Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Инвентаризация активов и обязательств
39. Проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее - инвентаризация) осуществляется в соответствие с Федеральным законом N 402-ФЗ и Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств", разделом VIII Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности" и настоящим Положением.
40. Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение Аппарата, в котором указывается цель и сроки проведения инвентаризации.
41. При проведении инвентаризации в органе государственной власти создается инвентаризационная комиссия на проведение конкретной инвентаризации.
42. Состав инвентаризационной комиссии утверждается распоряжением Аппарата из числа его штатных работников и работников подведомственных казенных учреждений.
В состав инвентаризационной комиссии входят: председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, члены комиссии.
Инвентаризационная комиссия является правомочной при наличии не менее 1/2 числа членов утвержденного состава.
В случае отсутствия председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.
43. Инвентаризации подлежат все финансовые и нефинансовые активы (далее - активы) органа государственной власти независимо от его местонахождения, материальные ценности, находящиеся на забалансовых счетах, и все виды обязательств.
44. Основными целями инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия активов и активов, не учтенных в бухгалтерском учете;
2) сопоставление фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств;
4) соответствие имущества критериям признания актива;
5) оценивание правильности использования имущества;
6) определение наличия у имущества полезного потенциала;
7) определение срока полезного использования материальных запасов, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев;
8) выяснение у материально-ответственного лица причин расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
45. Имущество, не соответствующее условиям признания активом, выявляется по результатам обобщения информации о статусе объекта учета, целевой функции актива и отражается в соответствующих графах инвентаризационной описи (сличительной ведомости) (код формы 050487), форма которой утверждена Приказом N 52н.
46. В отношении объектов основных средств применяются следующие значения статуса объекта учета и целевой функции актива:
Варианты статуса объекта учета |
|
|
|
в эксплуатации |
01 |
продолжить эксплуатацию |
01 |
требуется ремонт |
02 |
ввести в эксплуатацию |
02 |
находится на консервации |
03 |
выполнить ремонт |
03 |
не соответствует требованиям эксплуатации |
04 |
консервация объекта |
04 |
не введен в эксплуатацию |
05 |
дооборудование |
05 |
не эксплуатируется (не используется) |
06 |
списание |
06 |
- |
- |
утилизация |
07 |
- |
- |
перевод в иную категорию |
08 |
- |
- |
осуществить передачу |
09 |
47. В отношении материальных запасов применяются следующие значения статуса объекта учета и целевой функции актива:
Варианты статуса объекта учета |
|
|
|
в запасе (для использования) |
01 |
использовать |
01 |
в запасе (на хранении) |
02 |
продолжить хранение |
02 |
ненадлежащего качества |
03 |
выполнить ремонт |
03 |
поврежден |
04 |
списание |
04 |
истек срок хранения |
05 |
перевод в иную категорию |
05 |
не используется |
06 |
осуществить передачу |
06 |
48. Проведение инвентаризации обязательно:
1) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
2) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
3) в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
4) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
5) при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
6) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
49. При выходе в отпуск, выбытии в командировку, на период временной нетрудоспособности или иной период временного отсутствия материально ответственного лица нефинансовые активы передаются лицу, временно исполняющему его обязанности, на основании акта приема-передачи нефинансовых активов согласно Приложению 10 к настоящему Положению.
50. Периодичность проведения инвентаризации:
1) основных средств - не реже одного раза в три года;
2) материальных ценностей - ежегодно;
3) обязательств - ежегодно;
4) кассы и денежных документов - не реже одного раза в год.
51. Проверка фактического наличия активов и обязательств производится при участии материально ответственных лиц.
На время проведения инвентаризации у материально ответственного лица, являющегося членом инвентаризационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
51. Перед началом проведения инвентаризации фактического наличия нефинансовых и финансовых активов инвентаризационной комиссии надлежит получить в Комитете последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
52. Во время проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску активов должны быть прекращены. Материальные ценности, фактически поступившие после начала инвентаризации, оприходованы после даты инвентаризации.
53. Материально ответственные лица оформляют расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в Комитет, отражены в регистрах бухгалтерского учета или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
54. Сведения о фактическом наличии активов записываются в инвентаризационные описи. На основании инвентаризационной описи составляется акт о результатах инвентаризации. При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту о результатах инвентаризации прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
55. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках основных средств, материальных ценностей, денежных средств и других активов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.
56. Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
57. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
58. В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии.
59. Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В начале инвентаризационной описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.
60. Если инвентаризация объектов нефинансовых активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
61. При инвентаризации основных средств члены инвентаризационной комиссии производят осмотр объектов и заносят в инвентаризационные описи полное их наименование, инвентарные номера и их количество.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости члены инвентаризационной комиссии проверяют наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности (оперативном управлении) органа государственной власти.
62. При выявлении нефинансовых активов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, члены инвентаризационной комиссии должны включить в инвентаризационную опись правильные сведения и показатели по этим объектам.
63. Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризаций, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.
64. Объекты нефинансовых активов вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
65. Если инвентаризационной комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
66. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в инвентаризационные описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
67. При инвентаризации материальных запасов в инвентаризационные описи данные заносятся по каждому отдельному наименованию с указанием количества и других необходимых данных.
68. Инвентаризация материальных запасов должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.
После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается), и инвентаризационная комиссия переходит для работы в следующее помещение.
69. Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.
Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
70. Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации.
Эти материальные запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием "Материальные запасы, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
71. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя органа государственной власти и главного бухгалтера в процессе инвентаризации материальные запасы могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Эти ценности заносятся в отдельную о
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.