Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV
Инвентаризация активов и обязательств
44. Проведение инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета (далее - инвентаризация) осуществляется в соответствие с Федеральным законом N 402-ФЗ, разделом VIII Стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности", Приказом Минфина России N 49 и настоящим Положением.
45. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных лиц.
Пункт 46 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
46. Основанием для проведения инвентаризации является решение о проведении инвентаризации органа государственной власти, в котором указывается цель и сроки проведения инвентаризации.
Пункт 47 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
47. Проведение в органе государственной власти инвентаризации осуществляется комиссией по поступлению и выбытию активов в соответствии с Положением о комиссии по поступлению и выбытию активов.
Пункт 48 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
48. При комиссии по поступлению и выбытию активов могут создаваться рабочие комиссии.
49. Инвентаризации подлежат все финансовые и нефинансовые активы (далее - активы) органа государственной власти независимо от его местонахождения, материальные ценности, находящиеся на забалансовых счетах, все виды обязательств, доходы и расходов будущих периодов, резервы предстоящих расходов.
50. Основными целями инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия активов и активов, не учтенных в бухгалтерском учете;
2) сопоставление фактического наличия активов с данными бухгалтерского учета;
3) проверка полноты отражения в учете обязательств;
4) соответствие имущества критериям признания актива;
5) оценивание правильности использования имущества;
6) определение наличия у имущества полезного потенциала;
7) определение срока полезного использования материальных запасов, которые находятся в эксплуатации более 12 месяцев;
8) выяснение у ответственного лица причин расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
9) проверка фактического наличия инвентаризируемых объектов, пересчет количества имущества, бланков строгой отчетности, денежных средств в кассе;
10) проверка состояния имущества и его назначения, в том числе выявление признаков обесценения;
11) проверка правильности расчета и обоснованности создания резервов, достоверности расходов будущих периодов;
12) проверка документации по активам и обязательствам;
13) выявление дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию и сомнительной, подготовка предложений о списании такой задолженности;
14) выявление кредиторской задолженности, не востребованной кредиторами, подготовка предложений о списании такой задолженности;
15) составление инвентаризационных описей, в которых указываются все объекты инвентаризации, их количество, статус и целевая функция объектов;
16) составление ведомости по расхождениям, в случае их обнаружения, а также выявление причин таких отклонений;
Подпункт 17 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
17) оформление протокола заседания комиссии по поступлению и выбытию активов;
18) подготовка предложений по изменению учета и устранению операций, которые повлекли неточности и ошибки.
Пункт 51 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
51. Имущество, не соответствующее условиям признания активом, выявляется по результатам обобщения информации о статусе объекта учета, целевой функции актива и отражается в соответствующих графах инвентаризационной описи (сличительной ведомости).
52. В отношении объектов основных средств применяются следующие значения статуса объекта учета и целевой функции актива:
Варианты статуса объекта учета |
Код |
Варианты целевой функции актива |
Код |
в эксплуатации |
01 |
продолжить эксплуатацию |
01 |
требуется ремонт |
02 |
ввести в эксплуатацию |
02 |
находится на консервации |
03 |
выполнить ремонт |
03 |
не соответствует требованиям эксплуатации |
04 |
консервация объекта |
04 |
не введен в эксплуатацию |
05 |
дооборудование |
05 |
не эксплуатируется (не используется) |
06 |
списание |
06 |
требуется модернизация |
07 |
утилизация |
07 |
требуется реконструкция |
08 |
перевод в иную категорию |
08 |
- |
- |
осуществить передачу |
09 |
- |
- |
модернизация |
10 |
- |
- |
реконструкция |
11 |
Пункт 53 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
53. В отношении материальных запасов применяются следующие значения статуса объекта учета и целевой функции актива:
Варианты статуса объекта учета |
Код |
Варианты целевой функции актива |
Код |
в эксплуатации |
01 |
продолжить эксплуатацию |
01 |
в запасе (для использования) |
02 |
использовать |
02 |
в запасе (на хранении) |
03 |
продолжить хранение |
03 |
ненадлежащего качества |
04 |
выполнить ремонт |
04 |
поврежден |
05 |
списание |
05 |
истек срок хранения |
06 |
перевод в иную категорию |
06 |
не используется |
07 |
осуществить передачу |
07 |
Пункт 54 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
54. Проведение инвентаризации обязательно в случаях, установленных пунктами 31-32 Приложения 1 к федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденному Приказом N 274н.
55. Утратил силу с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
56. При выходе в отпуск, выбытии в командировку, на период временной нетрудоспособности или иной период временного отсутствия ответственного лица нефинансовые активы передаются лицу, временно исполняющему его обязанности, на основании акта приема-передачи нефинансовых активов согласно Приложению 9 к настоящему Положению.
57. Периодичность проведения инвентаризации:
1) основных средств - ежегодно;
2) материальных ценностей - ежегодно;
3) обязательств - ежегодно;
4) кассы и денежных документов - не реже одного раза в год.
58. Проверка фактического наличия активов и обязательств производится при участии ответственных лиц.
Абзац утратил силу с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
Пункт 59 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
59. Перед началом проведения инвентаризации фактического наличия нефинансовых и финансовых активов комиссии по поступлению и выбытию активов надлежит получить в Комитете последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Во время проведения инвентаризации все операции по приему и отпуску активов должны быть прекращены.
Имущество, которое поступило во время инвентаризации, принимают ответственные лица в присутствии членов комиссии по поступлению и выбытию активов и заносят его в отдельную инвентаризационную опись. В акт о результатах инвентаризации такое имущество не включается. Описи прилагают к акту о результатах инвентаризации.
60. Ответственные лица оформляют расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы сданы в Комитет, отражены в регистрах бухгалтерского учета или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
61. Сведения о фактическом наличии активов записываются в инвентаризационные описи. На основании инвентаризационной описи составляется акт о результатах инвентаризации. При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту о результатах инвентаризации прилагается ведомость расхождений по результатам инвентаризации.
Пункт 62 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
62. Комиссия по поступлению и выбытию активов обеспечивает полноту и точность внесения в инвентаризационные описи данных о фактических остатках основных средств, материальных ценностей, денежных средств и других активов, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия по поступлению и выбытию активов обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения актива и несоответствия условиям актива.
63. Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
Пункт 64 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
64. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в инвентаризационных описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
На каждой странице инвентаризационной описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Изменение документов инвентаризации, созданных в электронной форме, осуществляется посредством формирования документа, уточняющего ранее отраженные показатели (изменения инвентаризационной описи, сличительной ведомости, акта о результатах инвентаризации).
Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии по поступлению и выбытию активов и ответственными лицами.
Пункт 65 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
65. В инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.
На последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов комиссии по поступлению и выбытию активов.
Пункт 66 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
66. Инвентаризационные описи подписывают все члены комиссии по поступлению и выбытию активов и ответственные лица. В начале инвентаризационной описи ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.
Пункт 67 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
67. Если инвентаризация объектов нефинансовых активов проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе комиссии по поступлению и выбытию активов должны быть опечатаны.
Пункт 68 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
68. При инвентаризации основных средств члены комиссии по поступлению и выбытию активов производят осмотр объектов, устанавливают физическое (моральное) состояние и заносят в инвентаризационные описи полное их наименование, инвентарные номера и их количество.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости члены комиссии по поступлению и выбытию активов проверяют наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности (оперативном управлении) органа государственной власти.
69. При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:
1) свидетельства, патенты и лицензионные договоры, которые подтверждают исключительные права учреждения на активы;
2) учтены ли активы на балансе и нет ли ошибок в учете.
Пункт 70 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
70. При выявлении нефинансовых активов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, члены комиссии по поступлению и выбытию активов должны включить в инвентаризационную опись правильные сведения и показатели по этим объектам.
71. Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении инвентаризаций, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.
72. Объекты нефинансовых активов вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.
Пункт 73 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
73. Если комиссией по поступлению и выбытию активов установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.
74. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в инвентаризационные описи N ИНВ-1 (ф. 0317001) индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.
75. При инвентаризации материальных запасов в инвентаризационные описи данные заносятся по каждому отдельному наименованию с указанием количества и других необходимых данных.
Пункт 76 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
76. Инвентаризация материальных запасов должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении материальных запасов в разных изолированных помещениях у одного ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения.
После проверки ценностей вход в помещение не допускается (опечатывается), и комиссия по поступлению и выбытию активов переходит для работы в следующее помещение.
Пункт 77 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
77. Комиссия по поступлению и выбытию активов в присутствии ответственных лиц проверяет фактическое наличие материальных запасов путем обязательного их пересчета, перевешивания или измерения.
Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках ценностей со слов ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Пункт 78 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
78. Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются ответственными лицами в присутствии членов комиссии по поступлению и выбытию активов и приходуются после инвентаризации.
Эти материальные запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием "Материальные запасы, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя комиссии по поступлению и выбытию активов (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
Пункт 79 изменен с 11 марта 2024 г. - Приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 11 марта 2024 г. N 3
79. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя органа государственной власти и главного бухгалтера в процессе инвентаризации материальные запасы могут отпускаться ответственными лицами в присутствии членов комиссии по поступлению и выбытию активов.
Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие материальные ценности во время инвентаризации.
В расходных документах делается отметка за подписью председателя комиссии по поступлению и выбытию активов или по его поручению члена комиссии.
80. При инвентаризации денежных средств, дене
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.