В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 16.09.2008 N 230-р "О разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств окружного бюджета" и в целях осуществления комплекса профилактических мер, направленных на защиту населения от болезней системы кровообращения, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ненецком автономном округе на 2009-2011 годы".
2. Управлению по связям с общественностью, международным и межрегиональным связям аппарата Администрации Ненецкого автономного округа направить настоящее постановление для официального опубликования.
Первый заместитель главы Администрации |
Е.Г. Алексеев |
Долгосрочная целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Ненецком автономном округе на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением Администрации Ненецкого автономного округа
от 2 октября 2008 г. N 180-п)
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Ненецком автономном округе на 2009-2011 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Долгосрочная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ненецком автономном округе на 2009-2011 годы", далее именуемая Программа, разработана на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 17.07.2001 N 540 "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации" и от 10.05.2007 N 280 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)", в целях реализации распоряжения Администрации Ненецкого автономного округа от 16.09.2008 N 230-р "О разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств окружного бюджета". Программа сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к аналогичной программе - окружной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ненецком автономном округе на 2007-2011 годы", утвержденной законом Ненецкого автономного округа от 26.02.2007 N 18-оз, невозможность действия которой с 1 января 2009 года в форме закона Ненецкого автономного округа обусловлена изменениями в действующем бюджетном законодательстве.
В Ненецком автономном округе, так же как и в целом по Российской Федерации, сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения и смертности, но и одним из самых распространенных заболеваний.
Результаты выборочного обследования населения, проведенного в Российской Федерации, показали, что число истинно больных артериальной гипертонией превышает число официально зарегистрированных в 6 раз.
В Ненецком автономном округе в 2006 году зарегистрировано 4025 больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет и старше.
В структуре причин общей смертности населения округа смертность от болезней системы кровообращения по данным 2007 года составляет 42,9 процента, по городу Нарьян-Мару - 53 процента, как и по Российской Федерации. Среди трудоспособного населения Ненецкого автономного округа за 2007 год смертность от сердечно-сосудистых заболеваний вышла на 2 место после смертности от травм и несчастных случаев и составила 21 процент среди всех причин.
Показатель смертности определяется главным образом двумя заболеваниями: ишемическая болезнь сердца и острое нарушение мозгового кровообращения.
Ведущая роль в профилактике и ранней диагностике артериальной гипертонии и лечении ее неосложненных форм отводится участковым врачам терапевтам и семейным врачам амбулаторно-поликлинических учреждений.
Эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сердечно-сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу, обусловленному временной утратой трудоспособности, инвалидизацией трудоспособного населения, преждевременной смертью из-за артериальной гипертонии и ее осложнений - ишемической болезни сердца и цереброваскулярных болезней.
Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний во многом зависит от профилактических мероприятий, направленных на снижение риска возникновения артериальной гипертонии, вызываемой питанием с избыточным содержанием насыщенного жира и поваренной соли, курением, злоупотреблением алкоголя, сидячим образом жизни, повышением холестерина в крови, сахарным диабетом.
Среди жителей округа эти факторы риска артериальной гипертонии широко распространены. Соответствующая профилактическая работа может существенно снизить заболеваемость, временную нетрудоспособность, инвалидизацию и смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний, то есть улучшить показатели здоровья населения Ненецкого автономного округа.
Для достижения эффективных результатов необходимо, прежде всего, сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играет информирование населения об опасностях артериальной гипертонии и ее последствиях, пропаганда медицинских и гигиенических знаний о здоровом образе жизни, по искоренению вредных привычек. Немалую роль в этом должны играть средства массовой информации, образовательные программы для больных артериальной гипертонией.
Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению сердечно-сосудистых заболеваний, инвалидности и смертности от них.
Учитывая напряженную эпидемическую ситуацию на территории округа, связанную с ростом болезней системы кровообращения и представляющую угрозу здоровью населения округа, актуальность поднятой проблемы очевидна.
Мероприятия, предлагаемые данной Программой, позволят осуществить комплекс профилактических мер, направленных на защиту населения от болезней системы кровообращения.
II. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы
Главной целью Программы является стабилизация показателей здоровья населения Ненецкого автономного округа посредством комплексного решения проблем профилактики, ранней диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.
Для достижения поставленных целей необходимо выполнение следующих задач:
- повышение информированности населения об артериальной гипертонии и факторах риска ее развития, формирование активного отношения населения к здоровому образу жизни;
- создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы для населения по первичной профилактике артериальной гипертонии для изменения отношения населения к здоровью, повышения мотивации к здоровому образу жизни;
- повышение квалификации медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики, лечения, реабилитации больных с артериальной гипертонией;
- совершенствование имеющихся и внедрение новых организационных технологий по раннему выявлению, профилактике, лечению и реабилитации больных с артериальной гипертонией и ее осложнениями, в том числе:
1) открытие школ для пациентов с артериальной гипертонией;
2) организация дневных стационаров для больных с артериальной гипертонией (обследование, подбор терапии);
3) совершенствование системы раннего выявления и регистрации лиц с разной степенью артериальной гипертонии, введение соответствующей маркировки в картах амбулаторного пациента;
4) создание условий для реализации мер профилактики и лечения артериальной гипертонии:
а) обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений и кочующего населения средствами выявления и контроля артериальной гипертонии, определения риска ее осложнений (тонометры, фонендоскопы, весы, ростомеры, оборудование и расходные материалы);
б) укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений.
Программа рассчитана на 2009-2011 годы.
Этапы реализации Программы отражены в перечне (системе) программных мероприятий по годам ее реализации и представлены в Приложении к Программе.
III. Перечень программных мероприятий
Перечень основных мероприятий Программы приведен в Приложении к Программе.
IV. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком - координатором Программы является Управление здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
Государственный заказчик - координатор Программы в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности по реализации Программы, контролирует своевременность выполнения мероприятий и целенаправленное использование ассигнований, разрабатывает и представляет в Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа бюджетную заявку на ассигнования из окружного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год.
Отбор непосредственных поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг в рамках программных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование государственным заказчиком - координатором Программы совместно с соответствующим государственным заказчиком Программы следующих рабочих документов:
- организационного плана действий по реализации мероприятий с уточнением (определением) объемов и источников финансирования;
- плана проведения конкурентных процедур на исполнение конкретных программных мероприятий;
- иных документов.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых программных мероприятий, а также продление сроков ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика - координатора Программы.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств окружного бюджета.
Размер ассигнований из окружного бюджета на реализацию Программы утверждается ежегодно в рамках закона Ненецкого автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год.
Общий объем финансирования Программы составляет 3042,1 тыс. руб., в том числе по годам ее реализации: 2009 год - 1385,8 тыс. руб., 2010 год - 1028,8 тыс. руб., 2011 год - 627,5 тыс. руб..
Реализуемые программные мероприятия рассчитаны в ценах соответствующих лет.
VI. Ожидаемые социально-экономические результаты от реализации Программы
Экономические аспекты борьбы с артериальной гипертонией включают анализ затрат на лечение больных и их эффективность.
Под эффективностью лечения подразумеваются предупреждение заболеваемости, инвалидности и смертности населения от артериальной гипертонии и ее осложнений, а также качественное изменение образа жизни, которое приводит к отсутствию необходимости госпитализации и реабилитации больных.
Социальная значимость Программы определяется комплексом мероприятий, направленных на существенное улучшение показателей здоровья населения по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Проведение мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить эффективность выявления лиц, склонных к заболеванию артериальной гипертонией, посредством усиления профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений;
- сократить сроки восстановления утраченного здоровья за счет внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
- снизить:
- заболеваемость населения цереброваскулярными болезнями и ишемической болезнью сердца;
- инвалидность в результате инсультов и инфарктов миокарда;
- смертность от инсультов и инфарктов миокарда;
- укрепить кадровый потенциал и материально-техническую базу первичного звена здравоохранения округа, учреждений терапевтической и кардиологической служб, тем самым, обеспечив современный уровень качества кардиологической помощи населению;
- увеличить период активной трудоспособности граждан.
Экономическая эффективность Программы заключается в снижении уровня инвалидности и увеличении периода активной трудоспособности граждан.
Наименование целевых показателей Программы |
Значения показателей на начало действия Программы |
Значения показателей по окончанию каждого года реализации Программы |
Значения показателей по окончанию действия Программы |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1. заболеваемость населения сосудистыми расстройствами головного мозга (цереброваскулярные болезни) вследствие артериальной гипертонии на 1000 населения |
39,5 |
39,2 |
38,9 |
38,6 |
38,6 |
2. смертность населения от сосудистых расстройств (цереброваскулярные болезни) вследствие артериальной гипертонии на 1000 населения |
245,3 |
226,3 |
207,3 |
188,3 |
188,3 |
VII. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик - координатор Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств окружного бюджета.
Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет подготовку и предоставление справочно-аналитической информации, ежеквартальных и ежегодных отчетов о ходе реализации мероприятий Программы, а также отчета об использовании средств Программы, итогового отчета о реализации Программы в целом, выполнении её целевых показателей - в Управление финансов и экономического развития Ненецкого автономного округа.
Текущее управление и непосредственный контроль за ходом реализации Программы осуществляются Управлением здравоохранения и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
Непосредственный контроль за ходом реализации Программы включает в себя представление соответствующим государственным заказчиком Программы государственному заказчику - координатору Программы периодической отчетности о реализации программных мероприятий и рациональном использовании выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий по формам, установленным государственным заказчиком - координатором Программы.
В случае нецелевого использования выделенных средств, государственный заказчик Программы несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Контроль за исполнением Программы, в соответствии с действующим законодательством, осуществляет Администрация Ненецкого автономного округа.
Приложение
к долгосрочной целевой программе
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Ненецком автономном округе на 2009-2011 годы"
Перечень
программных мероприятий долгосрочной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ненецком автономном округе
на 2009-2011 годы"
Наименование мероприятия |
Государственные заказчики |
Источники финансирования |
Объёмы финансирования (тыс. руб.) |
|||
Всего |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Совершенствование организации кардиологической помощи, укрепление ее материально-технической базы (приобретение медицинского оборудования, расходного материала (ЭКГ-бумаги) |
ОГУЗ "Ненецкая окружная больница" |
окружной бюджет |
1340,5 |
838,1 |
490,6 |
11,8 |
2. Профилактика, диагностика, лечение артериальной гипертонии и реабилитация больных осложнениями артериальной гипертонии (реабилитация больных с последствиями острого нарушения мозгового кровообращения, открытие школы для больных с артериальной гипертонией, проведение недели "Здоровое сердце") |
ОГУЗ "Ненецкая окружная больница" |
окружной бюджет |
1289,2 |
401,1 |
431,6 |
456,5 |
3. Подготовка и повышение квалификации медицинских кадров в области кардиологии (суточные, проезд, проживание, специализация, прочие материальные запасы) |
ОГУЗ "Ненецкая окружная больница" |
окружной бюджет |
271,0 |
102,1 |
59,5 |
109,4 |
4. Информационное обеспечение Программы (издание методических материалов) |
ОГУЗ "Ненецкая окружная больница" |
окружной бюджет |
141,4 |
44,5 |
47,1 |
49,8 |
Итого: |
3042,1 |
1385,8 |
1028,8 |
627,5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 2 октября 2008 г. N 180-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Ненецком автономном округе на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в издании "Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа" от 6 октября 2008 г. N 38
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. N 89-п