Постановление администрации Ненецкого автономного округа
от 30 января 1998 г. N 43
"Об утверждении Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Ненецком автономном округе"
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 1 сентября 2008 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановляю:
2. Определить следующие сроки введения в действие отдельных пунктов статьи 4 Программы:
- п. 4.1.1, абзац 4, вводится с 1 апреля 1998 года;
- п. 4.2.1, абзац 1, вводится с 1 июля 1998 года;
- п. 4.2.4, абзац 1, вводится с 1 июля 1998 года;
- п. 4.5.2, абзац 1, вводится с 1 июля 1998 года;
- п. 4.5.2, абзац 2, вводится с 1 июля 1998 года;
- п. 4.6.2 вводится с 1 октября 1998 года;
- п. 4.6.3 вводится с 1 октября 1998 года;
- п. 4.6.4 вводится с 1 июля 1998 года;
- п. 4.6.5 вводится в обращение с 1 июня 1998 года;
- п. 4.6.6 вводится с 1 апреля 1998 года.
3. Передать указанную Программу для рассмотрения и утверждения в Собрание депутатов Ненецкого автономного округа.
4. После утверждения Программы один экземпляр направить по запросу в Госкомитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
Первый зам. главы администрации
Ненецкого автономного округа |
Ю.В. Родионовский |
Программа
реформы жилищно-коммунального хозяйства
в Ненецком автономном округе
(утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 30 января 1998 г. N 43)
Паспорт программы
"Реформа жилищно-коммунального хозяйства
в Ненецком автономном округе"
1. Наименование Программы:
"Реформа жилищно-коммунального хозяйства в Ненецком автономном округе".
2. Основание для разработки Программы:
Указ Президента РФ N 425 от 28 апреля 1997 года "О реформе ЖКХ в Российской Федерации", Концепция реформы ЖКХ в Российской Федерации, методические материалы по вопросам реформы ЖКХ, предоставленные Госстроем РФ.
3. Разработчик Программы:
Рабочая группа администрации округа, созданная постановлением администрации от 16 июня 1997 года N 475.
4. Цель Программы:
Снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов их качества, комплексное изменение системы финансирования, управления и контроля в этой сфере, демонополизация предоставления услуг и создание конкурентной среды.
5. Основные мероприятия Программы:
Выработка установок по практическому реформированию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством округа, изменению финансирования этой сферы, снижению затрат окружного и муниципальных бюджетов по погашению убытков от содержания ЖКХ для последующего закрепления этих разработок в законодательных и нормативных актах органов государственного управления округа.
6. Срок реализации Программы:
1997-2003 годы с доработкой и совершенствованием ее в течение этого периода.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы:
Создание простой и эффективной схемы управления ЖКХ округа. Совершенствование механизма финансирования и ценообразования. Снижение нагрузки на бюджеты всех уровней из-за ликвидации перекрестного субсидирования услуг ЖКХ. Усиление влияния потребителей на стоимость тарифов, качество, надежность и экологическую безопасность услуг ЖКХ. Создание условий для обновления основных фондов ЖКХ. Внедрение системы учета и контроля за использованием ресурсов воды, тепла, природного газа. Появление эффективной системы социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
2. Общие положения
2.1. Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа на 1997-2003 годы разработана на основе положений Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", нормативных и законодательных актов государственных органов власти Ненецкого автономного округа регулирующих деятельность окружного жилищно-коммунального хозяйства.
2.2. Основными целями выполнения Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства Ненецкого автономного округа являются:
- создание условий проживания, отвечающих стандартам качества услуг для районов Крайнего Севера;
- снижение затрат производителей услуг и, соответственно, тарифов на услуги при поддержании качества услуг на уровне стандартов, и переход предприятий жилищно-коммунального хозяйства округа на режим безубыточного функционирования;
- создание действенной системы социальной защиты малообеспеченных семей при переходе жилищно-коммунального хозяйства округа на самоокупаемость за счет полной оплаты услуг потребителями.
Основными способами достижения указанных целей являются:
- совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на основании последовательной реорганизации структур и органов управления предприятий на окружном и муниципальном уровнях;
- улучшение эксплуатации оборудования и инженерных сетей;
- ужесточение контроля за качеством услуг, создание жилищных инспекций;
- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды там, где это возможно, предоставление потребителям права влиять на объем и качество предоставляемых услуг;
- техническое перевооружение предприятий жилищно-коммунального хозяйства, обновление и реконструкция основных фондов, повсеместное внедрение приборов учета воды, тепла, природного газа на основе принципов льготного кредитования, лизинга, фьючерсных контрактов;
- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную жилую площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества жилья;
- создание системы социальной защиты малообеспеченных семей при переходе на полную самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг, упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на эти цели;
- организация информационного обеспечения мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, через средства массовой информации.
2.3. Программа носит первоочередной и среднесрочный характер и устанавливает основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства округа на 1997-2003 годы в соответствии с "Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. N 425.
2.4. Программа наряду с другими руководящими документами служит основой для подготовки местных программ реформы жилищно-коммунальной сферы в муниципальных образованиях округа, так как в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации большинство вопросов управления ЖКХ находится в компетенции органов местного самоуправления.
3. Анализ структуры и экономического состояния жилищно-коммунального
хозяйства Ненецкого автономного округа,
объективная необходимость его реформирования
3.1.1. Жилищно-коммунальное хозяйство округа подразделяется на следующие основные подотрасли:
- жилищное хозяйство;
- ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, а также водоснабжение и водоотведение);
- благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, санитарную очистку и утилизацию отходов);
- бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание).
3.1.2. На окружном уровне жилищно-коммунальное хозяйство представлено органом государственного управления - комитетом по ЖКХ и переселению администрации округа, осуществляющим реализацию государственной жилищной политики, межотраслевое регулирование по проблемам жилищно-коммунального хозяйства сельских и поселковых муниципальных образований, ведомственных объектов ЖКХ.
Головным окружным государственным предприятием, оказывающим комплексные жилищно-коммунальные услуги в сельской местности, является Ненецкое территориальное производственное объединение "Окржилкомсервис". Объединению передано в управление муниципальное имущество в 33 населенных пунктах округа (жилищный фонд, электростанции и котельные, инженерные сети, объекты водоснабжения и водоотведения, внешнее благоустройство, объекты складирования и хранения бытовых отходов, банно-прачечного и гостиничного хозяйства, дорожно-мостового хозяйства). Объединение имеет производственную базу в городе Нарьян-Маре и сеть структурных подразделений (ЖКУ, КПП, МП) в сельской местности и рабочем поселке Амдерма. Данное предприятие осуществляет функции топливоснабжающего предприятия, обеспечивая твердым топливом бюджетные организации и население сельской местности.
Головным окружным коммунальным энергоснабжающим предприятием является ОГУП "Нарьян-Марская дизельная электростанция", суммарная часовая мощность источников электроэнергии которой составляет 16,5 мВтч. Электростанция обеспечивает электроэнергией абсолютное большинство потребителей и населения в городе Нарьян-Маре, пос. Искателей, селе Тельвиска.
3.1.3. На муниципальном уровне жилищно-коммунальное хозяйство представлено "Службами заказчика по жилищно-коммунальным услугам" города Нарьян-Мара и пос. Искателей, а также муниципальными унитарными предприятиями: ПОК и ТС, "Нарьян-Маргоркомсервис", "Ремонтно-эксплуатационное предприятие" и "Посжилкомсервис".
Осуществление государственной жилищной политики на муниципальном уровне закреплено за руководством исполнительной власти муниципальных образований города Нарьян-Мара и пос. Искателей, которое наряду с другими управленческими функциями формируют тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
3.1.4. На ведомственном уровне жилищно-коммунальное хозяйство округа представлено жилфондом и объектами электро-, тепло-, водоснабжения, находящимися в собственности предприятий федерального и окружного подчинения, а также в собственности коллективно-долевых сельхозпредприятий.
Руководство жилищно-коммунальными объектами ведомственных предприятий осуществляют соответствующие структурные подразделения этих предприятий. Тарифы на оплату жилья устанавливаются ведомственными предприятиями самостоятельно, а на производимую в них тепловую и электрическую энергию тарифы устанавливаются окружной энергетической комиссией.
Таким образом, сложившаяся структура управления жилищно-коммунальным хозяйством является зеркальным отображением структуры собственности по его объектам.
3.1.5. К недостаткам структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством нужно отнести разобщенность и отсутствие связей между предприятиями различных форм собственности, что осложняет введение и соблюдение минимальных стандартов обслуживания. Нет четкого разграничения компетенции в сфере ЖКХ между исполнительными органами власти.
Схема управления жилищно-коммунальным хозяйством, находящимся в управлении у Ненецкого ТПО ЖКУ "Окржилкомсервис", осложнена наличием большого числа территориально разрозненных структурных подразделений. В условиях бездорожья и отсутствия устойчивой телефонной, телеграфной и радиосвязи крайне сложно управлять деятельностью названных подразделений, осуществлять их материально-техническое снабжение, сбор необходимой бухгалтерской и статистической информации, проводить анализ итогов деятельности. В объединении практически отсутствует структура обеспечения выплаты субсидий по ЖКУ малообеспеченным семьям.
На муниципальном уровне ввиду разобщенности каждое из предприятий жилищно-коммунального хозяйства имеет свои руководящий и инженерный составы, финансово-экономические органы, кадровые службы. В то же время структуры по управлению муниципальным ЖКХ на уровне исполнительных органов власти или крайне слабы, или отсутствуют вовсе. Такое положение позволяет муниципальным предприятиям ЖКХ проводить политику дальнейшего монопольного влияния на потребителей услуг, что, в свою очередь, не способствует повышению их качества, сдерживает внедрение рыночных отношений и конкуренции в жилищно-коммунальной сфере.
На объекты жилищно-коммунального хозяйства ведомственной принадлежности оказывает влияние их низкая привлекательность как элементов рыночных отношений ввиду повсеместной убыточности содержания и отсутствия госдотаций на покрытие этих убытков.
В существующей структуре управления жилищно-коммунальным хозяйством окружного и муниципального уровней отсутствует Государственная жилищная инспекция, что значительно снижает возможности осуществления контроля за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, в части обеспечения защиты законных прав и интересов граждан и государства.
3.1.6. За период с 1991 по 1997 годы объемы капитальных вложений в строительство и реконструкцию объектов ЖКХ в округе были крайне недостаточными. Основные фонды жилищно-коммунального хозяйства округа в большинстве случаев имеют степень износа, превышающую 50%, а инженерные сети - еще более высокую. Количество аварий на 100 км инженерных сетей в год превышает 50 при среднеевропейском уровне - 3 на 100 км сетей. Предприятия ЖКХ, занимающиеся ресурсоснабжением, работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. Дальнейшее сохранение подобной обстановки может вызвать необратимые процессы - отказы и разрушения объектов ЖКХ, что в условиях Крайнего Севера может обернуться тяжелыми последствиями для народного хозяйства округа. Требуется срочная реконструкция электростанции в пос. Бугрино, строительство зданий ДЭС в поселках Усть-Кара, Хорей-Вер, Индига и монтаж здесь новых комплексов дизель-генераторов.
Имеется настоятельная необходимость продолжить и закончить не позднее 2002 года строительство ГТЭС-24, так как действующая ДЭС в городе Нарьян-Маре имеет износ основных фондов свыше 73%.
Большинство котельных установок "Универсал-6" в сельских отопительных котельных округа выработало свой ресурс и дальнейшая их эксплуатация крайне неэффективна.
Отопительные котельные NN 1, 2, 4, 7 МУП ПОК и ТС в городе Нарьян-Маре имеют предельную загрузку, что снижает параметры теплоносителя против стандартных и делает отопление жилья и социальных объектов в зимний период малоэффективным, отсутствует резерв мощностей, что при авариях с теплоагрегатами может вызвать замораживание тепловых сетей. В то же время строительство нового магистрального теплопровода с котельной тепличного комплекса в городе Нарьян-Маре, имеющей резервные мощности, по причине отсутствия инвестиций с 1996 года остановлено. Ежегодно в летний период на городских инженерных сетях капитально ремонтируется менее 1% общей протяженности магистралей при плановых 3%.
Очистные сооружения города Нарьян-Мара до 40% суточных бытовых стоков сбрасывают в реку Печора без очистки ввиду ограниченной площади фильтрационных полей. МУП "Горкомсервис" в связи с этим регулярно выплачивает повышенные платежи за загрязнение окружающей среды во внебюджетный фонд, снижая тем самым эффективность своей работы.
Из-за несовершенства фильтров артезианских скважин городского водозабора, ветхости водопроводных сетей в городе постоянно ощущается дефицит питьевой воды.
Свыше 300 семей жителей города Нарьян-Мара и пос. Искателей живут в аварийных и грозящих обрушением списанных жилых домах. Многие жилые дома требуют капитального ремонта, но из-за отсутствия денежных средств в окружном и муниципальных бюджетах капитальные ремонты не проводятся по 10 и более лет.
На объектах ресурсоснабжения (отопительные котельные, станции горячего и питьевого водоснабжения), на узлах тепловодоснабжения в организациях, учреждениях и жилых домах округа отсутствуют приборы учета тепла, горячей и холодной воды, природного газа. Это создает предпосылки к неконтролируемому расходованию предприятиями, организациями и населением природных ресурсов, включая энергоносители, снижает эффективность их использования, приводит к росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий, организаций и населения.
3.1.7. В округе сложилась практика ценообразования, при которой тарифы на жилищно-коммунальные услуги рассчитываются экономическими службами предприятий и организаций, а утверждаются на окружном уровне - окружной энергетической комиссией. На муниципальном уровне тарифы утверждаются главами муниципальных образований города Нарьян-Мара, пос. Амдерма и Искателей.
Из-за отсутствия жилищной инспекции контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги в округе осуществляется периодически, чаще по причине жалоб на завышенный уровень цен.
Проверка проведенная на предприятиях ЖКХ специально созданной окружной административной комиссией во втором и третьем кварталах 1997 года установила необоснованно завышенную рентабельность (25%) при формировании тарифов на все виды коммунальных услуг, осуществляемых муниципальными предприятиями города Нарьян-Мара и пос. Искателей. Был также выявлен и ряд нарушений при формировании штатных расписаний и установлении размеров оплаты труда. Это лишний раз показало необходимость наличия постоянного контроля за ценообразованием в сфере жилищно-коммунальных услуг среди предприятий ЖКХ - естественных монополистов, введения элементов конкуренции в сферу данных услуг.
3.1.8. С ноября 1995 года населением округа оплачивалось 25% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Причем значительная часть населения имеет льготы на оплату этих услуг в соответствии с законодательством и, хотя льготы устанавливаются индивидуально, льготный тариф распространяется на всех членов семьи и не носит адресного характера.
Сумма государственных целевых дотаций на покрытие убытков предприятий ЖКХ от применения тарифов для населения в размере 25% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг только в 1997 году по окружному бюджету запланирована в объеме 25 млрд. 525 млн. рублей, по бюджету города Нарьян-Мара - в объеме 28 млрд. 808 млн. рублей. Фактическое выделение дотаций за 6 месяцев 1997 года составляет по окружному бюджету 7 млрд. 662 млн. рублей, или 30% от запланированного, по бюджету города Нарьян-Мара - 6 млрд. 944 млн. рублей, или 24,1%. Динамика указывает на отсутствие возможности у рублей, или 24,1%. Динамика указывает на отсутствие возможности у бюджетов округа и города покрывать в полной мере убытки предприятий и организаций ЖКХ, связанные с перекрестным субсидированием в сфере жилищно-коммунальных услуг, отпускаемых населению. В связи с этим возникает острая необходимость последовательного повышения доли оплаты населением себестоимости данных услуг. В противном случае бюджеты будут и в дальнейшем наращивать долги предприятиям и организациям ЖКХ и не смогут рассчитываться по своим обязательствам.
3.1.9. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, упорядочение льгот для населения потребует последовательного создания повсеместно, включая ведомства, служб по выплате субсидий. В настоящее время такие подразделения действуют только при службах "Заказчика" по ЖКУ города Нарьян-Мара и пос. Искателей.
В настоящее время значительное число семей, проживающих в жилищных фондах различной принадлежности, имеют просроченную задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг превышающую три и более месяцев. Практически отсутствует единый механизм взыскания этих задолженностей, особенно если семьи малоимущие.
В округе отсутствует единый орган, где жители могли бы получить консультацию по вопросам социальной помощи, включая информацию о субсидиях по жилищно-коммунальным услугам.
Введение стандартов перехода на новую систему оплаты жилья повлечет за собой необходимость для отдельных малоимущих граждан осуществлять добровольный обмен жилыми помещениями, с тем чтобы избавиться от излишнего или дорогостоящего жилья, потребуется создание обменного фонда для такого рода переселения. В настоящее время услуги в такого рода направлениях получить крайне сложно.
3.1.10. В настоящее время в жилищно-коммунальном хозяйстве округа отсутствует опыт создания конкурентной среды, который позволил бы демонополизировать сферы в таких видах услуг как ремонт жилого фонда, внутридомовых инженерных сетей, саночистка и уборка мусора, ремонт дорожного покрытия, ритуальные услуги. Не разработано положение о проведении конкурсов на такие виды услуг. На выполнение услуг, которые потенциально можно осуществлять на конкурсной основе, имеется достаточно много предложений от предприятий округа, включая транспортные, геологические предприятия, предприятия частной формы собственности.
3.1.11. Приведенный анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства округа свидетельствует о назревшей необходимости его реформы с целью перехода в режим безубыточного функционирования путем снижения затрат на производство коммунальных услуг при повышении качества и обеспечении социальной адресной защиты малоимущих групп населения.
4. Осуществление реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве округа
4.1. Совершенствование структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством округа
4.1.1. В целях усиления роли государства в вопросах реформы и управления деятельностью жилищно-коммунального хозяйства округа предусматривается в 1998 году создать в администрации округа на базе комитета по ЖКХ и переселению граждан и управления по архитектуре и градостроительству, управление по жилищной и строительной политике.
Управлению будут приданы функции руководства реформой ЖКХ округа, реализации государственной жилищной политики, межотраслевого регулирования по проблемам ЖКХ города Нарьян-Мара, поселков Амдерма и Искателей, сельских муниципальных образований (жилой фонд, тепло-, электро-, водоснабжение и водоотведение, внешнее благоустройство, дорожно-мостовое хозяйство, сбор и переработка твердых бытовых отходов, банно-прачечное и гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание населения).
Управление будет призвано осуществлять господдержку органов местного самоуправления в содержании и развитии муниципальных хозяйств с учетом их особенностей и условий перехода к рыночным отношениям, развития конкуренции и акционирования, обеспечения приватизации объектов коммунального хозяйства с целью повышения качества работы систем жизнеобеспечения и сферы обслуживания населения. Оно будет оказывать методическую помощь муниципальным образованиям в разработке программ реформы муниципальных жилищно-коммунальных хозяйств, проводить пропаганду целей реформы в средствах массовой информации округа. Управление будет вести статистическую отчетность и анализ хода реформы ЖКХ в округе. Управление будет осуществлять выдачу лицензий на эксплуатацию инженерных систем в коммунальном хозяйстве в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1073 от 02.11.95 года "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации инженерных систем городов и населенных пунктов".
С 1 марта 1998 года осуществление деятельности предприятий жилищно-коммунального хозяйства в округе вне зависимости от формы собственности без лицензии на эксплуатацию коммунальных инженерных систем запрещается.
В составе Управления создается Государственная жилищная инспекция.
На первом этапе штатная численность инспекции ограничивается одним сотрудником - главным жилищным инспектором. Основной задачей государственной жилищной инспекции является осуществление контроля за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда независимо от его принадлежности и формы собственности, в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства.
Управлению непосредственно подчиняются коммунальные предприятия, эксплуатирующие окружную собственность:
Ненецкое территориальное производственное объединение жилищно-коммунальных услуг "Окржилкомсервис"; окружное государственное унитарное предприятие "Нарьян-Марская дизельная электростанция".
Управление осуществляет государственное регулирование деятельности названных предприятий.
4.1.2. В I квартале 1998 года администрацией округа будет издано постановление, в котором на основании закона "О местном самоуправлении в Ненецком автономном округе" должны быть четко разграничены функции данного органа государственной власти субъекта Федерации и органов исполнительной власти местного самоуправления - администраций города Нарьян-Мара, поселков Амдерма, Искателей и сельских населенных пунктов в вопросах компетенции и полномочий по управлению работой предприятий и объектов жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности.
Принятие этого документа должно способствовать повышению роли органов местного самоуправления в вопросах проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в округе, укреплению самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов всех форм собственности, обеспечивающих непосредственное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг и имеющих правовые и финансовые возможности не только эксплуатации, но и развития объектов жилищно-коммунального назначения.
4.2. Структурная реорганизация окружного, ведомственного и муниципального секторов жилищно-коммунального хозяйства
4.2.1. Учитывая требования законодательных и нормативных актов Российской Федерации в части демонополизации в сфере естественных монополий и сложный характер руководства большим числом территориально разрозненных структурных подразделений, в 1998 году планируется в качестве первого этапа эксперимента вывести из состава Ненецкого ТПО ЖКУ "Окржилкомсервис" муниципальное предприятие "Амдермасервис", а также жилищно-коммунальные участки "Оксино", "Великовисочное", "Красное", комбинат коммунальных услуг "Пеша". На базе названных структурных подразделений (жилищно-коммунальных участков и комбината коммунальных предприятий) будут созданы небольшие муниципальные унитарные предприятия жилищно-коммунальных услуг с прямым, непосредственным подчинением администрациям сельских и поселкового муниципальных образований.
При условии успешного завершения первого этапа эксперимента, в 1999-2000 годах планируется произвести дальнейшее разукрупнение Ненецкого территориального производственного объединения жилищно-коммунальных услуг "Окржилкомсервис", выделив из него другие сельские структурные подразделения. В 2000 году объединение "Окржилкомсервис" должно превратиться в сервисное предприятие, основными функциями которого будут реконструкция и строительство дизельных электростанций, отопительных котельных, инженерных сетей, ремонт и профилактическое обслуживание оборудования энергетических объектов и транспортных средств, строительство, капитальный и текущий ремонт жилья в сельской местности, обеспечение бюджетных организаций и населения твердым топливом и нефтепродуктами. Свою деятельность объединение будет строить на основе заключения долгосрочных договоров с муниципальными предприятиями ЖКХ и сельскими администрациями.
4.2.2. В соответствии с установкой Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 1998 году должна завершиться передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность администраций города Нарьян-Мара, пос. Амдерма, сельских муниципальных образований.
На 1 июля 1997 года наибольшими объемами ведомственного жилфонда располагали ГП "Нарьян-Марский авиаотряд", ОПХ "Нарьян-Марской сельхозстанции", аэропорт "Амдерма" и некоторые сельские КДХ. Передача жилищного фонда от названных предприятий в муниципальную собственность запланирована на 1998 год, для чего в проектах местных бюджетов города Нарьян-Мар, пос. Амдерма и сельских муниципальных образований должны быть предусмотрены средства на покрытие убытков от содержания вновь принятого жилья.
4.2.3. В соответствии с Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по улучшению координации деятельности министерств и ведомств Российской Федерации, Советов Министров республик в составе РФ, администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального подчинения" от 27 мая 1993 года N 490 в составе местных администраций предписывается создание служб "Заказчика" на жилищно-коммунальные услуги. Важнейшей функцией службы "Заказчика" является заключение с предприятиями ЖКХ договоров на содержание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и оказание услуг в соответствии с "Положением о порядке формирования договорных взаимоотношений в муниципальном хозяйстве", утвержденным решением коллегии Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 мая 1993 года. Кроме этого, службы "Заказчика" по ЖКУ имеют в полном хозяйственном ведении муниципальный жилой фонд, производят его капитальный ремонт и текущее обслуживание, проводят расчеты с "Подрядчиками", предприятиями ЖКХ за оказанные услуги, обеспечивают статистическую и бухгалтерскую отчетность, формируют средства на содержание подведомственных объектов, осуществляют расчеты с населением за жилищно-коммунальные услуги и выплачивают жилищные субсидии (компенсации) гражданам.
Практика создания и функционирования служб "Заказчика" в качестве самостоятельных подразделений показала, что в условиях дефицита финансовых ресурсов данные службы отвлекают на свое содержание значительные средства, так как заработная плата им выплачивается на основе отраслевого тарифного соглашения. Кроме того, аккумулируя у себя плату за все виды коммунальных услуг и самостоятельно распоряжаясь этими средствами, службы "Заказчика" по ЖКУ создают напряженность в отношениях с предприятиями - производителями этих услуг. Руководство и коллективы предприятий считают, что средства используются бесконтрольно и эти предприятия не получают положенных платежей, вносимых населением за коммунальные услуги. В целях сокращения необоснованно высоких затрат на содержание служб "Заказчика" по ЖКУ в городе Нарьян-Маре и пос. Искателей, а также усиления роли государственного управления и контроля в вопросах развития жилищно-коммунального хозяйства запланировано в I квартале 1998 года создать:
- управление муниципальным ЖКХ города Нарьян-Мара с правами службы "Заказчика" по ЖКУ и объединенной диспетчерской и финансово-экономической службой, для чего существующая служба "Заказчика" по ЖКУ города Нарьян-Мара подлежит реорганизации;
- жилищно-коммунальный отдел администрации пос. Искателей с правами службы "Заказчика" по ЖКУ, для чего существующая служба "Заказчика" по ЖКУ пос. Искателей подлежит реорганизации.
В пос. Амдерма и сельских населенных пунктах службы "Заказчика" по ЖКУ с 1998 года должны быть образованы в виде 1-2 специалистов администраций (поселкового) сельских Советов, которым в качестве должностных обязанностей вменяется заключение договоров с муниципальными коммунальными предприятиями, ведомственными предприятиями или жилищно-коммунальными предприятиями, жилищно-коммунальными участками НТПО ЖКУ "Окржилкомсервис" на содержание и ремонт муниципального жилого фонда, на оказание коммунальных услуг бюджетным организациям (электроэнергия, тепловая энергия, питьевая вода, саночистка и др.).
При этом муниципальный жилфонд, находящийся на балансе каждого поселкового (сельского) Совета, также учитывается работниками службы "Заказчика" по ЖКУ. Они осуществляют расчеты и выплату компенсаций (субсидий) гражданам по жилищно-коммунальным услугам в сельских населенных пунктах округа.
4.2.4. В муниципальном хозяйстве города Нарьян-Мара в I квартале 1998 года, как указывалось в предыдущем пункте настоящей Программы, на базе службы "Заказчика" по ЖКУ города Нарьян-Мара создается управление муниципальным ЖКХ города Нарьян-Мара с правами службы "Заказчика" по ЖКУ, объединенной диспетчерской и финансово-экономической службой. Управление объединит внутри себя Нарьян-Марское предприятие объединенных котельных и тепловых сетей, Нарьян-Марское городское предприятие ЖКХ с участком "Водоканал" и Нарьян-Марское ремонтно-эксплуатационное предприятие. Названные предприятия войдут в Управление как структурные подразделения, имеющие текущие банковские счета. Управление будет иметь единый банковский расчетный счет. Управление становится государственным предприятием и возглавляется начальником Управления, который по должности является заместителем главы администрации города Нарьян-Мара и назначается в порядке, установленном Уставом города Нарьян-Мара.
Управление муниципальным ЖКХ города Нарьян-Мара будет многопрофильным предприятием, оказывающим практически все виды услуг в его жилищно-коммунальном секторе. Отношения между службой "Заказчика" по ЖКУ и другими структурными подразделениями внутри предприятия должны строиться на договорной основе.
Муниципальные сельские предприятия ЖКХ, созданные на базе участков "Окржилкомсервис", будут являться государственными предприятиями, подотчетными администрациям сельских Советов. Они будут иметь собственные банковские расчетные счета, действовать на основе утвержденных и зарегистрированных уставов.
4.3. Демонополизация и развитие конкурентной среды, создание товариществ собственников жилья
4.3.1. В силу технологических особенностей и условий формирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов Ненецкого автономного округа большинство предприятий ЖКХ, в первую очередь предприятия, осуществляющие сетевую поставку ресурсов и канализование (электрическую, тепловую энергиию питьевую воду, отведение стоков, природный газ и др.), занимают монопольное положение на рынке жилищно-коммунальных услуг. Негативными последствиями монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг являются завышение цен и тарифов на них, неудовлетворительное качество, низкая надежность эксплуатации систем и слабая экономическая безопасность при невозможности потребителю отказаться от данных видов услуг.
Кроме этого, предприятия - монополисты в сфере услуг ЖКХ недостаточно эффективно используют финансовые и материальные ресурсы, отсутствует личная заинтересованность работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг).
Названное является фактором, сдерживающим проведение реформы ЖКХ.
В то же время, как показывает опыт работы жилищно-коммунальных хозяйств в других регионах России, разделение многопрофильных жилищно-коммунальных предприятий на отдельные предприятия, тепло-, водо-, электроснабжающие и управляющие жилым фондом в малых городах и населенных пунктах с численностью населения до 30 тысяч человек и жилфондом до 5000 домов, в начале реформы ЖКХ нецелесообразно и оправдано лишь по мере становления реальных договорных отношений. Таким образом, следуя опыту расчленение единого коммунального предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества, газа, водоотведения для малых муниципальных образований как правило, нецелесообразно.
4.3.2. В условиях города Нарьян-Мара, пос. Искателей и других населенных пунктов округа демонополизацию сферы коммунальных услуг целесообразно проводить в подотраслях, не имеющих сетевого хозяйства. Это эксплуатация внутридомовых инженерных систем (сетей водо-, тепло-, электроснабжения), текущий и капитальный ремонт жилья, саночистка и благоустройство придомовых территорий, ритуальные услуги и другое.
На окружном уровне, в поселках и сельских населенных пунктах демонополизация ЖКХ в 1997-2000 годах будет осуществляться путем разукрупнения Ненецкого территориального производственного объединения жилищно-коммунальных услуг и создания на базе его сельских структурных подразделений малых коммунальных предприятий с подчинением местным муниципальным органам власти. Это, в первую очередь, должно повлиять на снижение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а затем и на повышение качества и надежности оказания этих услуг. Здесь же сферой конкурентных отношений должно стать и обеспечение бюджетных организаций и населения твердым топливом.
4.3.3. Для предприятий окружного и муниципального уровней, где функции управления и обслуживания осуществляются в рамках одного предприятия, чрезвычайно важным является переход на контрактную систему найма работников на работу, что позволит привязать оплату труда к реальным результатам работы. Контрактную систему найма работников планируется ввести на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, являющихся естественными монополистами (НТПО ЖКУ "Окржилкомсервис", управление муниципальным ЖКХ города Нарьян-Мара), со второго полугодия 1998 года. Введению этой системы должна предшествовать разработка нормативных документов по данному вопросу (положения о контрактной системе регулирования трудовых отношений на предприятиях ЖКХ округа и др.).
4.3.4. Развитие конкуренции в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг в округе напрямую связано с привлечением к этому виду деятельности на конкурсной основе как можно большего количества малых предприятий, производственных кооперативов, индивидуальных или частных предприятий.
Для привлечения указанной группы предприятий в новый для них сектор занятости необходимо проводить политику их организационной, финансовой и технической поддержки.
Для поддержки малого бизнеса, занятого в сфере ЖКХ округа планируется:
- управлению по жилищной и строительной политике администрации округа разработать на 1998-2000 годы 3-4 пилотных проекта привлечения субъектов малого предпринимательства (МП, ИЧП, ЧП, ПК) в сферу жилищно-коммунальных услуг округа, а также проработать вопросы получения, начиная с 1998 года, льготных линий по кредитованию этих предприятий для приобретения средств малой механизации и техники в лизинг, предусмотрев механизм возврата кредитов;
- региональному фонду развития и поддержки малого предпринимательства, начиная с 1998 года, направлять до 50% средств для предоставления ссуд субъектам малого предпринимательства в населенных пунктах округа для покрытия убытков от деятельности в сфере жилищных услуг в первый год работы на рынке этих услуг;
- муниципальным образованиям города Нарьян-Мара, пос. Искателей обеспечить, начиная с 1998 года, участие субъектов малого предпринимательства в конкурсе на выполнение работ по эксплуатации внутридомовых инженерных систем (ремонт и техобслуживание внутридомовых водопровода, теплосетей, электросетей), капитальному и текущему ремонту жилфонда, саночистке и благоустройству территорий жилой зоны населенных пунктов.
4.3.5. Объединение собственников жилья в товарищества (кондоминиумы) в границах единого комплекса жилых домов является наиболее прогрессивным способом защиты прав граждан, влияющим на стоимость и качество жилищно-коммунальных услуг. Население, объединенное в товарищества собственников жилья, привыкает экономно относиться к потребляемым ресурсам, предотвращая неоправданные расходы воды, тепла, газа и других ресурсов, используемых в быту.
Анализ показывает, что создание товариществ собственников жилья станет целесообразным с экономической точки зрения лишь начиная с 2000 года, когда начнется установка небольших автономных автоматических котельных в микрорайонах жилой застройки города Нарьян-Мара. Внедрение автономных котельных, работающих на природном газе, позволит значительно снизить наиболее емкие затраты на такие важнейшие виды услуг, как центральное отопление и горячее водоснабжение. Уход от снабжения теплом через муниципальное сетевое хозяйство сделает целесообразным создание в жилфонде небольших управляющих компаний, составляющих основу кондоминиумов.
4.4. Обеспечение государственного регулирования и контроля
4.4.1. Государственное регулирование в вопросах содержания и использования жилищного фонда и объектов коммунального назначения, обеспечивающее соблюдение обязательных для всех собственников федеральных и окружных стандартов качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, на уровнях окружной и муниципальных сфер жилищно-коммунального хозяйства обеспечивается Государственной жилищной инспекцией Ненецкого автономного округа, действующей при управлении по жилищной и строительной политике администрации округа.
Жилищная инспекция в пределах предоставленных ей полномочий проводит регулярные освидетельствования и инспекционные обследования в жилищном фонде вне зависимости от форм собственности жилищного фонда, а также инспектирует связанные с ним инженерные системы. Инспекция рассматривает заявления и жалобы граждан, относящиеся к работе предприятий ЖКХ, и принимает соответствующие меры. Она выдает предписания, заключения и акты, обязательные для исполнения руководителями всех предприятий, имеющих жилищный фонд или инженерные системы, обеспечивающие его энергетическими и другими ресурсами. Инспекция выписывает представления о приостановке или прекращении действия лицензий на эксплуатацию инженерных систем в ЖКХ округа, составляет протоколы на должностных лиц и граждан с целью привлечения их к административной ответственности, направляет иски в суды о принудительном взыскании штрафных санкций с неплательщиков и по вопросам, связанным с обеспечением сохранности жилищного фонда и нормального функционирования инженерных систем. Жилищная инспекция действует на основе положения, утвержденного администрацией округа, и в своей работе руководствуется действующими нормативными и законодательными актами Российской Федерации.
Государственное регулирование развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства на уровне округа осуществляется управлением по жилищной и строительной политике администрации округа. Управление координирует деятельность по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг, осуществляет лицензирование инженерных систем ЖКХ округа, включая муниципальную коммунальную сферу, определяет приоритетные группы потребителей этих услуг, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливает обязательный минимум услуг в случае невозможности полного удовлетворения их потребности из-за недостаточности ресурсов или мощностей у организаций, отнесенных к естественной монополии или доминирующих на рынке услуг.
Государственное регулирование деятельности ЖКХ округа в значительной мере заключается и в установлении обоснованных тарифов на различные виды коммунальных услуг. На уровне предприятий ЖКХ окружной принадлежности и подчиненности вне зависимости от форм собственности тарифы на тепловую и электрическую энергию утверждаются окружной (региональной) энергетической комиссией. На муниципальном уровне установление обоснованных тарифов на коммунальные услуги является прерогативой муниципальных образований при условии, что данные муниципальные образования (администрации) не получают дотаций на покрытие убытков ЖКХ из окружного бюджета.
Контроль обоснованности установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги на предприятиях всех форм собственности осуществляется окружной государственной жилищной инспекцией и специально создаваемыми для этого на период проверок комиссиями с привлечением специалистов из окружной и муниципальных администраций. Техническое обеспечение регулирования и контроля за использованием энергетических и других ресурсов в жилом фонде осуществляется приборами индивидуального учета и регулирования (счетчики воды, тепла, газа, электроэнергии). Эти приборы проходят периодическую государственную поверку и регулирование в соответствии с действующими нормативами.
4.5. Реформирование системы финансирования жилищно-коммунального хозяйства
4.5.1. В области финансирования реформа жилищного хозяйства предполагает постепенный переход к 100% финансированию отрасли за счет платежей населения, прекращению бюджетных ассигнований на дотирование деятельности предприятий ЖКХ и ликвидации перекрестного субсидирования потребителей. Это должно осуществляться на основе последовательного увеличения тарифов на жилищные услуги для населения до экономически обоснованного уровня.
Начиная с 1998 года средства, необходимые для обеспечения поддержания федеральных социальных стандартов, должны выделяться в окружном и муниципальных бюджетах отдельной строкой. С 1999 года прогнозируется отнесение вышеуказанных статей в окружном бюджете к разряду защищенных статей.
Общая направленность политики в области финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства округа в 1997-1998 годах должна состоять в последовательной ликвидации кредиторской задолженности окружного и муниципальных бюджетов перед предприятиями ЖКХ за оказанные услуги. Для ускорения решения этой задачи планируется осуществлять безденежные расчеты, используя в качестве расчетного средства векселя коммерческих банков. Планируется проведение взаимозачетов погашением задолженности предприятий ЖКХ в бюджеты всех уровней с одновременным гашением задолженности бюджетных организаций за жилищно-коммунальные услуги. Прогнозируя дефицит денежных средств в окружном и муниципальных бюджетах, планируется и в 1998 году осуществлять гашение задолженности бюджетных организаций округа поставками товаров в натуральном выражении (твердое и жидкое топливо, нефтепродукты), получаемых от НК "КомиТЭК" в качестве натурального покрытия налогов.
В 1998 году и в последующий период проведения жилищно-коммунальной реформы в округе будет продолжаться процесс инвестирования работ по строительству и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры из окружного и муниципальных бюджетов. В то же время длительное отставание в развитии систем электро-, тепло-, водоснабжения и канализирования стоков в округе, а также крайне ограниченные возможности местных бюджетов не позволяют рассчитывать на достаточное финансирование модернизации этих объектов из бюджетных средств. Поэтому по мере снижения рыночной процентной ставки рефинансирования Центрального банка РФ планируется, начиная с 1999 года, привлекать под гарантии окружного и муниципальных бюджетов заемные средства коммерческих банков на средне- и долгосрочной основе для строительства и реконструкции капиталоемких коммунальных объектов. В этом случае возврат кредитов банкам может быть обеспечен за счет доходов предприятий коммунального хозяйства, а также увеличения тарифов на соответствующие коммунальные услуги, т.е. введения инвестиционной составляющей в структуру тарифа.
В целях недопущения утраты платежеспособности организаций ЖКХ окружного и муниципального подчинения и в соответствии с Законом РФ "Об основах жилищной политики" в бюджетах округа и соответствующих муниципальных образований на притяжении 1998-2003 годов будут предусматриваться средства на покрытие выпадающих доходов организаций ЖКХ.
4.5.2. В целях повышения роли сельских Советов округа в вопросах осуществления ими функций управления деятельностью жилищно-коммунального хозяйства на селе, создания возможностей для развития конкуренции в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и снижения тарифов планируется с I квартала 1998 года изменить схему выплаты дотаций на покрытие убытков от содержания ЖКХ на селе из окружного бюджета. Финансовые средства на покрытие убытков (выпадающих доходов) от деятельности предприятий ЖКХ на селе будут планироваться и выплачиваться из бюджетов сельских Советов.
С I квартала 1998 года планируется передать сельским Советам округа и средства на выплату дотаций на покрытие убытков предприятиям, реализующим электроэнергию сельскому населению по регулируемым ценам.
4.6. Совершенствование принципов оплаты жилья и коммунальных услуг, внедрение федеральных стандартов
4.6.1. Важнейшей особенностью реформы жилищно-коммунального хозяйства является поэтапное повышение доли оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с выходом на полную их самоокупаемость в 2003 году. Продолжительность перехода установлена с учетом роста доходов населения, что должно сделать для него менее болезненным переход к рыночной системе эксплуатации и оплаты жилья.
Повышение оплачиваемой населением доли в затратах на обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг в условиях округа может быть достигнуто не только повышением тарифа, но и за счет относительного снижения экономически обоснованных базовых тарифов.
Стимулы понижения затрат, входящих в базу для расчетов тарифов должны создаваться путем:
- широкого внедрения в жилых домах приборов регулирования и учета тепла, воды, природного газа, электроэнергии (счетчики двухставочных тарифов);
- применения конкурсного отбора при заключении договоров службой "Заказчика" с предприятиями, стремящимися работать на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг по оптимальным тарифам;
- согласования тарифов на жилищно-коммунальные услуги для предприятий - естественных монополистов на основе анализа соответствия нормативам и стандартам, характеризующим эффективную и ресурсосберегающую работу.
Для выдерживания намеченного курса в округе ежегодно по мере формирования отчетных бухгалтерских балансов за предыдущий год в марте-апреле каждого последующего года планируется проводить проверки силами рабочих групп, создаваемых администрацией округа, деятельности предприятий ЖКХ окружного и муниципального подчинения с целью определения обоснованности уровня затрат, применяемых для расчетов тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
4.6.2. В целях создания источника инвестирования текущего, капитального ремонта, реконструкции и обновления жилого фонда в округе с 1998 года вводится плата за найм жилых помещений. Плата за найм жилья является доходом собственника муниципального жилья. Ее уровень определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье.
В плате за найм должны отражаться амортизационные отчисления на реновацию (полное восстановление) жилого фонда в среднем по конкретному населенному пункту.
Вместе с тем плата за наем должна быть дифференцирована в зависимости от качества и местоположения жилья. Плата за наем худшего по качеству и местоположению жилья должна быть ниже, чем плата за жилье с полным благоустройством, расположенное в удобном месте, вблизи от дорог, социальных объектов и торговых предприятий.
Базовая стоимость платы за наем жилья должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственников аналогичного жилья. Данная установка должна стимулировать население приватизировать занимаемый жилищный фонд.
С 2000 года в состав платы за наем должны входить отчисления на страхование жилья.
4.6.3. Излишняя жилая площадь, составляющая более 10 квадратных метров общей площади на члена семьи сверх социальной нормы в соответствии с федеральным стандартом, должна с 1998 года оплачиваться по повышенной ставке. На этот счет администрация округа издаст постановление, устанавливающее шкалу дифференцирования повышения оплаты с учетом ее роста при увеличении излишней жилой площади. При этом муниципальные предприятия, на балансе которых состоит жилье должны будут оказывать риэлтерскую помощь семьям в купле-продаже или обмене жилья при переезде в жилье меньшей площади.
4.6.4. С января 1998 года службы "Заказчика" всех муниципальных образований округа должны по желанию квартиросъемщиков принимать оплату за сетевые коммунальные услуги (горячая, холодная вода, газ, электроэнергия по двухставочным тарифам, тепловая энергия на отопление жилья) с использованием приборов учета. Это должно способствовать экономному расходованию воды и энергоресурсов, составляющих основу коммунальных услуг, и снижению квартирной платы для семей, рационально использующих ресурсы.
4.6.5. В I квартале 1998 года администрация округа выйдет в собрание депутатов округа с законодательной инициативой по принятию закона округа устанавливающего правила оплаты в полном размере за содержание жилья и коммунальные услуги за второе и последующие жилые помещения, если таковые могут использоваться для круглогодичного проживания.
4.6.6. С I квартала 1998 года все муниципальные и ведомственные предприятия и организации, имеющие на эксплуатации жилищный фонд, должны ввести единые квитанции на оплату жилья и коммунальных услуг с разделением на виды услуг, выделением платежей населения и размеров бюджетных дотаций, с выделением платежей за единицу объема, а также услуги для жилья, обеспеченного приборами учета энергоресурсов и воды, указанием размера жилищных компенсаций (субсидий) малообеспеченным группам населения. Оборотная сторона квитанций должна быть использована для разъяснения целей реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации.
4.6.7. В целях защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в договорах найма и договорах на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с собственниками жилых помещений, заключаемых с января 1998 года должны содержаться права и обязанности сторон, в частности, гарантирующие оплату услуг в соответствии с их объемом и качеством.
4.6.8. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 621 от 26 мая 1997 г. "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" в Российской Федерации установлены федеральные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг, а также федеральный стандарт социальной нормы площади жилья. Данные стандарты регулируют размеры финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе бюджету округа, из средств федерального бюджета в виде трансфертов на погашение убытков по содержанию жилья и оказанию жилищно-коммунальных услуг для населения. Учитывая то обстоятельство, что округ является дотационной территорией, органы государственной власти вынуждены выдерживать федеральные стандарты при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Федеральные стандарты, введенные в округе с 1 октября 1997 года, устанавливаются в следующих пределах:
- стандарт социальной нормы общей площади жилья для семьи из одиноко проживающего человека - 33 квадратных метра, для семьи из двух человек - 42 квадратных метра, для семьи из трех и более человек - 18 квадратных метров на 1 члена семьи;
- стандарты уровня платежей граждан в процентах к экономически обоснованным тарифам на содержание и ремонт жилья (включая капитальный ремонт) и коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение, канализация, газоснабжение, саночистка, электроснабжение):
1997 год - 35%
1998 год - 50%
1999 год - 60%
2000 год - 70%
2001 год - 80%
2002 год - 90%
2003 год - 100%
Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи исходя из нормативов потребления коммунальных услуг составит:
1997 год - 16%
1998 год - 18%
1999 год - 19%
2000 год - 20%
2001 год - 22%
2002 год - 23%
2003 год - 25%
Предельная стоимость предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц для Ненецкого автономного округа на 1997 год составляет 12700 рублей.
4.7. Обеспечение социальной защиты населения
4.7.1. Важнейшей функцией социальной защиты населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно-коммунальных услуг является государственное регулирование органами государственной власти округа и муниципальных образований механизмов оплаты жилья, заключающееся, в частности:
- в исключении из тарифов на содержание жилья и коммунальные услуги затрат и параметров образования прибыли, связанных с монопольным положением организаций жилищно-коммунального хозяйства (в частности, повышенной нормы рентабельности);
- во внедрении системы повсеместного предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным семьям;
- в ограничении уровня неоправданно высоких ставок на оплату жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на сверхнормативное потребление коммунальных услуг;
- во введении штрафных финансовых санкций за необоснованное снижение качества предоставляемых услуг, предусмотренного договорами найма и технического обслуживания и предоставления жилищно-коммунальных услуг.
4.7.2. В 1998 году и в последующие годы осуществления реформы ЖКХ округа решение о введении дальнейшего повышения ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг администрация округа будет принимать только в случае, если среднестатистическая семья не будет тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе в пределах социальной нормы площади жилья больше предельного уровня платежей, установленных федеральными стандартами.
4.7.3. В 1997-1998 годах в округе планируется осуществить меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражению изменений в оценке прожиточного минимума и минимальной потребительской корзины из-за увеличения платы за жилье и коммунальные услуги. Это, в частности, предполагает:
- создание в составе всех сельских и поселковых администраций округа, имеющих на балансе жилищный фонд, пунктов предоставления в безналичной форме жилищных субсидий малоимущим гражданам, у которых плата за обслуживание жилья и оказанные коммунальные услуги превышает установленный стандарт в совокупном доходе семьи;
- исключение возможностей отказа в выделении жилищных субсидий гражданам, имеющим на них право, под каким бы то ни было предлогом, включая обязанности выплачивать субсидии и гражданам, проживающим в домах ведомственного жилищного фонда и домах, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций;
- при определении величины субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг запрещается исключение отдельных видов платежей (оплата жилья, плата за найм, за водоснабжение, канализацию, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение);
- установление процедур, не допускающих отказа в выдаче субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим просроченную задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки.
С выработкой методики по оперативному отражению нормативных затрат по пользованию жилищно-коммунальными услугами для расчета прожиточного минимума федеральными органами власти данный механизм учета потребуется внедрить и в Ненецком автономном округе.
4.7.4. В целях создания эффективной системы воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также защиты граждан от необоснованных санкций организаций, управляющих жилым фондом, и контроля за обоснованностью применения мер принуждения к должникам в течение 1998 года при администрациях округа, г. Нарьян-Мара, пос. Искателей и Амдерма решением соответствующих администраций должны быть созданы комиссии по жилищным спорам, куда необходимо включить представителей органов местного самоуправления, работников окружной государственной жилищной инспекции, окружной службы социальной защиты, а также юристов и экономистов.
К функциям окружной комиссии по жилищным спорам предлагается отнести:
- проведение работы по выработке схем и мероприятий по погашению задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг;
- консультирование семей по вопросам получения различных видов социальной помощи и содействие в ее получении;
- организацию добровольного обмена жилыми помещениями, если одна из семей имеет длительную задолженность (свыше 6 месяцев) по оплате жилья;
- формирование обменного фонда жилья для переселения;
- выявление нанимателей - злостных должников по оплате жилфонда, и организацию подачи судебного иска на взыскание задолженности.
4.7.5. В случае, если в течение 1998 года не будут приняты федеральные законы по упорядочению применения льгот по оплате гражданами содержания жилья и коммунальных услуг, администрация округа с целью соблюдения принципов социальной справедливости выйдет в январе 1999 года в Собрание депутатов округа с законодательной инициативой по принятию закона округа, устанавливающего льготную адресную оплату содержания жилья и коммунальных услуг непосредственно в доле конкретного гражданина и нераспространение льгот на всех членов его семьи, льгот не имеющих.
4.8. Формирование системы регулирования и учета расхода воды, газа, электрической и тепловой энергии
4.8.1. Правительство Российской Федерации своим Постановлением N 1087 от 2 ноября 1995 года "О неотложных мерах по энергосбережению" приняло решение о переходе к 2000 году на приборный учет энергоресурсов, обязательность которого также регламентирована Федеральным законом от 3 апреля 1996 года "Об энергосбережении".
4.8.2. Первым, наиболее значимым этапом внедрения приборов регулирования и учета энергетических ресурсов и воды является обеспечение ими объектов бюджетной сферы в течение 1998 года. Эта задача определена Постановлением Правительства Российской Федерации N 832 от 8 июля 1997 года "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы". Для оснащения бюджетных организаций окружного и муниципального уровней приборами регулирования и учета воды и энергоресурсов потребуется:
- теплосчетчиков АО "Тепломер" или фирмы "Ценнер" ДУ-50 - 65 штук на сумму 289,25 млн. рублей;
- регуляторов температуры для систем отопления РТ-ДО, ДУ 40-50 - 65 штук на сумму 143 млн. рублей;
- счетчиков горячей воды ВСГ-25 - 25 штук на сумму 28,15 млн. рублей;
- счетчиков холодной питьевой воды ВСХ-32 - 40 штук на сумму 28,72 млн. рублей.
Итого общая потребность в средствах составит 489,12 млн. рублей без учета стоимости транспортировки и установки приборов.
Средства, необходимые для оснащения бюджетных организаций приборами регулирования и учета воды и энергоресурсов, необходимо будет предусмотреть в окружном бюджете и бюджетах соответствующих сельских и поселковых администраций на 1998 год.
С внедрением приборов регулирования и учета в бюджетных организациях потребуется создание ремонтно-эксплуатационной базы и рабочих мест на предприятии АОЗТ "Приборсервис", для чего администрации округа необходимо будет оказать содействие данному предприятию в поиске и оформлении кредитной линии в коммерческих банках как в округе, так и за его пределами.
4.8.3. Для оснащения жилых домов приборами регулирования и учета воды и энергоносителей в окружной администрации в первом квартале 1998 года должен быть разработан и утвержден план мероприятий. План должен быть разработан на перспективу с 1998 по 2003 годы.
В соответствии с федеральной концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в области ресурсосбережения планируется в 1997-1998 годах переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды и энергоресурсов в жилых домах - новостройках, реконструируемом или капитально отремонтированном жилье, а с 2001 года установка приборов индивидуального учета и регулирования потребления воды и энергоресурсов во всех жилых домах муниципального фонда будет носить обязательный характер. Это и многое другое должно лечь в основу окружного плана мероприятий по оснащению приборами учета и регулирования потребления ресурсов в жилых домах на 1998-2003 годы.
Администрация округа должна будет обеспечить создание нормативно-правовой базы энергосбережения и поддержку из окружного бюджета наиболее значимых проектов, таких как обучение специалистов в области учета и регулирования использования воды, газа и энергоресурсов, а также обеспечение лицензирования деятельности предприятий, организаций и специалистов по организации учета расхода энергоресурсов. Кроме этого, администрация округа ставит перед собой задачу разработать и включить в план окружных мероприятий по энергосбережению на 1998-2003 годы механизмы финансирования развития системы учета энергоресурсов и оснащения приборами учета потребителей в быту за счет привлечения различных внебюджетных источников финансирования.
4.9. Государственная поддержка развития и модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства
4.9.1. Учитывая наличие высокого износа зданий, оборудования и инженерных сетей коммунальной энергетики, в округе на первом и втором этапах реформы жилищно-коммунального хозяйства (1997-2000 годы) планируется начало, продолжение строительства, а также реконструкция наиболее значимых объектов.
Это прежде всего:
- строительство магистрального теплопровода центрального отопления от котельной N 13 тепличного комбината до микрорайона "Центральный" в г. Нарьян-Маре;
- строительство новой электростанции и ЛЭП-35 кВ в г. Нарьян-Маре;
- расширение полей фильтрации для увеличения объемов очистки стоков на головных очистных сооружениях в г. Нарьян-Маре;
- проводка и обустройство новых артезианских скважин питьевой воды, а также строительство станции 2 подъема на водозаборе в г. Нарьян-Маре;
- переоборудование складов ГСМ и отопительных котельных в пос. Амдерма для хранения и использование сырой нефти и мазута;
- строительство зданий электростанций и монтаж дизель-генераторов в поселках Индига, Хорей-Вер, Усть-Кара, Бугрино;
- строительство питьевого водозабора в пос. Индига;
- строительство водонапорной башни в с. Лабожское.
Источниками финансирования строительства данных объектов являются или должны стать соответствующие статьи окружного бюджета и средства, привлеченные по кредитным линиям коммерческих банков.
4.9.2. Ежегодно администрация округа в 1998-2003 годы в летний период планирует последовательно проводить текущую реконструкцию и ремонт электрических и тепловых сетей в поселках и сельских населенных пунктах округа.
В 1998 году планируется провести срочный ремонт и обновление линий электропередач в поселках Хорей-Вер и Бугрино, для чего потребуется не менее 10 км алюминиевого провода и по 50 кубометров строевого (мачтового) леса. Запланировано провести капитальный ремонт дизеля на электростанции в пос. Харута, отопительных котлов в пос. Тельвиска.
4.9.3. В 1998-1999 годах планируется построить новые бани в селах Макарово, Хонгурей и Нельмин-Нос.
5. Этапы реализации Программы
I этап: 1997-1998 годы:
- разработка и принятие на окружном уровне нормативных и законодательных актов для реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в округе;
- разработка и внедрение нового кредитно-финансового механизма для развития жилищно-коммунального хозяйства округа;
- проведение разграничения функций заказчика и подрядчика в поселковых и сельских структурах жилищно-коммунального хозяйства округа;
- проведение разгосударствления эксплуатационных организаций, не связанных с внешним сетевым инженерным хозяйством;
- переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- доведение доли муниципального жилищного фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 30 процентов;
- создание нормативной базы для проведения отбора обслуживающих муниципальный жилой фонд организаций на конкурсной основе;
- переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья в муниципальном жилищном фонде;
- обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации мер по снижению затрат на предоставление услуг;
- проведение реформы в вопросах упорядочения предоставления льгот на жилищно-коммунальные услуги отдельным категориям граждан и определение источников финансирования льгот;
- включение в ставку оплаты жилья платы за наем и расходов на его капитальный ремонт;
- введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятий ЖКХ - естественных монополистов;
- введение ставок жилья с учетом их дифференцирования в зависимости от качества и местоположения жилья, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
- введение и применение федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг;
- демонополизация деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства округа;
- создание органа жилищно-коммунальной инспекции;
- организация переобучения кадров, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, для работы в новых рыночных условиях;
- установка приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в организациях и учреждениях бюджетной сферы и переход на оплату на основе показаний приборов учета;
- переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления тепла, воды, газа и других ресурсов в жилых домах - новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном муниципальном жилье.
II этап: 1999-2000 годы:
- доведение доли муниципального жилого фонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 60 процентов. Повсеместное внедрение практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в муниципальном жилом фонде;
- переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья;
- поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость услуг;
- разработка инвестиционных проектов для привлечения организациями жилищно-коммунального хозяйства округа средне- и долгосрочных кредитов на реконструкцию и развитие инженерной инфраструктуры;
- завершение установки приборов учета воды и энергоресурсов и перехода бюджетных организаций и учреждений на оплату за воду и энергоресурсы на основании показаний приборов учета.
III этап: 2001-2003 годы:
- доведение доли муниципального жилфонда, обслуживаемого на конкурсной основе, до 100 процентов;
- завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт (включая капитальный) жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек;
- введение системы обязательного страхования жилья;
- обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов;
- широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской и сельской жилищно-коммунальной инфраструктур с использованием различных источников инвестирования;
- внедрение и распространение в округе новой формы жилищно-коммунального обслуживания товариществ собственников жилья.
6. Организационное и информационное обеспечение реализации Программы
6.1. Программа реформы жилищно-коммунального хозяйства округа предполагает выработку единой политики в вопросах управления, финансирования, модернизации всего жилищно-коммунального комплекса, а также осуществления антимонопольного контроля и мер социальной защиты населения при переходе его на безубыточное функционирование.
Программа носит общий характер и на ее основе могут вырабатываться собственные программы аналогичного характера для каждого муниципального образования округа.
6.2. Главным органом, ответственным за реализацию Программы в округе, является управление по жилищной и строительной политике окружной администрации, возглавляемое начальником Управления. В муниципальных образованиях округа за реализацию Программы отвечают главы этих образований.
6.3. Главам муниципальных образований округа рекомендуется определить работников аппаратов, отвечающих за:
- формирование нормативной базы реформы ЖКХ в органе местного самоуправления;
- введение договорных отношений в ЖКХ муниципального образования;
- формирование политики ресурсосбережения;
- соблюдение тарифной политики в сфере жилищно-коммунальных услуг;
- осуществление мер социальной защиты малообеспеченных семей при повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения;
- контроль за деятельностью предприятий - естественных монополистов в области предоставления жилищно-коммунальных услуг;
- информационное обеспечение населения, касающееся вопросов реформы жилищно-коммунального хозяйства.
6.4. Для формирования нормативно-правовой базы осуществления реформы ЖКХ округа на уровне органов государственной власти округа и органов местного самоуправления требуется принять следующие законодательные, нормативные акты и документы:
- закон Ненецкого автономного округа "Об упорядочении льгот для населения при оказании жилищно-коммунальных услуг";
- постановление администрации округа "О реформировании структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством округа";
- постановление администрации округа "О создании жилищной инспекции в Ненецком автономном округе";
- примерный договор на управление жилищным фондом;
- примерный договор подряда на техническое обслуживание жилищного фонда;
- примерный устав предприятия по управлению жилищным фондом;
- типовой договор на оказание услуг по теплоснабжению;
- типовой договор по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению;
- положение о порядке конкурсного отбора предприятий для проведения капитального ремонта жилфонда;
- положение о порядке конкурсного отбора предприятий для выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда;
- примерный договор на эксплуатацию дорожно-мостового хозяйства;
- положение о контрактной системе регулирования трудовых взаимоотношений на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства;
- примерный устав товарищества собственников жилья;
- нормативно-правовые акты и решения органов местного самоуправления, стимулирующие ресурсосбережение при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- примерное положение о проведении подрядных торгов среди субъектов малого предпринимательства по размещению муниципальных заказов на оказание жилищно-коммунальных услуг.
6.5. Задачами информационного обеспечения хода реформы жилищно-коммунального хозяйства округа являются:
- достаточное и доступное снабжение всех структур и звеньев жилищно-коммунального хозяйства нормативно-методическими материалами по вопросам внедрения рыночных отношений во все сферы жилищно-коммунального хозяйства;
- внедрение компьютерных систем в диспетчеризацию и управление процессами оказания услуг коммунального назначения, а также при проведении расчетов жилищно-коммунальных платежей и оценки показателей платежеспособности населения в оплате жилищно-коммунальных услуг;
- разъяснение и пропаганда среди населения организационных мероприятий хода реформы ЖКХ округа;
- разъяснительная работа в сфере привлечения на рынок жилищно-коммунальных услуг организаций, оказывающих услуги населению;
- формирование статистической отчетности по вопросам хода реформы ЖКХ округа.
6.6. Установить, что до передачи обязательств по составлению свода основных показателей формы 22 ЖКХ в ведение окружного управления Госкомстата Российской Федерации этой работой обязано заниматься управление по жилищной и строительной политике администрации округа.
"Службы заказчика" по ЖКУ и все коммунальные предприятия округа обязаны в установленные сроки предоставлять управлению информацию, необходимую для составления формы 22 ЖКХ и отчета о ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства перед соответствующими федеральными органами власти.
6.7. Правильное понимание населением проводимых в жилищно-коммунальном хозяйстве округа рыночных преобразований будет формироваться только при целенаправленной пропаганде задач и методов осуществления реформы, которая должна вмещать в себя:
- выступления ответственных и компетентных работников администраций всех уровней исполнительной власти округа перед общественностью и группами населения;
- отслеживание и освещение в средствах массовой информации положительных примеров и анализ отрицательных моментов, выявившихся в ходе реформы ЖКХ;
- проведение прямых линий с населением, ответы на вопросы общественности и прессы;
- репортажи и статьи в средствах массовой информации, описывающие конкретные меры администраций в области реформы ЖКХ округа.
7. Заключение
7.1. Настоящая Программа, разработанная на срок с 1997 по 2003 годы, не в состоянии предусмотреть всех возможных изменений в политической и экономической сферах государства в период своего действия. По этой причине отдельные разделы, пункты и абзацы текста Программы будут перерабатываться. Изменения, вносимые в Программу, будут утверждаться нормативными актами государственных органов власти округа.
Программа служит основой для разработки муниципальных программ реформы жилищно-коммунального хозяйства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Ненецкого автономного округа от 30 января 1998 г. N 43 "Об утверждении Программы реформы жилищно-коммунального хозяйства в Ненецком автономном округе"
Отдельные пункты статьи 4 Программы вводятся в действие:
- п. 4.1.1, абзац 4 с 1 апреля 1998 г.;
- п. 4.2.1, абзац 1 с 1 июля 1998 г.;
- п. 4.2.4, абзац 1 с 1 июля 1998 г.;
- п. 4.5.2, абзац 1 с 1 июля 1998 г.;
- п. 4.5.2, абзац 2 с 1 июля 1998 г.;
- п. 4.6.2 с 1 октября 1998 г.;
- п. 4.6.3 с 1 октября 1998 г.;
- п. 4.6.4 с 1 июля 1998 г.;
- п. 4.6.5 с 1 июня 1998 г.;
- п. 4.6.6 с 1 апреля 1998 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 1 сентября 2008 г. N 143 настоящее постановление признано утратившим силу