Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Кулешовой Е.А, судей: Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернова О. А. на решение Кольского районного суда Мурманской области от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года по административному делу N 2а - 1345/2022 по административному иску Чернова О. А. об оспаривании условий содержания и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Чернов О.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико - санитарная часть N 51 Федеральной службы исполнения наказания России по Мурманской области", в котором просил суд взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 150 000 рублей.
В обоснование заявленных требований, с учетом дополнений в судебном заседании, административный истец указал, что с 15 июня 2021 года по июль 2021 года проходил стационарное лечение в филиале "Больница" ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России в палате N 9, где нарушались условия его содержания: санитарный узел не соответствовал требованиям приватности; в палате не соблюдалась норма площади на одного осужденного; не предоставлялась прогулка, что причиняло ему нравственные страдания и дискомфорт.
Кроме того, в спорный период допускались и иные нарушения условий его содержания: отсутствовала возможность подстричься, так как стрижка осуществлялась в помещении столовой, машинка для стрижки не обрабатывалась.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области", в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 07 ноября 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года, административное исковое заявление Чернова О.А. удовлетворено частично: признаны ненадлежащими условия содержания Чернова О.А. в медицинском учреждении Филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ- 51 ФСИН России при оказании медицинской помощи; с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Чернова О.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 июня 2023 года Чернов О.Ю. просит отменить судебные акты.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами первой и второй инстанции установлено и следует из материалов дела, что Чернов О.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК - 16 УФСИН России по Мурманской области, в период с 15 июня 2021 года по 22 июля 2021 года содержался в помещении N 9 филиала "Больница" ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, где проходил стационарное лечение в терапевтическом отделении.
Удовлетворяя требования административного истца в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из установленных нарушений по несоблюдению норм жилой площади в палате N9 больницы ФКУЗ МСЧ-51 ФСИН России, необеспечения приватности санитарного узла при оправлении естественных надобностей.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что административными ответчиками были допущены нарушения санитарно- эпидемиологических требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований в данной части и приняв во внимание характер и длительность установленных нарушений, суд первой инстанции обоснованно определилразмер компенсации за ненадлежащие условия содержания в сумме 15 000 рублей, как отвечающий требованиям разумности, и справедливости, а также способствующей восстановлению нарушенных прав Чернова О.А.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно частям 1, 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно - исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно- гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 99 данного Кодекса установлена норма жилой площади в лечебно-профилактических учреждения уголовно-исполнительной системы в расчете на одного осужденного к лишению свободы, которая не может быть менее пяти квадратных метров.
Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Определяя размер компенсации, суд апелляционной инстанции, учел фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных административному истцу нравственных страданий, руководствуясь принципом разумности и справедливости, взыскал в пользу административного истца компенсацию в размере 15 000 руб. 00 коп.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 07 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года по административному делу N 2а - 1345/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Чернова О. А. - без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 07 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 24 мая 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.