии оптимизации расходов, ожидается, что дальнейшие геологоразведочные работы будут вестись с логистикой и расположением профильных организаций в городе Воркута Республики Коми, а не в городе Нарьян-Мар. Резкое снижение стоимости нефти на мировом рынке привело к снижению затрат нефтегазовых компаний по освоению новых месторождений, в первую очередь в геологоразведке.
С целью повышения конкурентоспособности работников организации на рынке труда Ненецкого автономного округа, необходимо опережающее обучение 6 работников по следующим специальностям: "стропальщик", "водитель снегохода".
В мероприятиях по временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) готов принять участие ОАО "Нарьян-Марстрой", ОКВЭД 45.21.1 "Производство общестроительных работ по возведению зданий", входит в перечень системообразующих организаций Ненецкого автономного округа, среднесписочная численность работников - 888, под риском высвобождения - 54, организация находится в стадии оптимизации численности и штата работников в связи со снижением объемов по строительству нового жилья и социальных объектов в регионе.
Процесс сокращения работников продолжается с 2015 года, с целью обеспечения временной занятости работников и дальнейшего трудоустройства в другие организации региона, осуществляющие деятельность в сфере строительства, ОАО "Нарьян-Марстрой" выступает субподрядчиком в сфере жилищного строительства в регионе, поскольку обладает всеми необходимыми лицензирующими документами и квалифицированными специалистами с необходимым стажем работы.
Таким образом, предполагается временное трудоустройство 8 работников организации и 14 безработных граждан (ранее уволенных из организации) по профессии "каменщик".
Трудоустройство инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество организует Индивидуальный предприниматель Шелудкевич Галина Павловна, ОКВЭД 93.02 "Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты", "Салон красоты "Катерина" со специализацией "Парикмахерские услуги" предоставляет услуги по уходу за внешностью, в том числе социальной направленности, в связи с расширением услуг создает 3 рабочих места для инвалидов по следующим профессиям: "администратор", "продавец", "дворник". Для приобретения инвалидом профессиональных навыков по профессии "администратор" требуется наставник.
Достижение целей и решение поставленных задач осуществляется посредством реализации следующих мероприятий.
Для решения задачи 1 "Поддержка эффективной занятости работников, находящихся под риском увольнения, безработных граждан из числа выпускников образовательных организаций, и родителей, имеющих несовершеннолетних детей", предполагается:
1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан.
Реализация мероприятия позволит работодателям при оптимизации затрат, снижении объемов производства или приостановке деятельности осуществить переобучение работников новым видам деятельности, избежав их увольнения, работникам повысить уровень квалификации, овладеть новыми профессиями, избежав потери работы и заработка.
При этом работодатель не несет финансовых издержек, вызванных необходимостью выплаты выходного пособия при увольнении работников, а служба занятости не несет издержек по выплате данным гражданам пособия по безработице.
Особая роль отводится при этом обеспечению необходимыми кадрами рабочих мест, создаваемых при реализации инвестиционных проектов.
Предполагается реализация данного мероприятия в двух формах:
в рамках мероприятия работодатели имеют возможность организовать опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан в целях их дальнейшего трудоустройства (перевод на другое рабочее место) в организации (по полученной профессии (специальности), либо у иного работодателя;
работодатели, имеющие устойчивое положение на рынке труда, испытывающие потребность в квалифицированных рабочих кадрах, могут организовывать стажировку безработных граждан из числа выпускников образовательных организаций, граждан ищущих работу, посредством заключения с ними ученических договоров на получение образования с последующим закреплением (трудоустройством), в том числе у других работодателей.
2. Обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников).
Временные рабочие места предполагается создать в организации, осуществляющей деятельность в сфере строительства.
Планируется организация временных работ для каменщиков, с возможностью последующего трудоустройства в других организациях, осуществляющих деятельность в сфере строительства.
Для решения задачи 3. "Поддержка наиболее уязвимых категорий граждан" предполагается:
возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество
Развитие занятости инвалидов станет одним из направлений решения проблемы их рационального трудоустройства.
В мероприятии могут принимать участие работодатели, создающие рабочие места для трудоустройства инвалидов в 2016 году.
Путем реализации данного мероприятия предполагается создать инфраструктуру, необходимую для осуществления труда инвалида, адаптации его на новом рабочем месте и при необходимости, организация наставничества. Предполагается, что инвалиды будут выполнять несложные виды работ, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
Перечень и сведения о целевых индикаторах (показателях) подпрограммы 3 с расшифровкой плановых значений ее реализации, а также сведения о взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с целевыми индикаторами и показателями приведены в приложениях 1, 3 к государственной программе.
Финансовое обеспечение подпрограммы на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ненецкого автономного округа, предполагается обеспечивать на условиях софинансирования из федерального и окружного бюджетов.
На реализацию Программы потребуется 8 480,5 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 5 410,0 тыс. рублей, окружного бюджета - 3 070,5 тыс. рублей.
Основные направления расходования средств:
на опережающее профессиональное обучение и стажировку (в том числе в другой местности) работников организаций, находящихся под риском увольнения, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных граждан - 7 411,6 тыс. рублей, в том числе 4 728,6 тыс. рублей в виде субсидий из федерального бюджета, 2 683,0 тыс. рублей - средства окружного бюджета;
на обеспечение временной занятости работников, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) - 699,0 тыс. рублей, в том числе 445,6 тыс. рублей в виде субсидий из федерального бюджета, 253,4 тыс. рублей - средства окружного бюджета;
на возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, включая создание инфраструктуры, адаптацию на рабочем месте и наставничество - 369,9 тыс. рублей, в том числе 235,8 тыс. рублей в виде субсидий из федерального бюджета, 134,1 тыс. рублей - средства окружного бюджета.
Расчет финансовых средств на реализацию мероприятий подпрограммы 3 произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года N 155 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы, в том числе достижение целевых показателей и индикаторов рынка труда:
обеспечить опережающее профессиональное обучение и стажировку 45 работников организаций, а также принятых на постоянную работу работников, уволенных из иных организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, и безработных выпускников образовательных организаций;
оказать содействие в трудоустройстве на временные рабочие места 20 работников организаций, находящихся под риском увольнения, граждан, ищущих работу, безработных граждан;
оказать содействие в создании инфраструктуры на рабочем месте для 3 инвалидов, их адаптации на рабочем месте и организации наставничества.
Общая численность участников подпрограммы составит 68 человек.
Доля работников организаций, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения участия во временных работах, в общей численности работников, участвующих во временной занятости, - не менее 80%.
Доля работников, находящихся под риском увольнения, сохранивших занятость или трудоустроенных на новые рабочие места после завершения опережающего профессионального обучения и стажировки, в общей численности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, - не менее 80%
Количество рабочих мест для инвалидов, на которых создана инфраструктура, обеспечивающая доступность рабочего места - не менее 3.
Механизм реализации мероприятий подпрограммы 3 и контроль за ходом ее исполнения:
управление реализацией подпрограммы 3 осуществляет Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа;
ответственным исполнителем подпрограммы 3 является Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа;
участником подпрограммы 3 является казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Центр занятости населения", подведомственное Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
В целях реализации мероприятий подпрограммы 3 между Администрацией Ненецкого автономного округа и организациями, осуществляющими деятельность на территории Ненецкого автономного округа, заключены соглашения о предоставлении мер государственной поддержки в сфере занятости населения.
Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, как исполнительный орган государственной власти, отвечающий за реализацию Государственной программы, осуществляет следующие функции:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения подпрограммы 3;
проводит проверки реализации мероприятий подпрограммы 3.
Для снижения возможных рисков реализации подпрограммы 3 планируется проведение ежемесячного мониторинга хода реализации подпрограммы и ее корректировка в случае необходимости.
Ход реализации подпрограммы 3 контролируется по целевым индикаторам и показателям реализации программных мероприятий по завершению этапа реализации подпрограммы 3.
Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов подпрограммы 3, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
Ответственный исполнитель подпрограммы 3 в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, подготавливает информацию о ходе реализации подпрограммы за отчетный период и направляет ее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Оценка эффективности реализации подпрограммы осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.