19 мая, 2 октября 2006 г., 7 февраля, 10 апреля, 4 июля, 21 ноября, 14 декабря 2007 г.
Законом Ненецкого автономного округа от 19 мая 2006 г. N 711-оз в настоящий закон внесены изменения
Законом Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2005 г. N 652-оз действие настоящего закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
Председатель Собрания депутатов |
Глава администрации |
г. Нарьян-Мар
6 января 2005 г.
N 535-оз
Законом Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2007 г. N 148-оз в программу настоящего закона внесены изменения
Окружная целевая программа
"Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2022 годы"
(утв. законом Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. N 535-оз)
19 мая, 2 октября 2006 г., 7 февраля, 10 апреля, 4 июля, 21 ноября, 14 декабря 2007 г.
Паспорт Окружной целевой программы
Наименование программы Окружная целевая программа "Меры
социальной поддержки населения Ненецкого
автономного округа при кредитовании на
приобретение (строительство) жилья на
2004-2022 годы"
Основания для разработки Закон Ненецкого автономного округа от 11
Программы декабря 2002 года N 381-оз "О развитии
ипотечного жилищного кредитования в
Ненецком автономном округе"
Постановление администрации Ненецкого
автономного округа от 31 мая 2004 года
N 265
Государственный заказчик Управление строительства и жилищно-
Программы коммунального хозяйства Ненецкого
автономного округа
Основные разработчики Рабочая группа при администрации
Программы Ненецкого автономного округа
Исполнители Программы Управление строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Ненецкого автономного
округа, Управление экономического
развития и инвестиций Ненецкого
автономного округа
Основные цели Программы Расширение возможностей населения
Ненецкого автономного округа в улучшении
своих жилищных условий
Сроки реализации Программы 2004-2022 годы
Этапы реализации Программы I этап (2004-2007 годы):
Создание нормативно-правовой базы, начало
реализации программы, корректировка
Программы по результатам 2007 года
II этап (2008-2022 годы):
Реализация программы с учетом
корректировки по результатам 2007 года,
формирование маневренного жилого фонда,
привлечение новых категорий граждан-
участников Программы
Объемы и источники Стоимость проекта:
финансирования Программы бюджет Ненецкого автономного округа -
1347,6 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты Улучшение жилищных условий более 700
реализации Программы семей, активизация рынка жилья, создание
механизмов привлечения инвестиций в
жилищный сектор
Система организации контроля Непосредственный контроль осуществляет
Управление строительства и жилищно-комму-
нального хозяйства Ненецкого автономного
округа
Окружная целевая программа
"Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2022 годы"
1. Анализ ситуации и обоснование необходимости реализации Программы
Формирование системы жилищного кредитования, в том числе ипотечного, является одним из приоритетных направлений государственной жилищной политики. Кредитование приобретения (строительства) жилья является механизмом, способным решить задачи огромной социальной важности: жилищную проблему, проблему финансирования капитального строительства.
Жилье является дорогостоящим товаром длительного пользования. Его приобретение, как правило, не может производиться за счет текущих доходов потребителей или накоплений. Кредитование же населения в условиях неустойчивой экономики имеет высокую степень риска и требует или повышения процентной ставки за пользование кредитом, или введения дополнительных гарантий по возврату кредита. Финансовые ресурсы кредитных организаций не позволяют выдать долгосрочный кредит (сроком до 15 лет) с приемлемой для населения процентной ставкой (не выше 7 процентов годовых).
Соотношение среднедушевых доходов населения Ненецкого автономного округа и средней стоимости жилья свидетельствует о невозможности единовременной оплаты не только полной, но и даже части стоимости приобретаемого жилья для подавляющей части населения. Следовательно, необходимо обеспечить долгосрочное кредитование населения для покупки жилья с одновременным оказанием различных видов социальной поддержки гражданам со средним уровнем доходов.
Данная Программа направлена на поддержку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, платежеспособных, имеющих постоянный источник доходов, уровень доходов которых не позволяет им самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Действие Программы направлено также на оказание государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в целях закрепления положительных тенденций в развитии демографической ситуации, укрепления института семьи в Ненецком автономном округе.
Для целей Программы под молодой семьей понимается семья гражданина - участника Программы, возраст супругов в которой не превышает 35 лет; неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей.
Возраст супругов исчисляется на момент подачи заявления.
2. Цели и задачи Программы
Главной целью Программы является расширение возможностей населения в улучшении своих жилищных условий за счет собственных средств, средств окружного бюджета и кредитных ресурсов банков.
Реализация Программы позволит решить и ряд других проблем, как - то:
- сделать приобретение и строительство жилья доступным для основной части населения округа;
- активизировать рынок жилья, включая как новое строительство, так и оборот жилья на вторичном рынке;
- создать механизмы привлечения инвестиций в жилищный сектор и обеспечить развитие строительного комплекса.
В процессе реализации Программы необходимо обеспечить социальную результативность Программы, а также создать механизмы социальной защиты граждан-участников Программы от неправомерных действий кредиторов и их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения ипотечного кредита и обращения взыскания на заложенное жилье путем создания маневренного фонда.
3. Основные этапы реализации Программы
Программа имеет долгосрочный характер и рассчитана на 19 лет.
Начало реализации Программы - 2004 год, окончание - 2022 год.
Реализацию Программы планируется осуществить в два этапа:
I этап (2004-2007 годы): создание нормативно-правовой базы, начало реализации программы, корректировка Программы по результатам 2007 года;
II этап (2008-2022 годы): реализация программы с учетом корректировки по результатам 2007 года, создание маневренного жилого фонда, привлечение новых граждан-участников Программы.
4. Основные мероприятия Программы
/----------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятий | Исполнители | Срок | Финансовые |
| | | исполнения | расходы (тыс. |
| | | (годы) | руб.) |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|1. Создание нормативно-правовой базы реализации Программы |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1.|Разработка положения об учете | Управление | 2004-2006 | |
| |граждан, нуждающихся в | экономического | | |
| |предоставлении из окружного | развития и | | |
| |бюджета социальных выплат на | инвестиций НАО | | |
| |полную или частичную оплату | | | |
| |первоначального взноса и на | | | |
| |частичную оплату процентов за | | | |
| |пользование кредитом | | | |
|----+----------------------------------+------------------+-------------+---------------|
|1.2.|Разработка положения о порядке | Управление | 2004-2006 | |
| |оказания социальной поддержки | экономического | | |
| |(предоставления субсидий) | развития и | | |
| | | инвестиций НАО | | |
|----+----------------------------------+------------------+-------------+---------------|
|1.3.|Разработка методики определения | Управление | 2004-2006 | |
| |средней стоимости 1 кв. м общей | экономического | | |
| |площади жилья | развития и | | |
| | | инвестиций НАО | | |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|2. Мероприятия по реализации Программы |
|----------------------------------------------------------------------------------------|
|2.1.|Информирование населения об | Управление | 2007-2012 | 50|
| |основных положениях, условиях и | строительства и | | |
| |ходе реализации Программы |жилищно-коммуналь-| | |
| | |ного хозяйства НАО| | |
|----+----------------------------------+------------------+-------------+---------------|
|2.2.|Создание маневренного фонда | Управление | 2008-2022 | 3500|
| | | строительства и | | |
| | |жилищно-коммуналь-| | |
| | |ного хозяйства НАО| | |
|----+----------------------------------+------------------+-------------+---------------|
|2.3.|Предоставление участникам | Управление | 2006-2012 | 510612,5|
| |Программы социальных выплат | строительства и | | |
| |на полную или частичную оплату |жилищно-коммуналь-| | |
| |первоначального взноса |ного хозяйства НАО| | |
|----+----------------------------------+------------------+-------------+---------------|
|2.4.|Предоставление участникам | Управление | 2007-2022 | 788181,1|
| |Программы социальных выплат | строительства и | | |
| |на частичную оплату процентов за |жилищно-коммуналь-| | |
| |пользование кредитом |ного хозяйства НАО| | |
|----+----------------------------------+------------------+-------------+---------------|
|2.5.|Предоставление единовременных | Управление | 2007-2022 | 45250,0|
| |социальных выплат участникам | строительства и | | |
| |Программы на погашение части |жилищно-коммуналь-| | |
| |кредита в установленном размере на|ного хозяйства НАО| | |
| |каждого ребенка, родившегося | | | |
| |(усыновленного) в период погашения| | | |
| |кредита | | | |
\----------------------------------------------------------------------------------------/
5. Источники и объем финансирования Программы
Источниками финансирования Программы являются:
- средства, предусмотренные в окружном бюджете на очередной финансовый год на оказание социальной поддержки в виде предоставления социальных выплат гражданам - участникам Программы;
- средства, предусмотренные в окружном бюджете на очередной финансовый год для формирования маневренного фонда;
- кредитные средства банков, предоставляющих кредиты, в том числе ипотечные, гражданам, желающим улучшить свои жилищные условия в рамках настоящей Программы;
- собственные средства граждан - получателей кредитов на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечного жилищного кредита, желающих улучшить свои жилищные условия в рамках настоящей Программы.
Объем финансирования Программы за счет средств бюджета округа за 19 лет составит 1347,6 млн. руб. согласно приложению 1.
6. Основные участники Программы и их функции
6.1. Состав участников Программы:
Государственным заказчиком-координатором Программы является администрация Ненецкого автономного округа.
Осуществление функций основного исполнителя Программы возлагается на Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа.
Соисполнителем Программы является Управление экономического развития и инвестиций Ненецкого автономного округа.
Другими участниками Программы являются граждане, в том числе молодые семьи, а также банки, продавцы жилья, его оценщики, поручители, страховщики, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инфраструктурные организации.
6.2. Основные функции участников Программы:
6.2.1. Администрация Ненецкого автономного округа осуществляет следующие основные функции:
- вырабатывает единую политику обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в Ненецком автономном округе в рамках настоящей Программы;
- утверждает порядок учета граждан - участников Программы, порядок оказания им социальной поддержки при кредитовании на приобретение (строительство) жилья, в пределах своей компетенции принимает иные нормативные правовые акты в целях реализации настоящей Программы, контролирует их соблюдение;
- осуществляет координацию деятельности участников Программы в процессе ее реализации.
6.2.2. Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа осуществляет следующие функции:
- ведет учет граждан - участников Программы;
- осуществляет проверку сведений, указанных в заявлениях граждан;
- не позднее, чем за 2 месяца до начала реализации Программы информирует население округа, в том числе через средства массовой информации, об условиях и порядке реализации настоящей Программы, проводит разъяснительную работу, информирует о ходе и итогах реализации Программы;
- представляет ежеквартальный отчет о ходе реализации Программы главе администрации Ненецкого автономного округа.
- принимает решения об оказании социальной поддержки (предоставлении социальной выплаты) гражданам - участникам Программы;
- обеспечивает целевое использование бюджетных средств;
- обеспечивает создание маневренного фонда в целях предоставления жилых помещений гражданам - участникам Программы в случае обращения взыскания на жилые помещения по договорам ипотечного кредитования;
- осуществляет финансирование Программы за счет средств окружного бюджета.
6.2.3. Утратил силу.
См. текст пункта 6.2.3
6.2.4. Утратил силу.
См. текст пункта 6.2.4
7. Организация социальной поддержки граждан при кредитовании на приобретение (строительство) жилья
7.1. В рамках реализации настоящей Программы осуществляются следующие меры социальной поддержки граждан:
- предоставление за счет средств окружного бюджета социальных выплат на полную или частичную оплату первоначального взноса при кредитовании на приобретение у физических или юридических лиц жилых помещений, на долевое участие в строительстве жилых помещений или создание объектов индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для места постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилье;
- предоставление за счет средств окружного бюджета социальных выплат на частичную оплату процентов за пользование кредитом;
- предоставление за счет средств окружного бюджета единовременной социальной выплаты для погашения части кредита в размере 250 тыс. руб. на каждого ребенка, родившегося (усыновленного) у гражданина - участника Программы в период погашения кредита на приобретение (строительство) жилья, но не более суммы остатка по кредиту;
- предоставление гражданину-участнику Программы и проживающим совместно с ним членам его семьи при неисполнении ими своих обязательств по договору ипотечного кредитования и обращении взыскания на заложенное жилье для временного проживания другого жилого помещения из маневренного фонда;
7.2. Социальная поддержка граждан при кредитовании на приобретение (строительство) жилья осуществляется при соблюдении следующих условий:
7.2.1. право на социальную поддержку в соответствии с настоящей Программой имеют граждане, постоянно проживающие в Ненецком автономном округе не менее 10 лет, платежеспособные и имеющие постоянный источник дохода. При этом граждане, ранее получившие жилищные субсидии для строительства (приобретения) жилья в климатически благоприятных регионах России или другие виды государственной поддержки для приобретения (строительства) жилья, не могут быть участниками данной Программы;
7.2.2. право на социальную поддержку в виде предоставления социальной выплаты за счет средств окружного бюджета на оплату первоначального взноса или его части и на частичную оплату процентов за пользование кредитом имеют граждане, относящиеся к одной из перечисленных категорий:
1) обеспеченные площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;
2) не имеющие жилья, в том числе проживающие на условиях поднайма или аренды;
3) проживающие в жилом помещении, не соответствующем установленным санитарным или техническим требованиям, подтвержденным заключением соответствующих служб и комиссий и постановлением органов местного самоуправления;
4) проживающие в квартирах (индивидуальных домах), занятых несколькими семьями;
5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
6) проживающие в служебном жилом помещении, независимо от его площади и благоустроенности;
7) проживающие в однокомнатной квартире лица разного пола, кроме супругов, а также одинокие родители, воспитывающие детей, независимо от пола и возраста.
7.2.3. оказание поддержки из окружного бюджета и ее размер основываются и рассчитываются исходя из социальной нормы площади жилья, его стоимости и уровня дохода граждан, при этом:
1) социальные выплаты выделяются исходя из фактической стоимости одного квадратного метра общей площади приобретаемого (строящегося) жилья, но не более его средней стоимости, утверждаемой не позднее второго месяца квартала в городском округе, городских и сельских поселениях раздельно.
Средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в городском округе, городских и сельских поселениях утверждается постановлением Администрации Ненецкого автономного округа на основании данных территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу об уровне средних цен на рынке жилья.
Если стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельских поселениях по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ненецкому автономному округу ниже средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья, определенной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации, то ее стоимость устанавливается равной его средней рыночной стоимости, определенной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации на текущий квартал по Ненецкому автономному округу.
Если фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади приобретаемого (строящегося) жилья выше его установленной стоимости, разница стоимостей оплачивается гражданином самостоятельно.
2) размер социальных выплат рассчитывается исходя из социальной нормы площади жилья, установленной постановлением Администрации Ненецкого автономного округа для выплаты гражданам жилищных субсидий. При приобретении (строительстве) жилья площадью менее установленной социальной нормы размер социальных выплат определяется исходя из размера фактически приобретаемого (строящегося) жилья;
3) площадь приобретаемого (строящегося) жилья не должна быть меньше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления;
4) приобретаемое (строящееся) жилье должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, на территории которого оно приобретается (строится);
5) размер среднедушевого дохода семьи, за исключением молодой семьи, желающей стать участником настоящей Программы, не может превышать четырехкратной величины прожиточного минимума, установленной по Ненецкому автономному округу в расчете на душу населения, среднедушевой доход семьи рассчитывается за 12 полных календарных месяцев, предшествующих дате подачи заявления. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи утверждается постановлением Администрации Ненецкого автономного округа;
6) размер выделяемых социальных выплат на полную или частичную оплату первоначального взноса и на частичную оплату процентов за пользование кредитом зависит от размера среднедушевого дохода семьи и срока пользования кредитом в следующем соотношении:
Отношение размера среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму на душу населения, установленному по НАО |
Размер субсидии на оплату первоначального взноса (в % от стоимости жилья) |
Размер субсидии на частичную оплату процентов за пользование кредитом (в % от размера процентов) |
|||||
с 1-го по 5-й год |
6-й год | 7-й год | 8-й год | 9-й год | 10-й год |
||
до 2 | 30 | 90 | 80 | 70 | 60 | 50 | 40 |
от 2 до 2,5 | 25 | 75 | 65 | 55 | 45 | 35 | 25 |
от 2,5 до 3 | 20 | 60 | 50 | 40 | 30 | 20 | 10 |
от 3 до 3,5 | 15 | 45 | 35 | 25 | 15 | 5 | - |
от 3,5 по 4 | 10 | 30 | 20 | 10 | - | - | - |
Начиная с 11-го года пользования кредитом субсидия на частичную оплату процентов за пользование кредитом не предоставляется;
7) социальные выплаты молодым семьям на полную или частичную оплату первоначального взноса предоставляются вне зависимости от размера среднедушевого дохода семьи в процентах от общей стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящей Программой, и составляют:
- 35% - для молодых семей, не имеющих детей;
- 40% - для молодых семей, имеющих одного ребенка;
- 45% - для молодых семей, имеющих двух детей;
- 50% - для молодых семей, имеющих трех и более детей.
Размер социальных выплат на частичную оплату процентов за пользование кредитом для молодых семей зависит от размера среднедушевого дохода семьи, срока пользования кредитом и определяется в соответствии с подпунктом 6 пункта 7.2.3 Программы.
7.2.4. граждане, самостоятельно ухудшившие свои жилищные условия, могут претендовать на участие в Программе только по истечении пяти лет после ухудшения условий;
7.2.5. Приобретение (строительство) гражданами жилья осуществляется на территории Ненецкого автономного округа.
7.3. Участники программы ежегодно проходят переаттестацию, при этом они предоставляют сведения о доходах всех членов семьи за 12 календарных месяцев, предшествующих переаттестации, для определения размера субсидии на оплату процентов за пользование кредитом на очередной год. Первая переаттестация назначается по истечении 12 месяцев после выдачи кредита.
8. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаются следующие основные социально-экономические результаты реализации Программы:
- улучшение жилищных условий более 900 семей, в том числе свыше 260 молодых семей;
- снижение социальной напряженности в сфере обеспечения населения округа жильем, сокращение очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- стимулирование спроса населения на жилье, на его основе расширение как первичного, так и вторичного рынков жилья;
- привлечение средств граждан в строительство жилья;
- привлечение в строительство жилья дополнительных денежных средств (кредитные ресурсы и средства бюджета);
- создание дополнительных рабочих мест в сфере жилищного строительства;
- закрепление кадров в учреждениях округа.
Приложение N 1
к окружной целевой программе
"Меры социальной поддержки населения
Ненецкого автономного округа
при кредитовании на приобретение
(строительство) жилья на 2004-2022 годы"
Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы по годам
19 мая 2006 г., 4 июля, 21 ноября, 14 декабря 2007 г.
(тыс. руб.)
Источники финансирования, мероприятия |
Объем финансирова- ния, всего |
в том числе по годам | |||||
2004-2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010-2022 | ||
Средства окружного бюджета |
1347593,6 | 0,0 | 3221,5 | 104878,8 | 139319,7 | 136792,0 | 963381,6 |
Предоставление социальных выплат на полную или частичную оплату первоначального взноса |
510612,5 | 0,0 | 3221,5 | 98650,0 | 96100,8 | 74649,4 | 237990,8 |
Предоставление социальных выплат на частичную оплату процентов за пользование кредитом |
788181,1 | 0,0 | 0,0 | 5293,8 | 40216,9 | 56637,6 | 686032,8 |
Предоставление единовременных социальных выплат на погашение части кредита в связи с рождением (усыновлением) ребенка |
45250,0 | 0,0 | 0,0 | 900,0 | 2500,0 | 2500,0 | 39350,0 |
Информирование населения, в том числе через СМИ, об основных положениях и условиях Программы |
50,0 | 0,0 | 0,0 | 35,0 | 2,0 | 5,0 | 8,0 |
Создание маневренного фонда |
3500,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 500,0 | 3000,0 | 0,0" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Ненецкого автономного округа от 6 января 2005 г. N 535-оз "Об окружной целевой программе "Меры социальной поддержки населения Ненецкого автономного округа при кредитовании на приобретение (строительство) жилья на 2004-2022 годы"
Настоящий закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст закона опубликован в газете "Няръяна вындер" от 28 февраля 2005 г. N 28, от 30 марта 2005 г. N 44
Законом Ненецкого автономного округа от 3 декабря 2008 г. N 92-оз настоящий закон утратил силу с 1 января 2009 г.
Законом Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2005 г. N 652-оз действие настоящего закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2008 г. N 102-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 1 июля 2008 г. N 49-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2007 г. N 183-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 21 ноября 2007 г. N 148-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Пункт 1 статьи 1 названного закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
Закон Ненецкого автономного округа от 4 июля 2007 г. N 107-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Подпункт "а" пункта 9 статьи 1 названного закона вступает в силу с 1 января 2008 г.
Закон Ненецкого автономного округа от 10 апреля 2007 г. N 47-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
Закон Ненецкого автономного округа от 7 февраля 2007 г. N 11-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 2 октября 2006 г. N 772-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона
Закон Ненецкого автономного округа от 19 мая 2006 г. N 711-оз
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного закона