Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Бросовой Н.В, Судей Ившиной Т.В, Юровой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОГАУ "Волга-спорт-арена" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 апреля 2023 года по гражданскому делу N 2-3949/2022 по иску ФИО к Областному государственному автономному учреждению "Волга-спорт-арена" о признании действий работодателя незаконными, обязать предоставить рабочее место соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, возражения представителя истца ФИО. по доверенности Харченко С.Л, проверив материалы дела, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО. обратилась в суд с исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства к Областному государственному автономному учреждению "Волга-спорт-арена" (далее по тексту ОГАУ "Волга - Спорт - Арена") о признании действий работодателя незаконными, обязать предоставить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, компенсации морального вреда. В обосновании требований указала, что на основании трудового договора N N от 14 ноября 2014 года по настоящее время работает в должности заместителя директора по юридическим вопросам в ОГАУ "Волга- Спорт-Арена". 02 августа 2022 года работодателем издан приказ N-п согласно которому ее рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам, подлежит перемещению в другой кабинет с худшими условиями труда. Новое рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам (2 этаж, блок N 1. Каб 2.69) не имеет естественного освещения и окна, выходящего на фасад здания, отсутствует возможность проветривания помещения. Кроме того, кабинет не оборудован вентиляцией, системой отопления, что является нарушением п. 6.1.17 СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг". Рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам не обеспечено интернетом, телефонной связью, в т.ч. и корпоративной, в связи с чем она вынуждена осуществлять звонки по работе с личного сотового телефона и за свой счет. Расходы, связанные с выполнением функциональных обязанностей при помощи личного сотового телефона, работодателем не возмещаются. Принтер не предоставлен, при этом предыдущее место было оборудовано принтером. Документы необходимые ей для работы хранятся в бухгалтерии, отделе снабжения, отделе кадров, у главного инженера.
Данные отдела расположены в блоке N 2, на 3 этаже, где ранее было оборудовано ее рабочее место, расстояние между кабинетами располагающихся в блоке N 2 и блоке N 1, с учетом переход и лестниц, составляет более 200 метров. И для того, чтобы дойти и получить необходимую информацию для работы истице необходимо затратить в среднем 5 минут времени в одну сторону. Просит исковые требования удовлетворить, признать действия работодателя в части ухудшения условий труда незаконными, обязать работодателя предоставить рабочее место, соответствующее нормативным требованиям охраны труда, с учетом ее должности, взыскать в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
Определениями суда в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены ООО "Фактор", Государственная инспекция труда Ульяновской области, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области.
Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 03 ноября 2022 года в исковых требованиях ФИО к Областному государственному автономному учреждению "Волга-спорт-арена" о признании действий работодателя незаконными, обязать предоставить рабочее место соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, компенсации морального вреда, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 апреля 2023 года решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 03 ноября 2022 года, отменено и принято новое решение.
В кассационной жалобе, поданной заявителем ОГАУ "Волга-спорт-арена", ставится вопрос об отмене апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение.
Представитель истца ФИО. по доверенности Харченко С.Л. возражал против доводов кассационной жалобы, просил оставить судебные акты без изменения.
Иные стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав возражения представителя истца ФИО. по доверенности Харченко С.Л, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов.
Вредный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию работника.
Опасный производственный фактор - фактор производственной среды или трудового процесса, воздействие которого может привести к травме или смерти работника.
Опасность - потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условии труда", условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействии i вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 данного федерального закона.
Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года N 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 Методики проведения специальной оценки условий труда установлены обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам: идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов; исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов; отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.
Как установлено судом, с 14 ноября 2014 года ФИО. состоит в трудовых отношениях в ОГАУ "Волга-спорт-арена" в должности заместителя директора по юридическим вопросам.
Должностные обязанности заместителя директора по юридическим вопросам утверждены руководителем Учреждения 05 сентября 2022 года. К числу должностных обязанностей истца относятся такие, как: оказывает правовую помощь руководителям структурных подразделений Учреждения; дает правовые заключения по вопросам, которые возникают в работе структурных подразделений и Учреждения в целом; принимает участие в процессе разработки правовой документации; оказывает правовую помощь структурным подразделениям в подготовке и оформлении правовых документов, руководит правовой работой в учреждении, участвует в подготовке аргументированных ответов в случае отклонения претензий; держит под контролем и руководит работой структурных подразделений предприятия по части подготовки материалов о растратах, хищениях, недостачах, нарушения экологического законодательства и о других правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, судебные и следственные органы.
Приказом ОГАУ "Волга-спорт-арена" от 02 августа 2022 года N-п в связи с производственной необходимостью рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам перемещено на новое рабочее место: 1 блок, 2 этаж, помещение 2.69, расположенное в месте нахождения работодателя, без изменения условий трудового договора.
Согласно карте специальной оценки условий труда класс условий труда на рабочем месте заместителя директора по юридическим вопросам соответствует 2 классу.
Ссылаясь на то, что новое рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам в помещении N 2.69 блока N 1 по адресу: "адрес", строение 1, не соответствует нормативным требованиям, в помещении отсутствует окно на фасад здания (на улицу), естественное освещение, центральное отопление, вентиляция, ФИО. обратилась в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО, суд первой инстанции исходил из представленной работодателем специальной оценки условий труда о допустимых условиях труда на новом рабочем месте ФИО, которая последней не оспорена.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился, поскольку посчитал, что они основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, сделаны без учета того, что в обоснование иска ФИО. ссылалась на несоответствие ее нового рабочего места санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем разрешение спора требовало от суда специальных познаний, то есть проведения по делу судебной экспертизы.
В целях проверки доводов ФИО. о несоответствии рабочего места нормативным требованиям судом апелляционной инстанции по ходатайству истца была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО "Научно-исследовательский центр судебной экспертизы".
Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы N 46 от 31 марта 2023 года рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам ОГАУ "Волга-спорт-арена" с постоянным присутствием в течение полного рабочего дня в рабочем кабинете - помещении N 2.69 блока N 1 по адресу: "адрес", строение 1, не соответствует нормативным требованиям, а именно:
п. 4.27 СП 118.13330.2022 в части занижения высоты помещения (2, 12 м вместо 2, 4 м по норме);
п. 77 СП 118.13330.2022, п. 83 СанПиН 1.2.3685-21 в части отсутствия естественного освещения, являющимся обязательным для кабинетов, рабочих комнат, офисов);
п. 7.1 и п. 8.8 СП 118.13330.2022, п. 4.4 ГОСТ 30494-2011 в части отсутствия системы отопления (электрические приборы отопления не являются частью системы отопления, так как не обеспечивают поддержание в закрытых помещениях нормируемой температуры со средней необеспеченностью 50 ч/год);
п. 7.1 и п. 8.8 СП 118.13330.2022, п. 100 СанПиН 1.2.3685-21, табл. 2 СИ 2.2.4/2.1.8.562-96 в части превышения допустимого уровня звука (том 2, л.д. 25-45).
Из представленного в суд апелляционной инстанции письма экспертов установлено, что исследовано было рабочее место заместителя директора по юридическим вопросам ОГАУ "Волга-спорт-арена"; на стр.5 заключения экспертизы допущена опечатка, неверно указано, что "исследованию подлежит рабочее место менеджера отдела маркетинга и рекламы ОГАУ "Волга-спорт-арена", после устранения данной опечатки вывод не изменится.
Суд апелляционной инстанции оснований не доверять заключению проведенной по делу экспертизы не установил.
Суд апелляционной инстанции посчитав надлежащим доказательством данное заключение, которое подтвердило, что рабочее место истца не соответствует нормативным требованиям, а обязанность по обеспечению условий труда нормативным требованиям, в том числе санитарно- эпидемиологическим, является обязанностью работодателя, пришел к выводу о том, что на ОГАУ "Волга-спорт-арена" должна быть возложена обязанность по предоставлению ФИО. рабочего места, соответствующего нормативным требованиям.
С учетом установленных нарушений прав работника ФИО. суд апелляционной инстанции посчитал обоснованным и ее требование о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, определив сумму компенсации в 10 000 рублей.
Судебная коллегий кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что поскольку истец обжалует несоответствие рабочего места нормативным требованиям, следовательно необходимы специальные познания, между тем, судом при назначении экспертизы не учтено следующее.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 1 статьи 26 названного закона).
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (часть 2 статьи 26 названного закона).
Таким образом, законом установлен как внесудебный, так и судебный порядок разрешения разногласий и споров, связанных с проведением специальной оценки условий труда, в том числе в случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте.
Суд апелляционной инстанции назначая экспертизу, назначил судебную строительно-техническую, между тем, не учел, что в силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ к организации, проводящей специальную оценку условий труда, предъявляются определенные требования.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 426-ФЗ порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - Реестр), устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона N 426-ФЗ экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В силу части второй статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации Государственная экспертиза условий труда осуществляется в том числе в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии с частью 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, комиссий по расследованию несчастных случаев, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов (при наличии таких представительных органов), государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Между тем судом апелляционной инстанции вышеуказанные положения нормативных правовых актов, предусматривающих проведение специальной оценки условий труда, осуществляемой специализированной организацией, а также устанавливающих порядок оспаривания результатов специальной оценки условий труда рабочего места, к спорным отношениям применены не были.
При таких обстоятельствах, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 апреля 2023 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 25 апреля 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в Ульяновский областной суд.
Председательствующий Н.В. Бросова
Судьи Т.В. Ившина
О.В. Юрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.