Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
Государственная программа разработана с учетом основных положений Конвенции ООН "О правах инвалидов" (далее - Конвенция), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р (далее - Концепция), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения", постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы", постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа", закона Ненецкого автономного округа от 09.07.2014 N 71-оз "О полномочиях органов государственной власти Ненецкого автономного округа в сфере социального обслуживания граждан", постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 21.10.2015 N 336-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа".
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формирование доступной среды осуществляют федеральные и региональные органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Необходимость первоочередного обеспечения доступности объектов и услуг в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции, к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Законодательством Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 13 млн. инвалидов, что составляет около 8,8 процента населения страны, и более 40 млн. маломобильных граждан - 27,4 процента населения.
Результаты социологических исследований, проведенных на территории Российской Федерации, показывают, что 60 процентам граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 48 процентам - при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
В Ненецком автономном округе, как и в России в целом, на протяжении многих лет уровень инвалидности населения остается высоким.
В 2015 году в Ненецком автономном округе численность инвалидов составляла 3 113 человек, что составляет 7,4 процента постоянного населения (в 2013 году - 2 914 человек, в 2014 году - 3 161 человек), в том числе численность детей-инвалидов в возрасте 0-17 лет в 2015 году составляла 175 человек (в 2013 году - 42 человека, в 2014 году - 192 человека).
По данным Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Архангельской области и Ненецкому автономном округу" в таблице ранговых мест при первичной и повторной инвалидности взрослого населения первое место занимают болезни системы кровообращения, на втором месте болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, на третьем злокачественные новообразования.
В таблице ранговых мест при первичном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - психические расстройства и расстройства поведения, 3 место - болезни эндокринной системы. При повторном освидетельствовании детского населения 1 место занимают врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения, 2 место - болезни нервной системы, 3 место - психические расстройства и расстройства поведения.
Медико-социальными экспертными комиссиями разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидам, детям-инвалидам (100%), включающие мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, физической, социальной, трудовой реабилитации.
Одним из основных направлений социальной политики является реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости.
В Ненецком автономном округе проводится определенная работа по социальной поддержке и созданию условий для полноценной жизнедеятельности инвалидов в обществе. В этих целях принят ряд нормативных правовых актов, направленных на решение проблем инвалидов в сфере реализации государственных социальных гарантий.
В целях обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и установления дополнительных гарантий занятости инвалидов, был принят закон Ненецкого автономного округа от 16.04.2014 N 14-оз "О квоте для приема на работу инвалидов на территории Ненецкого автономного округа", устанавливающий правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Ненецком автономном округе при приеме на работу инвалидов.
Постановлением главы Администрации Ненецкого автономного округа от 28.04.2009 N 39-пг "О создании Координационного совета по делам ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста" создан Координационный совет, который является совещательным органом, содействующим реализации полномочий губернатора округа по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем ветеранов и инвалидов в Ненецком автономном округе.
Вместе с тем, в Ненецком автономном округе имеется ряд проблем обеспечения доступности для инвалидов среды жизнедеятельности, которые необходимо решать комплексно.
Ряд объектов социальной инфраструктуры являются труднодоступными для многих инвалидов. При этом к числу таких объектов относятся государственные учреждения системы здравоохранения, образования, занятости населения, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта. Услуги общественного транспорта, являющиеся важнейшей предпосылкой к социальной интеграции, в большинстве случаев не приспособлены для нужд инвалидов.
По экспертным оценкам, граждане, имеющие нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата, сталкиваются с проблемами доступности при получении медицинского обслуживания.
Вновь строящиеся объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры проектируются с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Ненецкого автономного округа об обеспечении беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Однако развитие инфраструктуры идет медленно и не решает проблему беспрепятственного доступа инвалидов к различным объектам.
Все эти барьеры в немалой степени обусловливают сниженную социальную активность инвалидов и ограниченные возможности для реализации личного потенциала этих людей.
В связи с этим возникает задача создания основных объектов социальной инфраструктуры, соответствующих универсальному дизайну внешней среды. Такие объекты социальной инфраструктуры предназначены для использования людьми с разными физическими возможностями, а значит, отвечают требованиям инвалидов. Применение универсального дизайна позволит достигнуть принципа равенства, комфорта в использовании, приложения минимума усилий в пользовании объектами.
Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 21.10.2015 N 336-п утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Ненецкого автономного округа.
В "дорожной карте" предусмотрены мероприятия, направленные на выполнение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым на них услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов органами государственной власти Ненецкого автономного округа и организациями, в отношении которых они осуществляют функции и полномочия учредителя, в пределах установленных полномочий.
Таким образом, основным требованием к государственной политике региона является обеспечение на территории Ненецкого автономного округа реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, доступности реабилитационных услуг для инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Большое значение приобретает решение вопросов, связанных со строительством новых объектов, с реконструкцией существующих объектов и модернизацией материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа, оказывающих услуги инвалидам.
Полноценной социально-бытовой адаптации и реабилитации инвалидов также будет способствовать их обеспечение техническими средствами реабилитации, сурдопереводческими услугами.
Получение детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Важнейшими социальными проблемами, стоящими перед государством в настоящее время, являются реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Проблемы реабилитации инвалидов и их интеграции в социальную среду остаются крайне актуальными в связи с тем, что не могут быть решены усилиями только одного ведомства. Необходимо эффективное межведомственное взаимодействие и координация работ различных исполнительных органов государственной власти и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также привлечение нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.
Реализация мероприятий государственной программы осуществляется при согласовании с общественными объединениями инвалидов в части целесообразности и эффективности мероприятий, контроля за их реализацией и предложений по совершенствованию мероприятий в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Выполнение мероприятий государственной программы обеспечит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Программно-целевой метод позволит более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить комплексное решение проблем в долгосрочной перспективе, а также взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.