Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио, административное дело N 2а-213/2023 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Люблинского районного суда адрес от 25 мая 2023 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении административного искового заявления Галеева Ильи Александровича к призывной комиссии адрес, военному комиссариату (объединенному) адрес, ФКУ "Военный комиссариат адрес" об оспаривании решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Галеев И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии адрес, военного комиссариата (объединенного) адрес об отказе в замене военной службы альтернативной.
Требования мотивированы тем, что такое решение является незаконным и необоснованным, нарушающим его конституционные права, противоречит его убеждениям.
Люблинским районный суд адрес 25 мая 2023 года постановлено приведенное выше решение об отказе в удовлетворении административного иска, об отмене которого как незаконного по доводам апелляционной жалобы просит административный истец Галеев И.А, полагая, что установленные судом первой инстанции обстоятельства, имеющие значение для административного дела, не доказаны, выводы суда не соответствуют обстоятельствам административного дела, судом допущено нарушение норм материального права.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения административного истца фио и его представителя фио, обсудив доводы апелляционной жалобы, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, не сообщивших об уважительных причинах своей неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Галеев И.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате (объединенном) адрес с 20 января 2022 года.
05 сентября 2022 года Галеев И.А. в военный комиссариат представил заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Решением призывной комиссии адрес от 21 ноября 2022 года Галееву И.А. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" в связи с тем, что характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам о том, что несение военной службы противоречит убеждениям.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение принято без нарушения норм закона и прав административного истца, заявление рассмотрено на заседании призывной комиссии в установленном порядке ; наличие убеждений, препятствующих несению военную службы, не были установлены.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований согласиться не может в силу следующего.
Согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" (далее- Федеральный закон N113-ФЗ) альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Частью 1 ст. 10 Федерального закона N113-ФЗ предусмотрено, что направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее также - заявление);
рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Положениями статьи 11 Федерального закона N 113-ФЗ установлено, что граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене (пункт 3 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ).
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, согласно пункту 7 статьи 12 Федерального закона N 113-ФЗ подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), за исключением граждан, в том числе которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу (пункт 2 статьи 22, статья 24 этого же федерального закона).
В соответствии с пунктом 4 названной статьи решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
Из материалов дела следует, что оспариваемое решение принято в отношении фио, не достигшего совершеннолетия.
Административному истцу исполнилось 18 лет 09 января 2023 года и с этого времени в отношении него могут проводиться мероприятия, связанные с призывом на военную службу, приниматься какие-либо решения о призыве, замене военной службы альтернативной или отказе в этом.
При указанных обстоятельствах у суда имелись правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда, которым указанные обстоятельства не были учтены, нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об удовлетворении заявленных Галеевым И.А. требований.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Люблинского районного суда адрес от 25 мая 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым требования фио удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии адрес от 21 ноября 2022 года об отказе Галееву Илье Александровичу в замене военной службы альтернативной гражданской службой.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.