Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Татаринове А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N 2а-219/2023 по апелляционной жалобе представителя административного истца фио по доверенности фио на решение Перовского районного суда адрес от 15 июня 2023 года, которым постановлено об отказе в удовлетворении административных требований Родина Евгения Александровича к призывной комиссии адрес, военному комиссариату адрес об обжаловании заключения призывной комиссии, обязании принять решение о выдаче военного билета
УСТАНОВИЛА:
фио обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии адрес, отделу военного комиссариата по Перовского району адрес и просил признать незаконным и отменить решение призывной комиссии о признании непрошедшим военной службы, не имея на то законных оснований, а также обязать выдать военный билет.
Требования мотивированы тем, что административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва в связи с обучением.
После получения повестки явился в военный комиссариат для прохождения призывных мероприятий. поскольку имелись проблемы со здоровьем, призывной комиссией административному истцу предоставлена отсрочка. Осенью он уже достиг непризывного возраста.
Однако 05 октября 2021 года принято решение в виду заключения о признания не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
По убеждению административного истца, для принятия решения оснований не имелось, так как он не уклонялся от прохождения военной службы.
Перовским районным судом адрес 15 июня 2023 года постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит административной истец по доводам апелляционной жалобы.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом, Родин Е. А, паспортные данные, состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата адрес.
В 2012 году Родин Е.А. поступил на обучение в ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет МЭИ", в связи с чем ему предоставлена отсрочка от призыва на военную службу.
Родину Е.А. с 29 июня 2016 года по 05 февраля 2017 года предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам.
С 22 июня 2017 года Родин Е.А. отчислен из университета за невыполнение учебного плана в 8 семестре 4 курса.
С 05 февраля 2018 года Родин Е.А. восстановлен в университете, и в 2018 году он получил диплом о получении степени бакалавра.
В том же году Родин Е.А. поступил ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет МЭИ" на обучение по программе магистратуры, окончание обучения предполагалось в 2020 году.
Отдел военного комиссариата адрес неоднократно обращался к начальнику Отдела МВД России по адрес о выявлении фио для составления протокола об административном правонарушении, в связи с неявкой по вызовам в военкомат.
Также имели место быть неоднократные обращения к ректору ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" об оповещении призывника фио о явке в отдел военного комиссариата.
Согласно ответам из ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" студент - призывник отказался получать повестки о явке в отдел военного комиссариат, о чем были составлены акты 11 апреля, 09 июня 2018 года. 18 сентября 2019 года Родину Е.А. по телефону сообщили о явке для получения повестки в военный комиссариат на 14 октября 2019 года, но он за получением повестки не явился.
Родин Е.А. явился в военный комиссариат 22 марта 2021 года, прошел медицинское обследование, призывной комиссией направлен на дополнительное медицинское обследование.
19 мая 2021 года призывной комиссией установлена категория годности "г".
Родин Е.А. направлен на контрольное медицинское освидетельствование и 14 июля 2021 года по итогам медицинского освидетельствования Родину Е.А. установлена категория годности к военной службе Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями), решение призывной комиссии от 19 мая 2011 года отменено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что Родин Е.А. уклонялся от призыва на военную службу, поскольку по неоднократным вызовам в военный комиссариат не явился, отказывался получать повестки, направленные военным комиссаром в учебное заведение, тем самым намеренно избежал возложенных на него обязанностей по призыву.
Судебная коллегия находит приведённые выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтверждёнными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС РФ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Так, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской службе и воинской обязанности" (далее - Федеральный закон N53-ФЗ).
Федеральный законодатель полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей прохождение военной службы по призыву, возложил на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения; призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии (статьи 1, 5, 26 Федерального закона N 53-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона N 53-ФЗ, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Статья 28 Федерального закона N 53-ФЗ, закрепляя обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривает принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 и 4 статьи 23, статьей 24 указанного федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 этой же статьи).
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 (далее - Положение о призыве на военную службу).
В силу пункта 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, - на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно пункту 19 Положения о призыве на военную службу призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы статьей 26 Федерального закона N 53-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3).
Согласно статье 31 Федерального закона N 53-ФЗ, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно положениям абзаца 5 названного пункта статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ граждане обязаны сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 (действующей на момент принятия оспариваемого решения), предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе, по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
На гражданина возложена обязанность по явке в военный комиссариат для сообщения сведений об изменении семейного положения, образования и т.д.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В материалах дела имеются доказательства направления военным комиссариатом административному истцу извещений о явке на призывные мероприятия.
Согласно справке ФГБОУВО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" Родин Е.А. в 2018 году поступил в магистратуру, однако в военный комиссариат административный истец такие сведения не сообщил, отсрочку от призыва по этому основанию ему не предоставлялась.
Родин Е.А. окончил обучение в 2020 году, поскольку был отчислен за неуспеваемость, однако о данном обстоятельстве военный комиссариат в известность не поставил.
Таким образом, суд пришел к правильным выводам о том, что Родиным Е.А. совершены действия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом N 53-ФЗ, а также уклонении от призыва на военную службу, поэтому военным комиссариатом доказано, что обжалуемое решение принято обоснованно, заключение дано в рамках предоставленной ответчику компетенции с соблюдением установленного порядка, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции верно отказал в удовлетворении административных исковых требований; решение суда об этом является законным и обоснованным; оно принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 КАС РФ; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
Оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы не имеется; они направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст.ст.177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Перовского районного суда адрес от 15 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 сентября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.