Председатель Собрания депутатов |
Глава администрации |
г. Нарьян-Мар
6 января 2005 г.
N 535-оз
Окружная целевая программа
"Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2020 годы"
(утв. законом Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. N 535-оз)
Паспорт Окружной целевой программы
Наименование программы Окружная целевая программа "Меры
социальной поддержки населения Ненецкого
автономного округа при кредитовании на
приобретение (строительство) жилья на
2004-2020 годы"
Основания для разработки Закон Ненецкого автономного округа от 11
Программы декабря 2002 года N 381-оз "О развитии
ипотечного жилищного кредитования в
Ненецком автономном округе"
Постановление администрации Ненецкого
автономного округа от 31 мая 2004 года
N 265
Государственный заказчик Администрация Ненецкого автономного
Программы округа
Основные разработчики Рабочая группа при администрации
Программы Ненецкого автономного округа
Исполнители Программы Администрация Ненецкого автономного
округа
Основные цели Программы Расширение возможностей населения
Ненецкого автономного округа в улучшении
своих жилищных условий
Сроки реализации Программы 2004-2020 годы
Этапы реализации Программы I этап (2004-2005 годы):
Создание нормативно-правовой базы, начало
реализации программы, корректировка
Программы по результатам 2005 года
II этап (2006-2020 годы):
Реализация программы с учетом
корректировки по результатам 2005 года,
формирование маневренного жилого фонда в
муниципальных образованиях, привлечение
новых категорий заемщиков
Объемы и источники Стоимость проекта:
финансирования Программы бюджет Ненецкого автономного округа -
603,3 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты Улучшение жилищных условий более 700
реализации Программы семей, активизация рынка жилья, создание
механизмов привлечения инвестиций в
жилищный сектор
Система организации контроля Непосредственный контроль осуществляет
управление по строительной и жилищной
политике администрации Ненецкого
автономного округа
Окружная целевая программа
"Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2020 годы"
1. Анализ ситуации и обоснование необходимости реализации Программы
Формирование системы жилищного кредитования, в том числе ипотечного, является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Кредитование приобретения (строительства) жилья является механизмом, способным решить задачи огромной социальной важности: жилищную проблему, проблему финансирования капитального строительства.
Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. Кредитование же населения в условиях неустойчивой экономики имеет высокую степень риска и требует или повышения процентной ставки за пользование кредитом, или введения дополнительных гарантий по возврату кредита. Финансовые ресурсы кредитных организаций не позволяют выдать долгосрочный кредит (сроком до 15 лет) с приемлемой для населения процентной ставкой (не выше 7 процентов годовых).
Соотношение среднедушевых доходов населения Ненецкого автономного округа и средней стоимости жилья свидетельствует о невозможности единовременной оплаты не только полной, но и даже части стоимости приобретаемого жилья для подавляющей части населения. Следовательно, необходимо обеспечить долгосрочное кредитование населения для покупки жилья с одновременным оказанием различных видов социальной поддержки гражданам со средним уровнем доходов.
Данная Программа направлена, в первую очередь, на непосредственную поддержку граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, платежеспособных и имеющих постоянный источник доходов, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является расширение возможностей населения в улучшении своих жилищных условий за счет собственных средств, средств окружного бюджета и кредитных ресурсов банков (иных кредитных организаций).
Реализация Программы позволит решить и ряд других проблем, как - то:
- сделать приобретение жилья или участие в его долевом строительстве доступным для основной части населения округа;
- активизировать рынок жилья, включая как новое строительство, так и оборот жилья на вторичном рынке;
- создать механизмы привлечения инвестиций в жилищный сектор и обеспечить развитие строительного комплекса.
В процессе реализации Программы необходимо обеспечить социальную результативность Программы, а также создать механизмы социальной защиты заемщиков от неправомерных действий кредиторов и их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения ипотечного кредита и обращения взыскания на заложенное жилье путем создания маневренного фонда.
3. Основные этапы реализации Программы
Программа имеет долгосрочный характер и рассчитана на 17 лет.
Начало реализации Программы - 2004 год, окончание - 2020 год.
Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа:
I этап (2004-2005 годы): создание нормативно-правовой базы, начало реализации программы, корректировка Программы по результатам 2005 года;
II этап (2006-2020 годы): реализация программы с учетом корректировки по результатам 2005 года, создание маневренного жилого фонда в муниципальных образованиях, привлечение новых заемщиков.
4. Основные мероприятия Программы
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения (годы) |
Финансовые расходы (тыс. руб.) |
1. Создание нормативно-правовой базы реализации Программы | |||
1.1. Разработка положения об учете граждан, нуждающихся в предоставлении из окружного бюджета безвозмездных субсидий на полную или частичную оплату первоначального взноса и на частичную оплату процентов за пользование кредитом |
Администрация НАО |
2004 | |
1.2. Разработка положения о порядке оказания социальной поддержки (предоставления субсидий) |
Администрация НАО |
2004 | |
1.3. Разработка условий и порядка конкурсного отбора банков (иных кредитных организаций) |
Адм-ция НАО | 2004 | |
1.4. Разработка методики определения средней стоимости 1 кв.м. общей площади жилья |
Администрация НАО |
2004 | |
2. Мероприятия по реализации программы | |||
2.1. Конкурсный отбор банков (иных кредитных организаций) |
Администрация НАО |
ежегодно с 2004 по 2010 |
|
2.2. Информирование населения об основных положениях, условиях и ходе реализации Программы |
Администрация НАО |
2004-2011 | 50,0 |
2.3. Создание маневренного фонда | Адм-ции МО | 2006-2020 | 3500,0 |
2.4. Предоставление безвозмездных субсидий на полную или частичную оплату первоначального взноса |
Администрация НАО |
2005-2011 | 173110,0 |
2.5. Предоставление безвозмездных субсидий на частичную оплату процентов за пользование кредитом |
Администрация НАО |
2005-2020 | 374184,4 |
2.6. Предоставление единовременных безвозмездных субсидий на погашение части кредита в размере 150 тыс. руб. на каждого ребенка, родившегося в период погашения кредита |
Администрация НАО |
2005-2020 | 52500,0 |
5. Источники и объем финансирования Программы
Источниками финансирования Программы являются:
- средства, предусмотренные в окружном бюджете на очередной финансовый год на оказание социальной поддержки в виде предоставления безвозмездных субсидий гражданам - участникам Программы;
- средства, предусмотренные в окружном бюджете на очередной финансовый год в виде финансовой помощи муниципальным образованиям для формирования маневренного фонда;
- кредитные средства банков (иных кредитных организаций), предоставляющих кредиты, в том числе ипотечные, гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия в рамках настоящей Программы;
- собственные средства граждан - получателей кредитов на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, желающих улучшить свои жилищные условия в рамках настоящей Программы.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета округа за 17 лет составит 603,3 млн. руб. согласно приложению N 1.
6. Основные участники Программы и их функции
6.1. Состав участников Программы:
Государственным заказчиком и основным исполнителем Программы является администрация Ненецкого автономного округа.
Осуществление функций основного исполнителя Программы возлагается на управление по строительной и жилищной политике администрации Ненецкого автономного округа.
Соисполнителями Программы являются управление финансов администрации Ненецкого автономного округа, информационно-аналитическое управление администрации Ненецкого автономного округа, органы местного самоуправления.
Другими участниками Программы являются граждане, банки (иные кредитные организации), продавцы жилья, его оценщики, поручители, страховщики, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инфраструктурные организации.
6.2. Основные функции исполнителей Программы:
6.2.1. Администрация Ненецкого автономного округа осуществляет следующие основные функции:
- вырабатывает единую политику обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ненецком автономном округе в рамках настоящей Программы;
- утверждает порядок учета граждан - участников Программы и порядок оказания им социальной поддержки при кредитовании на приобретение (строительство) жилья в рамках настоящей Программы, контролирует их соблюдение;
- принимает решения об оказании социальной поддержки (предоставлении безвозмездной субсидии) гражданам - участникам Программы;
- обеспечивает целевое использование бюджетных средств;
- ежегодно на конкурсной основе осуществляет выбор банков (иных кредитных организаций) - участников Программы;
- осуществляет координацию деятельности участников Программы в процессе ее реализации.
6.2.2. Управление по строительной и жилищной политике администрации Ненецкого автономного округа осуществляет следующие функции:
- ведет учет граждан - участников Программы;
- осуществляет проверку сведений, указанных в заявлениях граждан;
- осуществляет подготовку проектов решений администрации Ненецкого автономного округа по реализации Программы;
- не позднее, чем за 2 месяца до начала реализации Программы совместно с информационно-аналитическим управлением администрации Ненецкого автономного округа информирует население округа, в том числе через средства массовой информации, об условиях и порядке реализации настоящей Программы, проводит разъяснительную работу, информирует о ходе и итогах реализации Программы;
- представляет ежеквартальный отчет о ходе реализации Программы главе администрации Ненецкого автономного округа.
6.2.3. Управление финансов администрации Ненецкого автономного округа за счет средств окружного бюджета осуществляет бюджетное финансирование Программы и контроль за целевым использованием выделенных средств.
6.2.4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие функции:
- создают условия для развития жилищного строительства на подведомственной территории;
- осуществляют учет проживающих на подведомственной территории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- обеспечивают создание маневренного фонда и предоставление жилых помещений в нем Заемщику в случае неисполнения им и проживающих совместно с ним членами его семьи своих обязательств по договору ипотечного кредитования, и обращения Кредитором взыскания на заложенное жилье;
- оказывают в рамках своей компетенции содействие другим участникам Программы при ее реализации.
7. Организация социальной поддержки граждан при кредитовании на приобретение (строительство) жилья
7.1. В рамках реализации настоящей Программы осуществляются следующие меры социальной поддержки граждан при кредитовании на приобретение (строительство) жилья:
- предоставление за счет средств окружного бюджета безвозмездных субсидий на полную или частичную оплату первоначального взноса;
- предоставление за счет средств окружного бюджета безвозмездных субсидий на частичную оплату процентов за пользование кредитом;
- предоставление за счет средств окружного бюджета единовременной безвозмездной субсидии для погашения части кредита в размере 150 тыс. руб. на каждого ребенка, родившегося у Заемщика в период погашения кредита на приобретение (строительство) жилья, но не более суммы остатка по кредиту;
- предоставление Заемщику и проживающим совместно с ним членам его семьи при неисполнении ими своих обязательств по договору ипотечного кредитования и обращении Кредитором взыскания на заложенное жилье для временного проживания другого жилого помещения из маневренного фонда.
7.2. Социальная поддержка граждан при кредитовании на приобретение (строительство) жилья осуществляется при соблюдении следующих условий:
7.2.1. право на социальную поддержку в соответствии с настоящей Программой имеют граждане, постоянно проживающие в Ненецком автономном округе не менее 5 лет, платежеспособные и имеющие постоянный источник дохода. При этом граждане, ранее получившие жилищные субсидии для строительства (приобретения) жилья в климатически благоприятных регионах России или другие виды государственной поддержки для приобретения (строительства) жилья, не могут быть участниками данной Программы;
7.2.2. право на социальную поддержку в виде предоставления безвозмездной субсидии за счет средств окружного бюджета на оплату первоначального вноса или его части и на частичную оплату процентов за пользование кредитом имеют граждане, относящиеся к одной из перечисленных категорий:
1) обеспеченные жилой площадью на одного члена семьи менее девяти квадратных метров;
2) не имеющие жилья, в том числе проживающие на условиях поднайма или аренды;
3) проживающие в жилом помещении, не соответствующем установленным санитарным или техническим требованиям, подтвержденным заключением соответствующих служб и комиссий и постановлением органов местного самоуправления;
4) проживающие в квартирах (индивидуальных домах), занятых несколькими семьями;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие в служебном жилом помещении, независимо от его площади и благоустроенности;
7) проживающие в однокомнатной квартире лица разного пола, кроме супругов, а также одинокие родители, воспитывающие детей, независимо от пола и возраста.
7.2.3. оказание поддержки из окружного бюджета и ее размер основываются и рассчитываются исходя из социальной нормы площади жилья, его стоимости и уровня дохода граждан, при этом:
1) безвозмездные субсидии выделяются исходя из фактической стоимости одного квадратного метра приобретаемого (строящегося) жилья, но не более средней стоимости, утверждаемой на текущий квартал постановлением администрации Ненецкого автономного округа на основании данных территориального органа федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне средних цен на рынке жилья раздельно для городской и сельской местности. Если фактическая стоимость одного квадратного метра приобретаемого (строящегося) жилья выше утвержденной стоимости, разница оплачивается гражданином самостоятельно;
2) безвозмездные субсидии выделяются исходя из социальной нормы площади жилья, установленной постановлением администрации Ненецкого автономного округа;
3) жилая площадь приобретенного (построенного) жилья не должна быть меньше нормы жилой площади, установленной для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) приобретаемое (строящееся) жилье должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, на территории которого оно приобретается (строится);
5) размер среднедушевого дохода семьи, желающей стать участником настоящей Программы должен быть не более четырех прожиточных минимумов, установленных по Ненецкому автономному округу на душу населения, среднедушевой доход семьи рассчитывается за 12 полных календарных месяцев, предшествующих дате подачи заявления;
6) размер выделяемых безвозмездных субсидий на полную или частичную оплату первоначального взноса и на частичную оплату процентов за пользование кредитом зависит от размера среднедушевого дохода семьи и срока пользования кредитом в следующем соотношении:
Отношение размера среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму на душу населения, установленному по НАО |
Размер субсидии на оплату первоначального взноса (в % от стоимости жилья) |
Размер субсидии на частичную оплату процентов за пользование кредитом (в % от размера процентов) |
|||||
с 1-го по 5-й год |
6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год |
||
до 2 | 30 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 |
от 2 до 2,5 | 25 | 75 | 65 | 55 | 45 | 35 | 25 |
от 2,5 до 3 | 20 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 |
от 3 до 3,5 | 15 | 45 | 35 | 25 | 15 | 5 | - |
от 3,5 по 4 | 10 | 30 | 20 | 10 | - | - | - |
Начиная с 11-го года пользования кредитом субсидия на частичную оплату процентов за пользование кредитом не предоставляется;
7.2.4. граждане, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия, могут претендовать на участие в Программе только по истечении пяти лет после ухудшения условий;
7.3. Участники программы ежегодно проходят переаттестацию, при этом они предоставляют сведения о доходах всех членов семьи за 12 календарных месяцев, предшествующих переаттестации, для определения размера субсидии на оплату процентов за пользование кредитом на очередной год. Первая переаттестация назначается по истечении 12 месяцев после выдачи кредита.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаются следующие основные социально-экономические результаты реализации Программы:
- улучшение жилищных условий более 700 семей;
- снижение социальной напряженности в сфере обеспечения населения округа жильем, сокращение очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- стимулирование спроса населения на жилье, на его основе расширение как первичного, так и вторичного рынков жилья;
- привлечение средств граждан в строительство жилья;
- привлечение в строительство жилья дополнительных денежных средств (кредитные ресурсы и средства бюджета);
- создание дополнительных рабочих мест в сфере жилищного строительства;
- закрепление кадров в учреждениях округа.
Приложение N 1
Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы
по мероприятиям и по годам
Источники финансирования, мероприятия |
Объем финансирования, всего |
В том числе: | |||
2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007-2020 годы |
||
Средства окружного бюджета в том числе: Предоставление безвозмездных субсидий на полную или частичную оплату первоначального взноса Предоставление безвозмездных субсидий на частичную оплату процентов за пользование кредитом Предоставление единовременных безвозмездных субсидий на погашение части кредита в связи с рождением ребенка Информирование населения, в том числе через СМИ, об основных положениях и условиях Программы Создание маневренного фонда |
603344,4 173110,0 374184,4 52500,0 50,0 3500,0 |
10,0 - - - 10,0 - |
56868,8 38150,0 16293,8 2400,0 25,0 - |
60740,9 28840,0 27195,9 4200,0 5,0 500,0 |
485724,7 106120,0 330694,7 45900,0 10,0 3000,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. N 535-оз "Об окружной целевой программе "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2022 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Няръяна вындер" от 28 февраля 2005 г. N 28, от 30 марта 2005 г. N 44
Законом Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2008 г. N 92-оз настоящий закон утратил силу с 1 января 2009 г.
Законом Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2005 г. N 652-оз действие настоящего закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2008 г. N 102-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. N 49-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2007 г. N 183-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2007 г. N 148-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Пункт 1 статьи 1 названного закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
Закон Ненецкого автономного округа от 4 июля 2007 г. N 107-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Подпункт "а" пункта 9 статьи 1 названного закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
Закон Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2007 г. N 47-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Закон Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2007 г. N 11-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 2 октября 2006 г. N 772-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 19 мая 2006 г. N 711-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона